Главная / Начальные классы / конспект урока на тему "Твои помощники-органы чувств"

конспект урока на тему "Твои помощники-органы чувств"

Твои помощники -органы чувств.»

(урок ознакомления с окружающим миром, 3 класс)

Цель урока: формирование знаний об органах чувств.


Задачи:

Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитывать культуру здоровья.

Формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся; расширять кругозор у детей.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)


Методы обучения: ИКТ, наглядный метод, экспериментирование, игра, частично – поисковый метод, проблемный метод, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая.


Оборудование:

  1. Учебник «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть А.А. Плешаков;

  2. Толковый словарь С.И. Ожегов

  3. Слайды с изображениями органов чувств;

  4. Персональный компьютер; таблица «Строение тела человека».

Проектор Оборудование для опытов:

  1. Музыкальная шкатулка;

  2. Туалетная вода; предметы

  3. Три стакана с водой (Соль, сахар, кипяченная вода);

  4. Мяч; яблоко, апельсин, чеснок, лук, клубок

  5. Варежка, шарф









Ход урока

  1. Организационный момент.

Начиная урок мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

- Говорить друг другу - “Здравствуй!” - значит желать здоровья.

- “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Прозвенел для нас звонок,

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нем узнать.

Мы о нашем организме

Будем знания получать.

- Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

II. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

-Ребята, что сейчас вы изучаете на уроках окружающего мира? (человека)

-Что приводит в движение организм человека? (скелет и мышцы)

-Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества? (благодаря органам пищеварения)

-А какие органы доставляют всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород? (органы кровообращения)

-При помощи каких органов мы дышим? (органы дыхания)

-А какая система управляет деятельностью всего организма?(головной мозг)


III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

-Зачем человеку нужно знать свой организм? (Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.)

-Да, здоровье нашего организма-это самое главное!

-Как вы думаете, есть ли у человека другие органы? (Варианты ответов).


Давайте выполним задания.

1 –группа : карточки ( жёлтые)

Найдите лишнее слово: чувств, лось, заяц, лиса, белка, олень.

2- группа: карточки (розовые)

Зачеркните одинаковые буквы на карточках. Из оставшихся слов прочитайте слово:

о е р г е а н ы е

Проверка дифференцированной работы учащихся:

- назовите лишнее слово (чувств)

--назовите оставшиеся слова.

- каким одним словом можно объединить все остальные слова? (животные)

-Какое слово получилось из оставшихся букв (органы)


- Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. И исследовать мы будем наши органы чувств. Каждый из вас целую неделю изучал литературу по какому-то из органов, и вот пришло время поделиться своими открытиями с коллегами.

(появляется запись на доске)

: органы чувств

hello_html_m62673b6a.gifhello_html_m4d5028aa.gifhello_html_2c6dac13.gifhello_html_44b57bc6.gifhello_html_301ee149.gif





. Как по – вашему, что такое обозначает слово органы? Чувств?

- Мы с вами к концу урока должны решить, почему органы чувств можно назвать помощниками человека? (на доске проблемный вопрос). ?

- Опираясь на тему урока, давайте сформулируем цели.

Познакомиться – с органами чувств и их значением для человека;

Узнать – о работе органов чувств;

Научиться – беречь органы чувств, соблюдать правила гигиены.

IV. Изучение нового материала.

а) Орган зрения.

У.- Как вы думаете, какой орган чувств дает нам наибольшую информацию об окружающем нас мире?

А) Учитель просит детей закрыть глаза, кроме 1 ребенка. Затем просит называть показываемые предметы по очереди класс и выбранного ребенка.

Вывод.-Почему не ответили? ( не видели). Какой орган не работал? (глаз).

При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. это орган зрения. (Слайд ) С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Смогли бы мы правильно воспринимать ок­ружающий мир без органов зрения?

80 % всей информации об окружающем мире мы получаем с их помощью.

  • Рассматривание муляжа глаза. Оболочка глаза, хрусталик, сетчатка, глазной нерв.

  • Так выглядит наш глаз. Он круглый, как яб­локо. Его даже так и называют — глазное яблоко. В передней части глаза находится хрусталик. Он на­поминает маленькое увеличительное стеклышко, благодаря которому мы можем видеть все предме­ты четко и ясно. Хрусталик отражает все увиден­ное на заднюю стенку глазного яблока (сетчатку).

Спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Она влажная, очень нежная, и даже небольшую пылинку, попавшую в нее, человек чувствует и стремится удалить. Под роговицей расположена радужная оболочка. По окраске радужной оболочки людей называют голубоглазыми, кареглазыми, зеленоглазыми.


- Посмотрите в глаза соседу. Определите цвет его радужной оболочки.

- Встаньте, голубоглазые, зеленоглазые, кареглазые дети.


В центре глаза мы видим черную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Глаз устроен из очень нежных тканей. Глаза хорошо защищены. Как?

Д. - Веки, ресницы защищают их.

У. -Что еще оберегает глаза? Загадка поможет вам:

Под мостом – мостищем,
Под соболем – соболищем,
Два соболька разыгрались.

Д. - Брови и глаза

У.- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.

Интересный факт.

Ученик. Изучая свойства хрусталика, араб­ские медики сотни лет назад изобрели увеличитель­ную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы, бинокли и телескопы


  • Глазами вы видите различные предметы, их форму, величину, окраску. Что еще можно увидеть с помощью органов зрения?

Интересный факт.

Ученик. Оказывается, мы можем видеть только при наличии света. Послушайте одну ис­торию.

Русский солдат оставался девять лет в темном подземелье Брестской крепости. Он имел доста­точное количество продовольствия и воды, но све­чей и спичек хватило только на четыре года. Пять лет он провел в полной темноте. Отвыкнув от све­та, он ослеп.

  • Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, надо бережно относиться к глазам.


- Если глаз - очень важный орган, то нуждается ли он в защите? Какой? (Используйте для ответа рисунок на стр.62).

- Так о глазах позаботился сам организм человека. А как должны заботиться о глазах мы сами?

- Все эти правила объединены в стихотворении (рассказывает ученица)


Береги свои глаза

Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя,
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши склонившись низко,
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть 30 сантиметров.
Все: Мы хотим предостеречь!
Нужно всем глаза беречь!

Когда глаза устали, выполняйте следующие упражнения:


Физминутка для глаз.

органы чувств

hello_html_m72d5ba3b.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m66077175.gif

глаза


- Ребята, а когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете? (Когда свет слабый или отсутствует).

-Верно, поэтому в сумерках человек чувствует себя неуверенно. Он вынужден идти на ощупь (осязание), останавливаться и прислушиваться (слух), чтобы определить свое местоположение.

Б). Исследование органа слуха

Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! «6, 65. В нашем классе тишина».

Что вы почувствовали? (Мы ничего не слышали, потому что наши уши были закрыты).

Какой вывод можем сделать? (Уши нужны, чтобы слышать).

(Включить звуки природы. Дети слушают) (Слайд )

Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание воды…)

Какой орган позволяет нам это почувствовать? (Уши)

Уши – орган слуха. (Слайд )

  • Вы думаете, что у человека только два уха? Нет, на самом деле их не два, а шесть. Толь­ко два видимых, а четыре невидимых, спрятан­ных внутри головы.

Наружное ухо — ушная раковина. Сама она ничего не слышит, а только улавливает звук. Посреди ушной раковины есть маленькое отверстие, откуда начинается слуховой проход, кото­рый заканчивается барабанной перепонкой. Звук передается звуковыми волнами, очень по­хожими на те, которые мы видим на воде. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на ба­рабанную перепонку, заставляя ее двигаться вперед и назад. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо — внутреннее и далее в мозг. Мозг за долю секун­ды переводит полученный звуковой сигнал, и вы говорите себе: «Это плачет ребенок», «Это звучит музыка».

Оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем.

Представьте, что мы катимся с горы, но … на одной лыже. Сделайте левой ногой большой шаг вперёд и поставьте левую и правую ступни на одну прямую, как бы на одну лыжу. Присядьте, как лыжник. Наклоните туловище вперёд, руки при этом опустите вниз, но не касайтесь пола. Грудь лежит на колене. Глаза закрыты. Задача: продержать положение равновесия.

Молодцы! Садитесь. А теперь скажите, почему вы не упали? (Старались держать равновесие).

Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат. (Слайд №7).

Ухо – орган слуха и равновесия”.

(на доске появляется слово - уши)

У.- Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух? (чтение по учебнику с.62)

органы чувств

hello_html_m72d5ba3b.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m66077175.gif

глаза уши

Интересный факт.

Ученик. При ярком свете слух обостряется, поэтому в концертных залах не гасят свет. А в темной комнате слабые звуки почти не слышны.

Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.

При некоторых: формах глухоты, когда слухо­вой нерв не поврежден, звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола.

Бетховен, когда оглох, слушал музыку с по­мощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.


В). Исследование органа обоняния.

Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? Давайте попробуем.

(Выходят по очереди, завязать глаза)

Задержи дыхание, чувствуешь ли запах? (Нет)

А теперь вдохни и понюхай (дать понюхать лук, духи, яблоко, чеснок, лимон)

Какие запахи вы определили?

Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох).

Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох.

Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах)

Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние. (Слайд)

В средней части носа находятся обонятельные нервы. Они ответственны за нашу способность чувствовать различные запахи, то есть за наше обоняние. Воздух, который мы вдыхаем, раздражает окончания этих нервов. Обонятельные нервы способны различать тысячи разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал.


органы чувств

hello_html_m72d5ba3b.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m66077175.gif

глаза уши нос

Давайте отдохнем и подышим воздухом.


Дыхательная гимнастика. Физкультминутка. (слайд)

Интересный факт.

Ученик. Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие.

У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей, пищевиков. Слепые люди узнают названия газет по запаху.


Г). Исследование органа вкуса

(Раздаю 2 стакана с водой – сладкой, простой)

Посмотрите, послушайте, понюхайте. Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках? (Нет)

Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

Какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости?

Попробуем дать научное определение этому органу: язык – орган вкуса.

- Кислый, горький, сладкий, соленый - эти четыре вкуса различает язык. (Показ слайда).

(слайд) Язык — это орган вкуса. На языке расположены особые вкусовые сосочки. С их помощью по вкусовым нервам передаётся сигнал в головной мозг и человек чувствует определённый вкус.

органы чувств

hello_html_m72d5ba3b.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m66077175.gif

глаза уши нос язык

Интересный факт.

Ученик. Замечали ли вы, что кончик языка наи­более чувствителен к сладкому? Достаточно лиз­нуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основа­ниегорькое.


  • Орган вкуса играет большую роль в жизни людей. Как вы думаете, какую? (Определить несъе­добные продукты, узнать испорченную пищу.)

Поэтому к органу вкуса надо относиться бе­режно.

Используя полученные знания, попробуйте сделать некоторые выводы о бережном отноше­нии к органу вкуса.

Работа по карточкам в парах. (Слайд)

Вставьте подходящие по смыслу слова.

  1. Слишком ... (холодная/горячая) пища об­жигает язык, и мы почти не чувствуем ее вку­са. Пища должна быть не очень ... (холод­ной/горячей).

  2. При употреблении слишком ... (холод­ной/горячей) пищи мы тоже не чувствуем ее вкуса. Поэтому пища не должна быть слиш­ком ... (холодной/горячей).

  3. Не пробуй ... (знакомые/незнакомые) тебе продукты на вкус без разрешения взрослых.

  4. Сильно ... (притупляют/обостряют) вкус простудные заболевания, курение.


Запомните это!

Д). Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в корзине»

Попробуйте определить на ощупь предмет в корзине. (Корзинка накрыта салфеткой).

(Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет).

(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко)

Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).

А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания.

органы чувств

hello_html_m72d5ba3b.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m2b908bd3.gifhello_html_m66077175.gif

глаза уши нос язык кожа


С помощью осязания человек способен определить размеры, форму, массу любого предмета с закрытыми глазами. При прикосновении к какому-либо предмету импульсы по нервным окончаниям передаются в головной мозг, и мы можем сделать вывод о данном предмете.

Ущипните тихонечко друг друга. Что вы почувствовали? (Боль.)

- Слепые могут читать специальные книги - рельефный шрифт Брайля при помощи пальцев. На кончиках пальцев расположено множество рецепторов давления, которые с большой скоростью распознают поступающие на них сигналы.

Интересный факт.

Ученик. На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.

Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. При ожоге у такого больного кожу можно снимать целыми кусками, не причиняя ему какого-либо беспокойства.

  • Нужно стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений, содержать кожу в чистоте.

- Как вы считаете, какой из органов чувств является главным? (ВСЕ)

Игра «Полезно – вредно».

-Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.

1. Читать лежа (вредно).

2. Делать гимнастику для глаз (полезно).

3. Смотреть близко телевизор (вредно).

4. Читать при хорошем освещении (полезно).

5. Ковырять в ушах (вредно).

6. Защищать уши от сильного шума (полезно).

7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).

8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).


(слайд)Учитель: Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!»

-Как это понять? (рассуждения учащихся)

Мозг – главный орган. Теперь сосчитайте, сколько у нашего главного мозга разведчиков помощников – телеграфистов. Всего их 5 , а могут рассказать обо всем , что есть на свете.


V. Рефлексия.

1) Работа в Р.т. (коллективная проверка)

- Теперь вернемся к проблеме поставленной в начале урока.

Почему органы чувств можно назвать помощниками человека?

VI. Подведение итогов

- Как вы работали на этом уроке? На столах у вас лежат солнышко, , зонтик. Я надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение, что все ваши помощники здоровы.

Если считаете, что работали в полную силу, отвечали всегда верно и у вас хорошее настроение поднимите солнышко. Если что-то не поняли и у вас не очень веселое настроение, то поднимите тучку. Но если у вас совсем испортилось настроение – зонтик. Наш класс осветился солнечными лучами. Значит настроение у вас хорошее и наш урок удался.

-Что вы исследовали на сегодняшнем уроке?

- Какие органы чувств вы знаете? Слайд

Мы познакомились со всеми органами чувств.

- А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки даны чтобы трудиться,

А носик - запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

- Чтобы все органы были здоровы, необходимо соблюдать гигиену. Сегодня я хочу подарить вам Памятки «Какие правила надо соблюдать, чтобы органы чувств остались здоровыми» и сердечки-оценки за ваш труд.

VII.Домашнее задание.

1) Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями.

2) Составьте кроссворд по теме.

3)Выполнить в Рабочих тетрадях задания 1-3 с.38-39


конспект урока на тему "Твои помощники-органы чувств"
  • Начальные классы
Описание:

 Цель урока: формирование знаний об органах чувств.

 

Задачи:

Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитывать культуру здоровья.

Формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся; расширять кругозор у детей.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Автор Хисамова Гульнара Рафаиловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 35819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓