Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока. Тема: Строение и рост корня

Конспект урока. Тема: Строение и рост корня

Скачать материал

Тема:  Строение и рост корня

Урок разработала: Е.П. Назарова учитель биологии

Тип урока:

урок-исследование.

Цель: Познакомить учащихся со строением и ростом корня.

 Задачи:

1. Образовательные:

  • Сформировать у учащихся новые понятия – рост корней, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски.
  • Разъяснить особенности строения клеток и зон корня в связи с выполняемыми функциями.
  • Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

Развивающие:

  • Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня.
  • Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию зон корня.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к зеленым растениям, к природе.

Методы и приёмы:

·         1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

·         2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

·         3. практические (лабораторная работа, дидактическая игра).

Оборудование:

  • Микропрепараты, микроскоп.
  • Таблицы “Типы корневых систем”, “Зоны корня”. Учебник Биология “ Растения, бактерии, грибы, лишайники ” автор Д.И. Трайтак. Рабочая тетрадь к учебнику Д.И. Трайтак “Биология. 6 класс”
  • Презентация

 

 

 

 

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

“Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!”
В.Жак.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Игра “Ты – мне, я – тебе”.

На прошлом уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме « Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней», чтобы они отличались от вопросов параграфа.

Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.

Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос.

Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику.

Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).

 

3. Мотивация урока

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

(В.Жак)

 Верхушка говорила с похвальбою:
“Моя обитель – небо голубое,
А ты, о корень, житель подземелья”.
Но корень возмутился: “Пустомеля!
Как ты смешна мне со своею спесью:
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?”
А.Ибрагимова.

4. Изучение нового материала

Учитель:

На  прошлом  уроке мы изучили развитие зародышевого корешка, разнообразие корней. Чтобы понять, как растёт корень растения, нужно знать об особенностях его строения.

 

Строение и рост корня.

Учитель.

Рост корней  – это увеличение их длины, объема, массы. В процессе роста корня происходит его перемещение в новые зоны почвенной среды и увеличение его всасывающей поверхности. Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые делящиеся клетки. Участок верхушки корня, за счет которого он растет, называют зоной  роста. Растущая часть покрыта корневым чехликом, он как колпачок защищает верхушку корня от повреждений (покровная ткань). Под корневым чехликом находится растущая часть корня, или зона деления, она состоит из образовательной ткани – мелких живых клеток, которые интенсивно делятся и формируют другие зоны и ткани корня. Молодые клетки растут и вытягиваются в продольном направлении. Этот процесс происходит в зоне растяжения. Главная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение, можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли, здесь находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски. Выше зоны всасывания, находится зона проведения, (проводящая ткань) в ней расположены сосуды, по которым вода поднимается вверх к стеблю и листьям под действием силы корневого давления. Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. И такое явление получило название геотропизм– “тяга, поворот к земле”.  Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.

 

5. Закрепление материала

Лабораторная работа “Корневой чехлик и корневые волоски”.

  1. Рассмотрите проростки пшеницы, гороха невооруженным глазом, затем в лупу. Найдите корневой чехлик.
  2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика, найдите выросты в виде пушка - корневые волоски.
  3. Положите корешок в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.
  4. Что общего в строении корневого волоска и клетки кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
  5. Сделайте вывод.

 

6.       Подведение итогов урока.

Учитель:

Формулирование вывода:

Корень – это специализированный орган растения, обеспечивающий его почвенное питание. Тесное взаимодействие всех зон корня обеспечивает его нормальную работу, важную для жизнедеятельности всего организма.

Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.

Учитель подводит итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

- Было ли вам интересно?

7. Домашнее задание: Параграф 14. Знать основные понятия. Практическая работа.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока. Тема: Строение и рост корня"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: 

урок-исследование.

Цель: Познакомить учащихся со строением и ростом корня.

 Задачи:

1. Образовательные: 

•Сформировать у учащихся новые понятия – рост корней, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски. 

•Разъяснить особенности строения клеток и зон корня в связи с выполняемыми функциями. 

•Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

Развивающие: 

•Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня.

•Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию зон корня. 

Воспитывающие:

•Воспитывать у учащихся бережное отношение к зеленым растениям, к природе.

Методы и приёмы:

•1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

•2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

•3. практические (лабораторная работа, дидактическая игра). 

Оборудование:

•Микропрепараты, микроскоп.

•Таблицы “Типы корневых систем”, “Зоны корня”. Учебник Биология “ Растения, бактерии, грибы, лишайники ” автор Д.И. Трайтак. Рабочая тетрадь к учебнику Д.И. Трайтак “Биология. 6 класс”

•Презентация

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 297 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6983
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 2097
    • DOCX 20.5 кбайт
    • 49 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Назарова Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Назарова Елена Петровна
    Назарова Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11689
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 164 человека

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе