Главная / Химия / Конспект учебного занятия по химии по теме «Чистые вещества и смеси».(8 кл)

Конспект учебного занятия по химии по теме «Чистые вещества и смеси».(8 кл)

Конспект занятия по химии 8 класс.

Тема урока: «Чистые вещества и смеси».

форма проведения: урок – исследование

Цель урока: Формирование понятий «чистое вещество» и «смесь»,формирование навыков разделения некоторых видов смесей практически.

Задачи:

- Сформировать понятия: « чистое вещество» , «смесь», «однородные смеси», «неоднородные смеси» веществ. Научить способам разделения смесей.

-Совершенствовать коммуникативные умения, навыки работы в парах в ходе выполнения лабораторных опытов.

-Воспитывать личность социально- активную и адаптивную к разным жизненным ситуациям .Формировать в ходе урока мировоззренческие идеи (реальность окружающего мира)

Оборудование:

- Химия 8 - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна - М., Дрофа, 2010 г.

- Смеси: песка и воды, порошков железных и древесных опилок.

- фильтры, фарфоровая чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, магнит.

http://school-collection.edu.ru/  анимация-разделение смесей

Демонстрационный эксперимент

Лабораторный опыт:

- Разделение смеси фильтрованием;

- Разделение смеси магнитом;

Задания для групповой работы,

Итоговые тесты.



Ожидаемый результат

Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность. Совершенствуются навыки работы в парах. Умение применять полученные знания в жизни

Методы обучения: практические, словесные, наглядные, методы стимулирования учебной деятельности.

Основная технология-работа в парах

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная, групповая.

Ход урока.

I. Организационный момент.

( Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующие на уроке.).

II. Актуализация знаний.

С помощью вопросов: что мы называем веществами? Какие группы веществ вам известны? Какие явления вы знаете?

III. Определение проблемы (работа в парах)

Учитель говорит о том, что тему урока будут определять сами дети, но сначала необходимо выполнить экспериментальное задание.

На столе стоят 3 стакана. В одном стакане находится дистиллированная вода, в другом - морская вода, в третьем находится рассол, используемый при консервировании овощей. Ученикам предлагается решить исследовательскую задачу: необходимо сравнить температуру кипения воды морской, дистиллированной рассола.

Ученики под руководством учителя составляют план действий и выполняют исследование.(данный опыт является демонстрационным проводят 2 ученика(проговаривая правила техники безопасности).

Установлено, что вода морская закипает медленнее, чем дистиллированная и рассол. Почему? Ученики составляют таблицу и заполняют ее

А что подразумевает собой понятие чистое вещество? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ

hello_html_m4c7272fb.png

IV. Этап актуализации знаний.

Ребятам предлагается назвать существительные, которые применимы к прилагательному "чистый".

Чистая рубашка, чистое лицо: А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

Запись темы урока "“Чистые вещества и смеси”.

V. Этап целеполагания.

Учащиеся должны поставить перед собой цели урока, исходя из его темы. (Предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым, и что называется смесью; где применяются чистые вещества и смеси; способы разделения вещества.)

VI. Этап изучения новых знаний.

1.Рассказ учителя. Нас окружают химические вещества, среди которых есть вещества простые и сложные, а есть такие, которые состоят из нескольких компонентов. Например, воздух, минеральная вода, чай и кофе, молоко и фрукты. Сами люди тоже состоят из веществ. Азот, кислород, сахар, витамины - вещества природного, естественного происхождения. Есть вещества, которые производит человек, они представляют собой смеси.( стекло, резина - это искусственные смеси. Абсолютно чистые вещества в природе встречаются очень редко.

Учитель предлагает дать определение "чистого вещества". ("Чистое вещество- вещество, у которого постоянные физические свойства, пример- дистиллированная вода).

Ученики делают вывод о том, что в основном в природе вещества имеют примеси, т.е. находятся в виде смесей.

2. Работа в группах.

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает задание, которое выполняется за 3 минуты, после чего следует обсуждение.

1 группа. Читает текст О строении и применении мрамора.(для наглядности даны образцы мрамора) Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов – мрамор Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Мрамор – материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка. Почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор?

. С помощью текста выяснить, что называют смесями.

2 группа. Классификация смесей. (с заполнением схемы).

3 группа. Ответить на вопрос: в чем отличие материала от химического вещества.

Приводит примеры однородных смесей и неоднородных смесей.

После обсуждения идет запись термина Смеси и схемы «Виды смесей»

VII Первичное закрепление знаний

Работа в парах. Выдается на парту лист с заданием для определения вида смеси. Каждый верный ответ- 1 балл.

Затем учитель просит обменяться выполненными заданиями и проверяет правильность ответов.

VIII Изучение новых знаний и способов деятельности.

Ставится вопрос: как можно разделить смеси, какие для этого есть способы? Обучающиеся предлагают свои ванты.

Далее смотрим способы разделения смесей на слайдах презентации

1. Разделение смеси железных и древесных опилок.

Лабораторное исследование. Инструкция по ТБ. Исследуются и свойства железных и древесных опилок (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита) .

Ученики составляют план действий:

1. Составить неоднородную смесь: смешать в стакане порошок железа и древесных опилок стеклянной палочкой.

2.Аккуратно высыпать на лист бумаги.

3.Разделить приготовленную смесь. с помощью магнита.

2. Лабораторное исследование. Инструкция по ТБ. Разделение смеси песка и воды фильтрованием.

Ученики составляют план действий

1. Составить неоднородную смесь: смешать в стакане воду и песок.

2.Перемешать стеклянной палочкой.

3.Разделить приготовленную смесь с помощью м бумажного фильтра.

IX Контроль и самоконтроль

Тест

1. из данного перечня выберите а)смеси б)индивидуальные вещества. Водород, воздух, дистиллированная вода, сахар, медь, гранит.

2.Выберите неоднородную смесь

А) соль + водаБ) древесные + железные опилкиВ) спирт +вода

3. Выберите однородную смесь

А) воздухБ) речной песок + водаВ) масло + вода

4. В каком случае речь идет о воде, как о чистом веществе?

А) морская вода соленая на вкусБ) дистиллированная вода получается при охлаждении водяного параВ) минеральная вода применяется для лечения некоторых заболеваний

5. Какие из перечисленных операций : выпаривание, перегонка, фильтрование- необходимо произвести для очистки морской воды от растворённых в ней солей?

6* В походе закончилась питьевая вода, нашли заброшенный колодец с мутной водой. Составьте план действий по очистке?

X Домашнее задание.

Параграф "Чистые вещества и смеси".пер.

Составить информационное сообщение “Смеси в быту”

*Создать фото отчёт «Смеси моего дома»

XI Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

- Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие

меня вопросы.

- На уроке я достиг цели наполовину.

- Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового.







Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник Габриелян Химия, 8 класс.-Просвещение, 2010.

Аликбекова А.О. Занимательная химия.- Просвещение, 2009.-234 с.

http://school-collection.edu.ru/ 

Учебный курс «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8 класс»


Научно-методические журналы «Химия в школе».


http://him.1september.ru/


Техническое обеспечение

Мультимедиа- презентация.


Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учителя. Вопросы о готовности к успешной работе на уроке. Просит повернуться к соседу справа улыбнуться друг-другу и пожелать плодотворной работы

Приветствие учеников. Соглашение на успешную работу.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся


С помощью вопросов: что мы называем веществами? Какие группы веществ вам известны? Какие явления вы знаете?

Ученики отвечают на вопросы, вспоминая, что вещества бывают простыми и сложными, а явления- физическими и химическими.

1.3. Создание проблемной ситуации

Ставит три стакана с дистиллированной водой, морской и рассолом, задает вопрос: одинакова ли будет температура кипения.

Ученики высказывают предположения (разная температура или одинаковая)









2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование(по решению проблемной ситуации)

Уточняет цели, исходя из поставленной проблемы, ученикам предлагается построить план работы


Настраивает на экспериментальное задание

Ученики говорят о том, что цель будет выяснить, какая вода закипит быстрее, некоторые уже имеют готовый ответ, еще не доказанный экспериментально,

Под руководством учителя составляют план действий .

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Проводится эксперимент

Осуществляет контроль.


2-е работают по плану(проговаривая П.Б),, Все остальные обучающиеся внимательно наблюдают за демонстрационным экспериментом и результаты заносят в таблицу

hello_html_m4c7272fb.png

Ученики видят, что морская вода закипает медленнее.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учителем задает вопрос: Если результат таков, что морская вода закипела медленнее, значит вещества, которые есть перед нами различны. ПОЧЕМУ?

Подводит учащихся к формулировке темы урока «Чистые вещества и смеси» открывает слайд презентации

Ребятам предлагается назвать существительные, которые применимы к прилагательному «чистый»

? А какое вещество считают чистым

?Есть ли в природе чистые вещества

?Чем отличается чистое вещество от смеси

Высказывают предположение :Морская вода содержит соли, они влияют на температуру кипения, а дистиллированная вода не содержит солей, поэтому закипает быстрее.


Записывают тему в тетради







Отвечают на вопросы

2.4.Целеполагание по теме урока


Настраивает учащихся на целеполагание.



Озвучивает общую цель урока.

Ставят перед собой цели урока, исходя из темы(Предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым, и что называется смесью; где применяются чистые вещества и смеси; способы разделения вещества.)


2.5. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Организует работу в группах с текстом учебника. задания на формулировку терминов: "чистое вещество, смесь".


Осуществляет выборочный контроль.


Каждая группа учеников выполняет своё задание :

-1-читает текст о строении и применении мрамора и выясняет, что называют смесями

-2-заполняет схему классификация смесей

-3-приводит примеры однородных и неоднородных смесей и отвечает на ? В чем отличие материала от химического вещества

Далее участвуют в обсуждении , записывают определение смеси, и схему «Виды смесей»

2.6.первичное закрепление знаний


Выдаёт на парту задания на определение типа смеси

Выполняют задания, обмениваются выполненными заданиями и проверяют правильность ответов, т.е. осуществляют взаимоконтроль.

2.7.Изучение новых знаний и способов деятельности


-Ставит вопрос: как можно разделить смеси, какие для этого есть способы?


ДАЛЕЕ организует просмотр анимации «Разделение смесей» Организует учащихся на лабораторное исследование «Разделение смесей»


Контролирует выполнение работы.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности

Обучающиеся размышляют над поставленным вопросом и предлагают свои варианты.

Совместно с учителем составляют план действий для разделения следующих смесей: железных и древесных опилок, песка и воды.

все проводят лабораторные опыты в парах и далее делают выводы.


3. Рефлексивно – оценочный























3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учителем предлагается учебный тест по теме урока и оценка результатов при работе в парах.


Ученики выполняют тест, проверяют результаты его с помощью ключа и выставляют оценки.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

-внешняя-

осуществляется учителем




-внутренняяосуществляется учеником на основе его собственных представлений об эталонном результате


После выполнения теста учитель просит поднять руки тех учащихся, у которых поставлено в тесте 5 плюсов, затем тех, у которых-4 и 3 плюса. Ставит сводные оценки за работу на уроке.


Благодарит детей за урок и обращает их внимание на на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Предлагает им составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, цвет которого соответствует вашему настроению


После выполнения теста, по просьбе учителя поднимают руки те учащиеся, у которых поставлено в тесте 5 плюсов, затем тех, у которых-4 и 3 плюса.




Каждый ученик подходит к нотному листу и берёт 1 хим.элемент согласно характеристике

- Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие

меня вопросы.

-На уроке я достиг цели наполовину.

- Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового

4.Д/з


Дает д/з и комментарий к нему;

Параграф "Чистые вещества и смеси".пер.

Составить информационное сообщение “Смеси в быту”

*Создать фото отчёт «Смеси моего дома»


Записывают задание в дневник






























Опорный конспект

ТЕМА УРОКА:_________________________________________________

1)Заполнение таблицы по итогам эксперимента.

hello_html_m4c7272fb.png

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Напишите определения:

1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Заполни схему. «Типы и виды смесей»

hello_html_m66e7289a.gif

4)Первичное закрепление знаний «Определение типа смесей»


1- раствор сахара 2-воздух 3-глина и вода

4-бензин и вода 5-бронза 6.Сера и железные опилки


5).Лабораторный опыт №2 «Разделение смесей»

Название компонентов смеси

Свойства компонентов смеси, используемые для её разделения

Описание способа разделения смеси, рисунок

1)









2)









Вывод:_______________________________________________________________________





6)задания для закрепления:

1. из данного перечня выберите а)смеси б)индивидуальные вещества. Водород, воздух, дистиллированная вода, сахар, медь, гранит.

2.Выберите неоднородную смесь

А) соль + водаБ) древесные + железные опилкиВ) спирт +вода

3. Выберите однородную смесь

А) воздухБ) речной песок + водаВ) масло + вода

4. В каком случае речь идет о воде, как о чистом веществе?

А) морская вода соленая на вкусБ) дистиллированная вода получается при охлаждении водяного параВ) минеральная вода применяется для лечения некоторых заболеваний

5. Какие из перечисленных операций : выпаривание, перегонка, фильтрование- необходимо произвести для очистки морской воды от растворённых в ней солей?

6* В походе закончилась питьевая вода, нашли заброшенный колодец с мутной водой. Составьте план действий по очистке?





Конспект учебного занятия по химии по теме «Чистые вещества и смеси».(8 кл)
  • Химия
Описание:

Структура этого занятия соответствует ФГОС.

Урок направлен на развитие у обучающихся умений и качеств, нгеобходимых человеку 21 века:

·        Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных ситуациях (работа в парах при проведении экспериментов)

·        Коммуникативные уменияспособность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее

·        Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей (форма домашнего задания)

·        Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

·        Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

·        Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

·        Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

·        Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.(задания для закрепления жизненного характера)

·       

 


Автор Сахарова Ирина Александровна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 2534
Номер материала 4551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓