Главная / Обществознание / Конспект урока обществознания "Долг и совесть" ( 8 класс)

Конспект урока обществознания "Долг и совесть" ( 8 класс)

8 класс Тема: «Долг и совесть».

Тип урока: комбинированный.

Задачи: знать основные понятия – долг, долг общественный, долг моральный, совесть; в результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; объяснять смысл высказываний мудрых: «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т. Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин; делать выводы на основе представленных фактов.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

2. Анализ высказываний о долге и совести.

«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т.Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»

Л.Н.Толстой

«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»

Ж.Ламерти

 

С какими высказываниями вы согласны?

Наиболее понравившееся вам высказывание выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

3. Работа с понятиями.

 Долг – это обязанность, помноженная на ответственность.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Учащиеся записывают в тетрадь.

4.Работа в группах.

1 группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

2 группа. Вы уже знаете понятие долг. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Какие черты могут охарактеризовать таких людей?

3 группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А какого ваше мнение?

5. Выводы .

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. Долг общественный – это все объективные обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

3. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

4. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

6. Домашнее задание.

 1) параграф 6, задания 3-5 в учебнике на странице 52.

2) в рабочей тетради задание 5,7,9,10.

7. Итог урока.

- Закончу урок стихотворением А.Вознесенского « Активная совесть»

Что с нашей страной становится ?

Консерваторов моют в «Новости».

Мне хотелось бы в каждой области –

Интенсификации совести.

Пробивайтесь, острые повести !

Пускай кофе кипит несоевый.

Видный лоб летит с третьей скоростью –

Интенсификация совести.

Что-то с нашей душой становится ?

С тёмной силою полуссорясь,

Кое в ком жила полусовесть.

Видно, совесть страной становится ?

Ты на небе писала полосы.

Под полозьями с волчьей полостью

Достоевский был твоим голосом.

И Вавилов,

Травимый подлостью,

Продолжал растить

Зёрна совести.

Не дай бог, она успокоится,

Интенсификация совести.

Как препятствуют ей напористо

Интенсификаторы корысти !

Не талдычьте нам свои прописи,

Прохиндеи в духовной отрасли !

Люди борются беспокойные,

Чтоб из жизни ушла оскомина,

Чтоб ты, совесть моя, читатель,

Жизни в очередях не тратил.

Человек – наша цель,

А не средство к показателям синусоидным,

Стань счастливей ,

Людское сердце !

Я иной не ведаю совести.


«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора ?»



Конспект урока обществознания "Долг и совесть" ( 8 класс)
  • Обществознание
Описание:

8 класс Тема: «Долг и совесть».

Тип урока: комбинированный.

Задачи: знать основные понятия – долг, долг общественный, долг моральный, совесть; в результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; объяснять смысл высказываний мудрых: «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т. Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин; делать выводы на основе представленных фактов.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

2. Анализ высказываний о долге и совести.

«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т.Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»

Л.Н.Толстой

«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»

Ж.Ламерти

 

С какими высказываниями вы согласны?

Наиболее понравившееся вам высказывание выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

3. Работа с понятиями.

 Долг – это обязанность, помноженная на ответственность.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Учащиеся записывают в тетрадь.

4.Работа в группах.

1 группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

2 группа. Вы уже знаете понятие долг. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Какие черты могут охарактеризовать таких людей?

3 группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А какого ваше мнение?

5. Выводы .

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. Долг общественный – это все объективные обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

3. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

4. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

6. Домашнее задание.

 1) параграф 6, задания 3-5 в учебнике на странице 52.

2) в рабочей тетради задание 5,7,9,10.

7. Итог урока.

- Закончу урок стихотворением А.Вознесенского « Активная совесть»

 

Что с нашей страной становится ?

Консерваторов моют в «Новости».

Мне хотелось бы в каждой области –

Интенсификации совести.

Пробивайтесь, острые повести !

Пускай кофе кипит несоевый.

Видный лоб летит с третьей скоростью –

Интенсификация совести.

Что-то с нашей душой становится ?

С тёмной силою полуссорясь,

Кое в ком жила полусовесть.

Видно, совесть страной становится ?

Ты на небе писала полосы.

Под полозьями с волчьей полостью

Достоевский был твоим голосом.

И Вавилов,

Травимый подлостью,

Продолжал растить

Зёрна совести.

Не дай бог, она успокоится,

Интенсификация совести.

Как препятствуют ей напористо

Интенсификаторы корысти !

Не талдычьте нам свои прописи,

Прохиндеи в духовной отрасли !

Люди борются беспокойные,

Чтоб из жизни ушла оскомина,

Чтоб ты, совесть моя, читатель,

Жизни в очередях не тратил.

Человек – наша цель,

А не средство к показателям синусоидным,

Стань счастливей ,

Людское сердце !

Я иной не ведаю совести.

 

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора ?»

 

 

 

Автор Cтатьева Марианна Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 5595
Номер материала 50936
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓