Е. Гуцало. Рассказы и повести (Е. Гуцало «Перебитое крыло»)
Цель: углубить знания учеников о творческом мастерстве Е. Гуцало,
ознакомиться с его произведением «Перебитое крыло», выясняя идейно-художественное
направление рассказа, его содержание; развивать читательский вкус школьников,
их логическое мышление. Внимание, наблюдательность, память, умение сравнивать,
обобщать, строить заключения, рационально использовать учебное время; прививать
уважение к искусству слова, его творцам; воспитывать любовь к природе, родному
краю.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
Оборудование: портрет Е. Гуцало, выставка художественных произведений писателя,
иллюстрации с пейзажами весны; дидактический материал (тестовые задачи,
карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных
знаний.
Беседа с вопросами.
• Чем для вас интересны
произведения Е. Гуцало?
• Какое значение для
естественной среды имеют птицы? Помогаете ли вы им в зимнюю пору?
• Какими конкретными делами вы
можете оказывать содействие сохранению и приумножению красоты природы родного
края?
• Назовите известные вам
художественные произведения, в которых поднимается проблема бережливого
отношения к природе. Чем они актуальные?
• Объясните народную пословицу
«Природа одному мама, а второму мачеха».
III. Объявление темы, цели
урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
Хорошо видит только сердце: главнейшего глазам не видно.
А. Де Сент-Экзюпери.
1. Вступительное слово
учителя.
На примере своих произведений
Е. Гуцало учит читателя оберегать, защищать от всякого бедствия то, что
рождается, заботиться не только о себе, а и обо всех; быть честным и чистым
душой, помыслами; создавать добро, быть сочувственным, искренним.
Сегодня мы познакомимся еще с
одним произведением Е. Гуцало - «Перебитое крыло».
2. Обработка произведения Е.
Гуцало «Перебитое крыло».
2.1. Пересказ интересных, по
мнению учеников, эпизодов из произведения.
2.2. Тема: изображение
взаимоотношений людей с птичьим миром (аиста).
2.3. Идея: прославление
доброты, искренности, сопереживание. Стремление объясниться с семьей аистов;
осуждение жестокости, равнодушия, необдуманных поступков.
2.4. Основная мысль: аисты
строят гнезда только у хороших людей.
2.5. Жанр: рассказ.
2.6. Композиция.
Экспозиция: желание Дениски, чтобы на доме, где он живет, поселились аисты.
Завязка: радость мальчика - на доме гнездо с аистами.
Кульминация: Олег Кочемас подбил аисту крыло, из-за этого он не смог улететь в
теплые края.
Развязка: после зимы аисты снова остались гнездиться на доме, как и в
первый раз.
2.7. Сюжет.
Среди народа говорят, что
аисты гнездятся только у хороших людей. Дениска очень хотел, чтобы на доме, где
он жил, свили гнездо аисты. Так весной и произошло. Отец и сын очень
радовались.
Однажды Олег Кочемас, сосед,
пришел к Дениске. Случилось так, что Олег подбросил палку, показывая, куда не
долетит неуклюжий аистенок, и тем самым попал им в крыло аиста, который
пролетал над домом.
Вследствие этого аистиха не
смог улететь в теплые края, а вместе с ней остался и аист, так как, как сказал
отец Дениски, он ее любил. Целую зиму Дениска ухаживал за аистами, а весной
птички остались на дворе добрых людей.
2.8. Беседа с вопросами.
• Чем объяснить большое
желание Дениски, чтобы на доме, где он жил, поселились аисты? («...У плохого
они не поселятся, а только у доброго и сердечного»).
• Какие, на ваш взгляд, мог
иметь грехи мальчик?
• Как реагировали родители
Дениски на то, что аисты на доме строили гнездо?
• Для чего отец на доме
положил аистам старое колесо?
• Почему Дениска обиделся на
Олега? О чем свидетельствуют слова Дениски, адресованные Олегу: «А на твоем
доме и до сих пор нет ни одного аиста, и до сих пор его обходят»?
• Чем Дениска хвалился Олегу?
Что посоветовал сосед мальчику?
• Опишите, ссылаясь на текст
произведения, как аистята учили летать. («Сперва из дома на ясень, на нижние
веточки, а потом и на верхние. А с ясеня - назад на дом»).
• Какой вред и из-за чего
нанес Олег аисту? («Олег взял палку да и бросил в гору, показывая, куда не
долетит неуклюжий аистенок. И бросил так, что попал в крыло аисту, который
пролетал над домом»).
• Почему дети птиц улетели в
теплый края, а родители-аисты вернулись к гнезду?
• Чем, по мнению отца Дениски,
объяснить то, что аисты не покинули друг друга? («...Любит он ее, верный своей
аистихе, поэтому о остался с ней. Не оставил на произвол судьбы в горе и
беде»).
• Как зимой Дениска ухаживал
за аистами?
• Что предложил Олег Денису?
(«Слышишь... отдай мне обоих, или хотя бы одного, я сам буду ухаживать»).
• Чем старался оправдать свою
вину Олег? («...Как там крыло, а может, что-то принести, то он мигом. Видно, в
самом деле переживал мальчик, который причинил беды аистам»).
• Почему, на ваш взгляд, аисты
не покинули двор Дениски?
• Можем ли мы гордиться
Дениской, его родителями?
• А у вас в душе поселились
аисты или уже живут давно?
V. Закрепление изученного
материала .
1. Проведение тестового
опрашивания.
1. Аисты гнездятся только на
том доме:
а) который был высоким; б) где
был хороший хозяин; в) который покрыт соломой.
2. Дениска очень хотел, чтобы:
а) быстрее пришла весна; б)
аисты свили на крыше его дома гнездо; в) Бог простил все его грехи.
3. Олег Кочемас предостерегал
Дениску, что аисты:
а) только у хороших людей
мостят гнезда; б) очень пугливые птицы; в) капризные и хрупкие.
4. Для чего Дениска хотел
сосчитать аистят в гнезде? Так как:
а) был очень любознательным;
б) по просьбе Олега Кочемаса; в) чтобы рассказать друзьям в школе.
5. Стараясь научиться летать,
аистята прыгали из дома на:
а) грушу; б) клен; в) ясень.
6. Аист не смог улететь в
теплые края из-за того, что ей крыло подбил:
а) Максим Крутивушко; б) Олег
Кочемас; в) браконьер.
7. Чем питались аисты на
лугах?
а) мотыльками; б) ужами; в)
зеленой травкой.
8. Где зимовали аисты?
а) на дворе Олега Кочемаса; б)
в доме Дениски; в) в колхозном хлеве.
9. От чего радовались родители
и Дениска весной? Так как аисты:
а) решили остаться в них;
б) помогали им бороться с
вредителями на огороде;
в) по народным поверьем
приносят счастье.
10. Определите художественное
средство, которое использовал Е. Гуцало в произведении, высказываясь:
«...потащились в небе первые ключи перелетных птиц». а) эпитет; б) сравнение;
в) метафору.
11. Характеризуя аистят, автор отмечает, что они: а) пугливые; б) прыткие; в) беспомощные.
12. Весеннее утро, о котором
Е. Гуцало отмечает в начале произведения, было: а) кротким и нежным; б) мягким
и теплым; в) солнечным и звонким.
Примечание. За каждый
правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. Работа на карточках.
Карточка № 1.
1. О чем свидетельствует то,
что на доме, где жил Олег Кочемас, аисты не свили ни единого гнезда? Как это
характеризует мальчика?
2. Чем, на ваш взгляд, жизнь
аистов похожа с человеческой? Для чего автор связывает судьбу людей и птиц?
Ответ мотивируйте.
3. Когда аисты начали строить
гнездо на доме, отец Дениски подложил им:
а) тряпье; б) ветви с деревьев;
в) старое колесо.
Карточка № 2.
1. Исследуйте, как на
протяжении произведения изменялось отношение Олега Кочемаса к аистам? Свои
наблюдения обобщите.
2. Дениска волновался, что на
его доме не поселятся аисты, так как он грешный? Какие грехи он имел в виду?
Собственные предположения обоснуйте.
3. Как отнесся Олег Кочемас к
тому, что аисты остались зимовать у Дениски?
а) был удивлен; б) весьма
часто прибегал и спрашивал о птицах; в) насмехался и критически высказывался по
этому поводу.
Карточка № 3.
1. Почему боль аиста Дениска
воспринимает как собственную? Как это характеризует героя?
2. Посудите, какими людьми во
взрослой жизни будут Дениска, Олег. Собственную мысль докажите.
3. Из-за чего, по мнению
Дениски, на доме, где он жил, не гнездились аисты? Так как:
а) у мальчика было много
грехов; б) во дворе жила собака; в) родители не хотели иметь лишних хлопот.
VI. Итог урока.
VII. Объявление результатов
учебной деятельности школьников.
VIII. Домашняя задача.
Знать идейно-художественное
содержание произведения Л. Пономаренко «Гер побежденный»,
охарактеризовать образ Фридриха.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.