Главная / Начальные классы / Конспект учебного занятия «Круговорот воды в природе» (2 класс)

Конспект учебного занятия «Круговорот воды в природе» (2 класс)

hello_html_m352b8008.gifhello_html_m352b8008.gifhello_html_m352b8008.gifhello_html_m352b8008.gifhello_html_m352b8008.gifКонспект учебного занятия

Тема: «Круговорот воды в природе»

Предмет: Мы и окружающий мир

Класс: 2

Оборудование: Мультимедийное оборудование, компьютер, экран, задания для групповой работы, карточки для работы в паре, колба, пробирка, спиртовка, кубики льда, вода кипячёная и соль (для исследования воды), карточки для составления схемы «Круговорот воды в природе», капельки грустные и весёлые для рефлексии.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Фёдоров» 2009 год.

Дмитриева Н.Я. Рабочая тетрадь к учебнику Мы и окружающий мир 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров» 2009год

Цель: сформировать понятия о взаимодействии всех компонентов Земли

Задачи: 1.Через решение проблемной ситуации, актуализировать ранее полученные знания о суше, воде и воздухе.

2.Опираясь на жизненные наблюдения детей сделать вывод о том, что процессы, происходящие на суше, в воде, в воздухе, взаимосвязаны.

3.Обобщить знания о явлениях, происходящих на суше, в воздухе и в воде, сформулировать новое понятие «круговорота воды в природе».

4.Наблюдая опыт, анализируя полученные результаты, делая схематические выводы, доказать правильность подтверждения перехода воды в разные состояния и движения в воздухе.

5.Выдвигая версии перемещения воды на земле, сделать выводы о круговороте воды на земле

6 . Развивать оценочную деятельности, самоанализ, рефлексию. Используя опережающее обучение, развить познавательную активность и самостоятельность младших школьников.

7. Воспитывать экологически грамотное осознание окружающего мира.

Организационный момент. Релаксация. (Слайд 1)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу я. Меня зовут Ирина Вячеславовна. (Слайд 2)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Я вам желаю всем, чтобы доброе, солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.


Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжим изучение большого и очень важного раздела нашего курса «Взаимодействие сил природы».

Предлагаю вам решить кроссворд. (Слайды 3- 15)


с

н

е

ж

и

н

к

а



р

о

с

а


с

о

с

у

л

ь

к

а



г

р

а

д


м

о

р

о

з


в

о

д

а

д

о

ж

д

ь

р

е

к

а

о

б

л

а

к

о

т

у

м

а

н


















Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)


Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)


Растёт она вниз головой,

Растёт не летом, а зимой.

Но солнце её припечёт –

Она заплачет и умрёт. (Сосулька)


Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт. (Град)


Старик- шутник:

На улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз)


Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

Я снежинка вырезная,

Я по травке разлитая.

Кто же я? (Вода)


Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку…

Очень трудная загадка! (Дождь)


Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море. (Река)


Без крыльев - летит,

Без ног - бежит. (Облако)


Молоко над речкой плыло -

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Сразу видно далеко. (Туман)



Учитель. Какое ключевое слово получилось? (Круговорот)

А вот круговорот какого вещества, вы скажете, когда поймёте, о чём идёт речь в стихотворении. (Слайд 16)



Собрались ребятишки –

Сестрёнки и братишка:

Градинка, Снежинка,

Льдинка и Росинка,

Тёплая Дождинка,

Пар – Невидимка.

-Что это? (Вода)

-Кто сможет сказать, какова тема нашего урока?



Определение темы урока: «Круговорот воды в природе». (Слайд 17)

Учитель. Привыкли к воде мы и не удивляемся.

Заметить особенности и не стараемся.


Все нам привычно: и кубики льда,

И иней пушистый на проводах.


Вот чайник - из носика пар вырывается…

Кипит, а никто и не удивляется.


Туман над рекою, и ливень, и град,

И дождик – смотрите, как брызги летят!


Сосулька на крыше – что в ней необычное?

Всё нам такое родное, привычное.


Мальчишки! Хоккей все любят? Ну, вот!

Что под ногами? Конечно же, лед!


Дождинка, снежинка, каток изо льда…

Друзья, вам известно, что это – вода.


Уже вы узнали: водичка-то разная:

Твердая, жидкая, газообразная.


(Цель урока) ( Слайд 18)

Узнаем сегодня, как из году в год

В природе идет круговорот.

Учитель. Опираясь на ваши наблюдения, жизненный опыт, понаблюдаем, взаимосвязаны ли процессы, происходящие на суше, в воде и в воздухе? (Слайд 19)






Повторение ранее изученного материала.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо вспомнить ранее изученный материал.


Учитель. В каких состояниях может находиться вода?

Дети. Жидком, газообразном, твёрдом (Слайд 19)

Учитель. От чего зависит состояние воды?

Дети. От температуры.


Учитель. Где встречается вода в жидком состоянии?

Дети. В реках, озёрах, дождик, туман, облако…


Учитель. В твёрдом состоянии?

Дети. Лёд, снег, град…


Учитель.

В газообразном? ( Невидимый пар в воздухе)


Учитель.

Можете ли вы привести примеры, когда вода переходит из одного

состояния в другое? (Чайник выкипел, реки замёрзли, град, иней…)


Учитель. Как называется процесс превращения жидкого состояния воды в газообразное? (Испарение)

Молодцы!


Учитель.

- Знакомы ли вы с понятием конденсация? (Да. Это превращение пара в жидкость)

А когда происходит этот процесс?

(Конденсация происходит в воздухе, насыщенном паром, при понижении температуры. Конденсация – это процесс, обратный испарению)

Молодцы!

Вода – это удивительное вещество. Она способна превращаться из одного состояния в другое. Как в сказке! (Слайд 20)


Но задумаемся, ведь сама вода не может перевоплощаться. Ей помогают в этом солнце, ветер и суша. В природе всё взаимосвязано. (Слайд 21)


Сегодня нам предстоит выяснить, как они взаимодействуют? Как вы понимаете слово «взаимодействовать»? ( Сообща, дружно, все вместе)


Как мы с вами сейчас работаем.


Практическая работа. Исследование «Переход воды из одного состояния в другое».

Учитель. (Слайд 22)


Давайте проведём исследовательскую работу. Выясним, каким образом превращается вода из соленой в пресную?


Где в природе можно встретить солёную воду? ( В морях и океанах) Отличается вода морская от дождевой?


Дети: Морская вода солёная, а дождевая – пресная.



Опыт поможет дать знанья отличные –

Увидеть в обычном - совсем необычное.


(Демонстрация опыта) (Слайд 23)

Учитель. Давайте представим, что в колбе морская вода. Я добавила туда морской соли. Нагреем воду в пробирке.

Пока идёт процесс нагревания, расскажите о свойствах воды.


Дети. Вода – это бесцветная, прозрачная жидкость, она текуча, не имеет вкуса и запаха, хороший растворитель, долго сохраняет тепло, в твёрдом состоянии легче жидкой воды.


Учитель. Вода нагрелась до определённой температуры.

Что происходит с ней?

Дети. Кипит, испаряется.


Учитель. Объясните процесс испарения?

Дети. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное – пар. Тёплые водяные пары поднимаются вверх, так как тёплый воздух легче холодного.


Учитель. Что происходит с тёплым влажным воздухом высоко в небе?

Дети. Он охлаждается.


Учитель. Мы ускорим этот процесс с помощью тарелки со снегом. Что появляется на дне тарелки.

Дети. Дно запотело, на нём появляются капли воды.


Учитель. Что это за процесс?

Дети. Это пар охладился и снова превратился в воду.


Учитель. Понаблюдаем дальше. Что происходит с каплями?

Дети. Они увеличились и оторвались, упали опять в колбу.


Учитель. Интересно, а какая вода на вкус? Давайте попробуем и сделаем вывод.

Дети. Она не солёная.

ВЫВОД: Вода испарилась, а соль осталась в колбе.


Вывод: Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость. (Слайд 24)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Дождик». (Слайд 25)

Работа в парах. (Слайд 26-28)

Учитель: Работая в паре со своим соседом, составьте схему проведённого опыта.

Учитель.

Можно сказать, что вода совершает круг? (Да)

Это явление получило название круговорот воды.

Его мы наблюдали в классе, а теперь давайте посмотрим, как круговорот воды происходит непосредственно в природе.

( Прикрепить на доску капельку и схему круговорота).


Объяснение нового материала (Слайд 29-33)

Учитель. Проследим круговорот воды на примере одной капельки, назовём это так: «Кругосветное путешествие Капельки».

Жила-была Капелька на цветке, а может быть, и в море, а может, в океане, а может быть, и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(Прикрепить на схему «Круговорот воды» каплю на поверхность земли.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

(На схеме выдвинуть солнце из-за тучек.)

Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей)

Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а сама она стала невидимой. Что случилась?

Дети. Она поменяла своё состояние. Из жидкого в газообразное.


Учитель. Ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель-сестричек. Вскоре их стало целое облако. И снова капельки поменяли своё состояние из газообразного в жидкое. А тут ещё сильнее ветер подул. И отнёс он нашу капельку далеко от дома. Сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако. И пролилось на сушу, где дождём, а где и другими осадками.


Учитель. Итак, полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит. (Показ на схеме)


Учитель. Судьба выпавших с неба капель различна. Как вы думаете, куда могут попасть капельки?

Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

Можно ли сказать, что Капелька совершила путешествие по кругу?

Как называется этот процесс?

Дети.

-Круговорот воды в природе.

Учитель. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.


Первичное закрепление. (Слайд 34)

Учитель:

Дальнейший путь водяной капельки не менее интересный. Работая в группах, обсудите и предположите, что же произойдет с ней? Будет интересно послушать самую увлекательную историю.


Составление мини-сочинений по группам.

Задания по группам

1 Дождь упал на землю, в которой лежат полезные минералы.

2. Дождь попал в ручеёк.

3 Дождь пролился рядом с растением.

4 Капелька дождя попала на землянику.

5 Капелька попала в трещину в скале.

6. Дождь пролился на песок в пустыне.

(Предполагаемые ответы детей).


Дети: Мы предположили, что капелька воды будет растворять минералы. И тогда получится минеральная вода. Ведь вода - хороший растворитель

Дети: А если наша капелька попадёт в ручеёк, то потом она попадёт в речку, а потом вернётся назад в море.

Дети: Если наша капелька упадёт рядом с растением, то, скорее всего, растение её выпьет.

Дети: Если капелька воды попадёт на землянику, то она может испариться, когда выглянет солнышко.

Дети: Наша капелька, скорее всего, застрянет в скале, замерзнет и будет её разрушать. Вода обладает большой силой.

Учитель: Давайте сравним наши предположения с историями, которые предлагают авторы учебника с.123-125


Физкультминутка «Круговорот воды в природе» (Слайд 35)

Итак, с поверхности солёного Мирового океана в атмосферу поднимаются пресные капельки воды.

Покажите, куда движется вода в газообразном состоянии?

(Дети, потягиваясь, встают из-за парт)

Охлаждаясь, пары вновь превращаются в воду и падают на сушу. Уже пресная вода в жидком состоянии скапливается в различных водоёмах. В них мы любим купаться.

(Дети имитируют купание)

В твёрдом состоянии воду мы можем встретить зимой. Наши водоёмы покрываются льдом. Мы вооружаемся коньками и …

(Дети «катаются» на коньках)

Ну а суша зимой укрыта снегом. Мы играем в снежки.

(Дети «играют» в снежки)

С приходом весны снег и лёд растают, и вода рано или поздно опять окажется в океане.

Работа в тетрадях и у доски. (Слайд 36)

Учитель: Изобразите на рисунке стрелками, как происходит круговорот в природе в рабочей тетради №56.

(двое детей составляют схему круговорота воды в природе у доски)

Учитель. Проверьте. (Слайд 37)

Охрана воды.

-Какое значение имеет круговорот воды?

Дети. Создаёт на земле реки, озёра, другие водоёмы.

Благодаря дождю живут растения и животные.

(слаид 38 гиперссылка на видеоматериал)

Учитель. Вода никогда не пропадает бесследно. Её количество на нашей планете постоянно. Вода – это самая большая ценность, сохранить её чистоту - долг каждого из нас.

Что вы можете сделать для сохранения чистоты воды на Земле?

(Ответы детей)


Учитель. (Слайд 39)

Как сохранить эту воду нам разную:

Твердую, жидкую, газообразную?


Как сохранить нам и кубики льда,

И иней пушистый на проводах?


Вот мы о чем ведем с вами речь.

Надо планету родную беречь!


Смело за доброе дело берись.

Главное помнить: вода – это жизнь!


Подведение итогов. Обобщение.

Учитель. Какое природное явление было в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке?

Дети. Круговорот воды в природе.

Учитель. Удалось ли нам открыть тайну круговорота воды?

Учитель. Что случится на Земле, если круговорот воды исчезнет?

Дети. Прекратились дожди пересохнут реки и озёра иссякнут подземные воды исчезнет растительность меньше станет кислорода погибнет всё живое. (Слайд 40)


Учитель. Быстро пролетел урок,

Подведём быстрей итог!


Чем сегодня занимались?

(ответы детей)


В чём с охотой упражнялись?

( ответы детей)


Что узнали и познали,

Почему умнее стали?

(ответы детей)

Какие новые открытия для себя вы сделали?

(ответы детей)





Учитель:

Благодарю за работу и ваша отметка «5». Всем спасибо! Молодцы! Ребята, закончился урок, но пусть никогда не закончится круговорот воды в природе. Воды чистой, живительной. А для этого долг каждого из нас - позаботиться об этом.

Домашнее задание. (Слайд 41)

1. Сочини сказку о путешествии капельки.

2. Прояви фантазию и расскажи, что было бы в природе без круговорота воды? Опиши такую Землю и обоснуй свою точку зрения.

3. Прочитай, выдели главное в статье учебника и ответь на вопросы.



(Слайд 42)

У вас в конвертиках капельки. Достаньте их. Если вам сегодня на уроке было неинтересно, не открыли для себя ничего нового, то возьмите грустную капельку.

Если вам понравился урок, вы узнали для себя много нового и интересного, выберите тогда капельку весёлую. И пусть ваши капельки отправятся в кругосветное путешествие.





Конспект учебного занятия «Круговорот воды в природе» (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

   

Конспект учебного занятия

Тема: «Круговорот воды в природе»

Предмет: Мы и окружающий мир

Класс: 2

Оборудование: Мультимедийное оборудование,  компьютер,  экран,  задания для групповой работы,  карточки для работы в паре,  колба,  пробирка,  спиртовка,  кубики льда,  вода кипячёная  и  соль (для исследования воды), карточки для составления схемы «Круговорот воды в природе», капельки грустные и весёлые для рефлексии.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Фёдоров» 2009 год.

Дмитриева Н.Я. Рабочая тетрадь к учебнику  Мы и окружающий мир 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров» 2009год

Цель: сформировать понятия  о взаимодействии всех компонентов Земли

Задачи: 1.Через решение проблемной ситуации, актуализировать ранее полученные знания о суше, воде и воздухе.

2.Опираясь  на жизненные наблюдения детей сделать  вывод о том, что процессы, происходящие на суше, в воде, в воздухе,  взаимосвязаны.

3.Обобщить  знания о явлениях, происходящих на суше, в воздухе и в воде, сформулировать  новое понятие «круговорота воды в природе».

4.Наблюдая опыт, анализируя полученные результаты, делая схематические выводы, доказать правильность подтверждения перехода воды в разные состояния и движения в воздухе.

5.Выдвигая  версии перемещения воды на земле, сделать выводы о круговороте воды на земле

6 . Развивать оценочную деятельности, самоанализ, рефлексию. Используя опережающее обучение, развить познавательную активность и самостоятельность младших школьников.

7. Воспитывать экологически грамотное осознание окружающего мира.

   Организационный момент. Релаксация. (Слайд 1)

Учитель.  Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу  я. Меня зовут Ирина Вячеславовна. (Слайд 2)

Придумано кем-то  просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Я вам желаю всем, чтобы доброе, солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

 

 Актуализация знаний.

   Сегодня мы с вами продолжим изучение большого и очень важного раздела нашего курса «Взаимодействие сил природы».

Предлагаю вам решить  кроссворд. (Слайды 3- 15)

 

с

н

е

ж

и

н

к

а

 

 

р

о

с

а

 

с

о

с

у

л

ь

к

а

 

 

г

р

а

д

 

м

о

р

о

з

 

в

о

д

а

д

о

ж

д

ь

р

е

к

а

о

б

л

а

к

о

т

у

м

а

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.      (Снежинка)

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.      (Роса)

 

Растёт она вниз головой,

Растёт не летом, а зимой.

Но солнце её припечёт –

Она заплачет и умрёт.   (Сосулька)

 

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт.    (Град)

 

Старик- шутник:

На улице стоять не велит, за нос домой тянет.     (Мороз)

 

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

Я снежинка вырезная,

Я по травке разлитая.

Кто же я?       (Вода)

 

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку…

Очень трудная загадка!       (Дождь)

 

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик  - в  роднике,

А широкий - в море.     (Река)

 

Без крыльев   -  летит,

Без ног  - бежит.        (Облако)

 

Молоко над речкой плыло -

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Сразу видно далеко.     (Туман)

 

 

Учитель.   Какое ключевое слово получилось?     (Круговорот)

А вот круговорот  какого  вещества,  вы скажете, когда  поймёте, о чём идёт речь в стихотворении. (Слайд 16)

 

 

Собрались ребятишки –

Сестрёнки и братишка:

Градинка, Снежинка,

Льдинка и  Росинка,

Тёплая  Дождинка,

Пар – Невидимка.

-Что это?    (Вода)

-Кто сможет сказать, какова   тема нашего урока?

 

Определение темы урока:  «Круговорот воды в природе». (Слайд 17)

Учитель.   Привыкли к воде  мы и не удивляемся.

                   Заметить особенности и не стараемся.

 

Все нам привычно: и кубики льда,

 И  иней пушистый на проводах.

 

Вот чайник  - из носика пар вырывается…

Кипит, а никто и не удивляется.

 

Туман над рекою, и ливень, и град,

И дождик – смотрите, как брызги летят!

 

Сосулька на крыше – что в ней необычное?

Всё  нам такое родное, привычное.

 

Мальчишки! Хоккей все любят?  Ну, вот!

Что под ногами? Конечно же,  лед!

 

Дождинка, снежинка, каток изо льда…

Друзья, вам известно, что это – вода.

 

Уже вы  узнали:   водичка-то разная:

Твердая, жидкая, газообразная.

 

(Цель урока) ( Слайд 18)

Узнаем   сегодня,   как  из году в год

В  природе  идет   круговорот.   

 

Учитель.   Опираясь на ваши наблюдения, жизненный опыт,   понаблюдаем, взаимосвязаны  ли  процессы, происходящие на суше,  в воде и в воздухе? (Слайд 19)

 

 

 

 

Повторение ранее изученного материала.

  Чтобы  ответить  на этот  вопрос,  нам необходимо вспомнить ранее изученный материал.

 

        

Учитель. В каких состояниях может находиться вода?

Дети. Жидком, газообразном, твёрдом (Слайд 19)

Учитель. От чего зависит состояние воды?

Дети. От  температуры.

 

Учитель.  Где встречается вода в жидком состоянии?

Дети.  В реках, озёрах, дождик, туман, облако…

 

Учитель. В твёрдом состоянии?

 Дети. Лёд, снег, град…

 

Учитель.

  В газообразном? ( Невидимый пар в воздухе)

 

Учитель.

  Можете ли вы привести примеры, когда вода переходит из одного

состояния в другое?  (Чайник выкипел, реки замёрзли, град, иней…)

 

Учитель. Как называется процесс превращения жидкого состояния воды в газообразное? (Испарение)

Молодцы!

 

Учитель.

- Знакомы ли вы с понятием конденсация? (Да. Это превращение пара в жидкость)

 А когда происходит этот процесс?

(Конденсация  происходит в воздухе,  насыщенном паром, при понижении температуры. Конденсация – это процесс, обратный испарению)

  Молодцы!

  Вода – это удивительное вещество. Она способна превращаться из одного состояния в другое. Как в сказке! (Слайд 20)

 

  Но задумаемся, ведь сама вода не может перевоплощаться. Ей помогают в этом солнце, ветер и суша.  В природе всё взаимосвязано. (Слайд 21)

 

  Сегодня нам предстоит  выяснить,  как они взаимодействуют? Как вы понимаете  слово «взаимодействовать»? ( Сообща, дружно, все вместе)

 

  Как мы с вами сейчас работаем.

 

Практическая работа. Исследование «Переход воды из одного состояния в другое».

Учитель. (Слайд 22)

 

 Давайте проведём исследовательскую работу. Выясним, каким образом  превращается вода из соленой в пресную?

 

  Где в природе можно встретить солёную воду? ( В морях и океанах)  Отличается  вода морская  от   дождевой?

 

Дети:   Морская вода солёная, а дождевая    пресная.  

 

 

Опыт   поможет  дать знанья отличные –

Увидеть в обычном   -  совсем необычное.

 

                              (Демонстрация опыта) (Слайд 23)

Учитель. Давайте представим, что в колбе морская вода. Я добавила  туда морской соли.  Нагреем воду в пробирке.

Пока идёт процесс нагревания, расскажите о свойствах воды.

 

 Дети. Вода – это бесцветная, прозрачная жидкость, она текуча, не имеет вкуса и запаха, хороший растворитель, долго сохраняет тепло,  в твёрдом состоянии легче жидкой воды.

 

Учитель. Вода нагрелась до определённой температуры.

Что происходит с ней?

Дети.  Кипит, испаряется.

 

Учитель.  Объясните процесс испарения?

 Дети.  При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное – пар. Тёплые водяные пары поднимаются вверх, так как тёплый воздух легче холодного.

 

Учитель. Что происходит с тёплым влажным воздухом высоко в небе?

 Дети. Он охлаждается.

 

Учитель. Мы ускорим этот процесс с помощью тарелки со снегом. Что появляется  на дне тарелки.

Дети. Дно   запотело, на нём появляются капли воды.

 

Учитель. Что это за процесс?

Дети. Это пар охладился и снова превратился в воду.

 

Учитель. Понаблюдаем дальше. Что происходит с каплями?

Дети.  Они  увеличились и оторвались, упали опять в колбу.

 

Учитель. Интересно, а какая вода на вкус? Давайте попробуем и сделаем вывод.

Дети. Она не солёная.

ВЫВОД:  Вода испарилась, а соль осталась в колбе.

 

Вывод: Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость. (Слайд 24)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Дождик». (Слайд 25)

Работа в парах. (Слайд 26-28)

Учитель:   Работая в паре со своим соседом,  составьте схему проведённого опыта.

Учитель.  

Можно сказать, что вода совершает   круг? (Да)

Это явление получило название круговорот воды.

Его мы наблюдали  в  классе, а теперь давайте посмотрим, как круговорот воды происходит непосредственно в природе.

( Прикрепить на доску капельку и схему круговорота).

 

Объяснение нового  материала (Слайд 29-33)

Учитель. Проследим круговорот воды  на примере одной капельки, назовём это так: «Кругосветное путешествие Капельки».

Жила-была Капелька на цветке, а может быть, и в море, а может, в океане, а может быть, и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(Прикрепить на схему «Круговорот воды» каплю на поверхность земли.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

(На схеме выдвинуть солнце из-за тучек.)

– Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей)

– Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а сама она  стала невидимой. Что случилась?

Дети. Она поменяла своё состояние. Из жидкого в газообразное.

 

Учитель. Ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель-сестричек.  Вскоре их стало  целое облако. И снова капельки поменяли своё состояние из    газообразного в жидкое. А тут ещё  сильнее ветер подул. И отнёс он нашу капельку далеко от дома. Сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако. И пролилось на сушу, где дождём, а где и другими осадками.

 

Учитель.  Итак, полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит. (Показ на схеме)

 

Учитель. Судьба выпавших с неба капель различна. Как вы думаете, куда могут попасть капельки?

Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

– Можно ли сказать, что Капелька совершила  путешествие по кругу?

Как  называется этот процесс?

Дети.

-Круговорот воды в природе.

Учитель. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

 

Первичное закрепление. (Слайд 34)

Учитель:

  Дальнейший путь водяной капельки не менее интересный. Работая в группах, обсудите и предположите, что же произойдет с ней? Будет интересно  послушать самую увлекательную историю.

 

Составление мини-сочинений по группам.

Задания по группам

1 Дождь упал на землю, в которой лежат полезные минералы.

2. Дождь попал в ручеёк.

3 Дождь пролился рядом с растением.

4 Капелька дождя попала на землянику.

5 Капелька попала в трещину в скале.

6. Дождь пролился на  песок в пустыне.

 

(Предполагаемые ответы детей).

 

Дети: Мы предположили, что капелька воды будет растворять минералы. И тогда  получится минеральная вода. Ведь вода  - хороший растворитель

 Дети: А если наша капелька попадёт в ручеёк, то потом она попадёт в речку, а потом вернётся назад в море.

Дети: Если наша капелька упадёт рядом с растением, то, скорее всего, растение её  выпьет.

 Дети: Если капелька воды попадёт на землянику, то она может испариться, когда выглянет солнышко.

 Дети: Наша капелька, скорее всего, застрянет  в скале, замерзнет  и будет её разрушать. Вода обладает большой силой.

Учитель: Давайте сравним наши предположения с историями, которые предлагают авторы учебника с.123-125

 

                   Физкультминутка «Круговорот воды в природе» (Слайд 35)

           Итак, с поверхности солёного Мирового океана в атмосферу поднимаются пресные капельки воды.

Покажите, куда движется вода в газообразном состоянии?      

                    (Дети, потягиваясь, встают из-за парт)                                                                                                                                                                                                       

      Охлаждаясь, пары вновь превращаются в воду и падают на сушу. Уже пресная вода  в жидком состоянии  скапливается в различных водоёмах. В них мы любим купаться.

                      (Дети имитируют купание)

       В твёрдом состоянии воду мы можем встретить зимой. Наши водоёмы покрываются льдом. Мы вооружаемся коньками и …

                      (Дети «катаются» на коньках)

      Ну а суша зимой укрыта снегом. Мы играем в снежки.

                      (Дети «играют» в снежки)

           С приходом весны снег и лёд растают, и вода рано или поздно  опять окажется в океане.

          Работа в тетрадях и у доски. (Слайд 36)

 Учитель:  Изобразите  на рисунке стрелками, как происходит круговорот в природе в рабочей тетради №56.

 (двое детей составляют схему круговорота воды в природе у  доски)

Учитель. Проверьте. (Слайд 37)

Охрана воды.

-Какое значение имеет круговорот воды?

  Дети. Создаёт на земле реки, озёра, другие водоёмы.

 Благодаря дождю живут растения и животные.

(слаид 38 гиперссылка на видеоматериал)

Учитель. Вода никогда не пропадает бесследно. Её количество на нашей планете постоянно.  Вода – это самая большая ценность,  сохранить её чистоту - долг каждого из нас.

Что вы можете сделать для сохранения  чистоты воды на Земле?

                             (Ответы детей)

 

Учитель. (Слайд 39)

Как сохранить эту  воду нам   разную:

Твердую, жидкую, газообразную?

 

Как сохранить нам и кубики льда,

И иней пушистый на проводах?

 

Вот   мы о чем ведем с вами речь.

Надо планету родную  беречь!

 

Смело за доброе дело берись.

Главное помнить: вода – это жизнь!

 

Подведение итогов.  Обобщение.

Учитель.  Какое природное явление было в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке?

Дети. Круговорот воды в природе.

Учитель. Удалось ли нам открыть тайну круговорота воды?

Учитель. Что случится на Земле,  если круговорот воды исчезнет?

Дети. Прекратились дожди         пересохнут реки и озёра           иссякнут подземные воды             исчезнет растительность             меньше станет кислорода            погибнет всё живое. (Слайд 40)

 

Учитель. Быстро пролетел урок,

Подведём быстрей итог!

 

Чем сегодня занимались?

(ответы детей)

 

В чём с охотой упражнялись?

( ответы детей)

 

Что узнали и познали,

Почему умнее стали?

(ответы детей)

Какие новые открытия для себя вы сделали?

                  (ответы детей)

 

 

Учитель:

Благодарю за работу и ваша отметка  «5». Всем спасибо! Молодцы!  Ребята, закончился урок, но пусть никогда не закончится круговорот воды в природе.  Воды чистой, живительной. А для этого долг каждого из нас  - позаботиться об этом.

Домашнее задание. (Слайд 41)

1.  Сочини сказку о путешествии капельки.

2.  Прояви фантазию  и расскажи, что было бы в природе без круговорота воды?  Опиши такую Землю и обоснуй свою точку зрения.

3. Прочитай, выдели главное в  статье  учебника и ответь на вопросы.

 

(Слайд 42)

У вас в конвертиках капельки.  Достаньте  их.   Если вам сегодня на уроке было неинтересно, не открыли для себя ничего нового,  то возьмите грустную капельку.  

Если  вам понравился урок, вы узнали для себя много нового и интересного, выберите тогда капельку весёлую. И  пусть ваши капельки отправятся в кругосветное путешествие.

 

 

Автор Карабанова Валентина Сергеевна
Дата добавления 07.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1223
Номер материала 59353
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓