Родительское собрание
Тема: Одаренные дети.
Одаренных детей в школьном возрасте около
30,5%, но это не значит, что непосредственно ваш ребенок не относится к числу
одаренных детей. Каждый родитель может увидеть в своем ребенке некую черту
одаренности в какой-либо сфере деятельности. Каких же детей можно считать
одаренными?
«Одаренными и талантливыми детьми можно
называть тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся
способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются
уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких
сферах:
- интеллектуальной,
- академических достижений,
- творческого и продуктивного мышления,
- общения и лидерства,
- художественной деятельности,
- двигательной.
Уважаемые родители, прослушайте, пожалуйста,
описание основных признаков одаренности и постарайтесь определить, в какой
сфере деятельности вашего ребенка стоит считать наиболее одаренным или, по
крайней мере не без способностей.
Интеллектуальная сфера
Ребенок отличается остротой мышления,
наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет разностороннюю
любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко
учится, может хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому
применению знаний, знает многое, о чем его сверстники даже не подозревают,
проявляет исключительные способности к решению задач.
Сфера академических достижений
Достижения проявляются в конкретных учебных
предметах.
Чтение: ребенок
выбирает основным своим занятием чтение, имеет хороший словарный запас,
понимает и запоминает то, что ему читают, демонстрирует умение читать.
Математика:
ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, показывает необычное для
своего возраста понимание математических отношений, с легкостью выполняет
простейшие операции сложения и вычитания, часто применяет математические навыки
в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.
Естествознание:
ребенок подолгу сохраняет внимание к предметам, связанным с естествознанием и
природой, проявляет интерес к опытам и экспериментам, демонстрирует опережающее
его возраст понимание причинно-следственных связей.
Творчество
Ребенок с головой уходит в интересующее его
занятие, демонстрирует высокий интерес ко множеству разных вещей, часто делает
все по-своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, способен
по-разному подойти к проблеме и найти оригинальный способ решения.
Общение и лидерство
Ребенок легко приспосабливается к новым
ситуациям, окружающие дети предпочитают его в качестве партнера по играм, с
посторонними людьми сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми или
занятиями других детей, с легкостью общается со взрослыми, проявляет
инициативу, берет на себя ответственность, к нему обращаются за советом и
помощью.
Сфера художественной деятельности
Изобразительное искусство: ребенок проводит много времени за рисованием или лепкой, получает большое
удовлетворение от художественных занятий, демонстрирует опережающую свой
возраст умелость, его работы оригинальны.
Музыка: ребенок
проявляет интерес к музыкальным занятиям, легко повторяет короткие ритмические
отрывки. Узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поет.
Двигательная сфера
Ребенок любит движения (бег, прыжки, лазание),
прекрасно владеет телом, обладает исключительной физической силой для своего
возраста, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков
– ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы.
Одаренные дети, несмотря на свои выдающиеся
природные данные, на всеобщий интерес к их способностям, имеют в жизни намного
больше конкретных проблем, решать которые им должны помочь взрослые: родители,
педагоги, специалисты в области психологии, медицины.
Основные проблемы одаренных детей:
- Неприязнь к школе из-за того, что учебная
деятельность для одаренного ребенка скучна и неинтересна. Нарушения в
поведении одаренных детей возникают из-за несоответствия учебного плана их
способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям интересны
сложные игры, в которые не играют их сверстники со средними способностями.
Поэтому часто такие дети оказываются изолированными.
- Погружение в философские проблемы. Чаще
других детей одаренные дети бывают заинтересованы явлениями смерти,
загробной жизни, религиозными верованиями.
- Стремление к совершенству. Все, что делают
такие дети, должно достигать высшего уровня.
- ощущение неудовлетворенности, критическое
отношение к сверстникам, низкая самооценка.
- Сверхчувствительность. Одаренные дети
постоянно реагируют на разного рода раздражители и стимулы.
- нетерпимость. Одаренные дети часто нетерпимы
к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, отталкивают
окружающих замечаниями, выражающими презрение.
Если данная проблема Вас заинтересовала,
Вашему вниманию предлагается тест «Карта одаренности», для более
основательного выявления одаренности учащихся.
Тест
« Карта одаренности».
Описание теста.
Эта методика создана А.И. Савенковым специально для родителей. В ее основу
легли многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы
отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться,
- от 5 до 10 лет.
Инструкция. Перед
вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным
областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте
оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - оцениваемое
свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство
заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое
и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко
выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов (см. ниже).
Лист вопросов
- Склонен к логическим рассуждениям, способен
оперировать абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает
неожиданные, оригинальные решения.
- Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает
на лету».
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в
выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным
занятиям.
- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа:
человека, животного или других.
- Интересуется механизмами и машинами.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребенка,
нуждающегося в большом объеме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные
способности к классификации.
- Не боится новых попыток, стремится всегда
проверить новую идею.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное
без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно
запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьезным,
когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру,
красивую вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение
музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от
завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актерской игрой.
- Может чинить легко испорченные приборы,
использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых
людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и
состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет
большой словарный запас.
- Изобретателен в выборе и использовании
различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и
мебель, предметы быта и другие средства).
- Знает много о таких событиях и проблемах, о
которых его сверстники обычно не знают.
- Способен составлять оригинальные композиции
из цветов, рисунков, камней, марок, открыток.
- Хорошо поет.
- рассказывая о чем-то , умеет хорошо
придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда
изображает другого человека.
- Любит разбираться в причинах неисправности
механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает в различных спортивных
играх у сверстников.
- Хорошо улавливает связь между одним событием
и другим, между причиной и следствием.
- Способен увлечься, уйти «с головой» в
интересующее занятие.
- Обгоняет своих сверстников по учебе на год
или два, т. е. реально должен учится в более старшем классе, чем учится
сейчас.
- Любит использовать какой-либо новый материал
для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских
домиков на игровой площадке.
- В игру на инструменте, в песню или танец
вкладывает много энергии и чувств.
- Придерживается только необходимых деталей в
рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное,
наиболее характерное.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен
понять и изобразить конфликт.
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Улавливает причины поступков других людей.
Мотивы их поведения.
- Бегает быстрее всех в классе.
- Любит решать сложные задачи, требующие
умственного усилия.
- Способен по-разному подойти к одной и той же
проблеме.
- Проявляет ярко выраженную. Разностороннюю
любознательность.
- Охотно рисует, лепит, создает композиции,
имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в
свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на
концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Выбирает в своих рассказах такие слова,
которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания, и
чувства.
- Склонен передавать чувства через мимику.
Жесты. Движения.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и
статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других
детей.
- движется легко, грациозно. Имеет хорошую
координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события,
явления.
- Способен не только предлагать, но и
разрабатывать собственные и чужие идеи.
- Читает книги, статьи, научно-популярные
издания с опережением своих сверстников на год или два.
- Обращается к рисунку или лепке для того,
чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Хорошо играет на инструменте.
- Умеет передавать в рассказе такие детали,
которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его
сверстники), в то же время не упускает основной линии событий, о которых
рассказывает.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у
других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- Любит обсуждать научные события,
изобретения, часто задумывается над этим.
- Склонен принимать на себя ответственность,
выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Любит ходить в походы, играть на открытых
спортивных площадках.
- Способен долго удерживать в памяти символы,
буквы, слова.
- Любит пробовать новые способы решения
жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
- Умеет делать выводы и обобщения.
- Любит создавать объемные изображения,
работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
- В пении и музыке стремится выразить свои
чувства и настроение.
- Склонен фантазировать, старается добавить
что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
- С большой легкостью драматизирует, передает
чувства и эмоциональные переживания.
- Проводит много времени над конструированием
и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов,
автомобилей и т.д.).
- Другие дети предпочитают выбирать его в
качестве партнера по играм и занятиям.
- Предпочитает проводить время в подвижных играх
(хоккей, футбол, волейбол и т.д.).
- Имеет широкий круг интересов, задает много
вопросов о происхождении и функциях предметов.
- Продуктивен, чем бы не занимался (рисование,
сочинение историй, конструирование и т.д.), способен предложить большое
количество самых разных идей и решений.
- В свободное время любит читать
научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это
с большим интересом, чем читает художественную литературу.
- Может высказать свою собственную оценку
произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в
своем собственном рисунке, созданной игрушке, скульптуре.
- Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев
очень живыми, передает характер, чувства, настроения.
- Любит игры-драматизации.
- Быстро и легко осваивает компьютер.
- Обладает даром убеждения, способен внушать
свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
59
|
60
|
61
|
62
|
63
|
64
|
65
|
66
|
67
|
68
|
69
|
70
|
71
|
72
|
73
|
74
|
75
|
76
|
77
|
78
|
79
|
80
|
Обработка
результатов. Сосчитайте количество плюсов и минусов в
каждом столбце (по вертикали; плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты
подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы балов
характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов
одаренности:
1)
интеллектуальная;
2)
творческая;
3)
академическая;
4)
художественно-изобразительная;
5)
музыкальная;
6)
литературная;
7)
артистическая;
8)
техническая;
9)
лидерская;
10) спортивная.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.