Конспект
учебного занятия
с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ
СОШ № 53
Учитель: Подтеребкова
И.В.
Класс: 4
Тема
учебного занятия: « Имена существительные»
Продолжительность
учебного занятия: _40_ мин.
Тип
учебного занятия: обобщающий урок
Цели
учебного занятия:
1.
Активизировать обучающую функцию при контроле ЗУНов по пройденному материалу
через включение учащихся в процесс с помощью работы в группах.
2.
Закрепить знания об имени существительном: его лексическом значении и
грамматических значениях (формы одушевлённости-неодушевлённости, формы числа,
формы рода), отрабатывать навык правописания слов с непроверяемым написанием.
3.
Развивать коммуникативные качества (навыки сотрудничества), память и внимание; формировать
навыки монологической устной речи научного стиля.
4.
Воспитание интереса к русскому языку.
5.
Воспитание
чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы.
Оборудование (с
указанием использованного электронного пособия):
АРМ
Дидактические
материалы к учебному занятию:
1.
Карточки с заданиями.
2.
Лист учёта знаний для учащихся.
3.
Презентация.
Ход
учебного занятия:
1.
Организация начала урока _4_ мин.
Цель
этапа: Подготовка учащихся к работе
Компетенции
|
методы
|
формы
|
Используемые
ЦОР
|
знания
|
умения
|
Организация
внимания и внутренней готовности…
|
Умение
организоваться
|
словесный
|
фронтальный
|
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Приветствие,
проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей урока
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Вы послушайте, ребятки,
Загадаю Вам загадки.
Светит, сверкает,
Всех согревает.
Над
какой темой мы работаем последние уроки?
Почему
слово «солнце» подходит к теме нашего урока?
Существительных
много, почему же именно слово «солнце» я выбрала – спросите Вы. А ответ
прост: у солнца есть лучи. А эти лучи можно зажечь, если вспомнить всё об
имени существительном.
Итак,
тема сегодняшнего урока – прочитай…
Сегодня
мы повторим всё, что знаете об имени существительном, зажигая лучи солнца, а
в конце урока поработаете самостоятельно и оцените себя сами, чтобы
определить готовность к контрольной работе на последующем уроке.
|
Называют
отгадку – СОЛНЦЕ.
Тема:
«Имена существительные»
Это
слово – имя существительное.
На
доске появляется слайд №1.
|
2.
Чистописание_6_ мин.
Цель
этапа: совершенствование навыка письма
Компетенции
|
методы
|
формы
|
Используемые
ЦОР
|
знания
|
умения
|
Правила
каллиграфии.
|
Красиво
писать, оценивать себя.
|
Словесный,
иллюстративный
|
Индивидуальная
|
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
А
сейчас поработаем индивидуально над совершенствованием навыка письма. На
первой строке запишите число, на второй – Классная работа.
Пропишите
первую букву своего имени. А с какой буквы пишут имена? Какой частью речи
являются имена? Как называют такие имена существительные?
А
как называются имена существительные, которые не являются собственными?
Запишите
своё имя на следующей строке.
Оцените
свою работу.
|
Пишут
в тетради.
Дают
определение собственным и нарицательным именам существительным.
Самооценка.
Дети оценивают написание с помощью знаков (плюс, полплюса, минус)
|
3.
Словарная работа _7_ мин.
Цель
этапа: закрепление знания слов с непроверяемым написанием, развитие памяти.
Компетенции
|
методы
|
формы
|
Используемые
ЦОР
|
знания
|
умения
|
Знание
слов с непроверяемым написанием, определение имени существительному, форм
одушевленности-неодушевлённости.
|
умение
устанавливать взаимосвязь языковых явлений, сравнивать, обобщать,
сопоставлять
|
Практические,
частично – поисковые.
|
Групповая.
|
Слайд
№2, 3.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Для
ваших групп солнышко прислало задания, выполняя которые, мы будем зажигать
лучи. Но сначала повторим правила работы в группе.
В
конверте лежат слова, которые надо разделить на две группы. Достаньте их.
Посмотрите.
Назовите,
какой частью речи являются все слова? Докажите.
Часть
речи у слов определили, а теперь зная это, разложите слова на две группы.
По
какому признаку разделили слова?
А
постоянный или непостоянный этот признак у имён существительных?
Какие
гласные мы вставим в наши слова, вы покажете на табло.
Прочитайте
слова ещё раз про себя, чтобы запомнить. Соберите слова в конверт. А теперь
вспомните, какие слова были и запишите их в два столбика, поставив ударение
и подчеркнув гласные, которые мы запоминаем.
Вывод:
Что мы вспомнили об именах существительных?
|
Работа
со словами в конвертах (задание №1).
Повторяют
определение имени существительному.
Появляется
слайд № 2.
.
Появляется
слайд №3.
Форма
одуш. – кто?, неодуш.- что?
Р.=В.
И.= В. (определение ОДУШ.-НЕОДУШ. ч/з падежи)
Группы
по порядку отвечают, зачитывают слова – остальные сигналом показывают
согласие – несогласие.
Работа
с обратной связью. Взаимопроверка.
Письмо
по памяти. Взаимопроверка. Самооценка.
Вывод
делается глядя на слайд №3.
|
Физминутка ( 1 мин.)
4.
Закрепление. Практическое выполнение работы _12_ мин
Цель
этапа: Измерить уровень усвоения ЗУНов; активизация обучающей функции:
Закрепить знания об имени существительном.
Компетенции
|
методы
|
формы
|
Используемые
ЦОР
|
знания
|
умения
|
Форма
числа, форма рода
|
Работать
в группе,
самостоятельно выполнять
задания, оценивать себя, умение устанавливать взаимосвязь
языковых явлений, сравнивать, обобщать, сопоставлять.
|
Практические,
частично – поисковые.
|
Групповая,
индивидуальная
|
Слайд
№4, 5.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Возьмите
задание №2.
Прочитайте
каждый задание и выполните его самостоятельно карандашом на листочке.
Проверьте
в группе, придите к общему мнению.
Проверим,
как вы выполнили задание. Каждая группа читает по предложению, доказывая,
почему сделали именно определённый выбор. Остальные показывают
согласие-несогласие.
По
какому признаку вы сделали выбор существительного? (по форме числа) А какой
это признак у существительных? (непост.)
Спишите
текст, обозначив форму числа у вставленных имён существительных.
Оцените
свою работу.
Физминутка для пальцев.
О
каком признаке имени существительного мы ещё не говорили, но о нём известно,
что он постоянный.
А
как определить форму рода у имён существительных?
Чтобы
убедиться, что вы усвоили, как определяется форма рода у существительных,
давайте, в тексте определим его у каждого существительного.
Оцените
себя сами: насколько хорошо вы усвоили понятие форм рода.
|
Самостоятельная
работа.
Взаимопроверка
в группе.
Доказательства
выбранных вариантов.
Появляется
слайд №4.Определение форм числа.
Самооценка
Появляется
слайд №5.
Определение
форм рода у существительных.
Самооценка.
|
5.
Домашнее задание_5_ мин.
Цель
этапа: Учить выбирать индивидуальные задания, в зависимости от «пробелов» по
теме.
Компетенции
|
методы
|
формы
|
Используемые
ЦОР
|
знания
|
умения
|
|
Умение
определять, над какой темой ещё поработать
|
словесные
|
|
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Определите
по листу учёта знаний, кому какое должно быть домашнее задание.
(Предлагаются
задания на карточках )
|
Выбор
самостоятельный.
|
6. Этап подведения итогов урока. 5 мин.
Цель:
Подвести итог всей работе на уроке. Рефлексия. Настрой на применение полученных
знаний на практике.
Компетенции
|
методы
|
формы
|
Используемые
ЦОР
|
знания
|
умения
|
|
|
словесный
|
фронтальная
|
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Что
мы сегодня повторили?
Всё
повторили и зажгли лучи у солнца, оно довольно вашей работой и я тоже.
А
вы оцените себя сами, насколько усвоили тему: «Имена существительные».
Рефлексия:
Если
довольны уроком, результатами работы, нарисуйте солнышко, которое улыбается.
|
Повторение
по слайду №6.
Подсчет
итогового результата по листу учёта знаний.
|
Приложение.
Задание №1.
Слова с
непроверяемым написанием для конвертов.
к рова, за ц, п нал, д рога, к пуста, уч ник, к р
ндаш, м дведь, д журный, яг да
Задание
№2,
Текст для самостоятельной работы.
ЗАДАНИЕ.
Спишите текст, подставляя нужные по смыслу слова.
Снова весна.
Весенний (вечер, вечера). (солнце, солнца) клонится к (горизонту, горизонтам) и
красит всё в удивительные (цвет, цвета).
(Берёза, берёзы) и (тополь, тополя) бросают на землю длинные (тень, тени). Они
пока ещё без (листа, листьев). Уже чувствуется (дыхание, дыхания) (весны,
вёсен). Под (солнцем, солнцами) (почка, почки) наливаются и начинают лопаться.
Сразу
за берёзками внизу темнеет (речка, речки).
Итоги самооценки уч-ся выставляются в «Листах учёта знаний»:
Список
уч-ся
по
группам
|
Задания
|
Чистописание
|
Слова
с непроверяемым написанием
|
Форма одуш.-неодуш.
|
Форма числа
|
Форма рода
|
Итоговая
оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.