Главная / Обществознание / Конспект урока обществознания "Юридическая ответственность" (9 класс)

Конспект урока обществознания "Юридическая ответственность" (9 класс)

Тема: Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.

Цели:

  1. разъяснить учащимся основные понятия темы, структуру, признаки и принципы юридической ответственности;

  2. продолжить формирование правовой культуры, навыки работы с источниками и делать выводы, работы в парах и группах;

- научить анализировать правовые ситуации;

3) продолжить содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое юридическая ответственность

- знать, что налагается от имени государства

- получить представление об основных принципах юридической ответственности;

- уметь объяснять моральный смысл принципа – «справедливость»

- различать виды юридической ответственности в зависимости от вида правонарушений.

Форма урока:

Средства:

- ИКТ – презентация, видео (фрагмент из «Новостей», фрагменты фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»)

- документы- Конституция, выдержки из Административного права, Трудовой . Уголовный и Гражданский кодексы.

План:

  • Понятие юридическая ответственность

  • Признаки.

  • Цели: наказание, перевоспитание, предупреждение.

  • Принципы юридической ответственности

1 стадия «Вызов» - видео-фрагмент – выступление Д.И.Медведева

( об изменениях по вопросам юридической ответственности)

Учитель: Как вы поняли, ребята, тема наших уроков «Юридическая ответственность».

Делим класс на три группы и даём понятия по трём темам, из которых они составляют логическую схему:

1 группа - «Виды правонарушений» - правонарушения, преступления, проступки, административные, гражданские, дисциплинарные.

2 группа – «Признаки правонарушений» - действие, бездействие, противоправное, вина, дееспособность.

3 группа – «Формы вины» - умысел, неосторожность, прямой, косвенный, по легкомыслие, небрежность.

Тема сегодняшнего урока является продолжением предыдущих уроков, поэтому мы начали с логических схем.

  1. Понятие «юридическая ответственность»

Учитель зачитывает:

Судебный случай:

«В результате ДТП был причинён ущерб двум автомашинам. ГИБДД была установлена вина Сидорова – водителя ВАЗ-2104. Иванову – владельцу одной из автомашин – необходимо возместить причинённый ущерб. Для этого он в специализированном экспертном учреждении оценил возникший ущерб, который включает в себя стоимость ремонта, стоимость заменённых частей, потерю товарного вида машины, а также стоимость проведения самой оценки, о чём были составлены акт и калькуляция. На данную оценку Иванов пригласил виновника аварии, но тот не явился и отказался добровольно возместить ущерб. В связи с отказом Сидорова Иванов вынужден был обратиться в суд с требованием о взыскании причинённого ущерба. Суд рассмотрел требования и удовлетворил исковые требования в полном объёме».

Данный судебный случай даёт представление и об ответственности.

Давайте дадим определение понятию «ответственность»

Как вы думаете, что такое ответственность?

(записываем возможные варианты на доске – составляем кластер)

А теперь проверим себя.

Работаем с презентацией слайды № 1-4.

Ответственность -

1) ответ государства за неправомерные действия лица

2) ответ лица за свои неправомерные действия

Юридическая ответственность-применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.

Цели:
Цели юридической ответственности

(кластер)

  • Наказание

  • Перевоспитание

  • предупреждение

Учитель: «Каково деяние – таково и воздаяние», говорили древние. Как вы думаете, что они имели ввиду?

Обобщаем ответы учащихся.

2 стадия –«Осмысление» (Используем приём «Учимся вместе»)

Принципы юридической ответственности. Класс делится на 8 групп – соответственно принципам юридической ответственности – данным в учебнике работаем в паре, выступаем и записываем (слайды презентации)

  • Виды юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности:
1. Законность

- Только за деяние предусмотренное законом

- В случае совершения правонарушения используется закон


2.Обоснованность

  • Тщательность изучения

  • Правильная правовая оценка всех обстоятельств правонарушения

3. Неотвратимость

  • Правонарушитель не останется безнаказанным

4. Своевременность

  • Возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности

(установленный законом период)

5. Индивидуальная ответственность

  • Характер правонарушения

  • Последствия

  • Особенности лица, совершившего правонарушения (смягчающие и отягчающие обстоятельства)

6. Состязательность

  • Активно участвовать в процессе

  • Прибегать к защите адвоката

7. Презумпция невиновности

  • Статья 49 Конституции Российской Федерации

8. Справедливость

Виды юридической ответственности.

Просмотр видео – отрывки « В автобусе» и «На складе»- задание:

Какие виды правонарушения вы увидели в отрывках?

Определите, какие меры наказания предусмотрены за данные правонарушения?

( работа с классом) .

Делим на 5 групп - каждая работает с отдельным видом ответственности по плану, предложенному (таблица) – затем собираем в «Корзину» , т.е общая таблица, (презентация)

какие виды ответственности представлены в отрывке фильма?

Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности:

- Деятельное раскаяние (ст.75 УК)

- примирение с потерпевшим ( если впервые совершено преступление небольшой тяжести ст. 76 УК РФ)

- изменение обстановки ( ст 77 УК РФ)

- истечение сроков давности (ст 78 УК РФ)

Отдельные обстоятельства исключают преступность деяния:

- необходимая оборона

- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

- крайняя необходимость

- физическое или психическое принуждение

- обоснованный риск

- исполнение приказа или распоряжения.


  1. Рефлексия. (совпадает с закреплением)

  1. Разминка

Вопросы из сказок

  1. Кто из сказочных героев стал жертвой преступления проявив преступную самонадеянность пренебрегая элементарными правилами техники безопасности?

А) Красная Шапочка

Б) Муха- Цокотуха

В) Стойкий оловянный солдатик

Г) Колобок

2) Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу - Барабасу как хозяину кукольного театра?

А) неуплата налогов

Б) эксплуатация детского труда

В) жестокое обращение с детьми

Г) отсутствие лицензии

3) Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе:

А) хулиганство

Б) покушение на убийство

В) терроризм

Г) разбой.

А теперь задания из экзаменационных тестов 9 класса:

А1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

  1. Административного

  2. Уголовного

  3. Гражданского

  4. Трудового

А2. Гражданин был уволен с работы. Куда ему необходимо обратиться для отмены неправомерного, по его мнению, решения администрации предприятия и восстановления на работе?

  1. К нотариусу

  2. В суд

  3. В органы внутренних дел

  4. В прокуратуру.

А3. Что является примером административного правонарушения?

  1. Безбилетный проезд в общественном транспорте

  2. Кража шубы в меховом салоне

  3. Опоздание сотрудника к началу рабочего дня

  4. Порча имущества другого гражданина


А4. Совершеннолетние граждане обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано.

Что могло послужить причиной отказа?

  1. Отсутствие у граждан собственного жилья

  2. Наличие у невесты несовершеннолетнего ребёнка

  3. Несогласие на заключение брака родителей невесты

  4. Состояние жениха в другом зарегистрированном браке.

А5. Верны ли следующие суждения о правосудии?

А. В Российской Федерации обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Б. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.



5


Конспект урока обществознания "Юридическая ответственность" (9 класс)
  • Обществознание
Описание:

Тема: Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.

Цели:

  1. разъяснить учащимся основные понятия темы, структуру, признаки и принципы юридической ответственности;

  2. продолжить формирование правовой культуры, навыки работы с источниками и делать выводы, работы в парах и группах;

- научить анализировать правовые ситуации;

3) продолжить содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое юридическая ответственность

- знать, что налагается от имени государства

- получить представление об основных принципах юридической ответственности;

- уметь объяснять моральный смысл принципа – «справедливость»

- различать виды юридической ответственности в зависимости от вида правонарушений.

Форма урока:

Средства:

- ИКТ – презентация, видео (фрагмент из «Новостей», фрагменты фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»)

- документы- Конституция, выдержки из Административного права, Трудовой . Уголовный и Гражданский кодексы.

План:

  • Понятие юридическая ответственность

  • Признаки.

  • Цели: наказание, перевоспитание, предупреждение.

  • Принципы юридической ответственности

1 стадия «Вызов» - видео-фрагмент – выступление Д.И.Медведева

( об изменениях по вопросам юридической ответственности)

Учитель: Как вы поняли, ребята, тема наших уроков «Юридическая ответственность».

Делим класс на три группы и даём понятия по трём темам, из которых они составляют логическую схему:

1 группа - «Виды правонарушений» - правонарушения, преступления, проступки, административные, гражданские, дисциплинарные.

2 группа – «Признаки правонарушений» - действие, бездействие, противоправное, вина, дееспособность.

3 группа – «Формы вины» - умысел, неосторожность, прямой, косвенный, по легкомыслие, небрежность.

Тема сегодняшнего урока является продолжением предыдущих уроков, поэтому мы начали с логических схем.

  1. Понятие «юридическая ответственность»

Учитель зачитывает:

Судебный случай:

«В результате ДТП был причинён ущерб двум автомашинам. ГИБДД была установлена вина Сидорова – водителя ВАЗ-2104. Иванову – владельцу одной из автомашин – необходимо возместить причинённый ущерб. Для этого он в специализированном экспертном учреждении оценил возникший ущерб, который включает в себя стоимость ремонта, стоимость заменённых частей, потерю товарного вида машины, а также стоимость проведения самой оценки, о чём были составлены акт и калькуляция. На данную оценку Иванов пригласил виновника аварии, но тот не явился и отказался добровольно возместить ущерб. В связи с отказом Сидорова Иванов вынужден был обратиться в суд с требованием о взыскании причинённого ущерба. Суд рассмотрел требования и удовлетворил исковые требования в полном объёме».

Данный судебный случай даёт представление и об ответственности.

Давайте дадим определение понятию «ответственность»

Как вы думаете, что такое ответственность?

(записываем возможные варианты на доске – составляем кластер)

А теперь проверим себя.

Работаем с презентацией слайды № 1-4.

Ответственность -

1) ответ государства за неправомерные действия лица

2) ответ лица за свои неправомерные действия

Юридическая ответственность-применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.

Цели:
Цели юридической ответственности

(кластер)

  • Наказание

  • Перевоспитание

  • предупреждение

Учитель: «Каково деяние – таково и воздаяние», говорили древние. Как вы думаете, что они имели ввиду?

Обобщаем ответы учащихся.

2 стадия –«Осмысление» (Используем приём «Учимся вместе»)

Принципы юридической ответственности. Класс делится на 8 групп – соответственно принципам юридической ответственности – данным в учебнике работаем в паре, выступаем и записываем (слайды презентации)

  • Виды юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности:
1. Законность

- Только за деяние предусмотренное законом

- В случае совершения правонарушения используется закон

 

2.Обоснованность

  • Тщательность изучения

  • Правильная правовая оценка всех обстоятельств правонарушения

3. Неотвратимость

  • Правонарушитель не останется безнаказанным

4. Своевременность

  • Возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности

(установленный законом период)

5. Индивидуальная ответственность

  • Характер правонарушения

  • Последствия

  • Особенности лица, совершившего правонарушения (смягчающие и отягчающие обстоятельства)

6. Состязательность

  • Активно участвовать в процессе

  • Прибегать к защите адвоката

7. Презумпция невиновности

  • Статья 49 Конституции Российской Федерации

8. Справедливость

Виды юридической ответственности.

Просмотр видео – отрывки « В автобусе» и «На складе»- задание:

Какие виды правонарушения вы увидели в отрывках?

Определите, какие меры наказания предусмотрены за данные правонарушения?

( работа с классом) .

Делим на 5 групп - каждая работает с отдельным видом ответственности по плану, предложенному (таблица) – затем собираем в «Корзину» , т.е общая таблица, (презентация)

какие виды ответственности представлены в отрывке фильма?

Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности:

- Деятельное раскаяние (ст.75 УК)

- примирение с потерпевшим ( если впервые совершено преступление небольшой тяжести ст. 76 УК РФ)

- изменение обстановки ( ст 77 УК РФ)

- истечение сроков давности (ст 78 УК РФ)

Отдельные обстоятельства исключают преступность деяния:

- необходимая оборона

- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

- крайняя необходимость

- физическое или психическое принуждение

- обоснованный риск

- исполнение приказа или распоряжения.

 

  1. Рефлексия. (совпадает с закреплением)

  1. Разминка

Вопросы из сказок

  1. Кто из сказочных героев стал жертвой преступления проявив преступную самонадеянность пренебрегая элементарными правилами техники безопасности?

А) Красная Шапочка

Б) Муха- Цокотуха

В) Стойкий оловянный солдатик

Г) Колобок

2) Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу - Барабасу как хозяину кукольного театра?

А) неуплата налогов

Б) эксплуатация детского труда

В) жестокое обращение с детьми

Г) отсутствие лицензии

3) Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе:

А) хулиганство

Б) покушение на убийство

В) терроризм

Г) разбой.

А теперь задания из экзаменационных тестов 9 класса:

А1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

  1. Административного

  2. Уголовного

  3. Гражданского

  4. Трудового

А2. Гражданин был уволен с работы. Куда ему необходимо обратиться для отмены неправомерного, по его мнению, решения администрации предприятия и восстановления на работе?

  1. К нотариусу

  2. В суд

  3. В органы внутренних дел

  4. В прокуратуру.

А3. Что является примером административного правонарушения?

  1. Безбилетный проезд в общественном транспорте

  2. Кража шубы в меховом салоне

  3. Опоздание сотрудника к началу рабочего дня

  4. Порча имущества другого гражданина

 

А4. Совершеннолетние граждане обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано.

Что могло послужить причиной отказа?

  1. Отсутствие у граждан собственного жилья

  2. Наличие у невесты несовершеннолетнего ребёнка

  3. Несогласие на заключение брака родителей невесты

  4. Состояние жениха в другом зарегистрированном браке.

А5. Верны ли следующие суждения о правосудии?

А. В Российской Федерации обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Б. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

 

 

 

 

 

 

Автор Cтатьева Марианна Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2475
Номер материала 31659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓