Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока в 8 классе на тему:

Конспект урока в 8 классе на тему:

Скачать материал

Урок №6. Тема: Политика правительства Александра I в 181 5—1 825 гг.

Цель урока: Формирование  представления о внутренней политики Александра I  и характере преобразований.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомиться с основными направлениями политики Александра 1 в 1815—1 826 гг.,
  • Выяснить причины отказа от дальнейших реформ;

2. Развивающие:

  • Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point».

Демонстрационный материал: презентация «Внутренняя политика Александра I»

Раздаточный материал:

Новые понятия и даты: Конституция Царства Польского, сейм, военные поселения, аракчеевщина (поворот к реакции), возрастной и имущественный ценз, «Уставная грамота Российской империи».

 

План урока:

1. Русское общество после Войны 1812г.;

2. Конституция Царства Польского;

3. Либеральные проекты Александра 1;

4. Отказ от либеральных преобразований. Военные поселения;

5. Закрепление материала.

Ход урока

Тема и цели урока (слайды 1)

II. Русское общество после войны 1812г. Беседа с учащимися

— Какие настроения и надежды на будущее были в российском обществе после отечественной войны 1812г.? (слайд 2)

Общее для всех слоев Российского общества настроение может быть передано словами А. С. Пушкина.

Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.

Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.

Таким образом, можно сделать.

— Какие две основные проблемы пыталось решить правительство Александра I до войны? (Крестьянский вопрос — указ о вольных хлебопашцах; проект государственного переустройства Сперанского — государственный совет; рассуждения о возможном введении сословно-представительного учреждения.)

III. Конституция Царства Польского

15 ноября 1815г. Александр I утвердил Конституцию Королевства Польского (слайд 3)

Запись в тетради:

1815г. — Александр I дарует Конституцию Царству Польскому.

- Каким образом Королевство (Царство) Польское оказалось в составе Российской империи? (По результатам Венского конгресса.)

Учитель показывает на карте Царство Польское и сообщает: (слайд 3) Согласно Конституции Российский император становился королем польским. Законодательная власть принадлежала Сейму — сословно-представительному учреждению. Избирательное право в него было ограничено возрастным и имущественным цензом. За императором закреплялось право законодательной инициативы, Населению предоставлялись свобода печати, вероисповедания, право неприкосновенности личности, вводился равный для всех сословный суд.

Имущественный ценз — требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы.

Работа с документами

1) Прочитать отрывки из речей Александра I польскому сейму и отклики на них

Беседа с учащимися по вопросам к документам:

— Как объяснил Александр 1 причины введения конституции в Царстве Польском?

— Каковы были дальнейшие намерения Александра I относительно конституционного устройства?

— Как восприняло общество речь Александра 1?

Выводы

IV. Либеральные проекты Александра I

В 1818г. АлександрI дал министру юстиции Н. Н. Новосильцеву секретное поручение подготовить «Государственную уставную грамоту» (проект конституции) для России, К 1820г. текст документа был готов и одобрен царем. Тогда же царь поручил А. А. Аракчееву подготовить проект отмены крепостного права (слайд 4)

Работа с учебником

Прочитать в учебнике о проекте конституции Н. Н. Новосильцева и отмене крепостного права А. А. Аракчеева. (ДК—2003, с. 37, 42 (первый абзац).

Беседа с учащимися по прочитанному:

— Как назывался проект конституции Н. Н. Новосильцева? ( Уставная грамота Российской империи) (слайд 5)

— Какие гражданские свободы даровались по «Уставной грамоте» населению? (Свобода слова, вероисповеданий равенство всех перед законом, неприкосновенность личности.)

— Появлялось ли по проекту в России сословно-представительное учреждение? Что это такое?

 — Если бы проект конституции Н. Н. Новосильцева был принят, можно ли было тогда говорить о ликвидации самодержавия? (Необходимо напомнить учащимся, что самодержавие — это неограниченная, абсолютная власть монарха в России.)

(Отчасти. Без одобрения парламента царь не мог издать закон. Однако законодательная инициатива — право внесения проектов законов для их обсуждения в парламенте — принадлежало императору. Поэтому последний мог не предлагать парламенту не устраивавшие его законопроекты. Законодательная власть делилась между представительным учреждением и императором.)

— Был ли принят проект конституции Н. Н. Новосильцева? Почему? (Конституция так и не была утверждена. Во время разработки проекта произошли революции в Италии и Испании, которые встревожили Александра I. После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределенное время.)

— Чьи интересы защищал в первую очередь проект отмены крепостного права А. А. Аракчеева? (Помещиков. Продажа крестьян была для помещиков делом добровольным, необязательным.)

Крестьяне по проекту освобождались бы с землей? (Количество земли — 2 десятины которые давались освобожденным крестьянам — было столь мало, что они были бы вынуждены арендовать дополнительную землю у бывшего помещика.)

— Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти ХIХ века? (слайд 6)

«Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812г., привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживал и, проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предлагал выделять на покупку крепостных 5 млн. руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в этом деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не  предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае — неизвестно. Но главное даже не в этом. Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решили расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет <...> Двигаясь такими темпами, правительство ве освободило бы всех крепостных и к 2018г. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго».

(Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. М, 1990. С. 69—70.)

— Был ли принят проект Аракчеева? Почему? (Проект не был принят. Министр финансов заявил, что денег на выкуп крестьян нет, К тому же в результате войны государство оказалось в тяжелом финансовом положении. Расходы на войну составили более 200 млн. рублей, общая сумма материальных потерь — более 1 млрд. рублей. Революционные события в Италии, Испании, боязнь, что реформы принесут революцию и  в Россию, заставили отказаться от задуманных изменений.)

— Почему проекты конституции и отмены крепостного права составлялись в обстановке секретности? (Конституция и проект освобождения крестьян готовились в величайшей тайне, т. к. верховная власть опасалась как мощного противодействие  дворянства, так и крестьянских волнений.)

В результате беседы учащиеся должны, в частности, сделать вывод о том, что ни один из вопросов, на решение которых надеялась часть российского общества, не был решен. Следовательно, у этой части общества наступает разочарование в способности власти что - либо изменить. Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818г. выразил А. С. Пушкин в своем стихотворении «Сказки» (Nоеl):

От радости в постели

Распрыгалось дитя:

«Неужто в самом деле?

Неужто не шутя?

А мать ему: «Бай-бай!

Закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки».

(слайд 7)

Причинами отказа Александра I от намеченных реформ являлось:

— мощное сопротивление подавляющей части дворянства, которое не желало никаких перемен;

— революции в ряде стран западной Европы пугали и заставляли отказаться от радикальных преобразований, которые, по мнению многих, могли привести к революции в России;

— кроме того, сам Александр 1 считал, что крестьянство не готово к свободе.

V. Отказ от либеральных преобразований. Военные поселения

Учитель дает задание учащимся прослушать рассказ, записать в тетради определение понятия военные поселения, схематично изобразить данное определение.

Рассказ учителя

Военные поселения (слайд 8,9) массово начали вводиться в 1817—1818 гг. с целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время. Инициатива учреждения военных поселений исходила от Александра I, который поручил их разработку, учреждение и управление А. А. Аракчееву. Первоначально Аракчеев возражал против их введения, но как только этот вопрос был окончательно решен царем, стал самым рьяным и последовательным проводником этой меры.

Решено было часть армии перевести на «самоокупаемость»: посадить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

Формирование военных поселений проходило следующим образом. Жители мест, предназначенных под военные поселения, обращались в военных поселян и получали наименование «поселян-хозяев», К ним подселялись солдаты действующей армии — по два солдата на семейство. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени. Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводило к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание военных поселян летом 1819г. в Чугуеве). Несмотря на то, что инициатива создания военных поселений исходила от Александра 1, общество связывало их с именем Аракчеева. С устройством военных поселений во многом было связано появление термина «аракчеевщина», символизирующего все реакционное и жестокое. Отношение общества к Аракчееву и проводимому им курсу нашло яркое отражение в эпиграмме А. С. Пушкина:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А дарю он — друг и брат.

Полон злобы, полол мести,

Без ума, без чувств, без чести.

Кто ж он? Предан без лести, грошовый солдат.

Обратите внимание на организацию труда в военных поселениях. Как вы думаете, была ли она эффективной? (Труд военных поселян не был эффективен, так как большая часть времени посвящалась военной муштре, что отрывало их от работы на земле. Сельскохозяйственные работы проводились по указке офицеров, которые ничего не понимали в этом деле.)

VI. Закрепление материала Беседа с учащимися

— Какие реформы пыталось провести правительство Александра I после войны?

— В чем причины отказа от проведения реформ?

— дайте общую оценку внутренней политики Александра I.

Вывод: Стремление Александра к реформам и осознание их необходимости очевидно. Польская конституция, отмена крепостного права в Прибалтике доказывает, что власть была готова проводить реформы, но при их поддержке большей частью населения. Сопротивление дворянства, являвшегося опорой царской власти, а также события в Европе привели к отказу от политики реформ и усилению реакции.

Домашнее задание

ДК—2001 — §5, с. 35—38, §6 (до с. 43).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока в 8 классе на тему:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок №6. Тема: Политика правительства Александра Iв 181 5—1 825 гг.

Цель урока: Формирование  представления о внутренней политики Александра I  и характере преобразований.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомиться с основными направлениями политики Александра 1 в 1815—1 826 гг.,
  • Выяснить причины отказа от дальнейших реформ;

2. Развивающие:

  • Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение: программа для презентаций «PowerPoint».

Демонстрационный материал: презентация «Внутренняя политика Александра I»

Раздаточный материал:

Новые понятия и даты: Конституция Царства Польского, сейм, военные поселения, аракчеевщина (поворот к реакции), возрастной и имущественный ценз, «Уставная грамота Российской империи».

 

План урока:

1. Русское общество после Войны 1812г.;

2. Конституция Царства Польского;

3. Либеральные проекты Александра 1;

4. Отказ от либеральных преобразований. Военные поселения;

 

5. Закрепление материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 517 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 865
    • DOCX 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Таишева Альфия Миргалимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Таишева Альфия Миргалимовна
    Таишева Альфия Миргалимовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 26327
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек