Тема: Поэма
Гомера «Илиада»
Цель:
знакомство
учащихся с событиями последнего года Троянской войны, описанных в поэме Гомера
«Илиада».
Задачи: 1)
создать мотивационную ситуацию для погружения детей в изучаемую тему и
побуждения к самостоятельному поиску информации; использовать исторические
документы и поэму древнегреческого поэта «Илиада» как источник знаний по
истории Древней Греции; 2) продолжить формирование умений пересказывать,
отвечать на вопросы, работать с иллюстративным материалом, заполнять таблицу, делать
выводы; 3) на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие,
смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник
А. Вигасина «История Древнего мира», презентация, карточки
Педагогические
технологии: ИКТ, работа в парах.
Методы: объяснительно
– иллюстративный, частично – поисковый.
Ход урока
I. Орг.
момент. Слайд 1
II. Мотивация.
Наш урок будет не совсем обычным. Вы готовы сегодня
со мной совершить путешествие в Древнюю Грецию? Древние греки были мореходами.
Предлагаю и вам путешествовать по истории Древней Греции на греческом корабле.
Я буду вашим капитаном. А вот и наш корабль. (слайд 2).
Всем знакомо выражение «Как вы лодку назовёте, так она
и поплывёт». Выберем название нашему кораблю. Названия написаны на слайде 3.
Названия кораблей: «Молния Зевса», «Сила Посейдона», «Непобедимость Ареса».
Выбираем голосованием.
Учитель считает и подводит итоги.
- Итак, наш корабль называется ___________________ .
Путешествия
невозможны без географических знаний. Слайды 4- 10.
- Давайте вспомним
географическое положение Древней Греции. (Древняя Греция расположена на
юго-востоке Европы.)
-
На каком полуострове расположена Древняя Греция? Древняя Греция расположена на
Балканском полуострове.
-Уточним,
что находится на востоке от Древней Греции? ( Малая Азия).
-
Каким морем омывается на западе? На западе Греция омывается Ионическим морем,
-На
востоке? ( на востоке - Эгейским морем).
-
Сделайте полное описание географического положения Древней Греции.
Древняя
Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в Средиземноморье,
с запада омывается Ионическим, с востока - Эгейским морями.
А
теперь, ребята, займем место на палубе нашего корабля и приготовимся к
плаванию. Слайд 11. А для этого в контурных картах, которые лежат на
партах, каждая пара гребцов (воинов) обозначит территорию Греции, Малой Азии,
Ионическое и Эгейские моря. Чтобы сориентироваться в задании, воспользуйтесь
картой на экране.( 1-2 мин) .
Молодцы!
Все справились! Маршрут готов. Теперь уверенно можно идти вперед!
Нас
ждёт много заданий – испытаний во время плавания. (Приложение 1).
III. Актуализация
знаний.
Вспомним,
как началась Троянская война. Это будет первое испытание. Испытание домашним
заданием.
1)Пересказ
мифа о начале Троянской войны. Оценка ответа по памятке. Слайд 12, 13.
2) Задание –
сравните действительную причину Троянской войны с той, о которой рассказано в
мифе. Есть ли в мифе реальные факты? Слайд 14. (Причина Троянской войны
по мифу – яблоко «раздора», спор трех богинь, похищение Елены Прекрасной. Действительная
причина – захват земли Трои, богатств. Реальный факт в мифе – нападение греками
на Трою и осада.)
- Итак, мы с вами
остановились на том, что греки долгое время осаждали Трою. Как вы думаете, что
же было дальше, кто победил?
- Ваши предположения во многом верны. Но
чтобы нам не выдумать очередной миф, мы должны обратиться к историческим
источникам, которые нам помогут узнать более точную информацию. А какие
исторические источники вы знаете? Слайд 15.
Отвечают на
вопрос:
- Исторические источники бывают вещественные,
письменные, устные.
Сегодня вам
предстоит узнать о событиях Троянской войны и её героях из поэмы Гомера
«Илиада».
- Подумайте, к какому виду источников относятся поэмы
и вообще, что такое поэма? Высказывают
предположения о том, что такое поэмы и к какому источнику они относятся. (Поэма
– литературное произведение, стихотворение. Возможно, относятся к письменному
(устному) источникам).
- Давайте откроем наши тетради и запишем новое для нас слово
– поэма. Слайд 16.
Поэма – большое эпическое стихотворное произведение,
принадлежащее определенному автору. Может быть героической , романтической,
критической, сатирической и т.д.
-
Так к какому историческому источнику относятся поэмы? (Поэмы относятся к
письменным историческим источникам).
-Запишите
в тетрадях тему урока «Поэма Гомера «Илиада». Слайд 17.
IV. Изучение
нового материала.
1)Постановка
проблемы.
Изучая
поэму, попытаемся выяснить, что в этом произведении миф, выдумка, а что –
реальные события.
В ходе урока предлагаю вам выбирать из учебника и моего рассказа подтверждения
тому, что выдумка, а что реальность, и заполнять таблицу на карточках на ваших
столах. Работайте в парах в течение урока. (Приложение 2). Слайд 18.
поэма – описание
реальных событий
|
поэма – выдумки
Гомера
|
|
|
2)
Знакомство
с автором поэмы – Гомером.
Ребята, обратите снова внимание на тему урока. Мы
выяснили, что такое поэма.
- А кто автор поэмы, которую мы будем изучать? (Гомер)
- А как называется поэма?
- Что вы знаете о Гомере? Проверим, верны ли ваши
предположения.
- Предлагаю узнать и рассказать по плану о Гомере,
пользуясь планом ответа и учебником.
Работа с планом ответа (карточка) и учебником
с. 120 п. 1 пар. 26.
План ответа:
1.
Кем
был Гомер?
2.
Когда
родился и умер Гомер?
3.
Какие
произведения создал Гомер?
4.
Когда
были созданы поэмы?
5.
Почему
поэма называется «Илиада»?
Заслушивается ответ одного из учеников. Слайд 19.
Запись в
тетрадь:
VIII в. до н. э. – создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея». Слайд 20.
Учитель добавляет:
Традиционно
Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не
из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию,
характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся
легендарные прорицатели и певцы были слепыми по античной логике, связывавшей
пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма
правдоподобным.
Слайд
21.
Легендарный город Троя был открыт Г. Шлиманом. В результате увлечения
древностями он пришел к убеждению, что «Илиаду» Гомера следует рассматривать
не просто как литературное произведение, но и как серьезный исторический
источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что Шлиман обратился к
поискам Трои.
14 июня
1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золотые изделия
явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных
частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана
работала в Трое более 10 лет.
Вопрос:
-Вспомните,
кто собрал армию и осадил Трою?
- Оскорбленный Менелай собирает с братом
Агамемноном всех греков, чтобы отомстить троянцам. Началась Троянская
война.
3) Работа с картой. Путешествие
продолжается. Слайд 22.
- Посмотрите внимательно на карту,
найдите, где расположена Троя и где развернули свои лагеря греки.
В основе
поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны.
В поэмах Гомера боги
являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт
ярко изображает быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости
войны. В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни.
Итак, давайте узнаем из
поэмы «Илиада», что происходит дальше, после нападения греков на Троянское
царство.
4) Слайд 23. Задание:
у нас новое испытание, найдите и прочитайте в нашем бортовом журнале, в учебнике
с. 120, пункт 2 «Гнев Ахиллеса» параграфа 26, о том, как начинается поэма
«Илиада». Придумайте вопросы к прочитанному тексту, будете задавать их своему
соседу.
Беседа: подведём
итоги. Ответьте на мои вопросы. Слайд 24.
- Назовите действующие лица поэмы.
(Ахиллес, Гектор, Патрокл, Приам, Агамемном, Гефест). Не забывайте заполнять
таблицу «Реальность и вымысел в поэме».
- Почему Ахиллес не принимал участие в
битве?
- Как случилось, что друг Ахиллеса,
Патрокл, погиб в сражении? (Долго продолжался бой между троянцами и
греками, но Ахиллес не принимал участие. Друг Ахиллеса , Патрокл попросил у
Ахиллеса его доспехи, чтобы троянцы приняли Патрокла в битве за Ахиллеса,
испугались и прекратили бой. Но Гектор распознал обман и убил Патрокла.)
- Что задумал Ахиллес? (отомстить Гектору)
- В битве Ахиллеса с Гектором победителем
вышел Ахиллес. После того, как Ахиллес нанес Гектору смертельный удар, он
привязал за ноги мертвое тело Гектора к колеснице и погнал коней. Слайд 25.
5) Работа с иллюстрацией. Слайд 26.
Задание:
- Рассмотрите картину русского художника
XIX в. А. Иванова «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса».
- Опишите чувства, которые вызывает у вас
эта картина. (Чувства жалости к отцу Гектора.)
- Почему Ахиллес отдает тело Гектора
отцу? (Ахиллес отдал тело Гектора отцу, поскольку сжалился над ним).
- Чем заканчивается поэма? Найдите в
последнем абзаце параграфа. (Сценой похорон Гектора).
-
Какие сказания не вошли в поэму? (Сказания об окончании войны).
6) Работа со сказанием о троянском коне. Путешествие продолжается.
Новое испытание. Слайд 27.
- Что изображено на слайде?
- Какую роль этот конь сыграл в судьбе Трои?
Задание: прочитайте сказание с. 122 и поймите,
верны ли ваши догадки?
Беседа:
- Что оставили греки, отплыв от Трои?
- Какой была «начинка» коня?
- Кто возглавлял отряд греков?
- Скитаниям Одиссея, героя Троянской войны, посвящена поэма Гомера
«Одиссея». О его приключениях вы прочитаете дома в параграфе 27.
7) Проверка задания (заполнение таблицы). Слайд 28.
Наше путешествие
подходит к концу. Но испытания продолжаются.
- Какое задание
было поставлено перед вами в начале урока? (заполнить таблицу о том, что в этом
произведении миф, выдумка, а что – реальные события).
- Выполните
самопроверку по слайду и оцените свою работу.
- Кто выполнил
безошибочно, кто допустил ошибки, какие?
- Что можно
считать реальными событиями?
Ответ: в поэме описаны
реальные события, они дают достоверные знания. Существовало государство (цари,
рабы), греческие цари ведут войны, рабами становились пленники, доспехи из
металла, сжигание мертвого тела на погребальном костре и похороны,
существование религиозных верований, находки Генриха Шлимана.
- Что вы отнесли к
выдумке автора, к мифу
Поэмы – вымысел
Гомера. Боги изображались вместе с людьми. Фантастические приёмы: копьё,
которое отскочило от щита Ахиллеса, его неуязвимость и смерть от стрелы Париса,
которая попала в пятку и т.д.
- Кто может
сделать вывод?
Вывод: Поэмы
Гомера – плод художественной фантазии гениального поэта, но при этом они
основаны на реальных исторических событиях.
V. Закрепление изученного материала.
1) Соотнесите крылатые выражения и их значение. Слайд 29.
Греческая мифология, история, литература
подарила миру несколько крылатых выражений. Вспомним их и выполним задание.
«Яблоко раздора» - причина ссоры, вражды.
«Ахиллесова пята» - уязвимое место.
«Троянский конь» - подарок, дар, который был преподнесен с
целью обмана; тайный, коварный замысел.
2) Ребята, работая с учебником, заполните таблицу (Приложение
3).
Троянские
герои
|
Греческие
герои
|
Боги
- покровители
|
1.
Гектор – военный вождь троянцев;
2.
Андромаха – жена Гектора;
3.
Парис – сын царя Трои, виновник войны;
4.
Приам – троянский царь;
|
1.
Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков;
2.
Одиссей – царь о. Итаки;
3.
Патрокл – друг Ахилла;
4.
Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей;
5.
Менелай – царь Спарты, муж Елены;
|
Зевс,
Гера, Афина, Афродита, Гефест.
|
VI. Итог урока. Оценивание.
Наше
путешествие закончилось. Мы изучили события Троянской войны, познакомились с
греческими и троянскими героями и крылатыми выражениями.
- Ребята, давайте подумаем над вопросами: «Чему учит нас поэма
«Илиада»? Какие уроки мы можем извлечь из поэмы?»
Выводы по поэме:
Поэма Гомера нас учит любви к Родине, к своим родителям, верности
в дружбе, в любви. Поэма учит неприятию войны, трусости, вероломства.
Все
молодцы. Всем спасибо.
VII. Дом. задание: п. 26,
прочитать.
Приложение 1
Приложение 2
поэма – описание
реальных событий
|
поэма – выдумки
Гомера
|
|
|
Приложение 3.
Троянские
герои
|
Греческие
герои
|
Боги
- покровители
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.