Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыКонспект урока обществознания "Юридическая ответственность" (9 класс)

Конспект урока обществознания "Юридическая ответственность" (9 класс)

Скачать материал

Тема:  Юридическая  ответственность.  Виды юридической ответственности.

Цели:

1)     разъяснить учащимся основные понятия темы, структуру, признаки и принципы юридической ответственности;

2)     продолжить формирование правовой культуры, навыки работы с источниками и делать выводы, работы в парах и группах;

- научить анализировать правовые ситуации;

      3) продолжить содействовать воспитанию гражданственности,         патриотизма, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

После изучения темы  учащиеся должны:

- знать, что  такое юридическая ответственность

- знать, что налагается от имени государства

- получить представление об основных принципах юридической ответственности;

- уметь объяснять моральный смысл принципа – «справедливость»

- различать виды юридической ответственности в зависимости от вида правонарушений.

Форма урока:

Средства:

- ИКТ – презентация, видео (фрагмент  из «Новостей», фрагменты фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»)

-  документы- Конституция, выдержки из Административного права, Трудовой . Уголовный и Гражданский кодексы.

План:

                     Понятие юридическая ответственность

                     Признаки.

                     Цели: наказание, перевоспитание, предупреждение.

                     Принципы юридической ответственности

1 стадия  «Вызов» - видео-фрагмент – выступление  Д.И.Медведева

( об изменениях по вопросам  юридической ответственности)

Учитель: Как вы поняли, ребята, тема наших уроков «Юридическая ответственность».

Делим класс на три группы и даём понятия по  трём темам, из которых они составляют логическую схему:

1 группа -  «Виды правонарушений» - правонарушения, преступления, проступки, административные, гражданские, дисциплинарные.

2 группа – «Признаки правонарушений» - действие, бездействие, противоправное, вина, дееспособность.

3 группа – «Формы  вины» - умысел, неосторожность, прямой, косвенный, по легкомыслие, небрежность.

 Тема сегодняшнего урока является продолжением предыдущих уроков, поэтому мы начали с логических схем.

1.      Понятие  «юридическая ответственность»

 Учитель зачитывает:

                      Судебный случай:

«В результате ДТП  был причинён ущерб  двум автомашинам. ГИБДД  была установлена вина Сидорова – водителя ВАЗ-2104. Иванову – владельцу одной из автомашин – необходимо возместить причинённый ущерб. Для этого он  в специализированном экспертном учреждении оценил возникший ущерб, который включает в себя стоимость ремонта, стоимость заменённых частей, потерю товарного вида машины, а также стоимость проведения самой оценки, о чём были составлены акт и калькуляция. На данную оценку Иванов пригласил виновника аварии, но тот не явился и отказался добровольно возместить ущерб. В связи с отказом Сидорова Иванов вынужден был обратиться в суд с требованием о взыскании причинённого ущерба. Суд рассмотрел требования и удовлетворил исковые требования в полном объёме».

Данный судебный случай  даёт представление и об ответственности.

Давайте  дадим определение понятию «ответственность»

Как вы думаете, что такое ответственность?

(записываем возможные варианты на доске – составляем кластер)

А теперь проверим себя.

Работаем с презентацией  слайды  № 1-4.

Ответственность -

1)  ответ государства  за неправомерные действия лица

2) ответ лица за свои неправомерные действия

Юридическая ответственность-применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.

Цели:
Цели юридической ответственности

(кластер)

n    Наказание

n    Перевоспитание

n    предупреждение

Учитель: «Каково деяние – таково и воздаяние», говорили древние.  Как вы думаете, что они имели ввиду?

  Обобщаем ответы учащихся.

2 стадия –«Осмысление»  (Используем приём «Учимся вместе»)

Принципы юридической ответственности. Класс делится на 8 групп – соответственно  принципам  юридической ответственности – данным в учебнике работаем в паре,  выступаем и записываем (слайды презентации)

                     Виды юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности:
 1. Законность

- Только за деяние предусмотренное законом

- В случае совершения правонарушения используется закон

 

2.Обоснованность

n    Тщательность изучения

n    Правильная правовая оценка всех обстоятельств правонарушения

3. Неотвратимость

n   Правонарушитель не останется безнаказанным

4. Своевременность

n    Возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности

(установленный законом период)

5. Индивидуальная ответственность

n    Характер правонарушения

n    Последствия

n    Особенности лица, совершившего правонарушения (смягчающие и отягчающие обстоятельства)

6. Состязательность

n    Активно участвовать в процессе

n    Прибегать к защите адвоката

7. Презумпция невиновности

n    Статья 49 Конституции Российской Федерации

8. Справедливость

  Виды  юридической ответственности.

Просмотр  видео – отрывки « В автобусе» и «На складе»- задание:

Какие виды правонарушения вы увидели  в отрывках?

Определите,  какие меры наказания предусмотрены  за данные правонарушения?

 ( работа с классом) .

  Делим на  5 групп  - каждая работает с отдельным видом ответственности по плану, предложенному (таблица) – затем собираем в «Корзину» , т.е общая таблица, (презентация)

 какие виды ответственности представлены в отрывке фильма?

Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности:

- Деятельное раскаяние (ст.75 УК)

- примирение с потерпевшим ( если впервые совершено преступление небольшой тяжести  ст. 76  УК РФ)

- изменение обстановки ( ст 77 УК РФ)

- истечение сроков давности (ст 78 УК РФ)

Отдельные обстоятельства исключают преступность деяния:

- необходимая оборона

- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

- крайняя необходимость

- физическое или психическое принуждение

- обоснованный риск

- исполнение приказа или распоряжения.

 

2.      Рефлексия. (совпадает с закреплением)

1.      Разминка

Вопросы из сказок

1)     Кто из сказочных героев стал жертвой преступления проявив преступную самонадеянность пренебрегая  элементарными правилами техники безопасности?

А) Красная Шапочка

Б) Муха- Цокотуха

В) Стойкий оловянный солдатик

Г)   Колобок

              2) Какое обвинение по степени  значимости  правонарушения  можно предъявить Карабасу - Барабасу как хозяину кукольного театра?

              А) неуплата налогов

              Б) эксплуатация детского труда

              В) жестокое обращение с детьми

              Г) отсутствие лицензии

           3) Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе:

              А) хулиганство

              Б) покушение на убийство

              В) терроризм

              Г) разбой.

 А теперь задания из экзаменационных тестов   9 класса:

         А1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса  нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1)     Административного

2)     Уголовного

3)     Гражданского

4)     Трудового

А2. Гражданин был  уволен с работы. Куда ему необходимо обратиться для отмены неправомерного, по его  мнению, решения администрации  предприятия и восстановления на работе?

1)     К нотариусу

2)     В суд

3)     В органы внутренних дел

4)     В прокуратуру.

А3. Что является примером административного правонарушения?

1)     Безбилетный проезд в общественном транспорте

2)     Кража шубы в меховом салоне

3)     Опоздание сотрудника к началу рабочего дня

4)     Порча имущества другого гражданина

 

А4.  Совершеннолетние граждане обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано.

Что могло послужить причиной отказа?

1)     Отсутствие у граждан собственного жилья

2)     Наличие у невесты несовершеннолетнего ребёнка

3)     Несогласие на заключение брака родителей невесты

4)     Состояние жениха в  другом зарегистрированном  браке.

А5. Верны ли следующие суждения о правосудии?

А. В Российской Федерации  обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Б. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

 

                                   

                                   

                                   

                                   

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока обществознания "Юридическая ответственность" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.

Цели:

  1. разъяснить учащимся основные понятия темы, структуру, признаки и принципы юридической ответственности;

  2. продолжить формирование правовой культуры, навыки работы с источниками и делать выводы, работы в парах и группах;

- научить анализировать правовые ситуации;

3) продолжить содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое юридическая ответственность

- знать, что налагается от имени государства

- получить представление об основных принципах юридической ответственности;

- уметь объяснять моральный смысл принципа – «справедливость»

- различать виды юридической ответственности в зависимости от вида правонарушений.

Форма урока:

Средства:

- ИКТ – презентация, видео (фрагмент из «Новостей», фрагменты фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»)

- документы- Конституция, выдержки из Административного права, Трудовой . Уголовный и Гражданский кодексы.

План:

  • Понятие юридическая ответственность

  • Признаки.

  • Цели: наказание, перевоспитание, предупреждение.

  • Принципы юридической ответственности

1 стадия «Вызов» - видео-фрагмент – выступление Д.И.Медведева

( об изменениях по вопросам юридической ответственности)

Учитель: Как вы поняли, ребята, тема наших уроков «Юридическая ответственность».

Делим класс на три группы и даём понятия по трём темам, из которых они составляют логическую схему:

1 группа - «Виды правонарушений» - правонарушения, преступления, проступки, административные, гражданские, дисциплинарные.

2 группа – «Признаки правонарушений» - действие, бездействие, противоправное, вина, дееспособность.

3 группа – «Формы вины» - умысел, неосторожность, прямой, косвенный, по легкомыслие, небрежность.

Тема сегодняшнего урока является продолжением предыдущих уроков, поэтому мы начали с логических схем.

  1. Понятие «юридическая ответственность»

Учитель зачитывает:

Судебный случай:

«В результате ДТП был причинён ущерб двум автомашинам. ГИБДД была установлена вина Сидорова – водителя ВАЗ-2104. Иванову – владельцу одной из автомашин – необходимо возместить причинённый ущерб. Для этого он в специализированном экспертном учреждении оценил возникший ущерб, который включает в себя стоимость ремонта, стоимость заменённых частей, потерю товарного вида машины, а также стоимость проведения самой оценки, о чём были составлены акт и калькуляция. На данную оценку Иванов пригласил виновника аварии, но тот не явился и отказался добровольно возместить ущерб. В связи с отказом Сидорова Иванов вынужден был обратиться в суд с требованием о взыскании причинённого ущерба. Суд рассмотрел требования и удовлетворил исковые требования в полном объёме».

Данный судебный случай даёт представление и об ответственности.

Давайте дадим определение понятию «ответственность»

Как вы думаете, что такое ответственность?

(записываем возможные варианты на доске – составляем кластер)

А теперь проверим себя.

Работаем с презентацией слайды № 1-4.

Ответственность -

1) ответ государства за неправомерные действия лица

2) ответ лица за свои неправомерные действия

Юридическая ответственность-применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.

Цели:
Цели юридической ответственности

(кластер)

  • Наказание

  • Перевоспитание

  • предупреждение

Учитель: «Каково деяние – таково и воздаяние», говорили древние. Как вы думаете, что они имели ввиду?

Обобщаем ответы учащихся.

2 стадия –«Осмысление» (Используем приём «Учимся вместе»)

Принципы юридической ответственности. Класс делится на 8 групп – соответственно принципам юридической ответственности – данным в учебнике работаем в паре, выступаем и записываем (слайды презентации)

  • Виды юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности:
1. Законность

- Только за деяние предусмотренное законом

- В случае совершения правонарушения используется закон

 

2.Обоснованность

  • Тщательность изучения

  • Правильная правовая оценка всех обстоятельств правонарушения

3. Неотвратимость

  • Правонарушитель не останется безнаказанным

4. Своевременность

  • Возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности

(установленный законом период)

5. Индивидуальная ответственность

  • Характер правонарушения

  • Последствия

  • Особенности лица, совершившего правонарушения (смягчающие и отягчающие обстоятельства)

6. Состязательность

  • Активно участвовать в процессе

  • Прибегать к защите адвоката

7. Презумпция невиновности

  • Статья 49 Конституции Российской Федерации

8. Справедливость

Виды юридической ответственности.

Просмотр видео – отрывки « В автобусе» и «На складе»- задание:

Какие виды правонарушения вы увидели в отрывках?

Определите, какие меры наказания предусмотрены за данные правонарушения?

( работа с классом) .

Делим на 5 групп - каждая работает с отдельным видом ответственности по плану, предложенному (таблица) – затем собираем в «Корзину» , т.е общая таблица, (презентация)

какие виды ответственности представлены в отрывке фильма?

Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности:

- Деятельное раскаяние (ст.75 УК)

- примирение с потерпевшим ( если впервые совершено преступление небольшой тяжести ст. 76 УК РФ)

- изменение обстановки ( ст 77 УК РФ)

- истечение сроков давности (ст 78 УК РФ)

Отдельные обстоятельства исключают преступность деяния:

- необходимая оборона

- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

- крайняя необходимость

- физическое или психическое принуждение

- обоснованный риск

- исполнение приказа или распоряжения.

 

  1. Рефлексия. (совпадает с закреплением)

  1. Разминка

Вопросы из сказок

  1. Кто из сказочных героев стал жертвой преступления проявив преступную самонадеянность пренебрегая элементарными правилами техники безопасности?

А) Красная Шапочка

Б) Муха- Цокотуха

В) Стойкий оловянный солдатик

Г) Колобок

2) Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу - Барабасу как хозяину кукольного театра?

А) неуплата налогов

Б) эксплуатация детского труда

В) жестокое обращение с детьми

Г) отсутствие лицензии

3) Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе:

А) хулиганство

Б) покушение на убийство

В) терроризм

Г) разбой.

А теперь задания из экзаменационных тестов 9 класса:

А1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

  1. Административного

  2. Уголовного

  3. Гражданского

  4. Трудового

А2. Гражданин был уволен с работы. Куда ему необходимо обратиться для отмены неправомерного, по его мнению, решения администрации предприятия и восстановления на работе?

  1. К нотариусу

  2. В суд

  3. В органы внутренних дел

  4. В прокуратуру.

А3. Что является примером административного правонарушения?

  1. Безбилетный проезд в общественном транспорте

  2. Кража шубы в меховом салоне

  3. Опоздание сотрудника к началу рабочего дня

  4. Порча имущества другого гражданина

 

А4. Совершеннолетние граждане обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано.

Что могло послужить причиной отказа?

  1. Отсутствие у граждан собственного жилья

  2. Наличие у невесты несовершеннолетнего ребёнка

  3. Несогласие на заключение брака родителей невесты

  4. Состояние жениха в другом зарегистрированном браке.

А5. Верны ли следующие суждения о правосудии?

А. В Российской Федерации обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Б. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 899 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по теме "Развитие общества. Многовариантность общественного развития" 10 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 11122
  • 200
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 864
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию в 11 классе «Человек и общество»
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 2. Социальная сфера
  • 30.09.2020
  • 690
  • 28
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Рабочая программа элективного курса «Право» в 10 классе
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
  • 30.09.2020
  • 620
  • 17
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 902
    • DOCX 32.5 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Cтатьева Марианна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Cтатьева Марианна Николаевна
    Cтатьева Марианна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 21
    • Всего просмотров: 622158
    • Всего материалов: 187

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 911 человек

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 291 человек

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе