Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы "Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С. Пушкина" (9 класс)

Конспект урока литературы "Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С. Пушкина" (9 класс)

Конспект урока литературы в 9 классе

Учитель Десятова М.А.

Тема урока: «Татьяна Ларина – нравственный идеал А. С. Пушкина»

Цель: определение роли Татьяны Лариной в системе образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Задачи:

1) обучать навыкам сопоставительной характеристики персонажей произведения;

2) развивать коммуникативные способности учащихся;

3) воспитывать нравственные качества учеников через анализ поступков главных героев романа

Ход урока:

1. Организационный момент 2-3 минуты

- Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем работать над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Сегодня 3 урок из 5.

О каком герое пойдет речь, нетрудно будет догадаться, прослушав следующую цитату из романа:


Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…

- …

- Совершенно верно, речь пойдет о Татьяне Лариной. Мы будем говорить о роли ТЛ в романе, почему именно она является нравственным идеалом Пушкина

Откройте тетради, запишите тему урока (СЛАЙД 2)

Ниже даны лексические значения ключевых слов: идеал, нравственность


2.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

Постановка учебной задачи 1 минута

- Основная работа по определению роли образа Татьяны в романе – пойдет в группах, где есть эксперт, консультант, который координирует работу группы, оценивает

- Каждая группа в течение 3-5 минут готовит ответы на предложенные вопросы; ребята из других групп могут дополнять ответы и получать плюсы


3. Сообщение нового материала

Решение учебной задачи 3-4 минуты - 5групп = 15-16 минут (СЛАЙД 3)

Вопросы 1 группы

  • В какой социальной среде прошло детство Татьяны?

  • Как характеризует автор семью Лариных?

  • Какими словами Пушкин показывает одиночество Татьяны в семье? Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?

Вопросы 2 группы

  • Как объясняет Пушкин выбор имени своей героини?

  • Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?

  • Какое значение имели для Татьяны книги? Что она читала?

Вопросы 3 группы

  • Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и в юности?

  • В чем проявляется близость Татьяны к народной жизни?

  • Что в предыдущей жизни подготовило Татьяну к пониманию внутренней значительности и глубины душа мира Онегина?

  • Почему встреча с Онегиным произвела на Татьяну такое огромное впечатление?

Вопросы 4 группы

  • Как характеризует ее письмо к Онегину?


- Использование ЭОР ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Евгений Онегин» 3минуты

(письмо Татьяны) Фильм 1998год (США)

 Режиссер - Марта Файнс . Жанр: драма, мелодрама. В главных ролях: Лив Тайлер (Татьяна), Евгений Онегин — Рэйф Файнс

- Такой ли вы представляли себе главную героиню?


  • Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте? Перечитаем строфы 14-15. В чем же изменилась Татьяна?

Вопросы 5 группы

  • Значит, это новая, незнакомая нам Татьяна? Вы согласны?

  • Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит? Как вы думаете?

Почему эти два человека не нашли путей друг к другу?

4. Обобщение и систематизация знаний 4минуты

- Какова роль образа Татьяны в романе?

( Итак, в народных представлениях о счастье нашла Татьяна глубокий идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованный в народных сказаниях и песнях)

Составление синквейна (пять строк) группами (СЛАЙД 5)

Пример: ТАТЬЯНА

ДОБРАЯ, УМНАЯ

ЛЮБИТ, СТРАДАЕТ, ПОМОГАЕТ

УЖЕЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА?

ИДЕАЛ

5. Подведение итогов 2-3минуты

Выставление объективных оценок за работу (собств. оценка+эксперт+учитель – средняя выставляется в журнал)


6. Домашнее задание 1-2 минута (СЛАЙД 6)

1) Письмо Татьяны, Онегина выучить наизусть

2) Задание на стр. 246-247 (устно)



Конспект урока литературы "Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С. Пушкина" (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Самоанализ урока литературы учителя ГБОУ СОШ с. Новый Буян Десятовой М.А.

Класс     9

Количество присутствующих – 18       Количество по списку – 23

Тема урока           «Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С. Пушкина»

Тип урока и его структура       Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

1. Данный урок 21 (из 54) по теме «Из русской литературы XIX века». Согласно планированию на изучение творчества Пушкина отведено 12 часов, из них 6 уроков по роману «Евгений Онегин». «Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С. Пушкина» - тема 3 урока по роману.

2. В классе 23 ученика, из них более 50% занимаются на «4» и «5», есть и слабоуспевающие. На уроке все учащиеся были включены в работу.

3.  Цель урока достигнута благодаря  технологии сотрудничества, основная идея которой заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединились в группы по 3-4 человека, им было дано задание, при этом оговаривалась  роль каждого. Ученик отвечал не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы.  «Слабые» учащиеся старались выяснить у «сильных» то, что им непонятно, а «сильные» стремились, чтобы «слабые» досконально разобрались в задании. И от этого выиграл весь класс, потому что совместно ликвидировались некоторые пробелы в знаниях, а также у учащихся сложилось целостное впечатление по данной теме.

4. В соответствии с целью урока была выбрана форма – урок- дискуссия. Дискуссия как форма общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения, что и наблюдалось на уроке. По виду источников использовались следующие методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные ( просмотр отрывка фильма). По виду деятельности: метод изложения учебного материала преподавателем совместно с учащимися, а также проверкаих знаний, умений и навыков (рассказ, беседа); метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, анализ эпизодов романа).

5. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Четкая постановка учебной задачи, ее решение; трехминутное использование ЭОР (фрагмент фильма «Евгений Онегин»); использование элементов технологии развития критического мышления (синквейн) позволило быстро и эффективно подвести итоги дискуссии. Рефлексия осуществлялась на каждом этапе урока: учащиеся оценивали собственные ответы (в листе оценивания), участвуя в обсуждениях, «зарабатывали плюсы». Эксперты также оценивали работу товарищей.

6. Продуманная система вопросов составлена в соответствии с целью занятия. Вопросы представляли интерес для учащихся и вызвали их на откровенный разговор, тем самым стимулировали активность. Использование ЭОР (фрагмент фильма «Евгений Онегин») оказало эмоциональное воздействие на учащихся, оно было направлено на формирование личностного отношения к увиденному, развитию различных сторон психической деятельности учащихся (внимания, памяти, сопереживания).

7. Контроль усвоения знаний, умений, навыков был организован после дискуссии. Учащимся было предложено составить синквейн (технология развития критического мышления)

 

8. На занятии наблюдалась благоприятная психологическая атмосфера, учитель не вмешивался в обсуждение без особой необходимости, не оказывал психологическое давление на участников, не прерывал на полуслове.

 

9. На уроке удалось реализовать все поставленные задачи. Цель урока была достигнута. Учащиеся поняли, что герои романа показаны в развитии, а идеалом нравственности является Т. Ларина.

 

10. Урок-дискуссия - нестандартный урок, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – позволяет придумывать новые нестандартные уроки. На уроках русского языка и литературы в этом классе можно попробовать новые виды работы.

 

 

Автор Десятова Марина Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3131
Номер материала 47376
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓