Главная / Школьному психологу / Конспект родительского собрания "Одаренные дети.

Конспект родительского собрания "Одаренные дети.

Родительское собрание

Тема: Одаренные дети.


Одаренных детей в школьном возрасте около 30,5%, но это не значит, что непосредственно ваш ребенок не относится к числу одаренных детей. Каждый родитель может увидеть в своем ребенке некую черту одаренности в какой-либо сфере деятельности. Каких же детей можно считать одаренными?

«Одаренными и талантливыми детьми можно называть тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

- интеллектуальной,

- академических достижений,

- творческого и продуктивного мышления,

- общения и лидерства,

- художественной деятельности,

- двигательной.

Уважаемые родители, прослушайте, пожалуйста, описание основных признаков одаренности и постарайтесь определить, в какой сфере деятельности вашего ребенка стоит считать наиболее одаренным или, по крайней мере не без способностей.

Интеллектуальная сфера

Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, может хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому применению знаний, знает многое, о чем его сверстники даже не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

Сфера академических достижений

Достижения проявляются в конкретных учебных предметах.

Чтение: ребенок выбирает основным своим занятием чтение, имеет хороший словарный запас, понимает и запоминает то, что ему читают, демонстрирует умение читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, показывает необычное для своего возраста понимание математических отношений, с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания, часто применяет математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок подолгу сохраняет внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой, проявляет интерес к опытам и экспериментам, демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей.

Творчество

Ребенок с головой уходит в интересующее его занятие, демонстрирует высокий интерес ко множеству разных вещей, часто делает все по-своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, способен по-разному подойти к проблеме и найти оригинальный способ решения.

Общение и лидерство

Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, окружающие дети предпочитают его в качестве партнера по играм, с посторонними людьми сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми или занятиями других детей, с легкостью общается со взрослыми, проявляет инициативу, берет на себя ответственность, к нему обращаются за советом и помощью.

Сфера художественной деятельности

Изобразительное искусство: ребенок проводит много времени за рисованием или лепкой, получает большое удовлетворение от художественных занятий, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, его работы оригинальны.

Музыка: ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям, легко повторяет короткие ритмические отрывки. Узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поет.

Двигательная сфера

Ребенок любит движения (бег, прыжки, лазание), прекрасно владеет телом, обладает исключительной физической силой для своего возраста, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков – ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы.



Одаренные дети, несмотря на свои выдающиеся природные данные, на всеобщий интерес к их способностям, имеют в жизни намного больше конкретных проблем, решать которые им должны помочь взрослые: родители, педагоги, специалисты в области психологии, медицины.

Основные проблемы одаренных детей:

  1. Неприязнь к школе из-за того, что учебная деятельность для одаренного ребенка скучна и неинтересна. Нарушения в поведении одаренных детей возникают из-за несоответствия учебного плана их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям интересны сложные игры, в которые не играют их сверстники со средними способностями. Поэтому часто такие дети оказываются изолированными.

  3. Погружение в философские проблемы. Чаще других детей одаренные дети бывают заинтересованы явлениями смерти, загробной жизни, религиозными верованиями.

  4. Стремление к совершенству. Все, что делают такие дети, должно достигать высшего уровня.

  5. ощущение неудовлетворенности, критическое отношение к сверстникам, низкая самооценка.

  6. Сверхчувствительность. Одаренные дети постоянно реагируют на разного рода раздражители и стимулы.

  7. нетерпимость. Одаренные дети часто нетерпимы к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, отталкивают окружающих замечаниями, выражающими презрение.



Если данная проблема Вас заинтересовала, Вашему вниманию предлагается тест «Карта одаренности», для более основательного выявления одаренности учащихся.

















Тест « Карта одаренности».

Описание теста. Эта методика создана А.И. Савенковым специально для родителей. В ее основу легли многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, - от 5 до 10 лет.

Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов (см. ниже).

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету».

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.

  8. Интересуется механизмами и машинами.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток.

  25. Хорошо поет.

  26. рассказывая о чем-то , умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в различных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, т. е. реально должен учится в более старшем классе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей. Мотивы их поведения.

  40. Бегает быстрее всех в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную. Разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания, и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику. Жесты. Движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события, явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  55. Хорошо играет на инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказе такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей и т.д.).

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить время в подвижных играх (хоккей, футбол, волейбол и т.д.).

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Продуктивен, чем бы не занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и т.д.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественную литературу.

  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке, созданной игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры-драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.



















Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Обработка результатов. Сосчитайте количество плюсов и минусов в каждом столбце (по вертикали; плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы балов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. интеллектуальная;

  2. творческая;

  3. академическая;

  4. художественно-изобразительная;

  5. музыкальная;

  6. литературная;

  7. артистическая;

  8. техническая;

  9. лидерская;

  10. спортивная.







Конспект родительского собрания "Одаренные дети.
  • Школьному психологу
Описание:

Тема: Одаренные дети.

 

Одаренных детей в школьном возрасте  около 30,5%, но это не значит, что непосредственно ваш ребенок не относится к числу одаренных детей. Каждый родитель может увидеть в своем ребенке некую черту одаренности в какой-либо сфере деятельности. Каких же детей можно считать одаренными?

«Одаренными и талантливыми детьми можно называть тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

- интеллектуальной,

- академических достижений,

- творческого и продуктивного мышления,

- общения и лидерства,

- художественной деятельности,

- двигательной.

Уважаемые родители, прослушайте, пожалуйста, описание основных признаков одаренности и постарайтесь определить, в какой сфере деятельности вашего ребенка стоит считать наиболее одаренным или, по крайней мере не без способностей.

 

Интеллектуальная сфера

Автор Гришакина Елена Алексеевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 787
Номер материала 11535
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓