Главная / Обществознание / Конспект урока обществознания "Права и свободы человека и гражданина" ( 9 класс)

Конспект урока обществознания "Права и свободы человека и гражданина" ( 9 класс)

Урок № 19

Тема Права и свободы человека и гражданина

Цель расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

Задачи:

Обучающие:  ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка;  сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающие: продолжить  формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.

Содержательная часть:

1) Этапы  урока.

I. Организационный этап.

1. Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

  1. Работа по карточкам (3 ученика).

  2. Фронтальный опрос:

Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Докажите (текст К РФ).

Какие принципы правового государства нашли отражение в статьях 2,10, 15, 17, 18?

В чём заключается высшая ценность для государства?

Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

Всегда ли люди были равны?

Что такое дискриминация?

Мини-итог.

III.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

  1. Вызов.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает что такое ежемесячное детское пособие?

Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно равно?

А где не получают?

Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а другие нет?

А можно ли это назвать законным?

  1. Постановка цели и задач урока.

Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите как этот урок может вам помочь в решении данной проблемы?

А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?

Запишите кратко на цветных стикерах ваши ожидания от урока и положите их на край парты.

IV. Этап усвоения новых знаний.

  1. Работа в тетрадях.

Запишите тему и план урока.

  1. Работа с учебником.

Прочитайте 1-3 абзацы учебника на с.121 и выделите на полях карандашом основные аспекты понятия права человека.

 ― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь.

  1. Работа в теради

Запись аспектов:

Право это…

  1. законодательно закреплённые нормы;

  2. выражают меру свободы;

  3. закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав)

  1. Беседа

Скажите своими словами, что же такое право?

Как принято называть совокупность правовых норм?

Скажите, а какие права, по вашему мнению, станут главными в этом каталоге?

  1. Разбор ситуации.

  1. Самостоятельное прочтение.

  2. Чтение вслух.

  3. Беседа:

Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?

Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по вашему свобода имеет границы?

И чем же определяются данные границы?

  1. Лекция со стопами.

Сейчас я вам расскажу историю оформления идеи права в юридические документы. Ваша задача, когда я буду останавливаться записать основные вехи истории, связанные с темой лекции.

ИДЕЯ

  1. Записи в тетрадях:Древняя Греция

  2. Древний Рим

  3. Англия 1215г. – Великая хартия вольности.

  4. Англия 1679г. – Хабеас корпус акт.

  5. Англия 1689г. – Билль о правах

  6. США 1776г. – Декларация независимости.

  7. США 1787г. – Конституция США.

  8. Франция 1789г. – Декларация прав человека и гражданина.

  9. ООН – Международный билль о правах человека (5 документов)

10.12.1948г. – Всеобщая декларация прав человека.

  1. Работа с документом (Декларация)

Откройте учебник на с. 126, прочитайте основные статьи Декларации и дайте краткую характеристику ей.

На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и скажите, все права, перечисленные в Декларации они какие? Являются основой чего?

Какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?

Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему, мнению гарантирует выплату детских пособий.

Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

Сделайте вывод.

  1. Работа с документом (Конституция РФ, глава 2)

Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Декларации прав человека. Ознакомьтесь с ней.

Скажите, в какой статье говориться о неотъемлемости прав?

Докажите, что здесь охватываются все сферы жизнедеятельности.

Какая статья, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий?

Что говорится об ответственности гражданина?

Какая обязанность гражданина называется святой?

Сделайте вывод.

  1. Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.

Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно делать?

В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45)

Как можно защитить свои права? (46-510

Какие органы и лица защищают ваши права?

  1. Работа в тетрадях.

Запишите их в тетрадях:

- Президент РФ – главный гарант.

- Правительство РФ.

- Уполномоченный по правам человека.

- Судебная система.

  1. Работа с документом.

  1. Вступительная беседа:

Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста?

Как и почему?

  1. Запись в тетрадь:

1995г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),

1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридически-обязующий документ 193 страны)

Цели: 1) закрепить правовой статус ребёнка и 2) закрепить обязанности государств-участников.

  1. Работа с документом.

Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.

V.  Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Итак, с какими документами мы с вами познакомились?

Что является основой этих документов?

Все права человека какими должны быть, чтобы сохранить свободу, справедливость и мир на земле?

Может ли человек защищать свои права? Как?

Имеет ли свобода границы? Какие?

Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие?

VI. Этап закрепления нового материала.

  1. Работа в группах.

Класс делится на 4 группы, каждая получает карточку с заданием. На выполнение отводится 10 минут.

Задание 1. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

Задание 2. Какие права Золушки нарушала её мачеха?

Задание 3. Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:

  1. Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

  2. Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! - возмутился учитель.

  3. У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Разрешите ситуацию.

Задание 4. К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь. И вообще... мы дети, имеем право на свободу мирных собраний!»

Разрешите ситуацию.

  1. Обсуждение ситуаций.

  2. Взаимооценка работы в группе по критериям.

  3. Выполнение теста.

  4. Самопроверка.

  5. Оценивание по критериям.

VII. Этап обобщения и систематизации

Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать тем, кто не получает детские пособия?

Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему?

Как выяснить – кто виноват?

Что делать дальше?

Могу я сейчас сказать, что Правительство СК правонарушители?

Итак, только суд может определить виновно или не виновно лицо.

Только когда вы выясните, что ваши права действительно нарушаются, а вы при этом не нарушаете прав других людей, вы можете обратиться за консультацией в эти органы, адреса и телефоны которых я вынесла вам на карточки (раздать карточки). Здесь же я вам вынесла несколько практических советов (зачитать).

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст, ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4, тем кто сдаёт ГИА написать эссе (7-8 предложений).

IХ. Подведение итогов урока.

Посмотрите на свои стикеры и скажите достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой вначале урока?

Кто и что дописывал в течении урока?

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива на будущее.

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Х. Этап рефлексии.

Закончите предложения (можно не все):

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Зачитывают желающие и те предложения, какие захотят, затем сдают учителю.

Спасибо за урок, до свидания.



П

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

Стоимость свидетельства и сертификата - 80 руб. Подробнее...

Документы для Вашего портфолио:



о теме: 


Конспект урока обществознания "Права и свободы человека и гражданина" ( 9 класс)
  • Обществознание
Описание:

Урок № 19

Тема Права и свободы человека и гражданина

Цель расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

Задачи:

Обучающие:  ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка;  сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающие: продолжить  формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.

Содержательная часть:

1) Этапы  урока.

I. Организационный этап.

1. Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

  1. Работа по карточкам (3 ученика).

  2. Фронтальный опрос:

Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Докажите (текст К РФ).

Какие принципы правового государства нашли отражение в статьях 2,10, 15, 17, 18?

В чём заключается высшая ценность для государства?

Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

Всегда ли люди были равны?

Что такое дискриминация?

Мини-итог.

III.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

  1. Вызов.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает что такое ежемесячное детское пособие?

Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно равно?

А где не получают?

Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а другие нет?

А можно ли это назвать законным?

  1. Постановка цели и задач урока.

Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите как этот урок может вам помочь в решении данной проблемы?

А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?

Запишите кратко на цветных стикерах ваши ожидания от урока и положите их на край парты.

IV. Этап усвоения новых знаний.

  1. Работа в тетрадях.

Запишите тему и план урока.

  1. Работа с учебником.

Прочитайте 1-3 абзацы учебника на с.121 и выделите на полях карандашом основные аспекты понятия права человека.

 ― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь.

  1. Работа в теради

Запись аспектов:

Право это…

  1. законодательно закреплённые нормы;

  2. выражают меру свободы;

  3. закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав)

  1. Беседа

Скажите своими словами, что же такое право?

Как принято называть совокупность правовых норм?

Скажите, а какие права, по вашему мнению, станут главными в этом каталоге?

  1. Разбор ситуации.

  1. Самостоятельное прочтение.

  2. Чтение вслух.

  3. Беседа:

Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?

Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по вашему свобода имеет границы?

И чем же определяются данные границы?

  1. Лекция со стопами.

Сейчас я вам расскажу историю оформления идеи права в юридические документы. Ваша задача, когда я буду останавливаться записать основные вехи истории, связанные с темой лекции.

ИДЕЯ

  1. Записи в тетрадях:Древняя Греция

  2. Древний Рим

  3. Англия 1215г. – Великая хартия вольности.

  4. Англия 1679г. – Хабеас корпус акт.

  5. Англия 1689г. – Билль о правах

  6. США 1776г. – Декларация независимости.

  7. США 1787г. – Конституция США.

  8. Франция 1789г. – Декларация прав человека и гражданина.

  9. ООН – Международный билль о правах человека (5 документов)

10.12.1948г. – Всеобщая декларация прав человека.

  1. Работа с документом (Декларация)

Откройте учебник на с. 126, прочитайте основные статьи Декларации и дайте краткую характеристику ей.

На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и скажите, все права, перечисленные в Декларации они какие? Являются основой чего?

Какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?

Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему, мнению гарантирует выплату детских пособий.

Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

Сделайте вывод.

  1. Работа с документом (Конституция РФ, глава 2)

Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Декларации прав человека. Ознакомьтесь с ней.

Скажите, в какой статье говориться о неотъемлемости прав?

Докажите, что здесь охватываются все сферы жизнедеятельности.

Какая статья, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий?

Что говорится об ответственности гражданина?

Какая обязанность гражданина называется святой?

Сделайте вывод.

  1. Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.

Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно делать?

В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45)

Как можно защитить свои права? (46-510

Какие органы и лица защищают ваши права?

  1. Работа в тетрадях.

Запишите их в тетрадях:

- Президент РФ – главный гарант.

- Правительство РФ.

- Уполномоченный по правам человека.

- Судебная система.

  1. Работа с документом.

  1. Вступительная беседа:

Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста?

Как и почему?

  1. Запись в тетрадь:

1995г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),

1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридически-обязующий документ 193 страны)

Цели: 1) закрепить правовой статус ребёнка и 2) закрепить обязанности государств-участников.

  1. Работа с документом.

Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.

V.  Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Итак, с какими документами мы с вами познакомились?

Что является основой этих документов?

Все права человека какими должны быть, чтобы сохранить свободу, справедливость и мир на земле?

Может ли человек защищать свои права? Как?

Имеет ли свобода границы? Какие?

Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие?

VI. Этап закрепления нового материала.

  1. Работа в группах.

Класс делится на 4 группы, каждая получает карточку с заданием. На выполнение отводится 10 минут.

Задание 1. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

Задание 2. Какие права Золушки нарушала её мачеха?

Задание 3. Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:

  1. Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

  2. Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! - возмутился учитель.

  3. У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Разрешите ситуацию.

Задание 4. К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь. И вообще... мы дети, имеем право на свободу мирных собраний!»

Разрешите ситуацию.

  1. Обсуждение ситуаций.

  2. Взаимооценка работы в группе по критериям.

  3. Выполнение теста.

  4. Самопроверка.

  5. Оценивание по критериям.

VII. Этап обобщения и систематизации

Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать тем, кто не получает детские пособия?

Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему?

Как выяснить – кто виноват?

Что делать дальше?

Могу я сейчас сказать, что Правительство СК правонарушители?

Итак, только суд может определить виновно или не виновно лицо.

Только когда вы выясните, что ваши права действительно нарушаются, а вы при этом не нарушаете прав других людей, вы можете обратиться за консультацией в эти органы, адреса и телефоны которых я вынесла вам на карточки (раздать карточки). Здесь же я вам вынесла несколько практических советов (зачитать).

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст, ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4, тем кто сдаёт ГИА написать эссе (7-8 предложений).

IХ. Подведение итогов урока.

Посмотрите на свои стикеры и скажите достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой вначале урока?

Кто и что дописывал в течении урока?

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива на будущее.

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Х. Этап рефлексии.

Закончите предложения (можно не все):

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Зачитывают желающие и те предложения, какие захотят, затем сдают учителю.

 

Спасибо за урок, до свидания.

Автор Cтатьева Марианна Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 4936
Номер материала 50964
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓