Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыКонспект урока обществознания "Доброта без разума пуста" ( 6 класс)

Конспект урока обществознания "Доброта без разума пуста" ( 6 класс)

Скачать материал

"Доброта без разума пуста" 

 

Цель: сформировать представление о нормах этичного поведения в отношениях с людьми и ко всему окружающему и стремление следовать им в повседневном поведении.

Задачи:

  • сформировать представления о доброте;
  • включить учащихся в систему упражнений, ситуаций нравственного выбора с целью развития, осознания и закрепления полученных представлений;
  • развивать у учащихся способность к эмпатии, нравственную оценку самооценку поведения.

Понятия: доброта, разум.

Методы: игра, рассказ, исследование, беседа, самооценка.

Тип урока: - получение новых знаний

Средства обучения: ТСО, раздаточный материал, зеркало

Ход урока

- Мы сегодня продолжим этический диалог. А какую тему и какое понятие будем изучать сегодня на уроке, мы выясним методом исследования . На доске записаны высказывания и в них пропущено одно и тоже слово. (зачитывают первое высказывание, второе, третье:.)

Оформление доски:

:::::., без разума пуста. (пословица)

:::..отзывчивость, душевное расположение к людям (словарь Ожегова)

Истинная :::. заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж.Ж. Руссо)

Во внутреннем мире человека :: - это солнце (писатель В.Гюго)

Вывод: доброта (вписать в солнышко)

Получение новых знаний: И тема сегодняшнего урока " Доброта без разума пуста"

(Включить спокойную музыку, рассказывается сказка)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому , седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги, м не дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет:

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место: пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль , пятую -Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю кого и выбирать:.?

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними , а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой, задумалась Любовь.

?- А кого выбрали бы вы?( продолжить музыку и продолжение сказки)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

?- Почему Любовь выбрала Доброту?

- В чем первые ростки добра? (в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать)

- К кому можно проявлять доброту?

- Для чего нужна доброта?

- Какие ассоциации возникают у вас при употреблении слова доброта?

- Как изменяется наша жизнь, когда проявляется доброта?

- Выясним, какие черты характерны доброте? (понимание, отзывчивость, чуткость, уважение, заботливость).

- Добрый человек как приходит на помощь? (милосердный, бескорыстный, благожелательный, сопереживание, сочувствие )

- Обозначьте доброту каким - нибудь цветом? Почему именно этот цвет?

(просмотр видеосюжета про доброту "Дюймовочка)

Всегда в мире идет противоборство между двух сторон и что же противостоит добру? (зло)

-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

Просмотрим отрывок из кинофильма "Сволочи" (фрагмент зла) -

-Что порождает зло?

- Чего в жизни больше, добра или зла?

Игра "Инь-Ян" (это черное и белое, добро и зло) нужно вспомнить и написать тех сверстников, близких, которые проявили к вам доброту с левой стороны, а те, кто зло, с правой стороны.

Посчитайте, где результата получилось больше?

- Загляните в себя и отметьте из списка те качества, которые есть в вас? (с помощью игры)Игра " Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи"

(Вызывается желающий узнать о себе положительные и отрицательные качества. На листочках пишут о человеке, его добрые качества и злые, т.е. отрицательные и положительные, затем о том, о ком писали, говорит сначала сам о себе, потом зачитываются тексты, написанные о нем вслух, идет рефлексия о прочитанном )

- А помогают ли вам эти качества (добрые) в вашей жизни?

Релаксационная пауза (под спокойную музыку начитывается текст)

Сегодня мы отправимся с вами в Страну доброты

В этой стране были все, кто когда-нибудь кому-нибудь делал добро

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (включить тихую музыку)

"Я хочу пригласить вас в путешествие на воздушном шаре. Залезайте в корзину шара, устраивайтесь там, старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за плетенные борта кабины, чтобы не упасть. А теперь в путь. Путешествие начинается. Шар медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, мы летим над разными странами, над лесами, над полями. Вот на горизонте показалась Страна Доброты. Шар медленно опускается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, ее жителей. Может быть, вы увидите там персонажей известных вам мультфильмов, или фильмов, которых можно назвать добрыми. Видите? А может, вы видите там своих друзей? Рассмотрите их. Поприветствуйте их, поздоровайтесь за руку, можете даже обнять их отдуши. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она теплая и сердечная. В ней светит солнце, дует теплый ветерок. А теперь мы возвращаемся на шар. Он поднимается в небо, мы машем жителям Страны Доброты и летим назад в класс. Мы приземляемся. Выходим. Открываем глаза".

- Какой вы увидели Страну Доброты?

- Какие там люди?

- Видели ли вы там своих друзей?

- Доброта без разума пуста, почему?

Рассуждение ( зачитать под спокойную музыку китайскую сказку в пример "Добро без ума")

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? - спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.

- Согласны ли вы с мудрецом?

- На что нужно опираться, совершая что-нибудь? (на разум)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: в процессе жизни человек обретает знания, жизненный опыт, но без разума этого невозможно.

- Чего больше на земле? Добра или зла?

Рефлексия

Попробуем сегодня вычленить главное, о чем речь шла сегодня на уроке. Что же важно выделить, осмысливая наши знания по этой теме?- Что несет вам доброта?

В помощь даются выражения:

- Сегодня я понял:

- После урока я:

- Я хочу возразить:

- Хочется чтобы:

- Я рад, что:

Я предлагаю вам взять в свою копилку мудрые выражения

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда.
Добро - творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу.
От доброго добро,
От злого зло родится. (пословица)

Итог

Озвучивание оценок и обоснование.

И ритуалом прощания сцепитесь все руками непрерывной цепочкой и я посылаю сообщение. "Спасибо за урок. Будьте добрыми."

Включить песню о доброте.

Дорогою добра

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому оправиться с утра.
Идти за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба тебя ведет не как сестра.
А, если с другом худо, не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди, дорогою добра.
Ах, сколько будет разных, сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь - не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный.
Иди мой друг, всегда иди, дорогою добра.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока обществознания "Доброта без разума пуста" ( 6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

"Доброта без разума пуста" 

 

Цель: сформировать представление о нормах этичного поведения в отношениях с людьми и ко всему окружающему и стремление следовать им в повседневном поведении.

Задачи:

  • сформировать представления о доброте;

  • включить учащихся в систему упражнений, ситуаций нравственного выбора с целью развития, осознания и закрепления полученных представлений;

  • развивать у учащихся способность к эмпатии, нравственную оценку самооценку поведения.

Понятия: доброта, разум.

Методы: игра, рассказ, исследование, беседа, самооценка.

Тип урока: - получение новых знаний

Средства обучения: ТСО, раздаточный материал, зеркало

Ход урока

- Мы сегодня продолжим этический диалог. А какую тему и какое понятие будем изучать сегодня на уроке, мы выясним методом исследования . На доске записаны высказывания и в них пропущено одно и тоже слово. (зачитывают первое высказывание, второе, третье:.)

Оформление доски:

:::::., без разума пуста. (пословица)

 

:::..отзывчивость, душевное расположение к людям (словарь Ожегова)

Истинная :::. заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж.Ж. Руссо)

Во внутреннем мире человека :: - это солнце (писатель В.Гюго)

Вывод: доброта (вписать в солнышко)

Получение новых знаний:И тема сегодняшнего урока " Доброта без разума пуста"

(Включить спокойную музыку, рассказывается сказка)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому , седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги, м не дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет:

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место: пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль , пятую -Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю кого и выбирать:.?

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними , а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой, задумалась Любовь.

?- А кого выбрали бы вы?( продолжить музыку и продолжение сказки)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

?- Почему Любовь выбрала Доброту?

- В чем первые ростки добра? (в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать)

- К кому можно проявлять доброту?

- Для чего нужна доброта?

- Какие ассоциации возникают у вас при употреблении слова доброта?

- Как изменяется наша жизнь, когда проявляется доброта?

- Выясним, какие черты характерны доброте? (понимание, отзывчивость, чуткость, уважение, заботливость).

- Добрый человек как приходит на помощь? (милосердный, бескорыстный, благожелательный, сопереживание, сочувствие )

- Обозначьте доброту каким - нибудь цветом? Почему именно этот цвет?

(просмотр видеосюжета про доброту "Дюймовочка)

Всегда в мире идет противоборство между двух сторон и что же противостоит добру? (зло)

-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

Просмотрим отрывок из кинофильма "Сволочи" (фрагмент зла) -

-Что порождает зло?

- Чего в жизни больше, добра или зла?

Игра "Инь-Ян" (это черное и белое, добро и зло) нужно вспомнить и написать тех сверстников, близких, которые проявили к вам доброту с левой стороны, а те, кто зло, с правой стороны.

 

Посчитайте, где результата получилось больше?

- Загляните в себя и отметьте из списка те качества, которые есть в вас? (с помощью игры)Игра " Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи"

(Вызывается желающий узнать о себе положительные и отрицательные качества. На листочках пишут о человеке, его добрые качества и злые, т.е. отрицательные и положительные, затем о том, о ком писали, говорит сначала сам о себе, потом зачитываются тексты, написанные о нем вслух, идет рефлексия о прочитанном )

- А помогают ли вам эти качества (добрые) в вашей жизни?

Релаксационная пауза (под спокойную музыку начитывается текст)

Сегодня мы отправимся с вами в Страну доброты

В этой стране были все, кто когда-нибудь кому-нибудь делал добро

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (включить тихую музыку)

"Я хочу пригласить вас в путешествие на воздушном шаре. Залезайте в корзину шара, устраивайтесь там, старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за плетенные борта кабины, чтобы не упасть. А теперь в путь. Путешествие начинается. Шар медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, мы летим над разными странами, над лесами, над полями. Вот на горизонте показалась Страна Доброты. Шар медленно опускается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, ее жителей. Может быть, вы увидите там персонажей известных вам мультфильмов, или фильмов, которых можно назвать добрыми. Видите? А может, вы видите там своих друзей? Рассмотрите их. Поприветствуйте их, поздоровайтесь за руку, можете даже обнять их отдуши. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она теплая и сердечная. В ней светит солнце, дует теплый ветерок. А теперь мы возвращаемся на шар. Он поднимается в небо, мы машем жителям Страны Доброты и летим назад в класс. Мы приземляемся. Выходим. Открываем глаза".

- Какой вы увидели Страну Доброты?

- Какие там люди?

- Видели ли вы там своих друзей?

- Доброта без разума пуста, почему?

Рассуждение ( зачитать под спокойную музыку китайскую сказку в пример "Добро без ума")

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? - спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.

- Согласны ли вы с мудрецом?

- На что нужно опираться, совершая что-нибудь? (на разум)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: в процессе жизни человек обретает знания, жизненный опыт, но без разума этого невозможно.

- Чего больше на земле? Добра или зла?

Рефлексия

Попробуем сегодня вычленить главное, о чем речь шла сегодня на уроке. Что же важно выделить, осмысливая наши знания по этой теме?- Что несет вам доброта?

В помощь даются выражения:

- Сегодня я понял:

- После урока я:

- Я хочу возразить:

- Хочется чтобы:

- Я рад, что:

Я предлагаю вам взять в свою копилку мудрые выражения

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда.
Добро - творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу.
От доброго добро,
От злого зло родится. (пословица)

Итог

Озвучивание оценок и обоснование.

И ритуалом прощания сцепитесь все руками непрерывной цепочкой и я посылаю сообщение. "Спасибо за урок. Будьте добрыми."

Включить песню о доброте.

Дорогою добра

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому оправиться с утра.
Идти за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба тебя ведет не как сестра.
А, если с другом худо, не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди, дорогою добра.
Ах, сколько будет разных, сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь - не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный.
Иди мой друг, всегда иди, дорогою добра.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 140 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный итоговый проект "Влияние социальных сетей на формирование личности школьника""
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: § 5. Гражданское общество и государство
  • 30.09.2020
  • 658
  • 7
«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
Рабочая программа «СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА» для 10класса
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 330
  • 5
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Тема "Социальная сущность человека"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 4. Социальная сущность человека
  • 30.09.2020
  • 324
  • 5
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 640
    • DOCX 24.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Cтатьева Марианна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Cтатьева Марианна Николаевна
    Cтатьева Марианна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 21
    • Всего просмотров: 620870
    • Всего материалов: 187

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 303 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе