Есть
в Подмосковье такое местечко:
Белая
рощица, синяя речка.
В
этой негромкой российской природе
Слышится
эхо волшебных мелодий.
И
светлее вода родниковая
И
дыхание ветра свежей -
Расцветает
гжель васильковая,
Незабудковая
гжель.
Рядом
с осинками в синих рябинках,
Синие
гроздья на синих рябинках,
Синие
зори и синие птицы
С
этой красой нечто не сравнится.
Звонкими
волнами кружатся краски,
Чтобы
блистали анютины глазки.
Льется
узор под рукой мастерицы,
Чтобы
нигде он не смог повториться.
- На уроке мы познакомимся с
творчеством удивительных народных мастеров гжельской росписи, узнаем секреты
волшебных красок зимы, научимся выполнять узоры в технике гжельской росписи.
- Я расскажу вам зимнюю сказку, а вы мне в
этом поможете.
В российском государстве, недалеко от Москвы,
средь лесов и полей, стоял городок Гжель.
Давным-давно жили-были там смелые и умные,
красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им
лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край
прославить. (5 слайд)
…Какие розы и пионы на чашах пишут
мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л.Куликова
Думали-думали и придумали. Нашли они в родной
стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет
не видывал. (6-7слайд)
Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась
она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».(8слайд)
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса !..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!..
Л.Куликова
И по сей день жив старинный городок Гжель.
Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную
традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (9 слайд)
Синий цвет – цвет «густеющей ночи», дарующий
зрению покой и отдых от яркого солнечного света, цвет неба и льда, снежных
гор и замерших рек. Белый цвет – цвет добра, удач , исцеления от недугов,
цвет очищения и приумножения, цвет снега и сияния. Это свет и цвет святости.
Темно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала
Наша русская Гжель.
-Нам понадобиться
всего два цвета красок, а сколько радости и творчества принесет нам работа!
-Ребята,
сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими
гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских тарелок, но только они
белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?
А чтобы
работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка
вдохновляет и располагает к творчеству.
С помощью музыки мы можем передать
настроение, фантазию, любовь к природе, к искусству, умение трудиться.
-Пришло
время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия народных умельцев
расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без
предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и
аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара , из-за
неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте
внимательны и аккуратны.
-Начнем
с рисования кантов. Эти узоры используются для украшения краев изделий.
(
слайд 12)
-Основной
элемент гжельской росписи – сказочный цветок. Украшает центр изделий. Для
завершенности орнамента украшается тонкими завитками – усиками. ( слайд
13-20)
.
В процессе самостоятельной работы
учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную
помощь.
-Мы
с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из поездок не
возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь сувениры (кувшины).
Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь приемами кистевого
письма и законами составления композиции.
Ребята, понравилось ли вам путешествие
к народным мастерам гжели? (подарите снежинку напарнику , если понравилось и
прикрепите их на доску) У нас получился снегопад. А это значит вы немного
стали мастерами русской гжели…
Что вы узнали о народном творчестве?
Откуда мастера берут свои узоры? Можете ли вы стать такими мастерами
искусства? Что для этого необходимо сделать? Конечно же, учиться, трудиться и
любить искусство.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.