Главная / Биология / Конспект "Строение эукариотической клетки"

Конспект "Строение эукариотической клетки"

Урок « Строение эукариотической клетки».

ЦЕЛЬ: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении эукариотической клетки.

Обучающие задачи: расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток; сформировать и закрепить знания учащихся об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях, выработать умения находить органоиды на таблицах и рассказывать об их строении и функциях; показать различия в строении растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие задачи: продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений ( выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи), формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.

Воспитывающая задача: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы: словесно- наглядный, частично- поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование: таблицы « Строение животной клетки», « Строение растительной клетки», раздаточный материал к уроку, карточки для проверки усвоения знаний, компьютер, мультимедийный проектор, микроскоп, микропрепараты кожицы лука, эвглены зеленой, оборудование для изучения строения клетки под микроскопом.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Урок начинается с актуализации знаний о клетке. С этой целью учащимся предлагается вспомнить и нарисовать схематическое строение животной и растительной клеток, а затем подписать названия основных структурных элементов. Целесообразно выполнять это задание по вариантам в течение 3-4 минут. После этого проводится фронтальная беседа по следующим вопросам:

-- Клетки каких организмов вы вспомнили?

-- Какие структурные элементы в них вы указали?

Рассмотрите слайд « Многообразие клеток». Ответьте на вопросы:

-- В чем заключается их сходство и в чем – различие?

-- С чем связано возникновение названных вами различий?

Учащиеся высказывают предположения, которые учитель обобщает:

--------сходство заключается в общем плане их внутреннего строения;

-------- различаются клетки по форме, размерам и выполняемым функциям.

После этого совместно формулируются цели урока. (слайд « Цели урока»)


2. Изучение нового материала

Основные части клетки и их функции. При изучении нового материала учащиеся выполняют приведенные ниже задания


Задание 1

  1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и эвглены зеленой.

  2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму; размеры; перечислите видимые клеточные структуры и укажите их названия.

  3. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток.

По итогам выполнения задания проведите беседу:

-- Какие структурные элементы вы выписали для растительной клетки?

-- Какие элементы вы можете назвать для животной клетки?

-- Какие основные части растительной и животной клеток вы можете назвать?

Демонстрируется слайд « Основные части клетки». Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

-- Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клетки?

-- Как вы думаете, какие функции выполняют основные части клетки?

Учитель сообщает, что сегодня на уроке школьники познакомятся со строением и функциями плазматической мембраны, а также с цитоплазмой и ее органоидами.


Наружная плазматическая мембрана.

Слайд « Особенности строения плазматической мембраны»

Вопросы для обсуждения

-- Вспомните функции белков и свойства липидов.

-- Как вы думаете, чем объясняется их участие в образовании плазматической мембраны?

Слайд В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки, гемицеллюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется « гликокаликс».

Слайд « Функции мембраны»: ограничение внутренней среды клетки, сохранение формы клетки, защита, обеспечение поступления веществ в клетку и удаление их из нее.


Задание 2

Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся должны вспомнить явления фагоцитоза и пиноцитоза ( на примере простейших), простую диффузию ( на примере обмена газов в клетке).

Следующий слайд « Механизмы поступления веществ в клетку»

------------записать в тетрадь способы поступления веществ в клетку.


Задание 3

  1. Просмотрите анимационные фрагменты « Фагоцитоз» и « Пиноцитоз»

  2. Объясните происходящие явления.

  3. Дайте определение этих явлений. Сравните свой ответ с определениями, приведенными в учебнике.

( Фагоцитоз – процесс поглощения клеткой твердых частиц.

Пиноцитоз – процесс поглощения клеткой жидкости.)

Слайд


Цитоплазма, ее состав и значение. Слайд

в состав цитоплазмы входят гиалоплазма, органоиды и клеточные включения. Гиалоплазма занимает пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие. Включения- это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме.

----Лабораторная работа « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках корешков лука»

Урок 2

  1. Проверка Д/з.

  2. Работа в печатной тетради стр.10-11, упр 3 и 4.

  3. Изучение нового материала.

-------Дайте определение- что называют органоидом клетки?

------- Выпишите определение в тетрадь.

------- Как вы считаете, с какими элементами многоклеточного организма можно сопоставить клеточные органоиды?

Слайд « Органоиды цитоплазмы и их классификация»

Органоиды цитоплазмы

Мембранного строения немембранного строения

Одномембранные

-- аппарат Гольджи -- рибосомы

-- лизосомы -- микротрубочки

-- ЭПС -- жгутики

Двумембранные -- реснички

-- митохондрии -- клеточный центр

-- пластиды

--ядро


Изучение строения функций органоидов клетки.

Учащиеся знакомятся с органоидами клеток по слайдам «Строение животной клетки» и « Строение растительной клетки». Учитель называет и показывает местоположение органоидов клетки.

Далее проводится самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов.

Задание 5

Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме « Строение и функции органоидов клетки». Вы будете очень удивлены, но я разрешаю вам написать шпаргалку. Одно условие: описание строения и функций органоидов должно быть предельно лаконично. Время на выполнение этой работы 12 минут.

Учащимся предлагаются готовые таблицы, которые они заполняют и вклеивают в тетрадь.

Таблица …………….

После выполнения этого задания проводится первичное закрепление знаний по результатам заполнения таблицы.

На следующем этапе урока выполняется работа с таблицами на доске «Строение животной клетки» и « Строение растительной клетки» и с учебником: последовательно открываются все представленные органоиды.

Учащиеся рассказывают об особенностях строения и соответствующих функциях, используя записи в тетради и информацию со слайда. Заполняется графа

« Дополнительные сведения» таблицы.


Урок 3

Изучение строения митохондрий и пластид.

Рассказ учителя об особенностях строения и функциях митохондрий и пластид с продолжением заполнения таблицы.

Демонстрируется слайд « Митохондрии».

Митохондрии - важнейшие органоиды клетки. Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной активности клетки. Форма и величина их также меняется, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться. Митохондрии имеют внутреннюю и наружную мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя имеет складчатую поверхность и образует складки – кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость – матрикс, содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.

Слайд «Функции митохондрий»


Далее демонстрируется слайд «Пластиды»

Пластиды – органоиды, присущие только растительным клеткам.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

--- Перечислите известные вам виды пластид.

--- Назовите их местонахождение в частях растений.

Хлоропласты – это зеленые пластиды. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимается нашим глазом как зеленые.

Демонстрируется слайд «Строение хлоропласта»

Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта – ламеллы. Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощенных мешочков – тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопласта строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержится ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты – в хлоропласты.

Функции хлоропласта – осуществление фотосинтеза.

\\\ Учитель сообщает дополнительную информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и хлоропластов.

После того, как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти органоиды и определить черты сходства и различия.

Слайды «Сходство и различие митохондрий и пластид»


Отличительные особенности растительной и животной клеток.

На этом этапе работают со слайдом « Черты сходства и различия растительной и животной клеток».

Учащиеся сравнивают клетки и делают вывод--- слайд.


Закрепление.

Каждый ученик получает карточку- задание « Путешествие по клетке», которую должен заполнить и сдать.


Д/З – слайд


Органоиды клетки и их функции.


Органоиды клетки

Строение органоидов

Функции

Дополнительные сведения.

Одномембранные органоиды




ЭПС

а) гранулярная


б) гладкая





Комплекс Гольджи





Лизосомы





Вакуоли





Немембранные органоиды




Рибосомы





Клеточный центр





Микротрубочки





Цитоскелет





Жгутики и реснички




Двумембранные органоиды




Митохондрии






Пластиды

а) хромопласты


б) лейкопласты


в) хлоропласты





Ядро





Конспект "Строение эукариотической клетки"
  • Биология
Описание:

ЦЕЛЬ: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении эукариотической клетки.

Обучающие задачи: расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток; сформировать и закрепить знания учащихся об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях, выработать умения находить органоиды на таблицах и рассказывать об их строении и функциях; показать различия в строении растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие задачи: продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений ( выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи), формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.

Воспитывающая задача: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Автор Хаванская Нина Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 919
Номер материала 44402
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓