Главная / География / Конспект урока-пректа на тему "Ждёт ли Северный Кавказ судьба Помпеи?"

Конспект урока-пректа на тему "Ждёт ли Северный Кавказ судьба Помпеи?"


Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок»






Урок - проект

в 9 классе с использованием регионального компонента,

компьютерной, аудио- и видеотехники

на тему



«Ждет ли Северный Кавказ

судьба Помпеи?»



Урок составлен и проведен учителем географии

высшей квалификационной категории

Железняковой О. Н.






г. Кисловодск 2007 год

Цели урока.

1. Образовательная. Познакомить учащихся с возможным будущим Северного Кавказа, показать связь рассматриваемой темы с геологическим прошлым Земли, рассмотреть современную сейсмообстановку, вулканическое прошлое и нынешнее геологическое состояние крупнейших вулканов Кавказа – Эльбруса и Казбека, и последствия их возможных извержений в будущем. Объяснить школьникам правила поведения человека при землетрясениях и извержениях вулканов.

2. Развивающая. Продолжать развивать у учащихся память, внимание, интерес к окружающей природе, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое и образное мышление, а также стимулировать у учащихся проявление желания самоценной образовательной деятельности на основе самообразования и самовыражения в ходе овладевания знаниями.

3. Воспитательная. Продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за свой город, край, страну, чувство уважения к их красотам, богатствам, прошлому, а также возможному будущему. Учить школьников быть готовыми к природным «сюрпризам» Кавказа. Продолжать воспитывать культуру поведения, умение общения друг с другом на уроке, в коллективе, в общественных организациях, в споре, чувство личностного отношения к явлениям, происходящим в природе и их верной трактовке.

Задачи урока.

1.Организовать, подготовить и провести урок-проект так, чтобы индивидуальный состав способностей, темперамента и опыт учеников раскрывался в ходе подготовки к уроку и в ходе самого урока.

2.Создать в течение урока условия, которые бы обеспечивали преобразование ученика из объекта педагогического воздействия в субъект собственной деятельности, то есть активировать у учащихся желание к самообразованию, самовыражению и саморазвитию.

3. Продолжать формировать в ходе работы над уроком навыки нравственного поведения, желание самостоятельно учиться, размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным и правильно это оценивать.

4. Учителю перейти от роли всезнающего оракула к роли ведущего, поясняющего, обобщающего, в ходе предложенной к рассмотрению темы, помогая ученикам и направляя их. Учитель должен стремиться к тому, чтобы школьники сами искали теоретический и практический материал, объясняли, убеждали, доказывали, и стремились ответить на основной вопрос урока.

Оборудование урока.

Видеодвойка, компьютер, проектор, экран, диски и дискеты с набором слайдов, видеосюжеты из фильмов: «Грозные силы природы без предупреждения», «Вулкан», «Пик Данте», «Последний день Помпеи», химические реактивы для демонстрации опыта «извержение вулкана», коллекция вулканических горных пород, картины «Эльбрус», «Казбек», таблица «Правила поведения в условиях природных катастроф», распечатанный набор правил поведения при землетрясении и извержении вулкана, музыка Баха, таблички с названиями групп выступающих.

План подготовки к уроку.

1.Учащиеся получают тему для исследований.

2.Совместно с учителем вырабатываются цели, задачи и методы проведения урока.

3.Ведется подбор требуемых теоретических, практических, научно-популярных, исторических и краеведческих материалов в Интернете. А также в художественной, справочной, документальной литературе, периодической печати и из бесед со специалистами, очевидцами (по мере возможности).

4.Оговаривается место проведения урока, подбор компьютерной, аудио- и видеотехники, их подготовка.

5.Проводится деление учащихся на отдельные группы, в зависимости от предполагаемых для выступления тем: «геологи», «сейсмологи», «вулканологи», «историки», «краеведы», «валиологи» и два эксперта-практика.

6.Каждая группа готовит систему компьютерных слайдов, в которых представлена изученная и подготовленная тема с теоретическим материалом, таблицами, картами, схемами, рисунками, видеосюжетами, музыкальным сопровождением.

7.Подбираются демонстрационные материалы, готовится таблица со сводом правил поведения в условиях землетрясений и извержения вулканов.

8.Систематически проводятся заседания групп по обобщению найденного изученного материала с просмотром подготовленных презентаций.

9.Монтируются видеосюжеты с использованием компьютера, видеомагнитофона, DVD-плеера.

10.В течение всего подготовительного этапа учитель играет роль консультанта и руководителя всей подготовительной работы.

11.Определяется последовательность выступлений, отрабатывается умение пользоваться современной компьютерной техникой, Интернетом.

12.Оговариваются правила участия в споре, умение слушать выступающего, вести диалог и аргументированно оперировать имеющимися данными.


Ход урока.

Вступительное слово учителя.

«Природа – единственная книга, каждая страница которой

полна глубокого содержания» - сказал Гете.

Причина, по которой мы все здесь сегодня собрались, очень актуальна и серьезна, особенно для нас жителей Кавказа. Природа земли богата редкими, иногда фантастическими, грандиозными, но зачастую крайне опасными явлениями. Среди них феномены, поражающие своей мощью, красотой, размахом и вместе с тем загадочностью - это гигантские цунами, шаровые молнии, торнадо, поющие пески, стонущие камни, огни святого Эльма. Однако, самым впечатляющим зрелищем на планете можно назвать извержение вулкана и землетрясение. История земли помнит миллионы извержений. На людей эти зрелища всегда наводили ужас. Почему же так? В чем же опасность и сила этих удивительных явлений природы? Почему жители Кавказа так опасаются этих явлений, почему они задают вопрос «Ждет ли Северный Кавказ судьба Помпеи?». Что их так настораживает? Вот для того, чтобы ответить на все эти непростые вопросы, мы с вами здесь сегодня и собрались. Однако, еще Плавт сказал: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу». Предлагаемый к обсуждению вопрос, требует объяснений специалистов разных областей. Один человек или даже группа людей не могут полноценно все интересующее нас объяснить, поэтому на конференцию были приглашены следующие «специалисты» – геологи, сейсмологи, вулканологи, историки, краеведы, валиологи и эксперты- практики. Круг рассматриваемых ими вопросов, очень широк. Это не только сами извержения вулканов, но и причины их побуждающие, и их страшные последствия. А поскольку мы с вами живем в одном из самых активных в геологическом плане участков земного шара, для нас рассматриваемый вопрос животрепещущ! Кавказ - страна гор. Великие поэты писали:

«И вдалеке перед тобой, одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой. И в сонме их гигант седой,

Как туча, Эльборус, двуглавый, ужасною и величавой

Там все блистает красотой»

Что нам несет это соседство, что уготовил для нас этот седой исполин? Будет ли он радовать и поражать нас своим могуществом или засыплет нас слоем пепла, как когда-то это сделал Везувий с жителями прекрасной Помпеи? Чтобы ответить на вопрос урока нужно «расколоть скорлупу ореха» под названием Вулкан и начать из глубин земли. Что за наука геология? Что такое литосферные плиты, как с ними связаны землетрясения и вулканизм, и почему это интересует жителей Кавказа?

Выступление группы геологов (сопровождается показом слайдов из Приложения №1).

Слайд №1. Мы - группа специалистов, занимающихся изучением геологических событий, происходивших на земле в разные исторические периоды времени. Мы изучаем последовательность процессов, формировавших нашу землю многие миллионы лет, и объясняем современные различия в рельефе отдельных территорий, устанавливаем возраст земной коры, состав горных пород, т.е. составляем документ о прошлой жизни земли, чтобы объяснить происходящее сегодня.

Слайд №2. Этот документ имеет разные названия и много разделов, один из которых геохронология – наука, изучающая последовательность образования горных пород и форм рельефа. В ее основе лежат геохронологическая таблица и геологические карты. Геохронологическая таблица отражает время и последовательность образования горных пород земной коры. Она включает в себя эры – архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую. Для каждой эры характерна своя эпоха горообразования.

Слайд №3. По таблице легко определить когда, почему и как сформировались разные территории земли, что этому способствовало и что ее ожидает в будущем. А так как мы живем на Кавказе, именно эта территория нас и интересует более всего. Глядя на геологическую карту и геохронологическую таблицу можно сделать вывод, что Кавказ образовался в кайнозойскую эру на границе палеогенового и неогенового периодов около 40 млн. лет назад. Во времени Вселенной Кавказ еще просто младенец, только что родившийся и лежащий в очень молодой и подвижной области планеты, следовательно, ожидать здесь можно самых непредсказуемых процессов в виде землетрясений и вулканизма.

Слайд №4. Почему же происходят землетрясения и извергаются вулканы, как это объясняет геология? Начнем с того, что наша земля находится в твердой каменной оболочке – литосфере, которая вместе с частью верхней мантии, состоит из нескольких больших блоков – литосферных плит. Литосферная плита – это крупный блок земной коры, включающий не только континентальную, но и сопряженную с ней океаническую кору. Всего поверхность земли состоит из 7 огромных плит и большого количества маленьких. Плиты на пластичном слое верхней мантии (астеносфере) медленно движутся друг относительно друга со скоростью 1-6 см/ год. Этот факт был установлен в результате сопоставления снимков, сделанных из космоса искусственными спутниками земли. Они позволяют предположить, что конфигурация материков и океанов в будущем может быть совершенно отличной от современной.

Слайд №5. Теперь поговорим о том, как движутся литосферные плиты, и что происходит при этом. Силы, которые вызывают расхождения литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии. Мощные восходящие потоки этого вещества расталкивают плиты, разрывая земную кору, образуя в ней глубинные разломы. Что же происходит, если соприкасаются плиты? Если сходятся континентальная и океаническая – океаническая уходит под континентальную, так как она тяжелее. Если сходятся 2 океанические плиты – уходит вниз более древняя из-за толщины и веса. Ну, а если сталкиваются 2 континентальные плиты, то может быть несколько вариантов их движения - они трутся друг о друга (происходит землетрясение), сталкиваются (образуя складчатые области), раздвигаются (образуя желоба). Именно по этой причине при столкновении 3 континентальных плит образовался Кавказ, где и сегодня происходят такие движения. Но чаще они незаметны и незначительны.

Слайд №6. На Кавказе немного вулканов, и большинство из них - потухшие или спящие. Самые крупные из них Эльбрус и Казбек (они и несут главную опасность Кавказу). Все они лежат на линии разломов и могут вызвать сильнейшие природные катастрофы. Доказательством сейсмоактивности Кавказа является землетрясение в Спитаке в 1988году, частые, но не сильные толчки в Азербайджане, Грузии, Армении. Также это наличие лакколитов Пятигорья, выходы горячих источников на КМВ, самих вулканов со следами былых извержений и, наконец, отмечающаяся в последнее столетие активизация напряжения в земной коре в зоне Эльбруса. Таким образом, можно сделать общий вывод: к границам литосферных плит приурочены зоны вулканизма и землетрясений, т. к. это наиболее подвижные области земли.

Учитель: Геологи достаточно понятно объяснили почему и где могут происходить внутренние движения в земной коре и что может ожидать Кавказ в будущем. Теперь мы предоставим слово сейсмологам, также изучающим подвижные участки земной коры.

Выступление группы сейсмологов. (Сопровождается показом слайдов из Приложения №2 и видеосюжета «Землетрясение» из Приложения №10).

Слайд №1. Сейсмология – раздел геофизики, занимающийся изучением землетрясений, а также исследованиями земной коры, на основании наблюдений над упругими волнами. Основными задачами сейсмологии являются: изучение землетрясений, их географического распространения и особенностей сейсмического строительства.

Слайд №2. Из выступления геологов вы уже знаете, что основные зоны напряженности в земной коре, к которым и приурочены и землетрясения и вулканизм - это литосферные плиты Земли, посмотрите на эту карту. Здесь показаны зоны столкновения и расхождения литосферных плит. Места столкновений – горы, места раздвижения глубоководные желоба и впадины. Землетрясения происходят не всегда и не везде. Их сила и продолжительность также различны. Как же они определяются, что для этого используется? На этот вопрос вам поможет дать ответ сейсмограф.

Слайды №3 и №4. Современные сейсмографы – это достаточно сложные приборы. На слайде представлен простейший сейсмограф. Груз подвешен на шнуре над механически вращающимся барабаном. Корпус прибора устанавливается на поверхности коренной породы. Сейсмические волны, приближающегося землетрясения, производят колебания в горизонтальной плоскости и приводят рамку в движение. Самописец на маятнике повторяет эти движения, вычерчивая на вращающемся барабане кривую – сейсмограмму. Работают сейсмографы в сейсмологических обсерваториях. Неспециалистам непросто попасть туда. Но описать работу сейсмолаборатории мы попробуем: «Лифт бесшумно опускает нас под землю. 20, 25, 30 метров, стометровый прохладный коридор. Ровный свет, абсолютная тишина, налево и направо металлические двери, за ними камеры, где на бетонных постаментах, под колпаками, стоят сейсмографы, день и ночь, ведущие наблюдения за «пульсом Земли». На другом краю света, в юго-западной части Тихого океана, огромное напряжение в толще земной коры превысило прочность горных пород. Мощный удар!!! Колебания разбежались во все стороны, как волны от брошенного в воду камня. Часть этих волн дошла до поверхности. Землетрясение. Волны, устремившиеся вглубь Земли, разнесли весть о катастрофе во все концы, и их сразу же зарегистрировали сейсмографы. На сотые доли миллиметра сместилась здесь почва, но регистрирующее устройство записало землетрясение на бумагу. На центральном пункте вспыхнула надпись: «Происходит землетрясение!»… И резкий звонок разорвал тишину».

Слайд №5. Теперь мы расскажем вам о природе самого землетрясения. Физико-химические процессы, происходящие внутри Земли, вызывают изменения физического состояния Земли, объема и других свойств вещества. Это приводит к накапливанию упругих напряжений в какой – либо области земного шара. Когда упругие напряжения превысят предел прочности веществ, произойдет разрыв и перемещение больших масс земли, которое будет сопровождаться сотрясениями большой силы. Вот это и вызывает землетрясение. Землетрясением обычно называют любое колебание земной поверхности и недр, какими бы причинами оно не вызывалось - эндогенными или антропогенными, и какова бы ни была их интенсивность. Землетрясения происходят на земле не повсеместно, они концентрируются в сравнительно узких поясах, приуроченных в основном к высоким горам или глубоководным желобам.

Слайд №6. Причины, вызывающие землетрясения, бывают разные: тектонические (такие землетрясения связаны с процессами горообразования на границах литосферных плит), вулканические (лава и раскаленные газы, бурлящие в недрах вулканов, могут толкать и давить на верхние слои земли, т. к они довольно слабые, но продолжаются долго, иногда месяцами), обвальные (могут быть вызваны обвалами и крупными оползнями), наведенные (вызваны антропогенными причинами, например, техногенными катастрофами).

Слайд №7. Перед вами схема землетрясения. При землетрясениях происходят разрывы или перемещения горных пород в каком - нибудь месте в глубине земли, такое место называют очагом землетрясения или гипоцентром. Глубина его обычно достигает десятков километров, а в отдельных случаях и сотен километров. Участок земли, расположенный над очагом, где сила подземных толчков достигает наибольшей величины, называется эпицентром. Упругие волны земной коры во время землетрясения расходятся, и чем дальше от эпицентра, тем слабее ощущаются подземные толчки. Иногда в земной коре появляются трещины и сбросы, которые достигают поверхности земли. В таких случаях сооружения, созданные людьми, оказываются разрушенными и разорванными. Когда очаг землетрясения находится под морским дном, в океане могут возникнуть цунами, которые разрушений приносят больше, чем само землетрясение.

Слайд №8. Теперь несколько слов о способах определения интенсивности землетрясений. Существуют разные виды шкал напряженности земной коры: шкала Меркалли, шкала Рихтера и 12-и бальная шкала, которая чаще всего используется в нашей стране. Силу землетрясений определяют, главным образом, по последствиям причиненных разрушений, непосредственным наблюдениям. На этом основании и разработана 12-и бальная шкала. Перед вами таблица, по которой определяют силу землетрясений в баллах (анализ таблицы).

Слайды №9 и №10. Теперь давайте проанализируем сейсмообстановку современного Кавказа по карте. ( Анализ карты слайда).

Учитель. Прекрасно услышать столь исчерпывающую информацию, но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому мы предлагаем вам посмотреть фрагмент видеофильма «Грозные силы природы без предупреждения» - «Землетрясение» (3 минуты).

Учитель. Следующая группа специалистов занимается изучением вулканов напрямую.

Выступление группы вулканологов. (Выступление сопровождается показом слайдов из Приложения №3, видеосюжета «Вулкан» из Приложения №10, опыта «Извержение вулкана» из Приложения №4, показом коллекции горных пород вулканического происхождения из Приложения №5).

Мы вулкана сыны, кратер гремит маня,

Выведать мы должны тайны бога Огня.

Шлак под ногами горяч, шлаковый конус крут.

Бомба летит, как мяч, они здесь дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы, по каскам пепла град.

Мы очень упрямы и злы, ведь хотим мы пробраться в ад.

Пепел в глаза и в рот. Взрывы, как свет зарниц.

Черный как деготь пот, капает с наших лиц.

Слайд №1. Тема, представленная на конференции, для нас интересна, так, как вулканология - это наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов, извержениях и закономерностях размещения вулканов на поверхности Земли. Первые сведения о вулканах относят к середине первого тысячелетия до нашей эры.

Слайд №2. Размещение вулканов на планете объясняется теорией тектоники плит, суть которой очень подробно изложили геологи. Зоны субдукции располагаются по границе плит и если плиты раздвигаются, то между ними образуется рифтовая зона - это и есть зоны вулканизма. Ежегодно извергается около 60 вулканов.

Слайд №3. Извержение вулкана – захватывающее, страшное и очень опасное явление природы. Ведь оно сопровождается не только взрывами и выбросами магмы из кратера, но и миллиардами тонн мельчайших кусочков горных пород, пепла, вулканических бомб, газов. Скорость, с которой они летят, достигает иногда 200 км/час. Люди называют вулкан «огнедышащей горой». Почему же горы дышат? Внутри Земли находится мантия, на поверхности которой плавает земная кора. В некоторых местах в мантии давление сильно возрастает, мантия давит на земную кору, и при каждом подъеме по трещинам в земной коре она расплавляется, превращаясь в магму. Эта сила бывает настолько мощной, что движущаяся магма пробивает пробку в земной коре и с грохотом вырывается на поверхность Земли. Но не было бы извержения, если бы не было очага магмы, жерла, кратера, пирокластических потоков, эруптивных колонн и облаков, лохар.

Слайд №4 и №5. Все вулканы земли извергаются по-разному, но эти извержения можно объединить в несколько групп: 1) Плинианский тип - назван по имени римского ученого Плиния-старшего. Этот тип извержения характеризуется наибольшей интенсивностью (высота столба газа – 20-50 км.), продолжительностью (до нескольких дней) и может закончиться обнаружением вулканического сооружения или образованием кальдеры; 2) Пелейский тип – выделяется вязкая лава, затвердевающая до выхода из жерла, наблюдаются выбросы палящих туч; 3) Вулканский тип – название произошло от острова Вулькано в Средиземном море. Извержения непродолжительны (несколько часов), но возобновляются каждые несколько дней на протяжении нескольких месяцев; 4) Стромболианский тип – назван по извержению вулкана на острове Стромболи в Средиземном море. Здесь идет непрерывная деятельность на протяжении нескольких месяцев или лет, мощные лавовые потоки; 5) Гавайский тип – тип вулканов Гавайских островов. Фонтаны лавы на высоту 1000-2000 метров, выбрасываемые из трещин или разломов.

Учитель: Много интересного вы узнали сегодня о вулканах, но это еще не все. Теперь мы пригласим эксперта-практика№1, который вам покажет опыт, демонстрирующий процесс образования вулкана, используя химические реактивы. (Далее демонстрируется опыт.)

Учитель: Красивый и безобидный опыт, а теперь посмотрите, как этот процесс выглядит в природе. Далее демонстрируется видеофильм «Извержение вулкана» ( 3 минуты).

Учитель: Как видите, наша планета умеет преподносить нам сюрпризы. Теперь предоставим слово историкам.

Выступление историков. (Сопровождается показом слайдов из Приложения №6 и показом фильма (12 минут) «Последний день Помпеи» из Приложения №10).

Эксперт-практик №2. Помпеи - это город, лежащий у подножия одного из опаснейших вулканов Земли – Везувия. Сегодня здесь проживает 23000 жителей, этот город радуется жизни, как и несколько столетий назад. Однако совсем недалеко расположены руины античного города Помпеи, который был засыпан пеплом при извержении Везувия в 79 году нашей эры. Уже четвертое столетие занимаются раскопками пострадавшего от природной катастрофы города. Люди, жившие у подножия Везувия, считали вулкан потухшим, потому что он не подавал признаков жизни 1,5 тысячи лет. Они не обращали внимания на слабые подземные толчки, повторяющиеся все чаще. Вокруг Везувия были очень плодородные земли, обогащенные вулканическим пеплом прошлых лет. Поэтому люди и поселились здесь. Но, дарующий жизнь, приносит и смерть, и хрупко блаженство в этом раю. 24 августа 79года н.э. началось извержение, но люди не понимали этого, только через время они задумались об опасности происходящего. Кусочки пемзы падали постоянно, как дождь. Через 7 часов пемзы стало так много, что засыпало двери домов и все, кто оставался внутри, уже выйти не могли. Температура воздуха повышалась постоянно. С горой творилось что-то странное, непохожее на другие извержения - это был пирокластический поток, шедший прямо на Помпеи со скоростью более 100 км в час. Ядовитые, раскаленные газы – убийственный поток палящих туч спускался к городу 3 раза. Люди находились в жутком состоянии – без воды, воздуха, света, при постоянном дожде из пемзы и высокой температуре.

Далее без комментариев 15 минут демонстрируется фрагмент видеофильма «Последний день Помпеи».

По окончании фильма звучит органная музыка Баха и идет показ 21 слайда с великолепными видами вулканов и извержений. На фоне происходящего выходят 4 человека – члены группы историков, и под звучащие звуки музыки руководитель группы начинает выступление:

«Сколько силы благодатной в этой мощи необъятной, в царственном просторе». Впечатляет, не правда ли?! Как это грандиозно и красиво, какое величие, какая мощь! Как это зрелище завораживает. Но мы с вами смотрим всего лишь слайды, сидя здесь в тихом уютном кабинете, а ведь история знает немало примеров тому, какие последствия несут людям эти грозные явления природы. Это не только красиво, но ещё очень опасно и страшно! Самое главное - люди, пострадавшие при извержениях! Память человеческая хранит много тому примеров.

Далее на фоне продолжающейся мелодии звучит рассказ членов группы о разрушении городов Северокурильска, Катании, Николози.

Учитель: Да, нужно всегда быть начеку, проживая рядом с такими соседями, вести наблюдения и быть готовым в нужный момент правильно поступить. Уроки прошлого не должны забываться, иначе повториться Помпея. Теперь пришло время послушать краеведов - специалистов, объясняющих, почему и чего стоит опасаться жителям Кавказа.

Выступление краеведов. ( Сопровождается показом слайдов из Приложения №7)

Слайд №1. Руководитель группы. «Люблю и знаю, знаю и люблю. И чем полней люблю, тем глубже знаю». Эти слова Ю.К.Ефремова являются эпиграфом к великолепной книге «Природа моей страны». Мы живем в огромном и красивом государстве, состоящем из разных природных территорий. Одной из таких является и наш Кавказ. Мы, краеведы, не только любим эту землю - мы изучаем ее для того, чтобы наши потомки получили ее от нас такой же замечательной и красивой, какая она есть сегодня. Но не все зависит от человека. Правильно здесь было сказано: «Природа удивительная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания и хранит свою тайну». Наш регион тоже полон тайн и секретов Выступавшие здесь, уже объяснили, почему Кавказ считается сейсмически опасным районом Земли. Мы немного добавим.

Слайд №2. Тектонические структуры Кавказа и Ставропольского края представлены предкавказской зоной краевых прогибов и северокавказской моноклиналью. Они расположены в полосе предгорий Кавказа (именно здесь находится КМВ и живем мы). Северокавказская моноклиналь – это краевая часть горного сооружения Большого Кавказа, состоящая из фундамента и нижней части осадочного чехла Скифской платформы. Нас, как жителей КМВ, конечно, больше беспокоит, что случиться на Кавказе в будущем и в какой степени это нас коснется?

Слайд №3. Рельеф района КМВ сформировался в кайнозое. Здесь выделяются 2 структурных яруса - верхний и нижний. Нижний - представлен Минераловодским выступом, а верхний - осадочной толщей мезокайнозойского периода. Зона действительно молодая. Ей всего 6-8 млн. лет. Здесь повсеместно имеются выходы на поверхность минеральных источников и зачастую горячих. Возникает вопрос: почему вода горячая?

Слайд №4. Вот мы и подошли к самому главному, причина ведь в нашем седовласом красавце – Эльбрусе. Это самый высокий вулкан Европы. Возник он в конце неогенового периода кайнозойской эры при подъеме из глубин Тетиса Главного Кавказского хребта.

Слайд №5. Вулканологи его делят на две части: пьедестал, состоящий из горных пород, и насыпной конус, образовавшийся в результате извержений. Специалисты считают, что Эльбрус извергался примерно 1770 лет назад. Магма у него была жидкая, места извержений перемещались, а сами извержения вызывали сильные пожары. Но ведь не только Эльбрус является вулканом. Настоящим вулканом считается и Казбек. Долгое время люди думали, что эти вулканы потухшие, но в последние десятилетия это мнение изменилось. Есть предположение (хоть и под сомнением), что эти вулканы «досматривают свой последний сон». Под Эльбрусом (по данным геофизиков) на глубине 1-3 км находится настоящий магматический очаг. Магма прогревает горные породы, поэтому минеральные воды горячие. Помимо этого в районе Приэльбрусья с 1905 по 2001 год произошло 26 землетрясений интенсивностью 3-4 балла, а это одно из доказательств того, что вулканы не потухли. Еще один факт - это гейзеры и выходы газа, наблюдающиеся на склонах Эльбруса с начала ХХ века. Впервые их описал наш земляк, поднявшийся на Эльбрус в 1934 году – Виктор Корзун. «Гроздья гнева вулкана», свидетельствующие о прошлых вспышках ярости, остались и по сегодняшний день. Это и лавовые потоки, и пепловые прослои, геологически свежие, а между ними и поверх них угли и древняя почва. Это предполагает возможность определить возраст остатков и самих извержений с помощью радиоуглеродного анализа. Сейчас выделены три разновозрастных эпизода извержения вулкана. Возраст их: 7000 лет назад, 4500-5500 лет назад, 1900лет назад. Следовательно, извержения повторялись через 2500-3000 лет. Делайте вывод – спит ли Эльбрус?

Слайды №6, №7, №8. Также, живя на КМВ, нельзя не коснуться вопроса о лакколитах Пятигорья. Ведь они возникли вместе с Большим Кавказом и именно здесь подземные силы, пытаясь пробить земную кору, подняли наземные купола разной высоты, но настоящим вулканом стал только Бештау. Только здесь магма вышла на поверхность, следовательно, лакколиты Пятигорья – неудавшиеся вулканы. Один раз природа попробовала и у нее не получилось. Что будет, если она попробует еще раз?

Учитель: согласитесь, есть над чем задуматься. Вот теперь, после всего услышанного и увиденного, я еще раз хочу задать вам главный вопрос нашей конференции: «Так ждет ли нас судьба Помпеи?».

Далее учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по поставленному вопросу. Причем, беседа строится таким образом, чтобы она проходила в виде спора. Высказать свое мнение могут все желающие, но выступление должно быть аргументированным и доказательным. Приблизительные выводы, к которым пришли «специалисты»:

«геологи» - извержения возможны, но есть масса сомнений;

«сейсмологи» - скорее всего судьба Помпеи может повториться, нужно принимать соответствующие меры;

«вулканологи» - бесспорно, извержения нас ждут, но будем надеяться не в ближайшие 200 лет;

«краеведы» - никаких катаклизмов природа нам не готовит, и никто не может точно ничего утверждать, незачем сеять панику, а изучать и прогнозировать - необходимо;

«историки» - нужно всегда быть готовым к неожиданностям, живя радом с таким соседом и уметь своевременно принять необходимые меры.

Учитель: наша конференция подходит к концу. Дать точный и единственно правильный ответ на поставленный вопрос не может никто, главная же мысль, высказанная сегодня – не нужно ждать катастроф, надо быть к ним подготовленным, живя в таком опасном регионе земного шара. А что значит быть подготовленным? Вот на этот вопрос я предлагаю высказать свое мнение валиологам.

Выступление валиологов. (Сопровождается демонстрацией самодельного плаката «Правила поведения в условиях стихийного бедствия»).

Валиологи демонстрируют плакат, на котором изложены основные правила поведения людей в условиях извержения вулкана и при землетрясении, комментируют их. Памятки с распечатанными правилами раздаются всем присутствующим.

Заключительное слово учителя.

Мы с вами совершили еще одно серьезное и очень интересное путешествие в страну под названием «Природа». Как она красива, и вместе с тем опасна и непредсказуема. Но нельзя природой только наслаждаться, нельзя ее и только использовать, надо уметь ее понимать, изучать и противостоять ее гневным вспышкам. Надо продолжать учиться жить с ней в гармонии, чтобы люди смогли вписать в историю Кавказа такие строки:

Это не узник на волю просился,

Солнечный диск в тучах пепла померк.

Взломанный лед, накреняясь, разломился

От напряженья, качнувшихся недр.









Конспект урока-пректа на тему "Ждёт ли Северный Кавказ судьба Помпеи?"
  • География
Описание:

«Ждет ли Северный Кавказ судьба Помпеи?». Так был назван мой урок. И назван не случайно. Я - житель Кавказа с самого рождения  и просто  очень люблю свою малую Родину, а профессия позволяет мне передавать эту любовь детям. Тема не является случайной, ведь многие люди, живущие здесь, задаются вопросом: «А что будет с Кавказом, если Эльбрус проснется?». И чаще всех этот вопрос задают дети. Вот я и решила  не просто ответить на вопрос, а ответить исчерпывающе. Так появилась идея, а за ней и сам урок. На мой взгляд, получилось  очень интересное, обучающее и запоминающееся мероприятие. Урок на эту тему был подготовлен и проведен в феврале 2006 года с учащимися 8 класса, как обобщающий по теме «Рельеф, тектоника и геологическое строение России» с использованием регионального компонента. Урок проводился в медиалектории компьютерного школьного центра, оснащенном всеми необходимыми средствами ТСО. Однако, такой урок можно адаптировать к теме «Литосфера и рельеф Земли» в 7классе, к теме «Литосфера» в 6 классе и к теме «Рельеф и тектоника Ставропольского края» при изучении регионального курса. Но я его называю мероприятием потому, что он может быть проведен не только как урок, это может быть и заседание географического кружка юных краеведов, и познавательная конференция для всей школы. Описываемый урок, был подготовлен и проведен как урок-проект, рассчитан на 90 минут(2 урока подряд) и разработан в системе личностно-ориентированного обучения. Именно этот метод был выбран потому, что он позволяет, с одной стороны, активизировать у учащихся желание к самообразованию и самовыражению, позволяет учить детей самостоятельно учиться размышлять. С другой стороны он дает возможность  отойти от привычной традиционной формы преподавания, где учитель играет ведущую роль, к роли консультанта и помощника, направляющего и создающего такие условия на уроке, которые бы  стимулировали у учащихся проявление желания самостоятельной деятельности на основе самообразования, позволяли раскрыть  их индивидуальный состав способностей, воспитывали у школьников культуру поведения, умение общаться, слышать друг друга, спорить друг с другом, аргументировано излагать и доказывать мысли и факты. Но здесь нельзя недооценивать роль учителя, ведь именно он - движущая, направляющая, режиссирующая  сила, и именно от его умения зависит успех урока. Урок состоит из 4-х этапов: 1 этап - подготовительный, 2 этап - тематический обобщающее - ознакомительный, 3 этап - логических выводов и ответов на вопросы, 4 этап – итоговый заключительный.

 

Автор Железнякова Ольга Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 397
Номер материала 22234
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓