Главная / Математика / конспект " Современный урок"

конспект " Современный урок"

Современный урок математики как средство формирования опыта творческой деятельности.

« Современный урок – это урок, соответствующий времени»

А.В.Хуторской


Современный урок – это творческий, эвристический урок. Современный урок не включает репродуктивные методы. Современный урок строится на системно-деятельностном подходе. Не научить, а дать возможность научиться, не преподать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Образование, ориентированное только на получение знаний, в настоящее время означает ориентир на прошлое.

По мнению А.В. Хуторского «суть нынешнего образовательного времени состоит в противоречии между усиливающейся потребностью обучающегося поколения в самореализации и устаревшей системой образования, продолжающей применять неэффективные методы и формы содержания обучения…». Конечно, для учителя должны быть ориентиры, которые позволят реализовать ученический образовательный потенциал для подготовки к успешной жизни. Я считаю, что таким ориентиром для современного учителя могут служить семь критериев современного урока, предложенные А.В. Хуторским.

1. Урок самореализации ученика, на котором необходимо осмысление цели учеником (что я хочу получить? какими должны быть результаты? какие усилия необходимо приложить для достижения цели? как соотносятся стратегические цели, тактические и оперативные между собой? каковы мои цели?..). На таком уроке этап рефлексии как само собой разумеющееся для каждого ученика, а не искусственно навязанное извне.

2. Урок открытия нового (именно того нового, что соответствует личностным образовательным потребностям, целям ученика в каждой конкретной изучаемой теме, освоенным способам решения задачи).

3. Урок создания образовательной продукции (образовательная продукция учеников - необходимое условие современного урока)

4. Урок развития компетентностей.

5. Уро коммуникационных форм (диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты и др.)

6. Метапредметный урок (направить познание ученика к первоосновам, первосмыслам, освоение ими новых способов, приемов и др.)

7. Урок социального опыта.

Понятно, что все перечисленные критерии не смогут быть освоены сиюминутно, но они могут служить основанием для системы уроков. Придерживаясь этих критериев, мы получим урок самореализации ученика, создадим среду, в которой он будет самосовершенствоваться, подготовиться к продолжению обучения, будет успешным в условиях современной действительности.

Их реализация предполагает решение ряда задач:

  • формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;

  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий;

  • формирование логического, алгоритмического, эвристического стилей мышлений;

  • формирование умений представлять информацию в виде схемы, графика, диаграммы, таблицы;

  • овладение математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира

  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, исследовательских задач

  • формирование опыта творческой деятельности.

Опыт творческой деятельности тесно связан с метапредметными результатами. При этом нужно четко понимать, что метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, по словам А.В. Хуторского: «Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них».

Методы, развивающие творческие способности: метод эвристического диалога, метод исследовательской деятельности, поисковый характер процесса обучения, компетентностные методы реализуют системно-деятельностный подход в обучении, который в свою очередь составляет основу новых стандартов. Системно-деятельностный подход требует выстраивание образовательного процесса в логике формирования учебной деятельности.

Основной акцент в формировании этого опыта я делаю на формировании и развитии познавательных и регулятивных универсальных учебных действиях. Внедрение исследовательской деятельности способствует развитию познавательного интереса учащихся, мотивирует их на достижение более высоких результатов. Навыки самостоятельной постановки проблемы способствуют интеллектуальному развитию личности. На этом этапе приобретаются навыки формирования цели исследования, задач и выдвижения гипотезы. Для создания мотивации к исследовательской деятельности необходимо создать проблемную ситуацию.

Формы учебного исследования: урок-исследование, проект, игра, семинар и др.

Ученики должны сами проектировать свою деятельность, сами получать результаты, делать выводы. Я работаю в классах с разным уровнем обучаемости, поэтому наряду с индивидуальным часто использую дифференцированный подход в обучении. Я выступаю организатором и координатором работы детей первой группы, вторая группа разбирают и доказывают теорему, отвечают на вопросы с помощью учебника, третья группа доказывает теорему самостоятельно без помощи учебника. На этом этапе происходит формирование аналитических, творческих, социальных компетенций, а также компетенций самосовершенствования. Дети знают, что возможен переход из одной группы в другую. Для подготовки к контрольной работе при повторении материала учеников делю на равные группы для игры в Брейн-ринг. После чего пишут самостоятельную работу с самопроверкой по заготовленным заранее решения и ответам. Дидактические игры повышают интерес к предмету, при этом главным фактором занимательности является приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности.

Отрывок из рассказа Л.Н.Толстого « Много ли человеку земли нужно?» подтолкнул 5-классников к исследовательской работе. Башкиры продают кулаку Пахому землю по цене « 1000 рублей за десятину». Под этим подразумевается участок земли, который можно обойти за день. Л.Н. Толстой рассказывает как жадный Пахом побежал так быстро, что к концу дня упал замертво. Ученикам следует вопрос: мог бы Пахом получить равный по площади участок земли, сохранив жизнь? Сначала ребята высказывают свои предположения. Затем им предлагается вырезать из бумаги разные прямоугольники с данным периметром, вычислить их площадь. Ответить на вопрос : у какого прямоугольника при заданном периметре площадь наибольшая? Проведенное исследование прошу оформить в таблице. Это же исследовательскую работу организую в 8 классе, только гипотеза подтверждается нахождением наибольшего значения в вершине параболы, ветви которой направлены вниз. Составляющие исследовательской деятельности такие задания как задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач», в котором требуется найти последовательность чисел, заданную в таблицей, цель которого – формирование умения выдвигать гипотезы и проверять их, задание по группам « Найти правило», его цель: формирование умения выделять закономерность в построении серии. Учащимся предъявляется круг, в полукругах которого вставлены числа. Требуется найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа. Для организации выполнения задания предлагается ориентироваться на вопросы и задания, приведенные на карточке. Учащиеся сравнивают числа между собой именно находящиеся в разных полукругах, поскольку нужно определить правило размещения чисел в полукругах, а не расположенных рядом или через один сегмент. Индивидуальному самоопределению учеников способствуют система специально подобранных заданий, вопросов и упражнений по данной теме, а также заданий на постановку целей исследовательского типа. Даю учащимся задание: провести наблюдение за температурой воздуха в течение суток и построить кривую суточных температур ( через каждые 2 часа). Кривая меняет цвет при переходе через нулевую отметку. Назвать наибольшую и наименьшую суточную температуру. Наибольший интерес у ребят вызывают задачи, имеющие практическую значимость. Например, расчет схемы освещения помещения, задачи из бытовой деятельности.

Метапредметные результаты при изучении темы « Теорема Виета» следующие: постановка цели исследования, выдвижение гипотезы, применение приемов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, классификация, обобщение), выбор наиболее эффективного способа решения уравнения, запись в символической, табличной формах, выбор наиболее эффективного способа решения уравнения. Сначала ученики находят корни приведенного квадратного уравнения по общей формуле корней квадратного уравнения, записывают в таблицу из четырех колонок ( 1 колонка-уравнение, 2 колонка - корни, 3 колонка - сумма корней, 4 колонка - произведение корней) находят сумму и произведение найденных корней, также занося их в таблицу. Затем учащиеся пытаются самостоятельно сравнить сумму и произведение корней с коэффициентами уравнения в первой колонке. Выдвигают гипотезу, пытаются ее доказать, т.е. этап постановки проблемы и открытия нового знания. На этап первичного закрепления –задания на применение прямой и обратной теорем Виета. Этап рефлексии содержит следующие вопросы: 1. Можно ли , не решая самого уравнения х2-2х+3=0 сказать, чему равна сумма его корней? 2. Могут ли оба корня уравнения х2-2х -9=0 быть положительными? 3. Можно ли утверждать, что модуль положительного корня уравнения х2 – 2х – 9 =0 больше модуля отрицательного? На дом для сильных учеников даю творческое задание « доказать, что если в квадратном уравнении а=в=с =0, то х1=1, х2=с/а и если а-в+с=0, то х1= -1, х2= -с/а».

Формы учебного исследования: урок-исследование, проект, игра, семинар и др.

Ученики должны сами проектировать свою деятельность, сами получать результаты, делать выводы. Я работаю в классах с разным уровнем обучаемости, поэтому наряду с индивидуальным, часто использую дифференцированный подход в обучении. Я выступаю организатором и координатором работы детей первой группы, вторая группа разбирают и доказывают теорему, отвечают на вопросы с помощью учебника, третья группа доказывает теорему самостоятельно без помощи учебника. На этом этапе происходит формирование аналитических, творческих, социальных компетенций, а также компетенций самосовершенствования. Дети знают, что возможен переход из одной группы в другую. Для подготовки к контрольной работе при повторении материала учеников делю на равные группы для игры в Брейн-ринг. После чего пишут самостоятельную работу с самопроверкой по заготовленным заранее решения и ответам. Дидактические игры повышают интерес к предмету, при этом главным фактором занимательности является приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности.

Индивидуальному самоопределению учеников способствуют система специально подобранных заданий, вопросов и упражнений по данной теме, а также заданий на постановку целей исследовательского типа. Даю учащимся задание: провести наблюдение за температурой воздуха в течение суток и построить кривую суточных температур ( через каждые 2 часа). Кривая меняет цвет при переходе через нулевую отметку. Назвать наибольшую и наименьшую суточную температуру. Наибольший интерес у ребят вызывают задачи, имеющие практическую значимость. Например, расчет схемы освещения помещения, задачи из бытовой деятельности.

Эвристический метод также относится к методу, развивающему творческие способности.

Его виды: метод целесообразных задач, эвристическая беседа, при которой учащихся подводят к определенному выводу с помощью системы вопросов. Постановка и решение проблем. Обобщение способа решения задач и составление рекомендаций для поика решения подобных задач. Например, наблюдением установить свойства диагоналей ромба (ученики формулируют гипотезу), и попытаться ее доказать. Призыв к детям при чтении « вдумайтесь» в основном – бесполезен. А вот прочитать и установить, можно ли видоизменить таким образом: « параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником»заставит детей вдуматься, анализировать, сопоставлять. У учителя появляется возможность целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся. В устных заданиях необходимо чередовать примеры с контрпримерами, применение прямых и обратных теорем. На уроке предстоит решить задачу: доказать, что в прямоугольном треугольнике медиана, проведенная к гипотенузе, равна ее половине. Вместо нее предлагаю попытаться установит зависимость между длиной медианы, проведенной из вершины тупого угла и длиной стороны, к которой она проведена.Тогда предлагается выразить ту же зависимость, но из вершины острого угла. Они догадываются, что в первом случае- медиана меньше половины длины гипотенузы, во втором- больше и наступает оживление. Возникает проблемная ситуация: а как будет в случае прямоугольного треугольника? Ребята формулируют соответствующую задачу и решают. Причем проследить эту зависимость при изменении угла предложить на одном чертеже. Необходимые знания, умения и навыки приобретаются только путем самостоятельных,интеллектуальных усилий, а учитель, опираясь на различные методы и средства только направляет, координирует деятельность учащихся. Ученики строят биссектрисы внутренних углов треугольников, замечают, что пересекаются в одной точке. Этот вывод(гипотеза) сделан на основе неполной индукции, является в данной ситуации верен, но надо его доказать. Неполная индукция используется для подведения учащихся к самостоятельному открытию математических предложений и играет наряду с дедукцией важную роль.

Навыки исследовательской работы, приобретенные на уроке помогают во внеурочной деятельности. Ученики принимают активное участие в городском конкурсе «Старт в науку», « Путь к успеху».

Компетентностные задачи , развивающие творческие способности, содержат практическую или личную направленность. Цель таких задач в приобретении нового способа, метода, решения, приема с возможным переносом на другие предметы.

Таким образом, обучение рассматривается как креативный процесс создания каждым учеником образовательной продукции в изучаемых учебных предметах в условиях образовательной ситуации.

Образовательная ситуация:

Конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов

Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности решения образовательной ситуации.

hello_html_m7c770453.png

конспект " Современный урок"
  • Математика
Описание:

 В данном конспекте представлен современный урок, основу которого составляет системно-деятельностный подход.Ученик на уроке должен самостоятельно добывать знания, а учитель выступает как координирующее звено.

 В современном уроке  нет места репродуктивному способу получения знаний. 

 Самостоятельное добывание знаний требует от учеников планирования, контроля, оценки, коррекции своих знаний. Развитие этих навыков помогает учащимся и во внеурочной деятельности, ребята участвуют и становятся призерами городских конкурсов " Старт в науку", " Путь к успеху".

Автор Кулакова Ольга Ивановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 799
Номер материала 18915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓