Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыКонспект урока обществознания "Долг и совесть" ( 8 класс)

Конспект урока обществознания "Долг и совесть" ( 8 класс)

Скачать материал

8 класс Тема: «Долг и совесть».

Тип урока: комбинированный.

Задачи: знать основные понятия – долг, долг общественный, долг моральный, совесть; в результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; объяснять смысл высказываний мудрых: «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т. Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин; делать выводы на основе представленных фактов.

 

                                                        Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

2. Анализ высказываний о долге и совести.

«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т.Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»

Л.Н.Толстой

«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»

Ж.Ламерти

 

С какими высказываниями вы согласны?

Наиболее понравившееся вам высказывание  выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

3. Работа с понятиями.

 Долг – это обязанность, помноженная на ответственность.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Учащиеся записывают в тетрадь.

4.Работа в группах.

1 группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

2 группа. Вы уже знаете понятие долг. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Какие черты могут охарактеризовать таких людей?

3 группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А какого ваше мнение?

5. Выводы .

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. Долг общественный – это все объективные обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

3. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

4. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

6. Домашнее задание.

 1) параграф 6, задания 3-5 в учебнике на странице 52.

2) в рабочей тетради задание 5,7,9,10.

7. Итог урока.

- Закончу урок стихотворением А.Вознесенского « Активная совесть»

           

               Что с нашей страной становится ?

               Консерваторов моют в «Новости».

               Мне хотелось бы в каждой области –

               Интенсификации совести.

               Пробивайтесь, острые повести !

               Пускай кофе кипит несоевый.

               Видный лоб летит с третьей скоростью –

               Интенсификация совести.

               Что-то с нашей душой становится ?

               С тёмной силою полуссорясь,

               Кое в ком жила полусовесть.

               Видно, совесть страной становится ?

               Ты на небе писала полосы.

               Под полозьями с волчьей полостью

               Достоевский был твоим голосом.

               И Вавилов,

               Травимый подлостью,

               Продолжал растить

               Зёрна совести.

               Не дай бог, она успокоится,

               Интенсификация совести.

               Как препятствуют ей напористо

               Интенсификаторы корысти !

               Не талдычьте нам свои прописи,

               Прохиндеи в духовной отрасли !

               Люди борются беспокойные,

               Чтоб из жизни ушла оскомина,

               Чтоб ты, совесть моя, читатель,

                Жизни в очередях не тратил.

                Человек – наша цель,

                А не средство к показателям синусоидным,

                Стань счастливей ,

                Людское сердце !

                Я иной не ведаю совести.

 

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора ?»

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока обществознания "Долг и совесть" ( 8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

8 класс Тема: «Долг и совесть».

Тип урока: комбинированный.

Задачи: знать основные понятия – долг, долг общественный, долг моральный, совесть; в результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; объяснять смысл высказываний мудрых: «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т. Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин; делать выводы на основе представленных фактов.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

2. Анализ высказываний о долге и совести.

«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т.Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»

Л.Н.Толстой

«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»

Ж.Ламерти

 

С какими высказываниями вы согласны?

Наиболее понравившееся вам высказывание выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

3. Работа с понятиями.

 Долг – это обязанность, помноженная на ответственность.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Учащиеся записывают в тетрадь.

4.Работа в группах.

1 группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

2 группа. Вы уже знаете понятие долг. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Какие черты могут охарактеризовать таких людей?

3 группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А какого ваше мнение?

5. Выводы .

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. Долг общественный – это все объективные обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

3. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

4. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

6. Домашнее задание.

 1) параграф 6, задания 3-5 в учебнике на странице 52.

2) в рабочей тетради задание 5,7,9,10.

7. Итог урока.

- Закончу урок стихотворением А.Вознесенского « Активная совесть»

 

Что с нашей страной становится ?

Консерваторов моют в «Новости».

Мне хотелось бы в каждой области –

Интенсификации совести.

Пробивайтесь, острые повести !

Пускай кофе кипит несоевый.

Видный лоб летит с третьей скоростью –

Интенсификация совести.

Что-то с нашей душой становится ?

С тёмной силою полуссорясь,

Кое в ком жила полусовесть.

Видно, совесть страной становится ?

Ты на небе писала полосы.

Под полозьями с волчьей полостью

Достоевский был твоим голосом.

И Вавилов,

Травимый подлостью,

Продолжал растить

Зёрна совести.

Не дай бог, она успокоится,

Интенсификация совести.

Как препятствуют ей напористо

Интенсификаторы корысти !

Не талдычьте нам свои прописи,

Прохиндеи в духовной отрасли !

Люди борются беспокойные,

Чтоб из жизни ушла оскомина,

Чтоб ты, совесть моя, читатель,

Жизни в очередях не тратил.

Человек – наша цель,

А не средство к показателям синусоидным,

Стань счастливей ,

Людское сердце !

Я иной не ведаю совести.

 

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора ?»

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Проверочная работа по теме Право и правоотношения. 8 класс (с ответами)
  • Учебник: «Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.
  • Тема: § 3. Какие отношения в нашей жизни являются правовыми
  • 01.10.2020
  • 14943
  • 225
«Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.
Методическая разработка по теме «Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации обучающихся к изучению экономических дисциплин» (на примере деловой игры)".
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 1. Экономическая наука. Экономические блага Производство
  • 01.10.2020
  • 1352
  • 11
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
Презентация по обществознанию на тему "Человек. Индивид. Личность"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 2. Общество как сложная система
  • 01.10.2020
  • 732
  • 4
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
План-конспект урока по обществознанию "Человек. Индивид. Личность"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 1. Что такое общество
  • 01.10.2020
  • 3373
  • 149
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 3177
    • DOCX 22 кбайт
    • 33 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Cтатьева Марианна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Cтатьева Марианна Николаевна
    Cтатьева Марианна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 21
    • Всего просмотров: 620805
    • Всего материалов: 187

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 72 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 329 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 320 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе