Главная / Русский язык и литература / Конспект урока-исследования "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия."(9 класс)

Конспект урока-исследования "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия."(9 класс)

hello_html_205ec505.gifhello_html_m576ec504.gif

Урок – исследование.

ТЕМА УРОКА: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения и пунктуации придаточных условных;

2) развивать умения находить придаточные предложения в тексте;

3) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

4) развивать навыки употребления сложноподчиненных предложений в своей речи ;

5) подготовить учащихся к сочинению о родном крае.

Воспитательная цель: воспитывать чувство любви к Родине и родной

природе.

Наглядность: Опорная схема «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными ».

Оборудование: карточки, таблица, компьютер.

Эпиграф:

Мне о России надо говорить…

А.Прокофьев

План урока.

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы проведем урок-исследование, продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова А.Прокофьева:

Мне о России надо говорить…

-Работая над текстами , мы постараемся подготовиться к сочинению- рассуждению о родном крае.

Сначала мы повторим изученные сведения о сложноподчиненных предложениях .

Вопросы :

- Расскажите об особенностях строения сложноподчиненных предложений.

-Какие виды придаточных предложений вам уже известны?

-И сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных, но пока проведем орфографическую «пятиминутку».

Орфографическая « пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами;

объясните выбор гласных в корнях с чередованием.

1 2 3 4 5

А) р…стение а о а о а

Б) з…ревать о о а а а

В) к…сательная а а а а о

Г) заг…рать а а о о о

Д) прил…гать а а а о о

Е) р…сток а о о а а


  1. Словарная работа. Подобрать синонимы к слову Родина.

Родина - отечество , отчизна , отчий край , страна отцов, родная страна.

  1. Работа по карточкам. Индивидуальные задания.( работа у доски и с компьютером)

Карточка №1

С чего начинается Родина?

Не сразу ответит на это человек. Один представит себе южное небо,

другой - бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири… У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Мои корни - в приокском крае. Я люблю эту землю. Приокский край - моя родина.

Задание:

1.Определите основную мысль данного текста.

2.Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, нарисуйте его схему.

Карточка№2

  1. Используя схему предложения, восстановите высказывание А. Н. Толстого.

  2. Определите вид придаточного предложения.

  3. К чему относится придаточное предложение?

[ ], ( потому что….)

Мы, все, отечество, должны любить, здесь, мы, жизнь, получили, потому что.


Работа с компьютером – 4 человека .

Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания Магнамедиа.

2005 г

5.Анализ текста.

Родина

При слове Родина взволнованно бьется сердце каждого человека.

Родина- это прежде всего дом, в котором ты родился. И береза под окном.

Родина- это улица, по которой ты бегал в школу. Родина- это двор, где ты играл с друзьями. Родина- это лес, речка и все то, что связано с отчим краем. Образ Родины, связанный с тем местом, где человек родился и рос, появляется у него с детства, и он бережно хранит его в своем сердце всю жизнь. Это его малая родина.

Но Родина- это не только место, где прошло наше детство. Родина-это вся наша огромная страна, которую называют большой Родиной.

Понятие Родины постепенно ширится и углубляется. Изо дня в день человек открывает свою родину и узнает, что Родина - это не только окружающая природа, но и ее люди, ее история, ее будущее. Но всегда она начинается с заветного уголка.

(по В. Григорьеву)

Задание к тексту:

  1. Определите тему текста и основную мысль.

  2. Найдите сложноподчиненные предложения, определите их вид.


  1. Объяснение нового материала. Исследование текста №1.( материалы для исследовательской работы распечатываются каждому ученику)

Безграничны просторы нашей Родины. Но для каждого из нас Родина начинается с маленького уголка, который навсегда входит в нашу жизнь… Если бы не было этого заветного уголка , то перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины.

Задание: 1 .Прочитайте последнее предложение.

2.Найдите главное и придаточное, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.

3.Назовите средство связи главного предложения с придаточным.

4 Определите, на что указывает придаточное предложение ?

5.Запишите выводы в опорную схему ( заготовка опорной схемы раздается каждому учащемуся и заполняется по ходу исследований).

6 .Можно ли изменить место придаточного?


  1. Исследование №2.

Упр.№93. (учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык.9 класс.) Вывод оформляется в опорную схему. Опорная схема демонстрируется через компьютер (см. приложение к уроку).

8.Работа с компьютером. Тренировочные упражнения на закрепление нового материала.

Задание: указать предложения с придаточными условными ( несколько человек –5-6 или все, по возможности кабинета ). Задание №13, раздел №4. Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания Магнамедиа.

2005 г.

или работа в группах.

1-ая группа. Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

1.Если ты глубоко любишь родину, то не пожалеешь за нее и жизни.

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва. ( В.Маяковский)

3.Если бы люди все сообща могли отдаться духовной деятельности, то они узнали бы все. ( В. Чкалов)

4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.(Л.Н.Толстой)

5. Раз мы начали говорить, то нужно договорить до конца.

6.Чем больше я старался забраться вглубь, тем реже становились деревья.


2-ая группа. К данным придаточным допишите главные предложения, расставьте знаки препинания.

1.Если вы хотите увидеть новые для себя края…

2. Если же в вашем крае много интересного…

3.Когда все люди на земле будут беречь природу…

4.Раз взялся за дело…

3-я группа . Написать сочинение- миниатюру « С чего начинается Родина?»

(использовать придаточные условия).

9. Вывод по уроку.( использовать опорную схему, демонстрация через компьютер)


-Что нового мы узнали на уроке?

10.Итоги урока. Домашнее задание: упр.94,§ 8.






Приложение к уроку.

Схема №1


(……….), [ ]

1.Задайте вопрос.

2.Укажите средство связи частей

сложного предложения.

3.На что указывает придаточное

предложение?


Схема

2

При каком условии ?

КОЛИ…

КОГДА

( ЕСЛИ БЫ), [ ]

РАЗ


ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ.

Схема №3

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

1.Отвечают на вопрос…

2.Соединяются с главным при помощи…

3.Указывают…

4.Относятся…


Конспект урока-исследования "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия."(9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока-исследования по русскому языку для учащихся 9 класса   предполагает использование технологии исследовательской деятельности  для изучения темы  "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными условия ".

Тексты для исследований подобраны на тему "Родина" и позволяют реализовать воспитательную цель и подготовить учащихся к предстоящему сочинению о родном крае.

В процессе исследований составляется опорная схема.

Урок – исследование.

ТЕМА УРОКА: Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными условия.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения и                                   пунктуации придаточных условных;

2) развивать умения находить  придаточные предложения в тексте;                  

3) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

4) развивать навыки употребления сложноподчиненных предложений в своей речи ;

5) подготовить учащихся к сочинению о родном  крае.

Воспитательная цель: воспитывать чувство любви к Родине и родной   

                                   природе.

Наглядность: Опорная схема «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными ».

Оборудование: карточки, таблица, компьютер.

  Эпиграф:

Мне о России надо говорить…

     А.Прокофьев

     

План урока.

1.                       Орг. момент.

2.                        Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы проведем урок-исследование, продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

 Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова А.Прокофьева:

Мне о России надо говорить…

-Работая над текстами , мы постараемся подготовиться к сочинению- рассуждению о родном крае.

Сначала мы повторим изученные сведения о сложноподчиненных предложениях .

 Вопросы :

- Расскажите об особенностях строения сложноподчиненных предложений.

-Какие виды придаточных предложений  вам уже известны? 

-И сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных,  но пока проведем орфографическую «пятиминутку».

Орфографическая « пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами;

объясните выбор гласных в корнях с чередованием.

                                             1       2       3       4       5

А) р…стение                       а        о       а        о       а

Б) з…ревать                        о       о       а        а        а В) к…сательная                            а       а        а        а        о Г) заг…рать                      а        а        о       о       о

Д) прил…гать                       а      а        а        о       о

Е) р…сток                           а        о       о       а        а

 

3.                       Словарная работа. Подобрать синонимы к слову Родина.

Родина - отечество , отчизна , отчий край , страна отцов, родная страна.

4.                       Работа по карточкам. Индивидуальные задания.( работа у доски и с компьютером)

Карточка №1

С чего начинается Родина?

Не сразу ответит на это человек. Один представит себе южное небо,

другой - бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири… У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Мои корни - в приокском крае. Я люблю эту землю. Приокский край - моя родина.

Задание:

1.Определите основную мысль данного текста.

2.Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, нарисуйте его схему.

Карточка№2

1.               Используя схему предложения, восстановите высказывание А. Н. Толстого.

2.              Определите вид придаточного предложения.

3.              К чему относится придаточное предложение?

          [     ], (  потому что….)

Мы,  все, отечество, должны любить, здесь, мы, жизнь, получили, потому что.

 

Работа с компьютером – 4 человека .

Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания  Магнамедиа.

2005 г

5.Анализ текста.

Родина

При слове Родина взволнованно бьется сердце каждого человека.

Родина- это прежде всего дом, в котором ты родился. И береза под окном.

Родина- это улица, по которой ты бегал в школу. Родина- это двор, где ты играл с друзьями. Родина- это лес, речка и все то, что связано с отчим краем. Образ Родины, связанный с тем местом, где человек родился и рос, появляется у него с детства, и он бережно хранит его в своем сердце всю жизнь. Это его малая  родина.

         Но Родина- это не только место, где прошло наше детство. Родина-это вся наша огромная страна, которую называют большой Родиной.

          Понятие Родины постепенно ширится и углубляется. Изо дня в день человек открывает свою родину и узнает, что Родина - это не только окружающая природа, но и ее люди, ее история, ее будущее. Но всегда она начинается с заветного уголка.

                                                                                                                (по В. Григорьеву)

 

Задание к тексту:

1.     Определите тему текста и основную мысль.

2.     Найдите сложноподчиненные предложения, определите их вид.

 

6.     Объяснение нового материала. Исследование текста №1.( материалы для исследовательской работы распечатываются каждому ученику)

Безграничны просторы нашей Родины. Но для каждого из нас Родина начинается   с маленького уголка, который навсегда входит в нашу жизнь… Если бы не было этого заветного уголка , то перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины.

Задание: 1 .Прочитайте последнее предложение.

 2.Найдите главное и придаточное, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.

3.Назовите средство связи главного предложения с придаточным.

4 Определите, на что указывает придаточное предложение ?

5.Запишите выводы в опорную схему ( заготовка опорной схемы раздается каждому учащемуся и заполняется по ходу исследований).

6 .Можно ли изменить место придаточного?

 

7.     Исследование №2.

Упр.№93.  (учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык.9 класс.)   Вывод оформляется  в опорную схему. Опорная схема демонстрируется через компьютер (см. приложение к уроку).

8.Работа с компьютером. Тренировочные упражнения на закрепление нового материала.

Задание: указать предложения с придаточными условными ( несколько человек –5-6 или все, по возможности кабинета ). Задание №13, раздел №4. Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания  Магнамедиа.

2005 г.

или работа в группах.

1-ая группа.  Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

1.Если ты глубоко любишь родину, то не пожалеешь за нее и жизни.

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва.  ( В.Маяковский)

3.Если бы люди все сообща могли отдаться духовной деятельности, то они узнали бы все. ( В. Чкалов)

4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.(Л.Н.Толстой)

5. Раз мы начали говорить, то нужно договорить до конца.

6.Чем больше я старался забраться вглубь, тем реже становились деревья.

 

2-ая группа.  К данным придаточным допишите главные предложения, расставьте знаки препинания.

1.Если вы хотите увидеть новые для себя края…

2. Если же в вашем крае много интересного…

3.Когда все люди на земле будут беречь природу…

4.Раз взялся за дело…

3-я группа . Написать сочинение- миниатюру « С чего начинается Родина?»

(использовать придаточные условия).

9. Вывод по уроку.( использовать опорную схему, демонстрация через компьютер)

 

-Что нового  мы узнали на уроке?

10.Итоги урока. Домашнее задание: упр.94,§ 8.

 

 

 

 

 

Приложение к уроку.

Схема №1

 

(……….), [                                                                 ]

1.Задайте вопрос.        

2.Укажите средство связи частей

сложного предложения.

3.На что указывает придаточное

предложение?

 

Схема

№2

При каком     условии          ?

 КОЛИ…      КОГДА

( ЕСЛИ БЫ…),   [                                        ]

  РАЗ…

 

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ.

Схема №3

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

1.Отвечают на вопрос…

2.Соединяются с главным при помощи…

3.Указывают…

4.Относятся…

 

Автор Харенкова Людмила Григорьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1683
Номер материала 38390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓