Главная / Украинский язык / Конспект урока. Рассказы и повести (Е. Гуцало «Перебитое крыло»)

Конспект урока. Рассказы и повести (Е. Гуцало «Перебитое крыло»)

Е. Гуцало. Рассказы и повести (Е. Гуцало «Перебитое крыло»)

Цель: углубить знания учеников о творческом мастерстве Е. Гуцало, ознакомиться с его произведением «Перебитое крыло», выясняя идейно-художественное направление рассказа, его содержание; развивать читательский вкус школьников, их логическое мышление. Внимание, наблюдательность, память, умение сравнивать, обобщать, строить заключения, рационально использовать учебное время; прививать уважение к искусству слова, его творцам; воспитывать любовь к природе, родному краю.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Е. Гуцало, выставка художественных произведений писателя, иллюстрации с пейзажами весны; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами.

Чем для вас интересны произведения Е. Гуцало?

Какое значение для естественной среды имеют птицы? Помогаете ли вы им в зимнюю пору?

Какими конкретными делами вы можете оказывать содействие сохранению и приумножению красоты природы родного края?

Назовите известные вам художественные произведения, в которых поднимается проблема бережливого отношения к природе. Чем они актуальные?

Объясните народную пословицу «Природа одному мама, а второму мачеха».

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Хорошо видит только сердце: главнейшего глазам не видно.

А. Де Сент-Экзюпери.

1. Вступительное слово учителя.

На примере своих произведений Е. Гуцало учит читателя оберегать, защищать от всякого бедствия то, что рождается, заботиться не только о себе, а и обо всех; быть честным и чистым душой, помыслами; создавать добро, быть сочувственным, искренним.

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Е. Гуцало - «Перебитое крыло».

2. Обработка произведения Е. Гуцало «Перебитое крыло».

2.1. Пересказ интересных, по мнению учеников, эпизодов из произведения.

2.2. Тема: изображение взаимоотношений людей с птичьим миром (аиста).

2.3. Идея: прославление доброты, искренности, сопереживание. Стремление объясниться с семьей аистов; осуждение жестокости, равнодушия, необдуманных поступков.

2.4. Основная мысль: аисты строят гнезда только у хороших людей.

2.5. Жанр: рассказ.

2.6. Композиция.

Экспозиция: желание Дениски, чтобы на доме, где он живет, поселились аисты.

Завязка: радость мальчика - на доме гнездо с аистами.

Кульминация: Олег Кочемас подбил аисту крыло, из-за этого он не смог улететь в теплые края.

Развязка: после зимы аисты снова остались гнездиться на доме, как и в первый раз.

2.7. Сюжет.

Среди народа говорят, что аисты гнездятся только у хороших людей. Дениска очень хотел, чтобы на доме, где он жил, свили гнездо аисты. Так весной и произошло. Отец и сын очень радовались.

Однажды Олег Кочемас, сосед, пришел к Дениске. Случилось так, что Олег подбросил палку, показывая, куда не долетит неуклюжий аистенок, и тем самым попал им в крыло аиста, который пролетал над домом.

Вследствие этого аистиха не смог улететь в теплые края, а вместе с ней остался и аист, так как, как сказал отец Дениски, он ее любил. Целую зиму Дениска ухаживал за аистами, а весной птички остались на дворе добрых людей.

2.8. Беседа с вопросами.

Чем объяснить большое желание Дениски, чтобы на доме, где он жил, поселились аисты? («...У плохого они не поселятся, а только у доброго и сердечного»).

Какие, на ваш взгляд, мог иметь грехи мальчик?

Как реагировали родители Дениски на то, что аисты на доме строили гнездо?

Для чего отец на доме положил аистам старое колесо?

Почему Дениска обиделся на Олега? О чем свидетельствуют слова Дениски, адресованные Олегу: «А на твоем доме и до сих пор нет ни одного аиста, и до сих пор его обходят»?

Чем Дениска хвалился Олегу? Что посоветовал сосед мальчику?

Опишите, ссылаясь на текст произведения, как аистята учили летать. («Сперва из дома на ясень, на нижние веточки, а потом и на верхние. А с ясеня - назад на дом»).

Какой вред и из-за чего нанес Олег аисту? («Олег взял палку да и бросил в гору, показывая, куда не долетит неуклюжий аистенок. И бросил так, что попал в крыло аисту, который пролетал над домом»).

Почему дети птиц улетели в теплый края, а родители-аисты вернулись к гнезду?

Чем, по мнению отца Дениски, объяснить то, что аисты не покинули друг друга? («...Любит он ее, верный своей аистихе, поэтому о остался с ней. Не оставил на произвол судьбы в горе и беде»).

Как зимой Дениска ухаживал за аистами?

Что предложил Олег Денису? («Слышишь... отдай мне обоих, или хотя бы одного, я сам буду ухаживать»).

Чем старался оправдать свою вину Олег? («...Как там крыло, а может, что-то принести, то он мигом. Видно, в самом деле переживал мальчик, который причинил беды аистам»).

Почему, на ваш взгляд, аисты не покинули двор Дениски?

Можем ли мы гордиться Дениской, его родителями?

А у вас в душе поселились аисты или уже живут давно?

V. Закрепление изученного материала .

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Аисты гнездятся только на том доме:

а) который был высоким; б) где был хороший хозяин; в) который покрыт соломой.

2. Дениска очень хотел, чтобы:

а) быстрее пришла весна; б) аисты свили на крыше его дома гнездо; в) Бог простил все его грехи.

3. Олег Кочемас предостерегал Дениску, что аисты:

а) только у хороших людей мостят гнезда; б) очень пугливые птицы; в) капризные и хрупкие.

4. Для чего Дениска хотел сосчитать аистят в гнезде? Так как:

а) был очень любознательным; б) по просьбе Олега Кочемаса; в) чтобы рассказать друзьям в школе.

5. Стараясь научиться летать, аистята прыгали из дома на:

а) грушу; б) клен; в) ясень.

6. Аист не смог улететь в теплые края из-за того, что ей крыло подбил:

а) Максим Крутивушко; б) Олег Кочемас; в) браконьер.

7. Чем питались аисты на лугах?

а) мотыльками; б) ужами; в) зеленой травкой.

8. Где зимовали аисты?

а) на дворе Олега Кочемаса; б) в доме Дениски; в) в колхозном хлеве.

9. От чего радовались родители и Дениска весной? Так как аисты:

а) решили остаться в них;

б) помогали им бороться с вредителями на огороде;

в) по народным поверьем приносят счастье.

10. Определите художественное средство, которое использовал Е. Гуцало в произведении, высказываясь: «...потащились в небе первые ключи перелетных птиц». а) эпитет; б) сравнение; в) метафору.

11. Характеризуя аистят, автор отмечает, что они: а) пугливые; б) прыткие; в) беспомощные.

12. Весеннее утро, о котором Е. Гуцало отмечает в начале произведения, было: а) кротким и нежным; б) мягким и теплым; в) солнечным и звонким.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. О чем свидетельствует то, что на доме, где жил Олег Кочемас, аисты не свили ни единого гнезда? Как это характеризует мальчика?

2. Чем, на ваш взгляд, жизнь аистов похожа с человеческой? Для чего автор связывает судьбу людей и птиц? Ответ мотивируйте.

3. Когда аисты начали строить гнездо на доме, отец Дениски подложил им:

а) тряпье; б) ветви с деревьев; в) старое колесо.

Карточка № 2.

1. Исследуйте, как на протяжении произведения изменялось отношение Олега Кочемаса к аистам? Свои наблюдения обобщите.

2. Дениска волновался, что на его доме не поселятся аисты, так как он грешный? Какие грехи он имел в виду? Собственные предположения обоснуйте.

3. Как отнесся Олег Кочемас к тому, что аисты остались зимовать у Дениски?

а) был удивлен; б) весьма часто прибегал и спрашивал о птицах; в) насмехался и критически высказывался по этому поводу.

Карточка № 3.

1. Почему боль аиста Дениска воспринимает как собственную? Как это характеризует героя?

2. Посудите, какими людьми во взрослой жизни будут Дениска, Олег. Собственную мысль докажите.

3. Из-за чего, по мнению Дениски, на доме, где он жил, не гнездились аисты? Так как:

а) у мальчика было много грехов; б) во дворе жила собака; в) родители не хотели иметь лишних хлопот.

VI. Итог урока.

VII. Объявление результатов учебной деятельности школьников.

VIII. Домашняя задача.

Знать идейно-художественное содержание произведения Л. Пономаренко «Гер побежденный», охарактеризовать образ  Фридриха.



Конспект урока. Рассказы и повести (Е. Гуцало «Перебитое крыло»)
  • Украинский язык
Описание:

Цель: углубить знания учеников о творческом мастерстве Е. Гуцало, ознакомиться с его произведением «Перебитое крыло», выясняя идейно-художественное направление рассказа, его содержание; развивать читательский вкус школьников, их логическое мышление. Внимание, наблюдательность, память, умение сравнивать, обобщать, строить заключения, рационально использовать учебное время; прививать уважение к искусству слова, его творцам; воспитывать любовь к природе, родному краю.

 

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Автор Сиденко Александр Михайлович
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Украинский язык
Подраздел Конспекты
Просмотров 993
Номер материала 4981
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓