Главная / Начальные классы / Конспект с презентацией по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)

Конспект с презентацией по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)

Родственные слова Давыдова Вера Фотеевна Учитель начальных классов МБОУ Возне...
Слово доброе как роза, слово злое как заноза.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Родственные слова сосна сосновый дерево сосняк боль болячка больница рана мор...
Родственные слова гусь гусиный густой гусыня пятно пятнистый пять пятнышко го...
Минутка отдыха
Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У ...
Зимушка, светит, водичка, садовый, зимний, водяной, посадка, водитель, зимовь...
Зима зимушка зимний зимовье Сад садовый садовник посадка Свет светит светло В...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Родственные слова Давыдова Вера Фотеевна Учитель начальных классов МБОУ Вознесен
Описание слайда:

Родственные слова Давыдова Вера Фотеевна Учитель начальных классов МБОУ Вознесенская СОШ

№ слайда 2 Слово доброе как роза, слово злое как заноза.
Описание слайда:

Слово доброе как роза, слово злое как заноза.

№ слайда 3 Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Описание слайда:

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

№ слайда 4 Родственные слова сосна сосновый дерево сосняк боль болячка больница рана море в
Описание слайда:

Родственные слова сосна сосновый дерево сосняк боль болячка больница рана море вода моряк морячка сосна сосновый сосняк боль болячка больница море моряк морячка

№ слайда 5 Родственные слова гусь гусиный густой гусыня пятно пятнистый пять пятнышко гора
Описание слайда:

Родственные слова гусь гусиный густой гусыня пятно пятнистый пять пятнышко гора горевать горочка горные гусь гусиный гусыня пятно пятнистый пятнышко гора горочка горные

№ слайда 6 Минутка отдыха
Описание слайда:

Минутка отдыха

№ слайда 7 Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У зас
Описание слайда:

Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке, Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. по снегам Снежные Снегири снеговикам У заснеженной В снежном снежки снегурки

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Зимушка, светит, водичка, садовый, зимний, водяной, посадка, водитель, зимовье,
Описание слайда:

Зимушка, светит, водичка, садовый, зимний, водяной, посадка, водитель, зимовье, светло, садовник.

№ слайда 10 Зима зимушка зимний зимовье Сад садовый садовник посадка Свет светит светло Вода
Описание слайда:

Зима зимушка зимний зимовье Сад садовый садовник посадка Свет светит светло Вода водичка водяной

Конспект с презентацией по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

МБОУ Вознесенская СОШ

Русский язык

2 А класс.

УМК «Перспективная начальная школа».

Учитель: Давыдова Вера Фотеевна.

    Тема: «Родственные слова»

    Тип урока: Урок введения нового знания.

    Цель: Научить школьников определять и подбирать родственные слова,

               осуществить пропедевтику словообразования: научить учащихся          

                определять, какое из двух слов дало жизнь другому.

     Задачи:

1.     Формировать умение учащихся определять и подбирать родственные слова.

2.     Создавать  благоприятные условия для развития речи и обогащения словарного запаса.

3.      Способствовать формированию  познавательного интереса  к изучению русского языка.Воспитывать добрые отношения к своей семье, к окружающим людям.

4.     Формировать       УУД:

                     Личностные:

                   - умение оценивать свои поступки

                  - повышать учебную мотивацию

                 - повышать уровень притязаний учащихся

                     Регулятивные:

                 - умение управлять своей деятельностью

                 - планировать свои шаги в работе

                 - проявлять инициативу

                 - умение исправлять свои ошибки

                 - доводить до конца работу

                 -  самооценивание, целеполагание

                      

                     Коммуникативные:

                 - умение слушать другого, выстраивать диалог

                 - умение выражать свое мнение и доказывать

                 - развивать навыки сотрудничества

                        Познавательные:

                    - умение работать с информацией (пословицы, стихи)

                    - умение использовать учебную модель

                   - умение сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы

                   - постановка и решение проблемы

           Оборудование и материалы:

-Учебник:  Н.А. Чуракова  «Русский язык.  2  класс»

-Демонстрационный материал: Опорные слова, схема для определения родственных слов.

-Раздаточный материал.  Листья разных цветов.

- Проектор, компьютер

-Презентация MicrosoftPowerPoint

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент.  Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

          Добрые слова не лень

Повторять нам трижды в день.

И сейчас мы скажем дружно:

«С добрым утром!»

2.     Актуализация знаний

- Начнём урок с двух пословиц.Как вы их понимаете?

 (на экране демонстрируются  1, 2 слайды)

«Слово доброе как роза, слово злое как заноза»

«Слово- не воробей, вылетит - не поймаешь»

Учитель читает стихотворение о словах.

МЯЧ -
это слово весёлое.
КИРПИЧ -
безусловно, тяжёлое.
КОРОВА -
слово
рогатое.
А слово АРБУЗ -
полосатое.
Сладкое слово
МОРОЖЕНОЕ!
ДРУГ -
это слово надёжное.

- Дети, назовите «волшебные слова», «добрые слова», «сладкие слова».

3.     Постановка учебной задачи.

- А ещё, ребята, в русском языке есть родственные слова.

Сможете ли вы сейчас их назвать?

Это будет тема нашего урока.

·        Давайте поставим цели, чему мы должны научиться на этом уроке. Нам в этом помогут два слова (на доске):

понять …

     уметь …

   Дети предлагают варианты.

·        Кто такие родственники в жизни?

·        Родственники похожи между собой?

        4 «Открытие нового знания».     

 - Давайте понаблюдаем за родственными словами 

(на экране 3 слайд)

            Сосна, сосновый, дерево, сосняк.

            Боль, болячка, больница, рана.

            Море, вода, моряк, морячка.

           - Все ли слова в строке одинаковые? Какое лишнее? Почему? Чем они                  

           похожи?

           - Давайте сделаем вывод, что должно быть у родственных слов?

- А сейчас я подобрала слова, у которых есть одинаковая часть.

- Давайте подумаем, все ли эти  слова родственные. Слайд 4.

           Гусь, гусиный, густой, гусыня.

                     Пятно, пятнистый, пятнышко, пять.

          Гора, горевать, горочка, горные.

           - Одинаковая часть была, но почему-то мы с вами убирали по одному     

           слову.

          - Давайте сделаем  второй важный вывод, что должно быть обязательно

          у родственных слов.                                  

5.     Физкультминутка. Слайд 5.

6.     Первичное закрепление

Что мы узнали про родственные слова?

Дети (по схеме на доске) рассказывают о родственных словах .

- Первую задачу «понять» мы выполнили.

     - Какую задачу мы сейчас будем выполнять?

Чтение стихотворения на экране. Слайд 6:

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке,

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки. (С. Погореловский)

- Что интересного заметили в этом стихотворении?

- Давайте их назовём.

- Какая у них одинаковая часть? Все ли они близки по смыслу?

-А я думаю, что снегири – это не родственное слово, это же птица. А как вы думаете?  

- Послушайте мою загадку

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю- хворостиной.
(Лес)

- Мы с вами отправляемся в сказочный лес.

- Открыли тетради, запишем дату.

- Изобразим лес.

 - Ищем и пишем родственные слова к слову лес, выделим общую часть.

·        Лес – лесник – лесные – лесовичок .ф

7.                Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ой, кто–то к нам спешит на урок из волшебного леса

 (на экране появляется картинка Лесовичка. Слайд 7.)

Лесовичок: - Ой, случилась беда, перепутались все родственные слова. Помогите мне мои друзья.

(На экране появляются слова. Слайд 8)

·        Зимушка, водичка, светит, садовый, зимний, светло, водяной, посадка, зимовье, водитель, подводный.

- Ребята, давайте запишем слова в нужные столбики, чтобы в каждом столбике были только родственные слова. Будьте внимательны! Помните о двух свойствах родственных слов.

           Самопроверка выполненной работы. . Слайд 9

8.     Включение нового знания в систему знаний и повторение

 -А теперь, помогите друг другу найти по одному родственному слову в каждый столбик.

9.     Итог урока. Рефлексия.

 Нарядим волшебное дерево осенними листочками:  

o   Красный лист – я все понял, мне было интересно.

o   Оранжевый лист – я не все понял, но мне было тоже интересно.

o   Желтый лист – Мне было трудно, я мало  что понял        

 - Что на уроке у вас хорошо получилось?

 - Над чем еще надо поработать?

Спасибо за урок.

Урок окончен.

 

Список литературы:

1.     И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина Деятельностный метод обучения 1-4 классы. Издательство «Учитель» 2007 год.

2.     Р.Г.Чуракова Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. Москва. Академкнига. 2009 год.

3.     А.А.Коржукова Поурочные разработки по русскому языку во 2 классе. Москва «ВАКО» 2011г.

4.     А. Ундзенкова, О. Сагирова «Русский с увлечением», Екатеринбург, 2003г.

5.     Стандарты II поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010 г.

6.     Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Москва «Просвещение» 2010 г. часть I

7.     Ресурсы сети Интернет.

 

 

Автор Давыдова Вера Фотеевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1059
Номер материала 19719
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓