Главная / Начальные классы / конспект учебного занятия по литературному чтению на тему "В. Бианки. Хвосты" (3 класс)

конспект учебного занятия по литературному чтению на тему "В. Бианки. Хвосты" (3 класс)

hello_html_m76fb6070.gifhello_html_m53117a06.gifhello_html_m77478c53.gifhello_html_m77f91517.gifhello_html_m4b9d9016.gifhello_html_m5983f779.gifПредмет: Литературное чтение

УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф. 3 класс

Тип урока: Уроки «открытия» нового знания.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)

Тема: В. В. Бианки «Хвосты»

Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Хвосты» и понимания основной мысли произведения.

Задачи:

образовательные:

расширять и накапливать читательский опыт;

создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

развивающие:

развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

развивать речь детей;

расширять представления об окружающем мире живой природы;

способствовать развитию фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи;

воспитательные:

создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке вместе с учителем;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;

- участвовать в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знать, что такое тема и идея произведения;

- уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах и в парах.

Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык.

Оборудование:

Для учителя: Книга В.В. Бианки «Хвосты», другие книги писателя для выставки; портрет В.В. Бианки; презентация.

Для учащихся: карточки, на которых записано начало произведения; карточки с заданиями для групповой работы; карточки с ответами (для выбора правильного); разноуровневые тестовые задания.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.

  1. Актуализация знаний.

- Урок чтения. Какой раздел мы изучаем? (Люби всё живое)

- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они?(О животных)

- Для чего авторы написали эти произведения?



3. Сообщение темы, цели урока.

I этап. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте, кто автор произведения?

- Какие произведения В. Бианки мы прочитали?

(Приключения муравьишки , Лесные домишки, Чьи это ноги)

- О ком в них написано? (О животных)

- В каких жанрах написаны эти произведения? (сказки – несказки)

- Почему сказки – несказки?

(сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты.

несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей).


- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из произведений Виталия Бианки. Зная особенности автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка - несказка)

Записываю на доске предположения: Сказка - несказка.

 - О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

 (О животном)

Записываю предположения на доске: о животном.


- Давайте прочитаем, как В. Бианки назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение. 

Высказывания детей записываются на доске.

- Рассмотрите иллюстрации к тексту. Можете предположить, о каких животных пойдёт речь? ( муха, рак, рыба, оленуха, слизень)

 Записываю предположения на доске: муха, рак, рыба, оленуха, слизень.

- А кто будет главным героем мы узнаем, когда отгадаем загадку?

Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)

Записываю предположения на доске: муха.

- Что вы знаете про муху?

(насекомые – вредители, тесно соседствующих с человеком, теплолюбивые и не могут переносить минусовые температуры. Мухи способны чувствовать запахи, а также отлично ориентируются в пространстве. Обычные комнатные мухи могут жить до 40 дней. Как летающие насекомые, мухи преодолевают огромные расстояния в поисках пищи. Их период активности начинается в апреле-мае, когда среднесуточная температура превышает 12градусов С. Следует помнить, что любые мухи – это потенциальная угроза здоровью.)

- Почему Муха главный герой текста «Хвосты» ведь у неё нет хвоста?

- Прочитайте ключевые слова.

«Стратегия ключевых слов» Фразы на доске.


Прилетела Муха к Человеку;

Рассердилась Муха;

Обрадовалась и полетела;

Отдавай хвост!

Муха видит – ошиблась;

Так тебе и надо.


Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.


- Предположите, как могут разворачиваться события? 

Записываю предположения на доске: муха летала к животным за хвостом.

Постановка целей урока.

- Вам хочется прочитать текст? С какой целью хочется прочитать?

(узнать, для чего нужны хвосты животным и проверить свои предположения)

- Для того, чтоб узнать, на сколько вы были правы, давайте продолжим путешествие в загадочный и сказочный мир природы вместе с героями В.В. Бианки, прочитаем это произведение и проверим наши предположения.

 

4. Знакомство с текстом.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста.

Диалог с автором. Комментированное чтение.  «Чтение вслух с остановками». Словарная работа (по ходу чтения).

После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.


1- Почему именно к человеку прилетела Муха? (Ты хозяин над всеми зверями, ты можешь всё сделать. Мухи живут возле человека)

- Зачем ей хвост? (для красоты)

- Каких животных называют гадами? (картинка)

- Какой вопрос хочется задать автору? (Куда она полетела?)

2- Кто такой Слизняк? (похож на улитку)

- Почему Слизняк не отдал свой хвост?

3- Почему Рыба не отдала свой хвост?

4 – Почему Рак не отдал свой хвост?

5 – Зачем Дятлу хвост?

6- Какое чувство было у Оленухи, когда Муха попросила у неё хвостик? (испуг)

- Какой вопрос хочется задать автору? (Почему олениха испугалась?)


- Подтвердилось ли наше предположение?

- Представьте Оленуху без хвостика. Что может произойти? (Оленуха пёстрая, её между деревьями не видно, а хвостик белый видно)

7- Почему Мухе захотелось хвост Лисицы?


8– Что поняла Муха? (у всех зверей хвост для дела)

- Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что у всех зверей хвост для дела.

9 – Как вы понимаете слово «надоедливая»? (Такой, который надоедает) СЛОВАРЬ

- Подберите из этой части однокоренные слова к слову «надоедливая». (надоедная, надоеда)

- Мы сейчас в наше время употребляем это слово – надоедливая, надоедная?

- Кто его придумал? (Бианки)

- Какой вопрос хочется задать автору? (Что будет дальше?)

- Подтвердилось ли наше предположение?

- Как вы понимаете выражение - Дух вон? (испустил дух, умер) СЛОВАРЬ

 

2)Выявление первичного восприятия

- Что вас удивило? Что было самым интересным? (хвосты бывают разные, все выполняют важную роль для животных)

- Проверим наши предположения. В чём мы не правы?

3) Перечитывание текста. Выборочное чтение. Работа в парах.

Работа в парах. Составление рассказа (пересказ) по плану.

Ребята, проследим путь Мухи, как она искала хвост. С кем встретилась?

Наша работа будет проходить по плану:
«В поисках хвоста»

1. В гостях у …
2. Место обитания.
3. Осталась Муха с хвостом? Почему?

- Достигла ли своей цели муха? Докажите из текста.

- Обращаясь к тексту, соедините стрелками «Чей хвост?»

Лиса

«У меня и хвоста- то нет: это ведь брюхо моё, я его сжимаю да разжимаю,- только так и ползу»

Слизняк

Брюхоног

«Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку – только щепки полетели»

Оленуха

«Хвост у меня - руль. Видишь: надо мне повернуться хвост вправо, поворачиваю; надо налево - я влево хвост кладу».

Дятел

«Погонятся за мной собаки, живо меня бесхвостую поймают, а хвостом я их обману»

Рыба

«Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит»

Корова 

«Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь – прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят – беленькое впереди мелькает,- бегут за мной. Так все и убежим от Волка»

Рак

Ей хвост нужен, чтобы отпугивать надоедливых мух

Самопроверка: с экрана. Поднимите руки, у кого правильно.

Составление Кластера

- Для чего нужен хвост Слизняку? (передвижение)

- Кому ещё из этих героев хвост – средство передвижения? (рыба, рак, лиса)

- В зимнее время для лисы чем ещё является хвост? (покрывало, одеяло)

- Для кого хвост как маяк? Почему? (оленуха)

- Для чего нужен хвост дятлу? (опора) Корове? (защита)

маяк (оленуха)

Животные применяют хвост как



одеяло опору (дятел)

(лиса)







передвижение защиту (Корова)

(Слизняк, рыба, рак, лиса)

- Какой образ создал В. Бианки? Какая Муха по характеру?

Муха

Назойливая

Вредная

Нудная

глупая

4)Обобщающая беседа.

- Что вы знали о хвостах, а что нового узнали, прочитав данное произведение?

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

3. Творческие задания.

- Ребята, давайте пофантазируем, что могло бы случиться, если бы мухе удалось выпросить другой хвост,  у другого животного? (подумать и придумать свое развитие сюжета, обговорить чья сказка понравилась больше? И почему?).



Итог урока

- А сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: «Ворон за море летал, умнее не стал». Как вы думаете, какому герою из сказки можно отнести эту пословицу? Почему?

- Что можно сказать про автора В. Бианки, который написал такое произведение?

(У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю).

Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

Рефлексия.

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я знаю, что…

Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одном из героев произведения «Хвосты», пользуясь справочной литературой.

Приготовить пересказ понравившегося отрывка (встреча с одним из героев) от лица мухи.

Найти в энциклопедиях сведения о других животных на тему «Значение хвоста». 

Домашнее задание творческое: нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказах или составьте рассказ о любом животном из рассказа (умение извлекать информацию из различных текстов).

Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы. Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе. Поэтому книги, которые он создал – особые, в них присутствует и научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей.

У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю. Я думаю, что вас заинтересовало творчество Бианки, вам захочется прочитать и другие его произведения и наша встреча с героями его рассказов состоится еще ни раз.









 













































 













конспект учебного занятия по литературному чтению на тему "В. Бианки. Хвосты" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф.  3 класс

Тип урока: Уроки «открытия» нового знания.

 

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на урок вместе с учителем;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

-  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;

 

- участвовать в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык.

Технология продуктивного чтения.

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

 

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

Автор Комлева Любовь Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2530
Номер материала 26990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓