Главная / Математика / Конспект урок математики в 5 классе «Объем» из главы «Геометрические тела», УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Конспект урок математики в 5 классе «Объем» из главы «Геометрические тела», УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Волкова Ольга Алексеевна

Учитель математики

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

г. Новороссийск

УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ОБЪЕМ»

ИЗ ГЛАВЫ

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА»

УМК ЗУБАРЕВА И.И., МОРДКОВИЧ А.Г.



Интерактивный урок №3 в изучении темы «Геометрические тела». На уроке рассматриваются единицы измерения длины, площади и объема, формула вычисления объема куба и прямоугольного параллелепипеда





Урок 3.

Тема урока: «Объем»

Цели урока:

а) обучающая - ввести понятия объёма тела;

- ввести понятие о единице измерения объема;

- вывести формулу объёма куба и прямоугольного

параллелепипеда;

б) развивающая - познакомиться с новыми понятиями;

- развитие познавательной активности с помощью

исторического материала;

- развитие элементов творческой деятельности

учащихся;

в) воспитывающая - воспитание точности корректности, логичности в

мышлении;

- воспитание прилежания, интереса к предмету.

Задачи урока: - научиться применять формулу объёма куба и прямоугольного параллелепипеда.



Оснащение урока: компьютер и проектор для демонстрации презентаций; на каждом ученическом столе набор маленьких цветных пластмассовых кубиков; набор различных моделей куба и прямоугольного параллелепипеда у учителя.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Здравствуйте! Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Геометрия и рассмотрим еще одно важное свойство куба и прямоугольного параллелепипеда. Помогать нам в изучении нового свойства будет верный друг компьютер.

  1. Сообщение темы, цели и задач урока.

Итак, тема сегодняшнего урока (слайд № 1), hello_html_m4e67da4b.png

запишите ее в тетрадь. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое объем и как измеряется объем знакомых нам тел – куба и прямоугольного параллелепипеда.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Что такое объем? Кто знает? Я думаю, вы уже слышали это слово. Как рассказать, что такое объем вот этой банки? ( Банка стоит на столе)

Объем – это количество воды, песка, воздуха, крупы, которое войдет в эту банку.

  1. Усвоение новых знаний.

Как же измеряется объем?

Для начала вспомним, как измеряются длины отрезков.

Правильно, единицей измерения длины – сантиметром. Вспомните, что мы с вами говорили на уроках об эталонах. Молодцы, вспомнили.

Компьютер просит сделать запись тетрадь (слайд №2)hello_html_20e6020b.png

Нарисуем в тетради отрезок длиной в 1 см (параллельно учитель ведет запись на доске)

А как измеряется площадь?

Правильно, единицей измерения площади – квадратным сантиметром.

Сделаем запись в тетрадь (слайд №3)hello_html_4d6cc01d.png

и изобразим квадратный сантиметр.

Значит, прежде чем что-то измерить, необходимо выбрать единицу измерения

А объем измеряется единицей измерения объема, делаем запись в тетрадь ( слайд № 4),



hello_html_bd2539a.png

и посмотрите на единицу измерения объема - это кубик с ребром в один сантиметр. Вот он, посмотрите на него (модель): он такой маленький, а может измерить объем любого тела. Сколько кубиков войдет в тело, такой и объем тела. Кто еще знает, какие существуют единицы измерения объема? Правильно, баррель. А что это такое? Это бочка емкостью 159 литров. А Древнем Риме единицей измерения объема была амфора 25,5 литра

Нарисуем единицу измерения объёма в тетрадь, куб мы уже научились рисовать.

Давайте попробуем определить объем тел, сложенных из таких кубиков (слайд № 5),

hello_html_50a66a53.png

чтобы вам было проще, сложите такие тела из кубиков у вас на столе.

А теперь попробуем определить объем куба. Возьмем куб со стороной 5 см (слайд № 6) и разрежем его на такие маленькие кубики со стороной в 1 см.

hello_html_17ff9a9a.png

Посмотрите, что получилось. Сколь же этих маленьких кубиков, попробуем посчитать. На сколько слоев разрезали куб? Сколько кубиков в каждом слое? Сколько кубиков в 5 слоях?

Мы получили, что объем куба со стороной 5 см равен ( слайд № 7) и получили формулу для вычисления объема куба.

hello_html_46b0574b.png

Проделаем то же с прямоугольным параллелепипедом с измерениями a =3 см, b=4см,

c=5см и разрежем его на кубики со стороной в 1 см (слайд №8).

hello_html_30e34429.png

На сколько слоев разрезали параллелепипед? Сколько кубиков в каждом слое? Сколько кубиков в 5 слоях? Мы получили, что объем равен (слайд № 9)

hello_html_7e9d1c11.png

и формулу для вычисления объема параллелепипеда.

  1. Первичное закрепление знаний.

  1. Найти объем куба со стороной 6 см. (Приготовленная запись условия на откидном крыле)

hello_html_m3d59f482.gif

a = 6 см V = a3 = 6 3 = 216 ( см3)

Найти V

  1. Найти объем параллелепипеда с измерениями a =5 см, b=6 см, c=7 см



hello_html_57450f2a.gifa =5 см V = abc = 5∙6∙7 = 210 ( см3 )

b=6 см

c=7 см

Найти V

  1. Обобщение и систематизация.

  1. 940.Математика – 5.Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Приведите контрпример для утверждения: любые два прямоугольных параллелепипеда, имеющие равные площади поверхности, имеют равные объемы.

Трудный вопрос, но у нас есть верный друг компьютер, что он подскажет? (слайд №10), запись в тетрадь.

hello_html_2b5b9dc8.png

  1. 941. Математика – 5.Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Приведите контр пример для утверждения: из любых двух прямоугольных параллелепипедов меньшую площадь поверхности имеет тот, у которого меньший объем. Попробуйте, подберите числа для измерений параллелепипеда. Опять нас выручает компьютер ( слайд № 11) и запись в тетрадь..

hello_html_421de1aa.png

  1. Давайте рассмотрим формулу объема параллелепипеда V = abc, какую величину мы

находим произведением ab ? Правильно, площадь донышка, математики еще говорят «площадь основания», поэтому формулу объема параллелепипеда можно записать по – другому ( слайд № 12)

hello_html_6d645e95.png

  1. Контроль и проверка знаний.

Решение задач из контрольных вопросов Главы V, Математика – 5.Зубарева И.И., Мордкович А.Г. зависимости от оставшегося времени и работоспособности класса.

  1. Подведение итогов урока.

С каким важным свойством куба и прямоугольного параллелепипеда мы познакомились?

[ У этих тел есть объем]

Какими единицами измеряется объем тел?

Что такое кубический сантиметр?

Что нужно сделать, чтобы найти объем куба?

[ Возвести длину стороны в куб]

Что нужно сделать, чтобы найти объем параллелепипеда?

Перемножить его измерения]

  1. Домашнее задание: №№ 939, 942, 943

































































Конспект урок математики в 5 классе «Объем» из главы «Геометрические тела», УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
  • Математика
Описание:

Конспект урока математики в 5 классе «Объем» из главы  «Геометрические тела»,   УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

 

Урок №3 в изучении темы «Геометрические тела» в 5 классе. Тема урока «Объем». Это презентация, длящаяся весь урок.  Урок требует значительной подготовки:  каждому ученику выдается модель куба, прямоугольного параллелепипеда и комплект разверток.  На уроке рассматриваются  единицы измерения длины, площади и объема, учащиеся учатся изображать единицу измерения длины, площади, объема. рассматриваются формула вычисления объема  куба и прямоугольного параллелепипеда

Автор Волкова Ольга Алексеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 659
Номер материала 42316
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓