Главная / Начальные классы / Конспект урока к презентации «Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные», 3 класс.

Конспект урока к презентации «Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные», 3 класс.

Смирнова Елена Петровна

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №4

им А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы»

Конспект урока с мультимедийным приложением

Русский язык, 3 класс.

Авторы учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., О. В. Пронина

Тема: « Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные»

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель: Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык».

Задачи урока:

1- Развивать умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова.

2- Развивать мыслительные способности, развивать устную и письменную речь обучающихся, обогащать словарный запас, расширять кругозор.

3- Создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, окружающему миру, истории народа и его традициям, бережное отношение к природе. воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Используемые технологии: здоровьесберегающие,

технология «обучение в сотрудничестве»,

проблемное обучение,

информационно-коммуникационные.

Оборудование: Карточки для минутки чистописания, напечатанные словарные слова, сигнальные карточки для фронтальной работы с гласными а, о, е, и, я; напечатанные словарные слова, карточки для групповой работы, напечатанные на отдельных листах операции алгоритма, конверты с карточками «Настроение».

презентация с компьютером и проектором, учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В .« Русский язык» 3 класс. (Все карточки можно найти в папке «Раздаточный материал»)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Минутка чистописания.

По карточке для минутки чистописания строчка №1 (прилагается в раздаточном материале, можно взять из прописи за 1 класс), несколько детей работают по индивидуальным карточкам (которые подбираются для каждого ребенка с учетом ошибок каллиграфии). Вы все писали соединения гласных с другими буквами. Что вы знаете о гласных а,о,е,и,я? (дети повторяют правило правописания безударных гласных в корне слова с примерами)

  1. Словарная работа. (с целью сохранения здоровья детей, работа со словарными словами проводится без слайдов презентации, чтобы работа с компьютером не превышала 6-7 минут)

1 группа детей работает с индивидуальными карточками, на которых зашифровано слово «гласные». (карточки прилагаются в раздаточном материале)

2 группа детей работает с карточками-гласными (у каждого ученика есть сигнальные карточки для обратной связи с учителем с гласными а, о, и, е, я) и вставляет пропущенные буквы в слова на доске. В словах на доске, закрыта безударная гласная: Соловей, воробей, ворона, сокол, сорока, голубой.

Какое слово лишнее? Почему? .(Лишними могут быть:

голубой, т.к. это прилагательное

сокол, т.к. в этом слове 2 гласные и 2 слога

сокол, т.к. в этом слове безударную гласную можно проверить.)

Запись в тетради слов непроверяемыми гласными, подбор к ним имен прилагательных.

Проверка работы по карточкам. Какое слово зашифровано? (гласные)

  1. Тема урока.

Посмотрите на слова из словаря. Какая тема урока? Правильно, мы сегодня будем развивать умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные.

  1. Практическая работа.

а) Подберем однокоренные слова к слову «Сокол». Запишем. Поставим ударение, подчеркнем безударные гласные. Как мы проверяем безударные гласные в корне слова? Давайте вспомним алгоритм. Что такое алгоритм? Я каждому ряду раздам листки с действиями. Вы составите алгоритм. Работа в группах. Отчет групп. Проверка по алгоритму на доске, подведение итогов работы каждой группы. Если дети перепутали порядок алгоритма, то должны доказать свою точку зрения. Проверку можно провести с вывешиванием алгоритма на доску (он есть в раздаточном материале) или по слайду 2.

Алгоритм для проверки на доске:

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Подчеркни безударные гласные в корне.

  5. Подбери проверочные слова

  6. Напиши слово, вставь буквы.

  7. Обозначь орфограмму.


б) Давайте посмотрим, какие однокоренные слова мы еще не записали? Работа по учебнику. Упражнение 104. С. 144 Выполняется под руководством учителя.

- Прочитайте 1 группу слов. Однокоренные ли это слова? Почему?

- Как понимаете эти слова? Прочитайте о значении двух последних слов в словаре. Какой словарь нам понадобится? (толковый) (обращаемся к словарю).

- В каких словах 2 безударных гласных? (соколиная, соколята) Каким образом проверим первую безударную гласную? (сокол)

- Вторую безударную гласную? (Соколик, сокольничий, Сокольники). Записываем в тетради (1 ребенок у доски): Сокол, Соколиная, соколята, соколик, сокольничий, сокольники.

Как вы понимаете выражение «соколиная охота»? Ответы детей. ( Как правило дети дают два варианта ответа: охота на сокола и охота с помощью сокола.) Возникает проблемная ситуация, каждый пытается доказать свою точку зрения. Давайте посмотрим, кто из вас прав.

Презентация. (3-7 слайды. На 3-7 слайдах идет звуковое сопровождение презентации о возникновении соколиной охоты, воспроизводимое автоматически) дети узнают информацию о том, кто такой сокольничий. Кто был прав? Что нового узнали о соколе?

в) Упражнение 105. Выполняется по заданиям. Прочитайте текст. Списываем 2 абзац, подчеркиваем все известные орфограммы. Какие слова с безударной гласной встретились? Какое правило надо применить?

Как вы понимаете выражение «очи соколиные»? А чтобы у вас были тоже зоркие глаза, мы сделаем гимнастику для глаз.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. ( Под музыку звуков природы) Слайд 9 (На 9 слайде автоматически воспроизводятся звуки природы для гимнастики для глаз и релаксации.) Как известно, сокол очень зоркая птица. Для того, чтобы у нас с вами было такое же хорошее зрение, мы с вами выполним упражнения для глаз под пение птиц. Представьте, что вы оказались на берегу озера. Поют птицы.

  • Посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Полюбовались красотой природы.

  • Ладошки растерли, чтобы они стали теплыми сложили их «лодочкой» и, закрыв глаза, приложили ладошки к глазам. Подержали несколько секунд, повторили упражнение 3-4 раза.

  • Затем широко раскрыли глазки, удивились, закрыли глаза. Повторили 8-10 раз.

  • Поморгали часто-часто в течение 30 секунд. Молодцы!

г) Продолжим работу. В последнем абзаце найдите однокоренные слова. Коллективно, запись в тетради. 2 ученика у доски находят и выписывают группы однокоренных слов. Проверка коллективная.

д) Групповая работа. Я раздам вам листки с текстом. Вам надо найти слова с 2 безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова. В некоторых словах надо вставить пропущенную букву.

В древности люди любили и берегли хищных птиц. В Англии и Дании человек, убивший сокола, попадал в руки палача. На Руси доброго молодца называли «соколом ясным». Люди смотрели, как парит сокол и ястреб, высматривая добычу. Но потом птиц объявили вредными и стали безжалостно истреблять.

На какой слог падает ударение в слове «парить»? (дети высказывают предположения) Возникает проблемная ситуация, дети доказывают свою точку зрения. Как вы понимаете слово «парить»? Презентация слайд 10 -11

Делаем вывод: ударение в этом слове ставим в зависимости от ситуации - на первый или второй слог. От ударения зависит смысл слова.

Какие еще орфограммы вам встретились?

е) Давайте выполним упражнение 108. Я кладу листок на 1 парту, в качестве эстафетной палочки ручка. Вам надо написать каждому по одной птичьей фамилии. Какое правило надо вспомнить?

6 - Итог урока.

- Назовите признак, по которому можно определить, что в слове есть орфограммы - безударные гласные. Как нужно действовать, если в слове 2 безударные гласные? Каждый сам оценит свою работу с помощью цветонастроения.

Оценки за урок: за устную работу, за работу по карточкам…

Спасибо за урок!

Используемые источники информации:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М. А. Русский язык 3 класс: Методические рекомендации для учителя,Изд. 2-е, доп , –М:баласс, 2007.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. В 2-х частях. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2006.

Конспект урока к презентации «Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные», 3 класс.
  • Начальные классы
Описание:

    Конспект урока  к презентации «Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные»,  3 класс. Презентация опубликована на сайте.  Урок разработан  по программе "Школа 2100". Можно использовать для любых УМК и в качестве внеклассного мероприятия. Урок интегрирован с уроком окружающего мира.  Урок русского языка его презентационное сопровождение направлены на формирование познавательного интереса учащихся, их учебной мотивации. Урок соответствует развивающей технологии обучения, так как построен на получении информации проблемным путём,  частая смена видов деятельности, рефлексия в конце урока.

 

 

Автор Смирнова Елена Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1116
Номер материала 41510
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓