Главная / История / Конспект урока истории в 5 классе по теме "Поэма Гомера "Илиада""

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Поэма Гомера "Илиада""

Тема: Поэма Гомера «Илиада»

Цель: знакомство учащихся с событиями последнего года Троянской войны, описанных в поэме Гомера «Илиада».

Задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для погружения детей в изучаемую тему и побуждения к самостоятельному поиску информации; использовать исторические документы и поэму древнегреческого поэта «Илиада» как источник знаний по истории Древней Греции; 2) продолжить формирование умений пересказывать, отвечать на вопросы, работать с иллюстративным материалом, заполнять таблицу, делать выводы; 3) на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник А. Вигасина «История Древнего мира», презентация, карточки

Педагогические технологии: ИКТ, работа в парах.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Ход урока

I. Орг. момент. Слайд 1

II. Мотивация.

Наш урок будет не совсем обычным. Вы готовы сегодня со мной совершить путешествие в Древнюю Грецию? Древние греки были мореходами. Предлагаю и вам путешествовать по истории Древней Греции на греческом корабле. Я буду вашим капитаном. А вот и наш корабль. (слайд 2).

Всем знакомо выражение «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Выберем название нашему кораблю. Названия написаны на слайде 3. Названия кораблей: «Молния Зевса», «Сила Посейдона», «Непобедимость Ареса». Выбираем голосованием.

Учитель считает и подводит итоги.

- Итак, наш корабль называется ___________________ .

Путешествия невозможны без географических знаний. Слайды 4- 10.

- Давайте вспомним географическое положение Древней Греции. (Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы.)

- На каком полуострове расположена Древняя Греция? Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

-Уточним, что находится на востоке от Древней Греции? ( Малая Азия).

- Каким морем омывается на западе? На западе Греция омывается Ионическим морем,

-На востоке? ( на востоке - Эгейским морем).

- Сделайте полное описание географического положения Древней Греции.

Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в Средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с востока - Эгейским морями.

А теперь, ребята, займем место на палубе нашего корабля и приготовимся к плаванию. Слайд 11. А для этого в контурных картах, которые лежат на партах, каждая пара гребцов (воинов) обозначит территорию Греции, Малой Азии, Ионическое и Эгейские моря. Чтобы сориентироваться в задании, воспользуйтесь картой на экране.( 1-2 мин) .

Молодцы! Все справились! Маршрут готов. Теперь уверенно можно идти вперед!

Нас ждёт много заданий – испытаний во время плавания. (Приложение 1).

III. Актуализация знаний.

Вспомним, как началась Троянская война. Это будет первое испытание. Испытание домашним заданием.

1)Пересказ мифа о начале Троянской войны. Оценка ответа по памятке. Слайд 12, 13.

2) Задание – сравните действительную причину Троянской войны с той, о которой рассказано в мифе. Есть ли в мифе реальные факты? Слайд 14. (Причина Троянской войны по мифу – яблоко «раздора», спор трех богинь, похищение Елены Прекрасной. Действительная причина – захват земли Трои, богатств. Реальный факт в мифе – нападение греками на Трою и осада.)

- Итак, мы с вами остановились на том, что греки долгое время осаждали Трою. Как вы думаете, что же было дальше, кто победил?

- Ваши предположения во многом верны. Но чтобы нам не выдумать очередной миф, мы должны обратиться к историческим источникам, которые нам помогут узнать более точную информацию. А какие исторические источники вы знаете? Слайд 15.

Отвечают на вопрос:

- Исторические источники бывают вещественные, письменные, устные.

Сегодня вам предстоит узнать о событиях Троянской войны и её героях из поэмы Гомера «Илиада».

- Подумайте, к какому виду источников относятся поэмы и вообще, что такое поэма? Высказывают предположения о том, что такое поэмы и к какому источнику они относятся. (Поэма – литературное произведение, стихотворение. Возможно, относятся к письменному (устному) источникам).

- Давайте откроем наши тетради и запишем новое для нас слово – поэма. Слайд 16.

Поэма – большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору. Может быть героической , романтической, критической, сатирической и т.д.

- Так к какому историческому источнику относятся поэмы? (Поэмы относятся к письменным историческим источникам).

-Запишите в тетрадях тему урока «Поэма Гомера «Илиада». Слайд 17.

IV. Изучение нового материала.

1)Постановка проблемы.

Изучая поэму, попытаемся выяснить, что в этом произведении миф, выдумка, а что – реальные события. В ходе урока предлагаю вам выбирать из учебника и моего рассказа подтверждения тому, что выдумка, а что реальность, и заполнять таблицу на карточках на ваших столах. Работайте в парах в течение урока. (Приложение 2). Слайд 18.


поэма – описание реальных событий

поэма – выдумки Гомера





2) Знакомство с автором поэмы – Гомером.

Ребята, обратите снова внимание на тему урока. Мы выяснили, что такое поэма.

- А кто автор поэмы, которую мы будем изучать? (Гомер)

- А как называется поэма?

- Что вы знаете о Гомере? Проверим, верны ли ваши предположения.

- Предлагаю узнать и рассказать по плану о Гомере, пользуясь планом ответа и учебником.

Работа с планом ответа (карточка) и учебником с. 120 п. 1 пар. 26.

План ответа:

  1. Кем был Гомер?

  2. Когда родился и умер Гомер?

  3. Какие произведения создал Гомер?

  4. Когда были созданы поэмы?

  5. Почему поэма называется «Илиада»?

Заслушивается ответ одного из учеников. Слайд 19.

Запись в тетрадь: VIII в. до н. э. – создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея». Слайд 20.

Учитель добавляет:

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. 

Слайд 21. Легендарный город Троя был открыт Г. Шлиманом. В результате увлечения древностями он пришел к убеждению, что «Илиаду» Гомера следует рассматривать не просто как литературное произведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что Шлиман обратился к поискам Трои.

14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет.

Вопрос:

-Вспомните, кто собрал армию и осадил Трою?

- Оскорбленный Менелай собирает с братом Агамемноном всех греков, чтобы отомстить троянцам. Началась Троянская война.

3) Работа с картой. Путешествие продолжается. Слайд 22.

- Посмотрите внимательно на карту, найдите, где расположена Троя и где развернули свои лагеря греки.

В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны.

В поэмах Гомера боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни.

Итак, давайте узнаем из поэмы «Илиада», что происходит дальше, после нападения греков на Троянское царство.

4) Слайд 23. Задание: у нас новое испытание, найдите и прочитайте в нашем бортовом журнале, в учебнике с. 120, пункт 2 «Гнев Ахиллеса» параграфа 26, о том, как начинается поэма «Илиада». Придумайте вопросы к прочитанному тексту, будете задавать их своему соседу.

Беседа: подведём итоги. Ответьте на мои вопросы. Слайд 24.

- Назовите действующие лица поэмы. (Ахиллес, Гектор, Патрокл, Приам, Агамемном, Гефест). Не забывайте заполнять таблицу «Реальность и вымысел в поэме».

- Почему Ахиллес не принимал участие в битве?

- Как случилось, что друг Ахиллеса, Патрокл, погиб в сражении? (Долго продолжался бой между троянцами и греками, но Ахиллес не принимал участие. Друг Ахиллеса , Патрокл попросил у Ахиллеса его доспехи, чтобы троянцы приняли Патрокла в битве за Ахиллеса, испугались и прекратили бой. Но Гектор распознал обман и убил Патрокла.)

- Что задумал Ахиллес? (отомстить Гектору)

- В битве Ахиллеса с Гектором победителем вышел Ахиллес. После того, как Ахиллес нанес Гектору смертельный удар, он привязал за ноги мертвое тело Гектора к колеснице и погнал коней. Слайд 25.

5) Работа с иллюстрацией. Слайд 26.

Задание:

- Рассмотрите картину русского художника XIX в. А. Иванова «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса».

- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Чувства жалости к отцу Гектора.)

- Почему Ахиллес отдает тело Гектора отцу? (Ахиллес отдал тело Гектора отцу, поскольку сжалился над ним).

- Чем заканчивается поэма? Найдите в последнем абзаце параграфа. (Сценой похорон Гектора).

- Какие сказания не вошли в поэму? (Сказания об окончании войны).

6) Работа со сказанием о троянском коне. Путешествие продолжается. Новое испытание. Слайд 27.

- Что изображено на слайде?

- Какую роль этот конь сыграл в судьбе Трои?

Задание: прочитайте сказание с. 122 и поймите, верны ли ваши догадки?

Беседа:

- Что оставили греки, отплыв от Трои?

- Какой была «начинка» коня?

- Кто возглавлял отряд греков?

- Скитаниям Одиссея, героя Троянской войны, посвящена поэма Гомера «Одиссея». О его приключениях вы прочитаете дома в параграфе 27.

7) Проверка задания (заполнение таблицы). Слайд 28.

Наше путешествие подходит к концу. Но испытания продолжаются.

- Какое задание было поставлено перед вами в начале урока? (заполнить таблицу о том, что в этом произведении миф, выдумка, а что – реальные события).

- Выполните самопроверку по слайду и оцените свою работу.

- Кто выполнил безошибочно, кто допустил ошибки, какие?

- Что можно считать реальными событиями?

Ответ: в поэме описаны реальные события, они дают достоверные знания. Существовало государство (цари, рабы), греческие цари ведут войны, рабами становились пленники, доспехи из металла, сжигание мертвого тела на погребальном костре и похороны, существование религиозных верований, находки Генриха Шлимана.

- Что вы отнесли к выдумке автора, к мифу

Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались вместе с людьми. Фантастические приёмы: копьё, которое отскочило от щита Ахиллеса, его неуязвимость и смерть от стрелы Париса, которая попала в пятку и т.д.

- Кто может сделать вывод?

Вывод: Поэмы Гомера – плод художественной фантазии гениального поэта, но при этом они основаны на реальных исторических событиях.

V. Закрепление изученного материала.

1) Соотнесите крылатые выражения и их значение. Слайд 29.

Греческая мифология, история, литература подарила миру несколько крылатых выражений. Вспомним их и выполним задание.

«Яблоко раздора» - причина ссоры, вражды.

«Ахиллесова пята» - уязвимое место.

«Троянский конь» - подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана; тайный, коварный замысел.

2) Ребята, работая с учебником, заполните таблицу (Приложение 3).


Троянские герои

Греческие герои

Боги - покровители

1. Гектор – военный вождь троянцев;

2. Андромаха – жена Гектора;

3. Парис – сын царя Трои, виновник войны;

4. Приам – троянский царь;

1. Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков;

2. Одиссей – царь о. Итаки;

3. Патрокл – друг Ахилла;

4. Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей;

5. Менелай – царь Спарты, муж Елены;

Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест.

VI. Итог урока. Оценивание.

Наше путешествие закончилось. Мы изучили события Троянской войны, познакомились с греческими и троянскими героями и крылатыми выражениями.

- Ребята, давайте подумаем над вопросами: «Чему учит нас поэма «Илиада»? Какие уроки мы можем извлечь из поэмы?»

Выводы по поэме:

Поэма Гомера нас учит любви к Родине, к своим родителям, верности в дружбе, в любви. Поэма учит неприятию войны, трусости, вероломства.

Все молодцы. Всем спасибо.

VII. Дом. задание: п. 26, прочитать.











































Приложение 1


Изображение 006




Приложение 2



поэма – описание реальных событий

поэма – выдумки Гомера






Приложение 3.


Троянские герои

Греческие герои

Боги - покровители

































Конспект урока истории в 5 классе по теме "Поэма Гомера "Илиада""
  • История
Описание:

       Представлена разработка урока истории для 5 класса по теме "Поэма Гомера Илида". Цель урока: знакомство учащихся с событиями последнего года Троянской войны, описанных в поэме Гомера "Илиада". Ученики в ходе урока повторяют домашнее задание (миф о начале Троянской войны), в парах работают с контурной картой, учебниками, иллюстрациями, заполняют таблицы, отвечают на вопросы учителя,знакомятся с крылатыми выражениями, делают выводы.Изучение нового материала происходит во время "путешествия" на греческом корабле, которому дети выбрали название.

Автор Сулекова Ирина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 3977
Номер материала 25921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓