Главная / Биология / Конспект урока. Тема: Строение и рост корня

Конспект урока. Тема: Строение и рост корня

Тема: Строение и рост корня

Урок разработала: Е.П. Назарова учитель биологии

Тип урока:

урок-исследование.

Цель: Познакомить учащихся со строением и ростом корня.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Сформировать у учащихся новые понятия – рост корней, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски.

  • Разъяснить особенности строения клеток и зон корня в связи с выполняемыми функциями.

  • Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

Развивающие:

  • Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня.

  • Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию зон корня.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к зеленым растениям, к природе.

Методы и приёмы:

  • 1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

  • 2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

  • 3. практические (лабораторная работа, дидактическая игра).

Оборудование:

  • Микропрепараты, микроскоп.

  • Таблицы “Типы корневых систем”, “Зоны корня”. Учебник Биология “ Растения, бактерии, грибы, лишайники ” автор Д.И. Трайтак. Рабочая тетрадь к учебнику Д.И. Трайтак “Биология. 6 класс”

  • Презентация











Ход урока

Эпиграф к уроку:

“Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!”
В.Жак.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Игра “Ты – мне, я – тебе”.

На прошлом уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме « Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней», чтобы они отличались от вопросов параграфа.

Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.

Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос.

Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику.

Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).



3. Мотивация урока

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

(В.Жак)

Верхушка говорила с похвальбою:
“Моя обитель – небо голубое,
А ты, о корень, житель подземелья”.
Но корень возмутился: “Пустомеля!
Как ты смешна мне со своею спесью:
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?”
А.Ибрагимова.

4. Изучение нового материала

Учитель:

На прошлом уроке мы изучили развитие зародышевого корешка, разнообразие корней. Чтобы понять, как растёт корень растения, нужно знать об особенностях его строения.



Строение и рост корня.

Учитель.

Рост корней – это увеличение их длины, объема, массы. В процессе роста корня происходит его перемещение в новые зоны почвенной среды и увеличение его всасывающей поверхности. Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые делящиеся клетки. Участок верхушки корня, за счет которого он растет, называют зоной роста. Растущая часть покрыта корневым чехликом, он как колпачок защищает верхушку корня от повреждений (покровная ткань). Под корневым чехликом находится растущая часть корня, или зона деления, она состоит из образовательной ткани – мелких живых клеток, которые интенсивно делятся и формируют другие зоны и ткани корня. Молодые клетки растут и вытягиваются в продольном направлении. Этот процесс происходит в зоне растяжения. Главная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение, можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли, здесь находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски. Выше зоны всасывания, находится зона проведения, (проводящая ткань) в ней расположены сосуды, по которым вода поднимается вверх к стеблю и листьям под действием силы корневого давления. Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. И такое явление получило название геотропизм– “тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.



5. Закрепление материала

Лабораторная работа “Корневой чехлик и корневые волоски”.

  1. Рассмотрите проростки пшеницы, гороха невооруженным глазом, затем в лупу. Найдите корневой чехлик.

  2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика, найдите выросты в виде пушка - корневые волоски.

  3. Положите корешок в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.

  4. Что общего в строении корневого волоска и клетки кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

  5. Сделайте вывод.



  1. Подведение итогов урока.

Учитель:

Формулирование вывода:

Корень – это специализированный орган растения, обеспечивающий его почвенное питание. Тесное взаимодействие всех зон корня обеспечивает его нормальную работу, важную для жизнедеятельности всего организма.

Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.

Учитель подводит итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

- Было ли вам интересно?

7. Домашнее задание: Параграф 14. Знать основные понятия. Практическая работа.


Конспект урока. Тема: Строение и рост корня
  • Биология
Описание:

Тип урока: 

урок-исследование.

Цель: Познакомить учащихся со строением и ростом корня.

 Задачи:

1. Образовательные: 

•Сформировать у учащихся новые понятия – рост корней, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски. 

•Разъяснить особенности строения клеток и зон корня в связи с выполняемыми функциями. 

•Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

Развивающие: 

•Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня.

•Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию зон корня. 

Воспитывающие:

•Воспитывать у учащихся бережное отношение к зеленым растениям, к природе.

Методы и приёмы:

•1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

•2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

•3. практические (лабораторная работа, дидактическая игра). 

Оборудование:

•Микропрепараты, микроскоп.

•Таблицы “Типы корневых систем”, “Зоны корня”. Учебник Биология “ Растения, бактерии, грибы, лишайники ” автор Д.И. Трайтак. Рабочая тетрадь к учебнику Д.И. Трайтак “Биология. 6 класс”

•Презентация

 

Автор Назарова Елена Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1782
Номер материала 43975
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓