Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы на тему "Русский богатырский эпос" (6 класс)

Конспект урока литературы на тему "Русский богатырский эпос" (6 класс)

11


hello_html_5413854e.gifhello_html_m1f4964bc.gifhello_html_5aebad15.gifhello_html_m52db5069.gifhello_html_m35553e17.gifhello_html_6d9b8aaa.gifРусский богатырский эпос. Былины.

Цель: дать понятие былины; познакомить с видами, миром, былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся.

  • Формирование умения отличать былину от других жанров литературы; развитие навыков выразительного чтения.

  • Создать условия для развития компетентностей: культурологической – уважения культуры русской нации; информационной – умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); коммуникативной – умения вступать в общение.

  • Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ; развития чувства ответственности, коллективизма и сплоченности; развития творческих способностей учащихся путем инсценировки.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор,

  • Плакаты с изречениями,

  • Коллажи,

  • Видеоролики – 3,

  • Презентация,

  • Аудиозапись песни А.Н Пахмутовой « Богатырская наша сила»,

  • Песня « Во поле береза стояла»,

  • Аудиозапись звучание гуслей.

Оформление доски:

«Искусство народных мастеров

стало легендой, его власть простерлась и на

наше время».

Б. Аникин

Тема урока:

  • Слова В. Аникина (эпиграф)

  • Репродукция картины В.Н Васнецова «Богатыри».

  • Карточки с терминами.

Ход урока

Вступительное слово:

Сегодня мы знакомимся с новым жанром устного народного творчества. Былины, говоря другими словами, – это русский богатырский эпос. В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном дружбе.

Много раз враги нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка.

Великий русский полководец А.В Суворов говорил: « Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет».

Героическое прошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве.

Повторение знаний по фольклору

Отгадайте жанры фольклора

  • Вспомним жанры фольклора

( Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)

  • Спи, усни (В детстве скажем мы)

Бай, бай, бай!

( колыбельная)

  • На дворе трава,

На траве дрова

(Заставляют нас повторять, чтобы выработать правильное произношение)

(скороговорка)

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей…

(сказка)

  • На чужой сторонушке

Солнышко не греет

Без родимой матушки

Никто не жалеет.

(песня)

  • Во стольном было городе во Киеве,

У ласкова князя у Владимира

Как было пированье – почестен пир

На многие князи, на бояры…

(былина)

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения русичи всегда оказывались победителями.

Слайды о богатырях.

Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях – богатырях. Кто напомнит их имена?

Верно. Пусть иной раз в былинах эти герои сражаются с вымышленными сказочными злодеями – драконами да Соловьем – разбойником, но на деле не раз приходилось храбрым русским воинам участвовать в жестоких битвах, в которых решалась судьба страны. Былины слагались не только поэтами, часто их сочинителями были сами воины. Вот отсюда и дошли к современникам и потомкам рассказы о необыкновенной самоотверженности и смелости русских солдат при защите ими границ Русского государства от нежданных гостей.

Былина (произошло от слова «быль») – жанр русского народного эпоса, песни – сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

Былина – это рассказ о том, что когда-то было, в реальности. Но это не достоверный факт, в основе его лежит вымысел.

Всегда на Руси чтили богатырскую силу и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами.

Аудиозапись гусляры.

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители – гусляры, которые ходили из города в город. Но были и сказительницы женщины.

( Аграфена Крюкова, Ирина Федосова).

Картина «Богатыри»

Проверим домашнее задание по группам.

Виды былин (схема)





Героические Социально-бытовые

(в основе – бой, столкновение, (нет схватки, есть ссора, спор

схватка богатыря с врагом) или соперничество)

Мир былины

Пространство и время условные, необычные.

Герои одни и те же, они борются с фантастическими существами.

Место действия – Киев, столица Русской Земли.

Время действия – правление князя Владимира.



Герои былин (таблица)

Богатыри

Общее

Отличия

Илья Муромец








Обладают необыкновенной физической силой, добрые, защитники русской земли.










Прямота, чувство собственного достоинства, стремление к сплоченности, большой жизненный опыт, нет семейной жизни.








Добрыня Никитич

Одаренный, культурный, воспитанный, умный, хорошо стреляет из лука, играет в шахматы, поет, играет на гуслях.

Алеша Попович

Самый молодой, «напуском смел», хитер, жизнерадостен, весел.

Композиции былин

Кульминация





Зачин Композиция Запев



Развязка

А) Запев (привлечь внимание).

Б) Зачин (поручение).

В) Развитие действия.

Г) Кульминация (подвиг богатыря).

Д) Развязка (расправа с врагом).

Экспертная группа

Особенности былинного стиха (план).

  1. Речитатив.

  2. 12-14 слогов, три ударения в строке; интервалы; безударные от 1 до 3 слогов.

  3. Последнее ударение на третьем слоге от конца.

  4. Повторение предлогов, междометий.

Видео «Гусляры». Исполнение былины под гусли.

Индивидуальное задание

Периоды былин (Семин)

(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор. 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алеша Попович. 3. Владимиро – Суздальский, где герой Илья Муромец («Илья и Соловей Разбойник». Дорога на Киев. Соловей и Брынские леса. Ростовский богатырь Алеша. Алеша и Тугарин змей), 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич. Былина о Вольге и Микуле.

Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Владимиро – Суздальский период (Никулин)

Былины, посвященные крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Учитель:

Скоро к нам в гости придут знатные богатыри, имена которых любит и знает каждый из нас. (Подходит к репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».)

Посмотри еще раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей.





«Богатырский словарь»

  • Колчан – футляр для стрел

  • Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

  • Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом

  • Ножны – футляр для меча или кинжала

  • Шлем – воинский доспех, защищающий голову

  • Сбруя – принадлежность для упряжи

  • Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел.

Ну, вот и прибыли наши богатыри к нам в гости.

Знакомство с былинными героями через инсценировку (богатыри рассказывают о себе и задают вопросы).

Снова звучит припев песни «Богатырская наша сила». Появляются богатыри, в воинском обличии.



Илья. Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим- лежит бел - горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти – убитому быть, налево пойти – богатому быть, а прямо пойти – веселому быть.

Добрыня. Ну, нам, богатырям, страх не ведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть, напали на разбойников, разогнали их всех да обратно к камню вернулись.

Алеша. А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело – богатырям за богатством гоняться. Наше дело известное – Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.

Илья. А вот повеселиться мы мастера. После доброй битвы веселье всю усталость как рукой снимает. Только куда это мы попали – то? Не пойму, не ведаю. То ли на пир честной к князю Владимиру Красное Солнышко, то ли еще куда?

Учитель. Нет, в школу вы попали. Я знаю, что ребята готовились к сегодняшней встрече, читали русские былины. А вот знаете ли вы, что раньше былины пелись, как песни: они использовались в военных походах в качестве строевых песен – их хором исполняли княжеские дружинники.

Алеша. А только хорошо ли ваши ребята знают былины, которые были сложены про нас, богатырей?

Илья. Да, вот я - не просто Илья, а Илья Муромец. Что это значит? (Родина Ильи – город Муром, село Карачарово.)

Добрыня. А почему я – Никитич? (Отчество по имени отца.)

Алеша. А про мое прозвище – Попович, каждый сразу ответит, что я из семьи священнослужителей.

Учитель. Садитесь богатыри, будьте у нас гостями. Вот видите, уважаемые гости, ребята знают ответы на ваши вопросы. Еще вопрос: какому князю служили эти богатыри, и в каком городе он правил? (Князю Владимиру, в городе Киеве.)

Илья. На высоких холмах стоял Киев – град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили корабельщики ладьи да челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими пригородами и селами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо – невидимо.

Добрыня. А за лесами тянулись степи без конца и без краю. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

Алеша. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю наш главный богатырь – Илья Иванович Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и я, Алеша Попович, - все мы в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть – попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Учитель. А кто из сегодняшних гостей наших носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич). Какие еще умения, кроме воинских, были у Добрыни? (Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по – особенному, недаром князь Владимир назначал его послом, умел играть в шахматы и на гуслях.)

Учитель. А кто из богатырей сам ковал себе оружие? (Илья Муромец).

Илья. А ведь я не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда со мной приключилась, и кто меня от той беды избавил? (Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его калики перехожие – дали испить водицы.)

Учитель. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой). Кто помнит, какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем – разбойником возле речки Смородинки.) С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калином – царем).

Учитель. А теперь давайте рассмотрим снаряжение русского воина, пусть ребята дадут ответы на некоторые наши вопросы. Здесь наш богатырский словарь и пригодиться.



Конкурс «Богатырские доспехи»

Богатыри поочередно задают ребятам вопросы, демонстрируя ответы на предметах или их иллюстративных изображениях.

1.Как назывался головной убор богатыря? (шлем).

2.При создании, какого военного головного убора 20 века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка)

3.Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга).

4.Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.)

5.Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).

6.Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит).

7.Этот боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А.С. Пушкина князь Гвидон. Для этого он отломил у дерева кривой сучок и натянул шнурок. Что за оружие получилось? Благодаря ему князь Гвидон спас царевну Лебедь. (Лук.)

8. Это колющее оружие на длинном древке. Из – за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика).

Учитель. Ну, вот сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, героев, которые тоже сражались, защищая русскую землю.

Просмотри видеоролика (отрывок из былины).

Кого из героев вы узнали и из какой былины? (Илья Муромец и Соловей Разбойник)

Работа с текстом.

А) Как хорошо вы знаете былину?

  • Где встретился Илья Муромец с Соловьем – Разбойником?

  • У черной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста.

  • Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько верст ему пришлось ехать?

  • Пятьсот верст.

  • Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?

  • Воеводою.

  • Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: « Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей – Разбойник?

  • Одихмантия «Сидит Соловей – Разбойник, Одихмантьев сын».

  • Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

  • Побивает силушку великую над Черниговом.

Объясните значение слов:

(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)

  • Стольный

  • Столичный город

  • Прямоезжая

  • Прямая

  • Заколодела

  • Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)

  • Лазоревый

  • Красивый

  • Величать

  • Называть или прославлять (в зависимости от контекста).

  • В особину

  • Отдельно

  • Воспеть

  • Прославить в песни

Ответьте на вопросы:

(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным).

  • Почему так названа былина?

  • Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?

  • К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?

  • Вспомните, что такое гипербола?

  • Найдите в тексте гиперболы.

  • С какой целью они используются в былине?

  • Какими чертами обладает Илья Муромец?

Конкурс «Лучший сказитель»

  • Выразительное чтение отрывков из былин наизусть.

  • Выразительное чтение по ролям.

Когда богатыри возвращались домой, их встречали с радостью, пели песни, девушки водили хороводы.

Девочки поют песню «Во поле береза стояла», водят хоровод.

Заключительная речь учителя.

Сегодняшний день

Постарайся запомнить

И в сердце его сохрани

Ты сильный, ты смелый,

И враг вероломный

Боится к тебе подойти.

И есть еще в жизни

Большие дела,

Куда тебя честь

За собой не звала,

Ты смело ступай,

Наготове копье!

Борись за любимых,

За счастье свое.



Подводим итоги:


Что такое народный эпос? Что такое былина? По каким признакам можно отличить былину от других произведений? Как возникли и исполнялись былины? На какие группы делятся былины?

Какие известны былинные циклы? О чём рассказывают сюжеты былин? Каковы особенности композиции былины? В чём заключается своеобразие былинных образов?



























Конспект урока литературы на тему "Русский богатырский эпос" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Русский богатырский эпос. Цель: дать понятие былины; познакомить с видами, миром, былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся.

·         Формирование умения отличать былину от других жанров литературы; развитие навыков выразительного чтения.

·         Создать условия для уважения культуры русской нации; умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); умения вступать в общение.

·         Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ; развития чувства ответственности, коллективизма и сплоченности; развития творческих способностей учащихся путем инсценировки.

 

 

Автор Карпова Тамара Никитична
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1793
Номер материала 35530
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы