Главная / География / Конспект урока-пректа на тему "Геоэкологические проблемы или если бы я был директором Кисловодского курортного парка""

Конспект урока-пректа на тему "Геоэкологические проблемы или если бы я был директором Кисловодского курортного парка""




ОТКРЫТЫЙ УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ




НА ТЕМУ:


«Геоэкологические проблемы или, если бы я был директором Кисловодского курортного парка»






Урок составлен и проведён

учителем географии

высшей квалификационной категории

Железняковой Ольгой Николаевной



г. Кисловодск 2008 год


ЦЕЛИ УРОКА.

1. Образовательная. Используя элементы поисково-исследовательского метода, метода проектов, проблемно - поискового и метода кейсов, познакомить учащихся с особенностями, достопримечательностями, уникальностью и геоэкологическими проблемами Кисловодского курортного парка. Предоставить ученикам возможность разработать перспективы развития парка в будущем, представив себя его директором.

2. Развивающая. Продолжать развивать у учащихся память, внимание, интерес к окружающей природе, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое и образное мышление, а также стимулировать у учащихся проявление желания самоценной образовательной деятельности на основе самообразования и самовыражения в ходе овладения знаниями. Объяснить причины необходимости бережного отношения и сохранения для будущих поколений уникального природного объекта.

3. Воспитательная. Продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за свой город, край, страну, чувство уважения к их красотам, богатствам, прошлому, а также возможному будущему. Продолжать воспитывать культуру поведения, умение общения друг с другом на уроке, в коллективе, в общественных организациях, в споре, чувство личностного отношения к явлениям, происходящим в природе. Бережно относиться к окружающей природной среде.

ЗАДАЧИ УРОКА.

1.Организовать, подготовить и провести урок так, чтобы индивидуальный состав способностей, темперамента и опыт учеников раскрывался в ходе подготовки к уроку и в ходе самого урока.

2.Создать в течение урока условия, которые бы обеспечивали преобразование ученика из объекта педагогического воздействия в субъект собственной деятельности, то есть активировать у учащихся желание к самообразованию, самовыражению и саморазвитию.

3. Продолжать формировать в ходе работы над уроком навыки нравственного поведения, желание самостоятельно учиться, размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным и правильно это оценивать.

4. Учителю перейти от роли всезнающего оракула к роли ведущего, поясняющего, обобщающего, в ходе, предложенной к рассмотрению темы, помогая ученикам и направляя их. Учитель должен стремиться к тому, чтобы школьники сами искали теоретический и практический материал, объясняли, убеждали, доказывали, и стремились ответить на основной вопрос урока.


ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Компьютер.

  2. Видеопроектор.

  3. Экран.

  4. Электронный микроскоп.

  5. Презентации учащихся.

  6. Видеофильмы учащихся.

  7. Бутылки с нарзаном.

  8. Стенды с фото Кисловодского курортного парка разных десятилетий.

  9. Гербарий образцов растений парка.

  10. Фото животных, обитающих в парке.

  11. Коллекция минеральных горных пород, собранная в парке.

  12. Большой плакат «План-карта Кисловодского курортного парка», стихи и песни о Кисловодске, портреты известных людей, побывавших в Кисловодском парке.

  13. Костюмы для учащихся.

  14. Буклеты, книги и путеводители по Кисловодску и курортному парку.


Описываемый урок, был подготовлен и проведен как урок по методу кейсов с элементами метода проекта и поисково-исследовательского метода. Рассчитан на 90 минут (2 урока подряд) и разработан в системе личностно-ориентированного обучения. Именно этот метод был выбран потому, что он позволяет, с одной стороны, активизировать у учащихся желание к самообразованию и самовыражению, позволяет учить детей самостоятельно учиться размышлять. С другой стороны, он дает возможность отойти от привычной традиционной формы преподавания, где учитель играет ведущую роль, к роли консультанта и помощника, направляющего и создающего такие условия на уроке, которые бы стимулировали у учащихся проявление желания самостоятельной деятельности на основе самообразования, позволяли раскрыть их индивидуальный состав способностей, воспитывали у школьников культуру поведения, умение общаться, слышать друг друга, спорить друг с другом, аргументировано излагать и доказывать мысли и факты. Но здесь нельзя недооценивать роль учителя, ведь именно он - движущая, направляющая, режиссирующая сила, и именно от его умения зависит успех урока. Урок состоит из 4-х этапов: 1 этап - подготовительный, 2 этап - тематический обобщающее - ознакомительный, 3 этап - логических выводов и ответов на вопросы, 4 этап – итоговый заключительный.


Ход урока.


Этап 1. Подготовительный. Описываемый урок требует длительной и очень серьезной подготовки. Поэтому важным моментом для его проведения является умение учителя заинтересовать детей и разбудить в них желание самостоятельно работать над предложенной темой. Для этого сначала с учащимися оговариваются цели, задачи урока, место его проведения, средства ТСО, тематика материалов для обсуждения, распределяются роли. А затем начинается их самостоятельная работа, и выражается она в сборе необходимой информации, для чего школьники не только работают с требуемой тематической, научно-популярной, художественной, справочной, документальной, исторической, краеведческой литературой, но и работают с картами, материалами периодической печати, справочниками, интернетматериалами, видеоматериалами, посещают городские библиотеки, музеи, беседуют со специалистами, и на основании полученных материалов, готовят выступления, сопровождаемые компьютерными презентациями. Данный урок имеет игровой элемент – ученики выступают в роли «специалистов» - исследователей, для чего было организовано несколько групп: «геологи», «специалисты садово-парковой архитектуры», «медики», «историки», «экологи», «гидрологи», «климатологи», «биологи и зоологи». Каждая группа провела всю вышеописанную работу в течение месяца. Очень важно на подготовительном этапе направлять и корректировать работу учащихся. Для этого учителем назначаются консультации для каждой группы «специалистов», где оговаривается вся проведенная ими работа и идет отбор требуемого материала. В данном случае было проведено по 3 консультации со всеми группами. Однако, определённая часть разрабатываемой темы не раскрывается, так как вопросы будут поставлены в ходе урока и ответы на них учащиеся будут давать спонтанно.


Этап 2. Тематический обобщающе – ознакомительный.




«Живописен и своеобразно красив курорт Кисловодск. Древние горы широким полукольцом окружили его окрестности. В зелени долин, извиваясь серебристыми лентами, шумно бегут речки и ручьи. А на юге из-за горных хребтов поднимается ввысь белоснежная вершина двуглавого Эльбруса», - так описывал Кисловодск автор единственной книги о Кисловодском парке ещё в 1957 году. А сегодня друзья из Сибири мне говорят: «Мы завидуем тебе, что ты живёшь в Кисловодске! Чудо-город. Воздух, вода, нарзан, старая крепость, уникальная архитектура, история, потрясающая природа. Хотим в ваш маленький Кисловодск!». Однажды, приехав в гости, они привезли мне интересный сувенир - небольшую тетрадь в коричневом переплете, исписанную твердым красивым почерком, и вручили со словами: «Прочти, тебе как географу и краеведу это будет интересно». Я, конечно, открыла тетрадь. И вот что прочла:

Кисловодск!

Красивейшее место, райский уголок,

Кусочек маленькой России величавой.

Когда-то в старину здесь запад и восток

Источники живые повенчали.

Звенящей радостью пронизан день.

Восторженные лица у прохожих,

Здесь редкость, если солнце скроет тень,

В любое время года дни погожи.

Я так тебя люблю! Курорт земли кавказской!

Целебный твой нарзан, спокойный твой уют.

К тебе я прихожу за той волшебной сказкой

Где птицы по утрам заливисто поют.

«Храм воздуха», «Стеклянная струя»,

Тенистые аллеи сказочного парка,

Ждут встреч, приветствуют любя,

Здесь жизнь бурлит восторгом жарким.

Чудесный Кисловодск – живая песня лета!

Как солнечный восход, люблю тебя за это.


Эти стихи я прочел, когда был на отдыхе в Кисловодске. Впечатляет, а главное, как точно душевно сказано, как любит свой город автор стихов. Я тоже был потрясен природой, солнцем, но больше всего меня поразили люди, вернее не взрослые люди, а школьники. Дело в том, что именно в этом городе со мной произошла интересная история, которую я назвал «Записки заплутавшего курортника». А вот случилось это так…»

Инсценированный спектакль. (Участники - курортник, девушка и парень, прогуливающиеся по парку).

Курортник. Боже мой, как же хорошо! Как давно я так не отдыхал! Здесь такая потрясающая природа. Просто удивительно - горы, ели, березы, воздух, нарзан, Эльбрус! А дышится-то как! Но, похоже, господа я заплутал. Что - то не знаю куда идти. Интересно, а правда ли, что здесь самый большой рукотворный парк мира? Надо будет поинтересоваться. А идти - то все же куда? Говорят, здесь бывали Пушкин, Лермонтов, пел Шаляпин, писал Ярошенко. Может они тоже здесь когда-то заблудились? Сколько говорят городу лет - 100, 200? Да, определенно надо посетить местный краеведческий музей. Всегда интересно как все начиналось... А куда же все-таки идти? (слышен звук голосов). О, кажется люди, слава богу, появились. (Выходят 2 человека) Ребятки, уважаемые, помогите, заплутал, дорогу никак не найду.

Прохожие. Да, пожалуйста!

Курортник( Беседа). А вы кисловодчане? (да) Давно здесь живете? (С рождения) А вот не могли бы вы мне ответить на несколько вопросов? (например). А что интересного вы знаете о своем городе? ( ну кое-что знаем, а что вас интересует?) Почему так случилось, что город заложили именно здесь? И почему он стал известным курортом? И почему в Москве терренкуров нет, а В Кисловодске есть? (А вам действительно все это интересно?) Да! (Тогда мы приглашаем вас на заседание нашего городского географического клуба школьников «Планета». Придете?) Конечно. Приду!

Учитель. Вот так я попал на интереснейшее мероприятие в своей жизни. Проходило оно в городском краеведческом музее. Ну. А об этом поподробнее...


Заседание географического общества школьников города «Планета».

Ведущий.

Начинаем наше заседание ученического городского историко-географического общества «Планета». Тема сегодняшнего заседания «Если бы я был директором Кисловодского курортного парка». Давайте сегодня поговорим об одном из крупнейших рукотворных парков мира, нашей гордости – Кисловодском курортном парке! Здесь собрались историки, географы, гидрологи, климатологи, специалисты садово-парковой архитектуры, зоологи, биологи, медики, экологи. Все специалисты здесь собрались для того, чтобы рассказать о достопримечательностях, уникальности, геоэкологических проблемах и необходимости сохранить для будущих россиян столь уникальный природный объект. А также убедить жителей и отдыхающих беречь наш парк, как ценнейшую реликвию. И начнём мы нашу увлекательную экскурсию со знакомства с историей создания города и самого парка. Кем, когда, зачем были заложены город и парк?

Выступление историков. Данная группа учащихся рассказывает об истории создания Кисловодского курортного парка и об известных людях, побывавших в Кисловодске. (Рассказ сопровождается презентацией, авторским видеосюжетом, музыкой и стихами о Кисловодске и о парке).

Ведущий. Кто бывал в нашем парке, наверняка обратил внимание на его оформление - дорожки, постройки, клумбы. Какие же стили садово-парковой архитектуры здесь использовались?


Выступление специалистов садово-парковой архитектуры.

Ученица рассказывает о сочетании различных стилей садово-парковой архитектуры, использованных в оформлении парка. Выступление сопровождается авторским видеофильмом, подтверждающим слова выступающего.

Ведущий.

Красиво, не правда ли? Теперь вопрос к географам. Почему парк был заложен именно здесь в Кисловодской курортной котловине?

Выступление географов.

Группа учащихся знакомит присутствующих с размерами территории парка, его ФГП, его современными частями – старым, верхним, горным парком. (Выступление сопровождается авторской презентацией).

Ведущий.

Парк действительно большой, но главное он рукотворный. Давайте теперь обратимся к геологам.

Выступление геологов.

Учащиеся рассказывают присутствующим о геологическом прошлом Кисловодской курортной котловины, так как именно внутреннее строение данного региона предопределило закладку и самого города и парка. Ведь именно в геологических глубинах зарождается ценнейший лечебный элемент города – нарзан. (Выступление сопровождается авторской презентацией).

Ведущий.

Теперь, после столь подробной экскурсии в прошлое нашего региона, попросим климатологов рассказать нам об особенностях климата Кисловодской курортной котловины.

Выступление климатологов.

Ученик рассказывает об уникальности климата Кисловодской котловины в разные сезоны года, подтверждая, что круглый год город и парк остаются одинаково привлекательными и лечебными.

(выступление сопровождается авторской презентацией).

Ведущий.

Говоря об уникальном климате, нельзя не коснуться вопроса гидрологии Кисловодской курортной котловины. Слово Гидрологам.

Выступление гидрологов.

Данная группа учащихся рассказывает о реках, озерах города, а главное о видах, лечебных свойствах и особенностях образования кисловодских нарзанов. (Выступление сопровождается авторской презентацией).

Ведущий.

Мы услышали уже много о природе нашего региона, но рассказ не будет полным, если нас не познакомят с флорой и фауной нашего парка. Действительно ли его живой мир так хрупок и требует бережного отношения к себе?

Выступление биологов и зоологов.

Биологи и зоологи, используя гербарные материалы, стенды с личными фото флоры и фауны парка, электронный микроскоп и авторские презентации рассказывают о животном и растительном мире парка.

Ведущий.

Исчерпывающая информация. Не правда ли? Разве всё сказанное не даёт ответов на вопросы нашего заплутавшего гостя? Но есть в нашей теме ещё пара интересных вопросов. Почему Кисловодск считается главным бальнеологическим курортом России и какие заболевания излечиваются после посещения нашего города и парка.

Выступление медиков.

Медики рассказывают о том, какие заболевания поддаются лечению нарзанами, процедурами и уникальными возможностями природы города и парка. Рассказ о лечебных дорожках парка – терренкуре. (Выступление сопровождается авторским видеофильмом).

Заплутавший Курортник.

Дорогие ребята, спасибо вам огромное за потрясающую экскурсию, думаю, что более подробной и грамотно подобранной информации я не смог получить, знакомясь с городом и парком самостоятельно. У вас замечательное общество и я действительно много узнал, но у меня возник ещё один вопрос. Я тоже пришёл не с пустыми руками, посмотрите на экран (на экране в виде презентации показаны следы антропогенного воздействия на природу города и парка). Что вы скажете об этом?

Ведущий.

Да. Казалось - бы всё великолепно, но «в каждой бочке есть капля дёгтя». Природа щедро одарила нас, чем же мы ей отплачиваем? Обидно, что не все жители города и не все отдыхающие ценят этот дар. Чтобы зря не тратить время, давайте предоставим слово экологам. Они, надеюсь, пояснят нам эти кадры.

Выступление экологов.

Экологи представляют факты нерационального отношения людей к природе парка и города, объясняют причины, рассказывают о мерах борьбы с возникающими проблемами и их результативности.


Этап 3 - Этап логических выводов и ответов на вопросы.

Учитель.

На этом записи нашего гостя заканчиваются. Ну вот, мы вместе с заплутавшим отдыхающим, прошлись по нашему городу, по его прекрасному парку еще раз. Узнали больше о его природе, уникальности, истории. Но не все к счастью увидел наш отдыхающий. А может, не обо всем спросил. Умолчал, или не знал, о вырубках деревьев, об остатках мангальных пожарищ, о бесконечных кафе и ларьках, о буреломах на терренкуре и туристической тропе, о погибающей каскадной лестнице, о самопальном шерстяном рынке, о проблеме Курортной библиотеки, которую просто хотят выселить из ее законного помещения, о заплесневелом медпункте на «Красном солнышке», о том, что доселе бесплатный нарзан отпускают за деньги и далеко не все желающие могут принять нарзанные ванны. Кисловодчан сегодня очень интересует будущее нашего парка. Чем станет наш парк лет через 10, 20, 50? Кому задавать вопросы? Сегодня наш парк подчинен Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, медицинскому центру этого агентства, а именно дирекции санатория имени Г.К. Орджоникидзе в лице господина И. Вишневского. Много вопросов, касающихся парка уже было задано не только ему, с просьбами и предложениями жители города обращались: в Правительство РФ, в Госдуму РФ, В Генеральную прокуратуру РФ, В МЧС РФ, в Роспотребнадзор, Губернатору Ставропольского края, президенту РФ. Лозунги «Сохраним парк для потомков!», «Где око государево?», «Чурчхелла атакует природную зону», «Целебный парк атакует SOS», «Эра безответственности» - постоянно звучат в прессе. Люди беспокоятся, душой болеют о будущем парка. Но, к сожалению, ответов нет. Пока наше правительство думает, что ответить и на государственном уровне, решает, что же делать, давайте подумаем и мы над животрепещущим вопросом. А если бы кто-то из вас в будущем стал директором Кисловодского курортного парка, что было бы изменено вами, что бы сделали вы на государственном уровне, на краевом, городском и просто на месте жителя города. Давайте себе данную ситуацию представим. Я предлагаю сейчас подумать над тем, как можно помочь сохранит наш уникальный парк, как его защитить от нас самих? Какие советы можно дать жителям и гостям города и руководителям нашего парка?

Далее идут выступления учащихся. Их предложения руководителями общества «Планета» складываются в следующие пожелания, которые по общему решению клуба направляются современным руководителям парка и города.

  1. Передать парк в полную федеральную собственность с финансированием из госбюджета.

  2. Создать работоспособный комитет по восстановлению, благоустройству и процветанию парка.

  3. Удалить с территории парка все кафе, рестораны и торговые точки.

  4. Восстановить работу Кисловодского Курзеленстроя, его питомник.

  5. Пригласить специалистов садово-парковой архитектуры для того, чтобы реставрировать и дополнить уже имеющиеся достопримечательности.

  6. Провести масштабные очистительные работы парка по удалению всех видов мусора в парковой зоне.

  7. Вести разъяснительную работу среди населения и гостей города.

Этап 4. Заключительный итоговый.

Учитель. Спасибо вам, ребята, за интереснейший материал, который вы собрали и представили сегодня здесь. Очень хотелось бы увидеть кого-нибудь из вас в кресле директора нашего парка лет через 15-20. О нашем парке слагали стихи и песни. О нём писали в повестях и романах. Гений русской поэзии М.Ю. Лермонтов посвятил ему, пронизанные лиризмом строки. Великий художник Н.А. Ярошенко запечатлел его чудесные уголки в своих картинах. Именно здесь рождались страницы книги К.С. Станиславского, а композитор В.Е. Баснер сложил мелодию к прекрасной песне «С чего начинается Родина…». Вот и я бы хотела, чтобы и вы, закончив школу, став специалистами, и находясь где-то далеко от города и его проблем, помнили о том, что ваша малая Родина начинается с Кисловодского курортного парка.




Конспект урока-пректа на тему "Геоэкологические проблемы или если бы я был директором Кисловодского курортного парка""
  • География
Описание:

Данное мероприятие разработано и проведено в системе личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектно-исследовательской деятельности в 11 классе в виде заседания малого школьного географического общества. Описываемый урок требует длительной и очень серьезной подготовки. Поэтому важным моментом для его проведения является умение учителя заинтересовать детей и разбудить в них желание самостоятельно работать над предложенной темой. Для этого сначала с учащимися оговариваются цели, задачи урока, место его проведения, средства ТСО, тематика материалов для обсуждения, распределяются роли. А затем начинается их самостоятельная работа, и выражается она в сборе необходимой информации, для чего школьники не только работают с требуемой тематической, научно-популярной, художественной, справочной, документальной, исторической, краеведческой  литературой, но и работают с картами, материалами периодической печати, справочниками, интернетматериалами,  видеоматериалами, посещают городские библиотеки, музеи, беседуют со специалистами,  и на основании полученных материалов, готовят выступления, сопровождаемые  компьютерными презентациями. Данный урок имеет игровой элемент – ученики выступают в роли «специалистов» - исследователей, для чего было организовано несколько групп: «геологи», «специалисты садово-парковой архитектуры», «медики», «историки», «экологи»,  «гидрологи», «климатологи», «биологи и зоологи». Каждая группа провела всю вышеописанную работу в течение месяца. Очень важно на подготовительном этапе направлять и корректировать работу учащихся. Для этого учителем назначаются консультации для каждой группы «специалистов», где оговаривается вся проведенная ими работа и идет отбор требуемого материала. В данном случае было проведено по 3 консультации со всеми группами. Однако, определённая часть разрабатываемой темы не раскрывается, так как  вопросы будут поставлены в ходе урока и ответы на них учащиеся будут давать спонтанно.

Автор Железнякова Ольга Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 464
Номер материала 22346
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓