Главная / Информатика / Конспект учебного занятия по теме "Программирование ситуации с помощью оператора условий IF"

Конспект учебного занятия по теме "Программирование ситуации с помощью оператора условий IF"



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 56»







Конспект учебного занятия










Выполнила: учитель информатики и ИКТ

Оскольская Крестина Александровна




Телефон: 8-923 – 983 – 87 - 87

Факс: 3-51-31-02

e-mail: sch_56_nsk@nios.ru












Новосибирск

2014 г.


Конспект учебного занятия1


Тема: Программирование ситуации с помощью оператора условий IF

Автор: Оскольская Крестина Александровна

Класс: 9

Предмет: информатика и ИКТ

Дата разработки: 06.12.2013.


Краткое описание идеи занятия:

Выбор данной темы обусловлен:

  • стандартом ФКГОС 2004 года;

  • УМК Н. Д. Угринович: «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., рабочей программой учителя.

В рамках учебного занятия: «Программирование ситуации с помощью оператора условий IF», работая с оператором IF, обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями, которые позволят им в дальнейшем осуществлять правильный выбор в соответствии с предлагаемой ситуацией (на уроках математики, биологии, в жизни). Мыслительная деятельность во всех компьютерных программах осуществляется только при помощи выбора.


В течение урока будут формироваться следующие УУД:

  • личностные (устойчивая положительная мотивация к предмету, целостное мировоззрение, осознание социальных норм);

  • познавательные (переработка и систематизация информации, анализ ошибок в программе, рефлексия, планирование собственной деятельности, овладение процессом моделирования);

  • регулятивные (умение понимать и осознавать смысл своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, принимать решение в случае нестандартной ситуации: не прошла компиляция программы, сбой в работе системы, взаимо- и самоконтроль);

  • коммуникативные (вступление в коммуникативную деятельность: диалоги, дискуссии, аргументация собственной позиции).

Технология, используемая при организации занятия: проблемное обучение.


Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:

  • индивидуальная;

  • работа в парах;

  • фронтальная.

Методы обучения: дискуссионное обсуждение (развернутый коллективный диалог, самостоятельное исследование, моделирование, презентация проекта.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цель урока: моделирование ситуации в среде программирования Turbo Pascal с использованием оператора IF

Задачи:

  • воспитательные воспитывать толерантное отношение к собеседнику, ответственность к выбору профессии;

  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение анализировать, классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы и аргументировать свой выбор;

  • образовательные: углубить знания по изучаемому программному материалу, научить владению приемами работы со сложными конструкциями оператора IF.


Ожидаемые результаты:

личностные (готовность к самоопределению, сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы);

метапредметные (умение использовать УУД в познавательной и социальной практике);

предметные (овладение практическими умениями, видами деятельности при программировании ситуаций с помощью оператора условий IF, отработка понятийного аппарата по изучаемой теме).


Глоссарий:

Программа - это предписание того, что нужно делать с исходными данными, чтобы получить результат.

Данные - это информация, над которой производит действия программа и которая зачастую в программе не содержатся.

Операторы – это команды, из которых состоит программа на Паскале и многих других языках.

Write, WriteLnэто оператор, которые занимаются исключительно тем, что приказывают компьютеру изобразить на экране монитора ту или иную информацию, состоящую из букв (символов) и чисел.

Оператор присваивания – это оператор, который состоит из знака присваивания := , слева от которого пишется переменная, а справа - число, переменная или выражение. При выполнении оператора присваивания компьютер "в уме" (то есть ничего не показывая на мониторе) вычисляет правую часть и присваивает вычисленное значение переменной, стоящей в левой части.

Read, ReadLn – оператор который приказывает компьютеру остановиться и ждать, когда человек введет с клавиатуры определенную информацию, после чего продолжить работу.

Variable (VAR) - описание программы начинается со служебного слова, после него записываются имена всех переменных, встречающихся в программе с указанием через двоеточие типа значений, которые каждая переменная имеет право принимать.

Integer – описание типа переменной, данное описание разрешает принимать переменной значения только целого числа, занимает в памяти два байта.

LongInt - описание типа переменной, данное описание разрешает принимать переменной значения только целого числа, занимает в памяти четыре байта.

Real - описание типа переменной, данное описание разрешает принимать переменной значения целые и дробные значения.

String - переменная которая позволяет вводить строковое (текстовое) значение, то есть ее значением будет не число, а произвольная цепочка символов.

if – оператор, при выполнении которого компьютер не просто выполняет, что приказано, а сначала думает и делает выбор. Включает в себя другие операторы, которые выполняются или не выполняются в зависимости от какого-то условия.


Ресурсное обеспечение: ПК, программа Turbo Pascal, мультимедиапроектор, электронный урок «Программирование ситуации с помощью оператора условий IF», оценочные листы, блок-схема.


Технологическая карта учебного занятия (Приложение № 1)



Рефлексия. (Приложение №3) Цветограмма урока: на монитор ПК прикрепи кружок того цвета, который соответствует описанию.

Кружок красного цвета

Кружок зеленого цвета

Кружок желтого цвета

«Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке»

«Урок был интересным, я принимал в нем активное участие, урок был полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, но не все, отвечал, мне было комфортно»

«Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я был не готов»


Оценочный лист (Приложение № 4)

Этап урока

Актуализация

Формирование практических умений

Практическая работа

Итог


Опорные знания по теме (учитель)

Блок-схема

(самооценка)

Логику построения модели (учитель)

Итоговый вариант модели

(взаимооценка)

Презентация модели

(учитель, взаимооценка)


оценка


















Технологическая карта учебного занятия

Этапы урока

Задача этапа

ПД2

учащихся

Время (мин)

Содержание деятельности

Методы и формы

Средства обучения

учитель

обучающиеся

Организационно-мотивационный блок

1. Организационный момент

Совместно

с обучающими определить цель урока

kα0

2

Организует деятельностную ситуацию проектирования цели

Включаются в процесс формулирования цели предстоящей деятельности (регулятивные УУД)

Развернутый коллективный диалог


2. Актуализация знаний, постановка проблемы урока


Мотивировать обучающихся на решение проблемной ситуации

1

3

Ставит проблему (зачитывает проблемную ситуацию)

Анализируют проблемную ситуацию, определяют: какие имеющиеся у них знания помогут ее разрешить; какие еще знания необходимы для полного ее решения (регулятивные, познавательные УУД).

Диалог в форме мозгового штурма

Презентационный материал.

Информационный блок

3.

Исследование проблемы

Актуализироватьопорные знания обучающихся по данной теме и формировать практические умения.

1

10



Индиви-дуальная работа

Презентационный материал

Оценочный лист (Приложение №4)


3.1. Актуализация и углубление знаний по изучаемому материалу


2


Выдает учащимся необходимые дидактические материалы (блок-схема, инструкцию по выполнению нового вида задач).

Повторяют изученный материал, изучают инструкцию и заполняют блок-схему (регулятивные, познавательные УУД).


Блок-схема. Оценочный лист (Приложение № 4)

Деятельностно-аналитический блок

3.2. Анализ проблемной ситуации и определение способов решения проблемы




Совместно с учениками определяет способ решения проблемной ситуации (включающий методы и конструкции).

Обучающиеся определяют методы, конструкции для решения проблемной ситуации.


Презентационный материал

Оценочный лист (Приложение № 4)

4. Моделирование

Научить владению приемами работы со сложными конструкциями оператора IF

2-3

20

Предлагает выполнить практическое задание в парах

Обучающиеся выполняют задание учителя (личностные, регулятивные, познавательные УУД).

Работа в парах

Модель с указанием требований (условий), презентация моделей.

ТСО


4.1Применение новых знаний в практической деятельности




Организует работу в парах, инициирует диалоговое общение, консультирует

обучающихся.

Работают в парах, обсуждают, доказывают, приходят к общему варианту решения проблемной ситуации (разработка варианта модели)

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД).



4.2. Подготовка презентации моделей.

Защита разработанной модели




Организует совместную деятельность обучающихся:

  • по разработке модели,

  • подготовке презентационных материалов.


Разрабатывают итоговый вариант модели, готовят презентацию.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД



Рефлексивно-оценочный блок

5. Подведение итогов, оценивание результатов, домашнее задание, рефлексия.

Оценить уровень сформированности УУД по теме урока.

Осуществить рефлексию.


1-2

10

Организует:

  • общегрупповую дискуссию по обсуждению представленных

моделей;

  • процесс взаимооценивания результатов работы в парах;

  • рефлексию.

Выдает домашнее задание.

Обсуждают, осуществляют взаимоконтроль, заносят полученные результаты в оценочный лист, рефлексируют

(Приложение № 3)

(личностные, коммуникативные, познавательные УУД).

Общегрупповая дискуссия

Оценочный лист

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КОЭФФИЦИЕНТЫ (Уровни усвоения познавательной деятельности – ПД)

Обозначение

Данные в задании

Характеристика

Название

уровня

α 1


  1. цель

  2. ситуация

  3. действия по ее решению

?– дать заключение

Узнавание, опознавание, классификация.

Выполнение задания с помощью педагога, с подсказкой.

Ученический уровень деятельности, репродуктивный

α 2


  1. цель

  2. ситуация

?– применить ранее усвоенные действия по решению

Репродуктивное алгоритмическое действие.

Самостоятельное воспроизведение и применение ранее усвоенной ориентировочной основы выполняемого действия, работа по алгоритму, (воспроизведение по образцу). Решение типовой задачи.

Алгоритмический уровень

α 3


  1. цель

  2. но не ясна ситуация

? – дополнить (уточнить)ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетипичной задачи


Продуктивное действие эвристического типа. Нестандартное решение творческого задания.

Уч-ся в процессе выполнения деятельности добывает субъективно новую информацию в ходе самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы типового действия и построения субъективно новой ООД для решения нетиповой задачи.

Это эвристическая деятельность, выполняемая не по заданному алгоритму, а на основе собственного выбора оптимального из нескольких способов решения (может быть общий эталон).

Эвристический

α 4


  1. цель известна лишь в общем виде

? – поиску подвергается и ситуация и действия, ведущие к достижению цели


Продуктивная деятельность творческого типа в новой, нестандартной ситуации в результате которой создается объективно новая ориентировочная основа деятельности. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация.

Действие без правил, исследовательская деятельность, изобретательская деятельность

Творческий



1 Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями Иоффе А.Н., доктора педагогических наук, профессора, доцента Академии повышения квалификации работников и переподготовки работников образования РФ.


2 Познавательная деятельность обучающихся (Приложение2)



Конспект учебного занятия по теме "Программирование ситуации с помощью оператора условий IF"
  • Информатика
Описание:

В рамках учебного занятия: «Программирование ситуации с помощью оператора условий IF», работая с оператором IF, обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями, которые позволят им в дальнейшем осуществлять правильный выбор в соответствии с предлагаемой ситуацией (на уроках математики, биологии, в жизни). Мыслительная деятельность во всех компьютерных программах осуществляется только при помощи выбора.

 

В течение урока будут формироваться следующие УУД:

·        личностные (устойчивая положительная мотивация к предмету, целостное мировоззрение, осознание социальных норм); 

·        познавательные  (переработка и систематизация информации, анализ ошибок в программе, рефлексия, планирование собственной деятельности, овладение процессом моделирования);

·        регулятивные  (умение понимать и осознавать смысл своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, принимать решение в случае нестандартной ситуации: не прошла компиляция программы, сбой в работе системы, взаимо- и  самоконтроль);

·        коммуникативные (вступление в коммуникативную деятельность: диалоги, дискуссии, аргументация собственной позиции).

 

Технология, используемая при организации занятия: проблемное обучение.

Автор Оскольская Крестина Александровна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 429
Номер материала 5837
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓