- Учебник: «Русский язык», Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.
- Тема: § 33. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них
- 06.10.2020
- 399
- 19
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Конспект урока-исследования по русскому языку для учащихся 9 класса предполагает использование технологии исследовательской деятельности для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия ".
Тексты для исследований подобраны на тему "Родина" и позволяют реализовать воспитательную цель и подготовить учащихся к предстоящему сочинению о родном крае.
В процессе исследований составляется опорная схема.
Урок – исследование.
ТЕМА УРОКА: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения и пунктуации придаточных условных;
2) развивать умения находить придаточные предложения в тексте;
3) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;
4) развивать навыки употребления сложноподчиненных предложений в своей речи ;
5) подготовить учащихся к сочинению о родном крае.
Воспитательная цель: воспитывать чувство любви к Родине и родной
природе.
Наглядность: Опорная схема «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными ».
Оборудование: карточки, таблица, компьютер.
Эпиграф:
Мне о России надо говорить…
А.Прокофьев
План урока.
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы проведем урок-исследование, продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова А.Прокофьева:
Мне о России надо говорить…
-Работая над текстами , мы постараемся подготовиться к сочинению- рассуждению о родном крае.
Сначала мы повторим изученные сведения о сложноподчиненных предложениях .
Вопросы :
- Расскажите об особенностях строения сложноподчиненных предложений.
-Какие виды придаточных предложений вам уже известны?
-И сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных, но пока проведем орфографическую «пятиминутку».
Орфографическая « пятиминутка»Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами;
объясните выбор гласных в корнях с чередованием.
1 2 3 4 5
А) р…стение а о а о а
Б) з…ревать о о а а а В) к…сательная а а а а о Г) заг…рать а а о о оД) прил…гать а а а о о
Е) р…сток а о о а а
3. Словарная работа. Подобрать синонимы к слову Родина.
Родина - отечество , отчизна , отчий край , страна отцов, родная страна.4. Работа по карточкам. Индивидуальные задания.( работа у доски и с компьютером)
Карточка №1С чего начинается Родина?
Не сразу ответит на это человек. Один представит себе южное небо,
другой - бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири… У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Мои корни - в приокском крае. Я люблю эту землю. Приокский край - моя родина.
Задание:
1.Определите основную мысль данного текста.
2.Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, нарисуйте его схему.
Карточка№21. Используя схему предложения, восстановите высказывание А. Н. Толстого.
2. Определите вид придаточного предложения.
3. К чему относится придаточное предложение?
[ ], ( потому что….)
Мы, все, отечество, должны любить, здесь, мы, жизнь, получили, потому что.
Работа с компьютером – 4 человека .
Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.
Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания Магнамедиа.
2005 г
5.Анализ текста.
Родина
При слове Родина взволнованно бьется сердце каждого человека.
Родина- это прежде всего дом, в котором ты родился. И береза под окном.
Родина- это улица, по которой ты бегал в школу. Родина- это двор, где ты играл с друзьями. Родина- это лес, речка и все то, что связано с отчим краем. Образ Родины, связанный с тем местом, где человек родился и рос, появляется у него с детства, и он бережно хранит его в своем сердце всю жизнь. Это его малая родина.
Но Родина- это не только место, где прошло наше детство. Родина-это вся наша огромная страна, которую называют большой Родиной.
Понятие Родины постепенно ширится и углубляется. Изо дня в день человек открывает свою родину и узнает, что Родина - это не только окружающая природа, но и ее люди, ее история, ее будущее. Но всегда она начинается с заветного уголка.
(по В. Григорьеву)
Задание к тексту:
1. Определите тему текста и основную мысль.
2. Найдите сложноподчиненные предложения, определите их вид.
6. Объяснение нового материала. Исследование текста №1.( материалы для исследовательской работы распечатываются каждому ученику)
Безграничны просторы нашей Родины. Но для каждого из нас Родина начинается с маленького уголка, который навсегда входит в нашу жизнь… Если бы не было этого заветного уголка , то перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины.
Задание: 1 .Прочитайте последнее предложение.
2.Найдите главное и придаточное, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.
3.Назовите средство связи главного предложения с придаточным.
4 Определите, на что указывает придаточное предложение ?
5.Запишите выводы в опорную схему ( заготовка опорной схемы раздается каждому учащемуся и заполняется по ходу исследований).
6 .Можно ли изменить место придаточного?
7. Исследование №2.
Упр.№93. (учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык.9 класс.) Вывод оформляется в опорную схему. Опорная схема демонстрируется через компьютер (см. приложение к уроку).
8.Работа с компьютером. Тренировочные упражнения на закрепление нового материала.
Задание: указать предложения с придаточными условными ( несколько человек –5-6 или все, по возможности кабинета ). Задание №13, раздел №4. Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.
Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания Магнамедиа.
2005 г.
или работа в группах.
1-ая группа. Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными условными.
1.Если ты глубоко любишь родину, то не пожалеешь за нее и жизни.
2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва. ( В.Маяковский)
3.Если бы люди все сообща могли отдаться духовной деятельности, то они узнали бы все. ( В. Чкалов)
4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.(Л.Н.Толстой)
5. Раз мы начали говорить, то нужно договорить до конца.
6.Чем больше я старался забраться вглубь, тем реже становились деревья.
2-ая группа. К данным придаточным допишите главные предложения, расставьте знаки препинания.
1.Если вы хотите увидеть новые для себя края…
2. Если же в вашем крае много интересного…
3.Когда все люди на земле будут беречь природу…
4.Раз взялся за дело…
3-я группа . Написать сочинение- миниатюру « С чего начинается Родина?»
(использовать придаточные условия).
9. Вывод по уроку.( использовать опорную схему, демонстрация через компьютер)
-Что нового мы узнали на уроке?
10.Итоги урока. Домашнее задание: упр.94,§ 8.
Приложение к уроку.
Схема №1
(……….), [ ]
1.Задайте вопрос.
2.Укажите средство связи частей
сложного предложения.
3.На что указывает придаточное
предложение?
Схема
№2
При каком условии ?
КОЛИ… КОГДА…( ЕСЛИ БЫ…), [ ]
РАЗ…
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ.
Схема №3
ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ
1.Отвечают на вопрос…
2.Соединяются с главным при помощи…
3.Указывают…
4.Относятся…
6 663 551 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Харенкова Людмила Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.