Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыКонспект урока обществознания "Основы экологического права" ( 11 класс)

Конспект урока обществознания "Основы экологического права" ( 11 класс)

Скачать материал

 

Урок по праву «Основы экологического права».

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся по экологическому праву;
  • В  процессе повторения изученного материала опираться на межпредметные связи: литература, биология, география, обществознание;
  • Решение нравственной задачи – воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, позитивное отношение к соблюдению законодательства об охране  окружающей природы;
  • Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группах.

Оборудование урока: таблица «Экологическое право», презентации на тему: «У роковой черты», «Пути выхода из экологического кризиса», Конституция РФ, задачи, тесты по экологическому праву.

                         Ход урока: обобщение и углубление пройденного материала.

Большая часть урока проходит в форме пресс – конференции. Учащиеся заранее разбиты на две группы: 1 группа – представители Гринпис, 2 группа – экологи – юристы.

Эпиграф к уроку: «Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен». (Б.Коммонер).

Вступительное слово учителя: определяет совместно с учащимися проблемы, рассматриваемые на уроке:

1 проблема – сохранение всего живого на Земле, (экологическая проблема)

2 проблема – развитие экологического законодательства.

3проблема – нравственная проблема.

По первой проблеме – рассмотрение причин, сущности экологической проблемы, путей выхода из нее; по второй – обсуждение вопросов российского законодательства по этой проблеме, решение задач и ситуаций на заданную тему. По третьей проблеме показать необходимость участия каждого в разрешении экологической ситуации.

После представления презентации по теме: «Экологическая проблема» звучат следующие слова учителя:

Мир от преступлений изнемог. А.Дементьев.Так что же мы натворили с природой? С нашей Землей? Ведь как сказал известный французский писатель, «…все мы, живущие на нашей планете, всего лишь пассажиры одного космического корабля, плывущего по безбрежному океану – Вселенной». И Земля не так велика, как нам кажется. Но она прекрасна с ее прозрачными ручейками и мощными потоками океанов и морей, с ее зелеными лесами и птицами в поднебесье. Те, кому удалось увидеть нашу планету с высот космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Положение действительно необычайно серьезное. На весах Немезиды взвешивается судьба нашей планеты, а вместе с ней и судьба человечества. Чаша весов наклонена в сторону гибели Земли. Но у нас есть все возможности не только выровнять чашу весов, но и склонить ее в сторону спасения Земли. В нашей власти – судьба планеты. Кто мы на этой Земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ушли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Жизнь дается человеку не для прозябания в ничтожестве, но для стремления к совершенству. Цель жизни – вечное движение вперед, вечное совершенствование, и все средства для этого даны человеку. Необходимо сделать все возможное, чтобы предотвратить деградацию окружающей среды и спасти человечество.

 

 

 

Тесты по экологическому праву

                                                           1 вариант

1. Основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды
1)Конституция Российской Федерации
2)Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002г.
3)ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды"
4)Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29.101982г. № 37/7 "Всемирная хартия природы"

2. «Основная единица» водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации
1)водные ресурсы
2)водный объект
3)водохозяйственный участок
4)речной бассейн

3. Источник экологического права
1) нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
2)
нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой
3) правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой акт и договор нормативного содержания
4)совокупность правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей

4. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормированием в области охраны окружающей среды понимается ...
1) установление нормативов на эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот
2) установление нормативов качества окружающей среды
3) установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
4)
разработка нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды

5.       Государственными природными заказниками являются территории ...
1) сохранения и изучения естественного хода природных процессов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем
2)относящиеся к уникальным природным объектам и природным комплексам, имеющим реликтовое, научное, историческое, экологическое значение
3)имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса
4)включающие природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях

 

 

 

Вариант 2

1. В настоящее время не осуществляется лицензирование ...
1)водопользования
2)лесопользования
3)недропользования
4)использования объектов животного мира

2.  Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях ...
1) наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия
2) наблюдения за состоянием воздействия источников антропогенного воздействия на окружающую среду
3) государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
4) обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации

3. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992г. № 2395-1 "О недрах" в муниципальной и иных формах собственности могут находиться ...
1) недра в границах Российской Федерации
2) полезные ископаемые Российской Федерации
3 )добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
4) участки недр Российской Федерации

4. Принцип, относящийся к основным экологическим принципам:
1)устойчивость природопользования;
2)законность
3)гласность
4)принцип комплексного подхода
платность

5.   Общественный экологический контроль осуществляется в целях ...
1)реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду
2)обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды
3)обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды
4)предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

Вариант 3

1. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) понимается ...
1) независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды
2)система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды
3) комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов
4)вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности

2. Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается ...
1) отраслевыми законами
2) федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
3) Правительством Российской Федерации
4) законодательными актами субъектов Российской Федерации

3. Объекты животного мира могут предоставляться в краткосрочное пользование гражданам на основании ...
1) краткосрочной лицензии
2)именной разовой лицензии
3) именного разрешения
4)охотничьего билета

4. Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на ...
1) местное население среды обитания объектов животного мира
2)коренные малочисленные народы и этнические общности
3)
граждане Российской Федерации
4) общественные природоохранные объедения (организации)

5. Общественный экологический контроль осуществляется ...
1) общественными объединениями и некоммерческими организациями
2)физическими лицами
3) инициативными группами
4) гражданами

Вариант 4.

1. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не относится (ятся)...
1)загрязнение недр, почв
2)выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
3)размещение отходов производства и потребления
4)переработка отходов производства и потребления

2. Под особым природопользованием понимается пользование природными ресурсами ...
1)в результате деятельности, связанной с нуждами обороны и безопасности страны
2)осуществляемое на основе полученной в установленном порядке лицензии
3)без необходимости осуществления юридических действий
4)принадлежащими каждому гражданину с момента рождения

3. В Уголовном кодексе Российской Федерации в основном сформулированы ... составы экологических преступлений
1)материальные
2)общие
3)формальные
4)специальные

4 Для общего пользования предназначен (а) ...
1)береговая полоса водного объекта, находящегося в государственной собственности
2)водный объект, находящийся в федеральной собственности
3)береговая полоса водного объекта, находящегося в частной собственности
4)водный объект, находящийся в муниципальной собственности

5. Положения федерального закона от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на ...
1)использование природных ресурсов
2)эксплуатацию химически опасных производственных объектов
3)деятельность, работы и услуги в сфере использования атомной энергии
4)деятельность, связанную с производством дезинфекционных средств

 

Вариант 5

1. К лимитам на использование природных ресурсов можно отнести
1)положения Земельного кодекса Российской Федерации о размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности
2)перечень объектов животного мира, предоставляемых в пользование
3)установленные Водным кодексом Российской Федерации положения, регулирующие право собственности на водные объекты
4)лимиты на размещение отходов производства и потребления

2. Озоновый слой – это часть атмосферного воздуха, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия и расположенная на высоте ...
1)до 30 км
2)от 10 до 70 км
3)до 50 км
4)от 20 до 50 км

3. Граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку ...
1)пищевых лесных ресурсов
2)живицы
3)ревесины
4)недревесных лесных ресурсов

4. Составы экологических проступков в основном сконцентрированы в ...
1)природоресурсных законодательных актах
2)федеральном законе от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
3)главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
4)главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации

5.      Объекты экологических правоотношений
1)предметы материального мира
2)объекты охраны окружающей среды
3)естественные экосистемы, природные ландшафты и комплексы, заповедники, парки
4)земля, недра, почвы, воды, животный и растительный мир

 

Вариант 6

1. Один из основных критериев разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по установлению порядка пользования недрами в целях разработки месторождений полезных ископаемых
1)расположение месторождения полезных ископаемых
2)отнесение полезных ископаемых, предполагаемых для разработки, к общераспространенным
3)утвержденные запасы полезных ископаемых
4)особенности разработки полезных ископаемых

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в ...
1)ведении субъектов Российской Федерации
2)ведении МПР и экологии России
3)ведении Российской Федерации
4)совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

3. В Российской Федерации в систему нормативов, как важнейшего инструмента охраны атмосферного воздуха, включены предельно допустимые...
1)вредные физические воздействия на атмосферный воздух
2)выбросы
3)уровни
4)вредного физического воздействия

4. Экологические правоотношения – это ...
1)регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
2)регулируемые нормами права и охраняемые государством общественные отношения в сфере природопользования
3)урегулированные нормами экологического права общественные отношения по охране окружающей среды
4)урегулированные нормами экологического права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды

5.      Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду ...
1)освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
2)не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
3)освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде
4)не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде

 

 

 

Вариант 7.

1. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
1)проекты соглашений о разделе продукции
2)проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности
3)материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения
4)проекты технической документации на новые технику, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду

2. Экологическое право – это ...
1)институт права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области взаимодействия общества и природы
2)совокупность юридических норм, регулирующих относительно обособленную и качественно однородную обширную сферу общественных отношений
3)самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой
4)самостоятельная отрасль, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды

3. Экологическая экспертиза основывается на принципах
1)презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности
2)обязательности проведения государственной экологической экспертизы
4)научной обоснованности, объективности и законности

4. Пребывание граждан на территории государственного природного заповедника ...
1)запрещено
2)ограничено
3)разрешено
4)осуществляется при наличии разрешений

5.      Содержание права природопользования
1)установленная в силу закона или договора возможность гражданина или юридического лица использовать от или иной природный ресурс
2)система норм, регулирующих использование природных ресурсов
3)совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов
4)установленная законом, договором и лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, формирующая рамки поведения конкретного природопользователя

 

 

 

Вариант 8

1. Становление экологического законодательства происходило в ... период.
1)современный
2)послереволюционный
3)послевоенный
4)советский

2. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство леса осуществляется исходя из понятия о лесе как о (об) ...
1)экологической системе
2)совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов
3)биологическом понятие леса
4)природном ресурсе

3. Информация о состоянии окружающей среды, её изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется ...
1)для разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации
2)в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды
3)для разработки целевых программ в области охраны окружающей среды

 субъектов Российской Федерации
4)для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений

4. В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в ...
1)государственной и муниципальной формах собственности
2)федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных ф4)частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности

5. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются исходя из ...
1)допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
2)нормативов качества окружающей среды
3)нормативов образования отходов производства и потребления
4)технологических нормативов

 

 

 

 

 

Вопросы и задачи пресс – конференции.

 

 

1.Известно, что любое законодательство опирается на соответствующие источники. Какие нормативно – правовые акты признаются источниками экологического права в РФ?

 

Задача 1.

Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле этого забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где – нибудь поставь какой – нибудь памятник или просто забор, черт их знает откуда и нанесут всякой дряни». Нет ли у вас впечатления, что традиции живучи? Аргументируйте свое мнение. Можно ли назвать подобное поведение граждан экологическим правонарушением?

 

2.Каждая отрасль права имеет определенные общественные отношения, которые она регулирует и метод правового регулирования. Что из себя представляет экологическое право?

 

3.Часто можно услышать «окружающая природная среда». Что это такое?

 

Задача 3.

 

В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно. А какова ваша позиция? Приведите аргументы в ее защиту.

 

4.В  каждой стране есть объекты, подлежащие особой охране. Есть ли они в вашей стране и что это за объекты?

Задача 4.

Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников. Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика. Какие виды эколого-правовой ответственности, возможно, применить в данном случае?

 

5. В законе «Об охране окружающей среды» (ст. 3) лежат определенные принципы и главным их них является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Объясните значение этого принципа.

                                                  

Задача 5.

 

На предприятии произошел аварийный выброс загрязняющих веществ. Граждане, проживающие вблизи предприятия, обратились к его администрации с требованием о возмещении ущерба, причиненного выбросом (загрязнение садовых и огородных культур во время их цветения и резкое снижение урожайности на загрязненных участках).Они предъявили соответствующие справки, свидетельствующие о причинении ущерба, выданные органами местного самоуправления. Руководство предприятия отказалось от возмещения ущерба, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды», предприятие регулярно вносит платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также освоило значительные средства за природоохранные мероприятия. Дайте оценку правомерности требований граждан к администрации предприятия и обоснованности ее ответа.

 

6.Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Назовите основные способы защиты экологических прав.

 

Задача 6.

 

Территориальный орган Росприроднадзора потребовал прекратить финансирование строительства ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Территориальный орган Росприроднадзора обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ. Каково должно быть решение арбитражного суда?

 

7.Человек, государственные органы, хозяйствующие субъекты нарушают экологические права: строят дачи в неположенном месте, вырубают леса, охотятся в заповедниках. Какие виды юридической ответственности существуют за экологические правонарушения?

 

Задача 7.

 

 

 

1.На территории природного заказника были обнаружены залежи бурого угля. Администрацией области было дано разрешение на освоение данного месторождения с изъятием части территории природного заказника. Правомерны ли действия администрации?. Если нет, то каковы меры юридической ответственности?

 

 

2.Геннадий Х. отправился в лес за грибами, прихватив охотничье ружье. На берегу небольшой речки он увидел жилище бобров. Пара красивых животных резвилась на мелководье. Геннадий зарядил ружье, приблизился и выстрелами из двух стволов убил бобров. Не успел браконьер вытащить добычу на берег, как его задержал инспектор охотнадзора. Составили протокол, выяснилось, что ранее Геннадий не был замечен в браконьерстве. Решением органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, к браконьеру применили следующие наказания……Какие? Какой вид юридической ответственности был применен к браконьеру?

 

8. Защита природы – это дело всех людей, проживающих на планете Земля. Каковы основные принципы международно – правовой охраны окружающей природы?

 

Задание 8.

 

Почему во многих промышленно развитых странах Запада разные сорта мусора собирают в отдельные коробки, например: зеленая – для бумаги; желтая -  для стекла; красная – для алюминиевых банок.

 

 

Подведение итогов пресс – конференции. Учащимся было дано опережающее задание: составить обращение потомкам, которое бы содержало правила бережного отношения к окружающему миру. Итогом выполнения такого задания стали волшебные заповеди.

 

Волшебные заповеди или обращение к потомкам.

 

Люди  помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик .Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

Мы, обращаясь к потомкам, заявляем:

1.Мы хотим сделать все, чтобы не загрязнять воздух, ведь без чистого воздуха человек не сможет выжить.

2.Мы хотим сделать все, чтобы вода оставалась чистой, ведь вода – это источник жизни.

3.Мы хотим сделать все, чтобы сохранить ландшафт и уберечь от разрушения почву, ведь все это связано с красотой и здоровьем людей.

4.Мы хотим сделать все, чтобы сохранить многообразие растительного мира, ведь без растений человек не сможет насладиться всей окружающей красотой.

5. Мы хотим сделать все, чтобы защищать животных, ведь они наши меньшие братья.

6.Мы хотим сделать все, чтобы поддерживать выращивание и продажу полезных для здоровья продуктов питания, ведь мы за здоровую нацию.

7.Мы хотим сделать все, чтобы было как меньше отходов, ведь они загрязняют нашу планету.

8.Мы хотим сделать все, чтобы стать потребителями с разумным отношением к окружающей среде, так как мы хотим оставить эту красоту последующим поколениям.

 

Люди, берегите Землю!

 

В качестве определения нравственной позиции каждого учащегося было предложено выполнения задания в виде тестов «Познай людей и самого себя», связанного с темой пресс – конференции.( как поведет себя человек оставшись один на один со своей совестью в той или иной ситуации)

Познай людей и самого себя.

Подберите подходящий для вас вариант действий в следующих ситуациях:

А) если бы я увидел, что мучают животное, то:

1 – вмешался бы и постарался прекратить издевательство

2 – прошел бы мимо

3 – принял бы участие

Б) если бы я стал свидетелем залпового сброса  нечистот в реку, то:

1 – не принял бы близко к сердцу

2 – позвонил бы в прокуратуру, в редакцию газеты, на телевидение

3 – написал бы гневное письмо директору предприятия

В) если бы мне предложили принять участие в посадке деревьев, то:

1 – участвовал бы с удовольствием

2 – участвовал, если бы другие пошли

3 – постарался бы уклониться

Г) если бы представилась возможность безнаказанно руками выловить любое количество рыбы, идущей на нерест, то:

1 – поймал бы столько, сколько смог унести

2 – полюбовался бы рыбой, которая исполняет свой долг перед природой, потомством

3 – позвал бы друзей, родных и постарался бы поймать как можно больше

4 – поймал бы пару рыбин на уху.

Теперь посмотрите выбранные вами ответы и подумайте о том, что может произойти, если все люди в природе будут вести себя именно так, как вы. Что произойдет с природой, если все выберут из этого вопросника следующие варианты ответов: а -3; в – 1; в – 3; г – 1 или г - 3

Подведение итогов урока, выставление оценок, выводы по уроку, заключительное слово учителя.

Как это страшно – умиранье рода

Всех поголовно, всех до одного.

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды,

И птицы вымрут. И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты, требует, защиты,

Она спасенья просит у людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока обществознания "Основы экологического права" ( 11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по праву «Основы экологического права».

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся по экологическому праву;

  • В процессе повторения изученного материала опираться на межпредметные связи: литература, биология, география, обществознание;

  • Решение нравственной задачи – воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, позитивное отношение к соблюдению законодательства об охране окружающей природы;

  • Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группах.

Оборудование урока: таблица «Экологическое право», презентации на тему: «У роковой черты», «Пути выхода из экологического кризиса», Конституция РФ, задачи, тесты по экологическому праву.

Ход урока: обобщение и углубление пройденного материала.

Большая часть урока проходит в форме пресс – конференции. Учащиеся заранее разбиты на две группы: 1 группа – представители Гринпис, 2 группа – экологи – юристы.

Эпиграф к уроку: «Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен». (Б.Коммонер).

Вступительное слово учителя: определяет совместно с учащимися проблемы, рассматриваемые на уроке:

1 проблема – сохранение всего живого на Земле, (экологическая проблема)

2 проблема – развитие экологического законодательства.

3проблема – нравственная проблема.

По первой проблеме – рассмотрение причин, сущности экологической проблемы, путей выхода из нее; по второй – обсуждение вопросов российского законодательства по этой проблеме, решение задач и ситуаций на заданную тему. По третьей проблеме показать необходимость участия каждого в разрешении экологической ситуации.

После представления презентации по теме: «Экологическая проблема» звучат следующие слова учителя:

Мир от преступлений изнемог. А.Дементьев.Так что же мы натворили с природой? С нашей Землей? Ведь как сказал известный французский писатель, «…все мы, живущие на нашей планете, всего лишь пассажиры одного космического корабля, плывущего по безбрежному океану – Вселенной». И Земля не так велика, как нам кажется. Но она прекрасна с ее прозрачными ручейками и мощными потоками океанов и морей, с ее зелеными лесами и птицами в поднебесье. Те, кому удалось увидеть нашу планету с высот космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Положение действительно необычайно серьезное. На весах Немезиды взвешивается судьба нашей планеты, а вместе с ней и судьба человечества. Чаша весов наклонена в сторону гибели Земли. Но у нас есть все возможности не только выровнять чашу весов, но и склонить ее в сторону спасения Земли. В нашей власти – судьба планеты. Кто мы на этой Земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ушли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Жизнь дается человеку не для прозябания в ничтожестве, но для стремления к совершенству. Цель жизни – вечное движение вперед, вечное совершенствование, и все средства для этого даны человеку. Необходимо сделать все возможное, чтобы предотвратить деградацию окружающей среды и спасти человечество.

 

 

 

Тесты по экологическому праву

1 вариант

1. Основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды
1)Конституция Российской Федерации
2)Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002г.
3)
ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды"
4)Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29.101982г. № 37/7 "Всемирная хартия природы"

2. «Основная единица» водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации
1)водные ресурсы
2)водный объект
3)
водохозяйственный участок
4)речной бассейн

3. Источник экологического права
1)
нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
2)
нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой
3) правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой акт и договор нормативного содержания
4)совокупность правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей

4. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормированием в области охраны окружающей среды понимается ...
1) установление нормативов на эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот
2) установление нормативов качества окружающей среды
3)
установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
4)
разработка нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды

  1. Государственными природными заказниками являются территории ...
    1) сохранения и изучения естественного хода природных процессов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем
    2)относящиеся к уникальным природным объектам и природным комплексам, имеющим реликтовое, научное, историческое, экологическое значение
    3)
    имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса
    4)включающие природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях







Вариант 2

1. В настоящее время не осуществляется лицензирование ...
1)водопользования
2)лесопользования
3)
недропользования
4)использования объектов животного мира

2. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях ...
1) наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия
2) наблюдения за состоянием воздействия источников антропогенного воздействия на окружающую среду
3)
государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
4) обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации

3. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992г. № 2395-1 "О недрах" в муниципальной и иных формах собственности могут находиться ...
1)
недра в границах Российской Федерации
2) полезные ископаемые Российской Федерации
3 )добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
4) участки недр Российской Федерации

4. Принцип, относящийся к основным экологическим принципам:
1)устойчивость природопользования;
2)законность
3)гласность
4)
принцип комплексного подхода
платность

  1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях ...
    1)
    реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду
    2)обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды
    3)обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды
    4)предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

Вариант 3

1. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) понимается ...
1) независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды
2)система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды
3)
комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов
4)вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности

2. Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается ...
1) отраслевыми законами
2) федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
3
) Правительством Российской Федерации
4) законодательными актами субъектов Российской Федерации

3. Объекты животного мира могут предоставляться в краткосрочное пользование гражданам на основании ...
1) краткосрочной лицензии
2)
именной разовой лицензии
3) именного разрешения
4)охотничьего билета

4. Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на ...
1) местное население среды обитания объектов животного мира
2)
коренные малочисленные народы и этнические общности
3)
граждане Российской Федерации
4) общественные природоохранные объедения (организации)

5. Общественный экологический контроль осуществляется ...
1) общественными объединениями и некоммерческими организациями
2)физическими лицами
3) инициативными группами
4
) гражданами

Вариант 4.

1. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не относится (ятся)...
1)загрязнение недр, почв
2)выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
3)размещение отходов производства и потребления
4)
переработка отходов производства и потребления

2. Под особым природопользованием понимается пользование природными ресурсами ...
1)
в результате деятельности, связанной с нуждами обороны и безопасности страны
2)осуществляемое на основе полученной в установленном порядке лицензии
3)без необходимости осуществления юридических действий
4)принадлежащими каждому гражданину с момента рождения

3. В Уголовном кодексе Российской Федерации в основном сформулированы ... составы экологических преступлений
1)
материальные
2)общие
3)формальные
4)специальные

4 Для общего пользования предназначен (а) ...
1)
береговая полоса водного объекта, находящегося в государственной собственности
2)водный объект, находящийся в федеральной собственности
3)береговая полоса водного объекта, находящегося в частной собственности
4)водный объект, находящийся в муниципальной собственности

5. Положения федерального закона от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на ...
1)
использование природных ресурсов
2)эксплуатацию химически опасных производственных объектов
3)деятельность, работы и услуги в сфере использования атомной энергии
4)деятельность, связанную с производством дезинфекционных средств



Вариант 5

1. К лимитам на использование природных ресурсов можно отнести
1)положения Земельного кодекса Российской Федерации о размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности
2)
перечень объектов животного мира, предоставляемых в пользование
3)установленные Водным кодексом Российской Федерации положения, регулирующие право собственности на водные объекты
4)лимиты на размещение отходов производства и потребления

2. Озоновый слой – это часть атмосферного воздуха, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия и расположенная на высоте ...
1)
до 30 км
2)от 10 до 70 км
3)до 50 км
4)от 20 до 50 км

3. Граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку ...
1)
пищевых лесных ресурсов
2)живицы
3)ревесины
4)недревесных лесных ресурсов

4. Составы экологических проступков в основном сконцентрированы в ...
1)природоресурсных законодательных актах
2)федеральном законе от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
3)
главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
4)главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации

  1. Объекты экологических правоотношений
    1)предметы материального мира
    2)
    объекты охраны окружающей среды
    3)естественные экосистемы, природные ландшафты и комплексы, заповедники, парки
    4)земля, недра, почвы, воды, животный и растительный мир



Вариант 6

1. Один из основных критериев разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по установлению порядка пользования недрами в целях разработки месторождений полезных ископаемых
1)расположение месторождения полезных ископаемых
2)
отнесение полезных ископаемых, предполагаемых для разработки, к общераспространенным
3)утвержденные запасы полезных ископаемых
4)особенности разработки полезных ископаемых

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в ...
1)ведении субъектов Российской Федерации
2)ведении МПР и экологии России
3)
ведении Российской Федерации
4)совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

3. В Российской Федерации в систему нормативов, как важнейшего инструмента охраны атмосферного воздуха, включены предельно допустимые...
1)вредные физические воздействия на атмосферный воздух
2)
выбросы
3)уровни
4)вредного физического воздействия

4. Экологические правоотношения – это ...
1)
регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
2)регулируемые нормами права и охраняемые государством общественные отношения в сфере природопользования
3)урегулированные нормами экологического права общественные отношения по охране окружающей среды
4)урегулированные нормами экологического права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды

  1. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду ...
    1)освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
    2)не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
    3)освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде
    4)
    не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде







Вариант 7.

1. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
1)
проекты соглашений о разделе продукции
2)проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности
3)материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения
4)проекты технической документации на новые технику, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду

2. Экологическое право – это ...
1)институт права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области взаимодействия общества и природы
2)совокупность юридических норм, регулирующих относительно обособленную и качественно однородную обширную сферу общественных отношений
3)
самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой
4)самостоятельная отрасль, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды

3. Экологическая экспертиза основывается на принципах
1)
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности
2)обязательности проведения государственной экологической экспертизы
4)научной обоснованности, объективности и законности

4. Пребывание граждан на территории государственного природного заповедника ...
1)запрещено
2)
ограничено
3)разрешено
4)осуществляется при наличии разрешений

  1. Содержание права природопользования
    1)установленная в силу закона или договора возможность гражданина или юридического лица использовать от или иной природный ресурс
    2)система норм, регулирующих использование природных ресурсов
    3)
    совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов
    4)установленная законом, договором и лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, формирующая рамки поведения конкретного природопользователя







Вариант 8

1. Становление экологического законодательства происходило в ... период.
1)
современный
2)послереволюционный
3)послевоенный
4)советский

2. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство леса осуществляется исходя из понятия о лесе как о (об) ...
1)
экологической системе
2)совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов
3)биологическом понятие леса
4)природном ресурсе

3. Информация о состоянии окружающей среды, её изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется ...
1)
для разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации
2)в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды
3)для разработки целевых программ в области охраны окружающей среды

субъектов Российской Федерации
4)для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений

4. В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в ...
1)государственной и муниципальной формах собственности
2)федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных ф4)
частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности

5. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются исходя из ...
1)допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
2)
нормативов качества окружающей среды
3)нормативов образования отходов производства и потребления
4)технологических нормативов

 









Вопросы и задачи пресс – конференции.

 

 

1.Известно, что любое законодательство опирается на соответствующие источники. Какие нормативно – правовые акты признаются источниками экологического права в РФ?

 

Задача 1.

Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле этого забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где – нибудь поставь какой – нибудь памятник или просто забор, черт их знает откуда и нанесут всякой дряни». Нет ли у вас впечатления, что традиции живучи? Аргументируйте свое мнение. Можно ли назвать подобное поведение граждан экологическим правонарушением?

 

2.Каждая отрасль права имеет определенные общественные отношения, которые она регулирует и метод правового регулирования. Что из себя представляет экологическое право?

 

3.Часто можно услышать «окружающая природная среда». Что это такое?

 

Задача 3.

 

В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно. А какова ваша позиция? Приведите аргументы в ее защиту.

 

4.В каждой стране есть объекты, подлежащие особой охране. Есть ли они в вашей стране и что это за объекты?

Задача 4.

Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников. Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика. Какие виды эколого-правовой ответственности, возможно, применить в данном случае?

 

5. В законе «Об охране окружающей среды» (ст. 3) лежат определенные принципы и главным их них является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Объясните значение этого принципа.

 

Задача 5.

 

На предприятии произошел аварийный выброс загрязняющих веществ. Граждане, проживающие вблизи предприятия, обратились к его администрации с требованием о возмещении ущерба, причиненного выбросом (загрязнение садовых и огородных культур во время их цветения и резкое снижение урожайности на загрязненных участках).Они предъявили соответствующие справки, свидетельствующие о причинении ущерба, выданные органами местного самоуправления. Руководство предприятия отказалось от возмещения ущерба, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды», предприятие регулярно вносит платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также освоило значительные средства за природоохранные мероприятия. Дайте оценку правомерности требований граждан к администрации предприятия и обоснованности ее ответа.

 

6.Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Назовите основные способы защиты экологических прав.

 

Задача 6.

 

Территориальный орган Росприроднадзора потребовал прекратить финансирование строительства ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Территориальный орган Росприроднадзора обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ. Каково должно быть решение арбитражного суда?

 

7.Человек, государственные органы, хозяйствующие субъекты нарушают экологические права: строят дачи в неположенном месте, вырубают леса, охотятся в заповедниках. Какие виды юридической ответственности существуют за экологические правонарушения?

 

Задача 7.

 

 

 

1.На территории природного заказника были обнаружены залежи бурого угля. Администрацией области было дано разрешение на освоение данного месторождения с изъятием части территории природного заказника. Правомерны ли действия администрации?. Если нет, то каковы меры юридической ответственности?

 

 

2.Геннадий Х. отправился в лес за грибами, прихватив охотничье ружье. На берегу небольшой речки он увидел жилище бобров. Пара красивых животных резвилась на мелководье. Геннадий зарядил ружье, приблизился и выстрелами из двух стволов убил бобров. Не успел браконьер вытащить добычу на берег, как его задержал инспектор охотнадзора. Составили протокол, выяснилось, что ранее Геннадий не был замечен в браконьерстве. Решением органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, к браконьеру применили следующие наказания……Какие? Какой вид юридической ответственности был применен к браконьеру?

 

8. Защита природы – это дело всех людей, проживающих на планете Земля. Каковы основные принципы международно – правовой охраны окружающей природы?

 

Задание 8.

 

Почему во многих промышленно развитых странах Запада разные сорта мусора собирают в отдельные коробки, например: зеленая – для бумаги; желтая - для стекла; красная – для алюминиевых банок.

 

 

Подведение итогов пресс – конференции. Учащимся было дано опережающее задание: составить обращение потомкам, которое бы содержало правила бережного отношения к окружающему миру. Итогом выполнения такого задания стали волшебные заповеди.

 

Волшебные заповеди или обращение к потомкам.

 

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик .Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

Мы, обращаясь к потомкам, заявляем:

1.Мы хотим сделать все, чтобы не загрязнять воздух, ведь без чистого воздуха человек не сможет выжить.

2.Мы хотим сделать все, чтобы вода оставалась чистой, ведь вода – это источник жизни.

3.Мы хотим сделать все, чтобы сохранить ландшафт и уберечь от разрушения почву, ведь все это связано с красотой и здоровьем людей.

4.Мы хотим сделать все, чтобы сохранить многообразие растительного мира, ведь без растений человек не сможет насладиться всей окружающей красотой.

5. Мы хотим сделать все, чтобы защищать животных, ведь они наши меньшие братья.

6.Мы хотим сделать все, чтобы поддерживать выращивание и продажу полезных для здоровья продуктов питания, ведь мы за здоровую нацию.

7.Мы хотим сделать все, чтобы было как меньше отходов, ведь они загрязняют нашу планету.

8.Мы хотим сделать все, чтобы стать потребителями с разумным отношением к окружающей среде, так как мы хотим оставить эту красоту последующим поколениям.

 

Люди, берегите Землю!

 

В качестве определения нравственной позиции каждого учащегося было предложено выполнения задания в виде тестов «Познай людей и самого себя», связанного с темой пресс – конференции.( как поведет себя человек оставшись один на один со своей совестью в той или иной ситуации)

Познай людей и самого себя.

Подберите подходящий для вас вариант действий в следующих ситуациях:

А) если бы я увидел, что мучают животное, то:

1 – вмешался бы и постарался прекратить издева

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 619 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 2909
    • DOCX 72.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Cтатьева Марианна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Cтатьева Марианна Николаевна
    Cтатьева Марианна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 21
    • Всего просмотров: 621758
    • Всего материалов: 187

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 305 человек

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 291 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек