Главная / Начальные классы / Конспект проекта по теме

Конспект проекта по теме

Конспект проекта.

Паспорт проектной работы.

Тема: Зимующие птицы нашего посёлка.

Руководитель проекта: Шнайдер Н.В.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: труд, рисование, литературное чтение, окружающий мир.

Состав проектной группы: учащиеся 3 –А класса

Тип проекта: информационно – исследовательский

Местообитание: сады и огороды населённого пункта.

Срок работы: ноябрь – январь

Оборудование: книги о птицах, журнал «Юный натуралист», определитель птиц, наблюдения, рисунки детей, фото, кормушки.

Проблемные вопросы проекта:

- какие зимующие птицы обитают в нашем посёлке, их внешний вид, образ жизни;

- чем питаются;

- информация о птицах, загадки, рисунки

Актуальность проекта:

Метод проектов – новый метод, который

-позволяет осуществлять личностно –ориентированное образование, индивидуальный подход,

- формирует активную самостоятельность и инициативную позицию учащихся,

-развивает исследовательские, рефлексивные умения и навыки;

-развивают познавательный интерес учащихся;

- реализует принцип связи обучения с практической деятельностью;

Ход проекта:

  1. Сбор материала, создание альбома.

  2. Загадки, рассказы о зимующих птицах нашего посёлка.

  3. Сбор корма для зимующих птиц.

  4. Изготовление кормушек.

  5. Подкормка птиц зимой.

  6. Наблюдение за птицами.

  7. Отчет - защита проекта

  8. Создание Портфолио проекта «Зимующие птицы нашего посёлка»

Введение.

Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших края? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:

  1. Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края.

  2. Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Объект исследования: зимующие птицы нашего посёлка.

Задачи: изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем посёлке; провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; сделать анализ и обобщить результат.

Этапы работы над проектом:

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ( 1 группа детей)

Задачи: изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются птицы зимой, как они приспосабливаются к зимним условиям.

SOS! SOS! Спасите! На помощь!

Эту телеграмму прислали нам птицы. Но чтобы помочь им, надо знать, какие птицы зимуют и чем кормятся. Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому –то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб (чёрный ржаной птицам вреден!) нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Перловую крупу, горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно поедают овсянку «Геркулес» и пшеничную. На ветках рябины трапезничают красногрудые снегири. Чижи и чечетки в течении всей зимы кормятся семенами березы, ольхи, ели, сосны, лиственницы.


Семена для птиц

подсолнечника

(все птицы)

овса

(овсянки, синицы)

арбуза

(синицы, поползни)

пшена, проса

(овсянки, воробьи,

синицы)

тыквы, дыни, кабачков

(поползни, синицы, воробьи)

кедровых орешков

( поползни, дятлы)

рябины, калины

(снегири, свиристели)

льна

(все птицы)

клевера

(щеглы, чечётки, воробьи, синицы)


Мы составили книжку «Зимующие птицы нашего посёлка», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года.

Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ (2 группа детей)

Задачи: сделать кормушки для птиц; следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке; провести фотосъемки.

Кормушки для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, балконе, приусадебном участке. При её устройстве не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из – под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан, засыпать корм и подвесить. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления ( и птица постоянно сыта, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку.

Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

  1. НАБЛЮДЕНИЕ (3 группа детей)

Задачи: понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке; подсчитать число птиц, прилетающих в течение одного часа; отмечать температуру воздуха в день наблюдения.

Какие птицы обычны на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, не больше, но постоянно крутятся возле дома. После домашних животных остаётся много несъедобного корма. Вот и доедают пернатые зерна за утками и гусями, да и из собачьих мисок стащить кусок не гнушаются .В общем, ведут весьма сытную жизнь. Самые постоянные гости – шустрые большие синицы .В сильные морозы появляются снегири. Иногда кормушки посещают и нарядные щеглы, уничтожая семена сорняков. Возможен визит веселой стайки свиристелей, они оповещают о своём прилёте громким серебристым свиристением. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в твоей столовой.

Самый частый и массовый гость – большая синица. Клюнула семечку и быстрее на ветку – закусывать. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

Таблица наблюдений Вишняковой Анастасии ( приложение 1 )

Цель: Подсчитать и сравнивать количество птиц, прилетающих к кормушке .

Выводы:

  1. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду.

  2. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

Заключение: проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

  1. В нашем поселке рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.

  2. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления. Число птиц посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в теплые края.

Наши наблюдения подтверждают гипотезу.


Рефлексия.

Стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.








ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица наблюдений Вишняковой Анастасии


Дата

Кол-во птиц, прилетавших к кормушке

Примечание

24.11.10

2

2 воробья

25.11.10

3

1 синица, 2 воробья

26.11.10

3

2 синицы, 1 воробей

27.11.10

5

5 воробьев

28.11.10

5

3 воробья, 2 синицы

29.11.10

7

4 синицы, 2 воробья, 1 сорока

30.11.10

15

10 синиц, 4 воробья, 1 сорока

01.12.10

14

6 синиц, 8 воробьев

02.12.10

9

5 синиц, 4 воробья

03.12.10

10

10 воробьев

04.12.10

13

9 воробьёв, 3 синицы, 1 сорока

05.12.10

15

стая воробьёв,

06.12.10

6

1 сорока, 2 синицы, 3 воробья

07.12.10

3

3 воробья

08.12.10

5

3 синицы, 2 воробья

09.12.10

6

2 синицы, 4 воробья

10.12.10

11

2 синицы, 1 сорока, 7 воробьев, 1

11.12.10

8

5 воробьёв, 3 синицы

12.12.10

13

1 ворона, 4 воробья, 7 синиц, 1 снегирь

13.12.10

4

2 синички, 2 воробья

14.12.10

7

3 синицы, 1 снегирь, 3 воробья

15.12.10

11

5 синиц, 4 воробья, 1 ворона, 1 сорока

16.12.10

14

6 синиц, 6 воробьёв, 2 снегиря

17.12.10

9

5 синиц, 3 воробья, 1 сорока

18.12.10

11

6 воробьёв, 4 синицы, 1 сорока

19.12.10

6

5 воробьёв, 1 синица

20.12.10

12

3 вороны, 6 синиц, 3 воробья

21.12.10

8

1 сорока, 5 воробьёв, 2 синицы

22.12.10

11

3 снегирей, 4 воробья, 4 синицы

23.12.10

13

7 синиц, 5 воробьёв, 1 сорока

24.12.10

6

2 синицы, 3 воробья, 1 снегирь

25.12.10

11

5 синиц, 6 воробьёв

26.12.10

10

1 снегирь, 1 сорока, 3 синицы, 5 воробьёв

27.12.10

9

1 снегирь, 3 синицы, 5 воробьёв

28.12.10

13

8 воробьёв, 4 синицы, 1 сорока

29.12.10

8

1 ворона, 1 сорока, 4 синицы, 2 воробья









Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом


п\п

этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Подготовка: выбор темы проекта, определение цели и содержание проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности

Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.

Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп

2

Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы.

Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта

3

Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

4

Выполнение проекта

Работают над проектом и его оформлением

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

5

Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков)

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочёты, формулируют выводы

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении

6

Презентация: защита проектов

Докладывают о результатах совместной работы

Оценивает работу учащихся






ПРИЛОЖЕНИЕ

Поползни.

В парке, в саду, у кормушек в стайке разных синиц можно увидеть поползня. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Среди птиц поползни самые лучшие лазуны. Помогает им в этом особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями. Всё теплое время года бегают эти птички по деревьям, выискивая насекомых вредителей. Зимой приходится садиться им на растительную диету. Кусочек несолёного сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для поползня лакомство. Окраска птички голубовато – серая, горлышко, грудь и брюшко – белые, от клюва идёт черная полоска. Хорошо описал поползня Павел Барто:

Голубая спинка, Вертит он головкой,

Ржавенький бочок, - Червяка проткнул,

По стволу осинки Из под черной бровки

За скачком скачок, - Искоркой сверкнул,

Поползень вертлявый Свистнул: «Эй, вы, дятлы!

Лазит вверх и вниз: Клювом вниз скачу….

В ствол залез дырявый, Вам такое вряд ли,

Клювом вниз повис. Дятлам, по плечу!»

Дятлы.

Дятел – птица заметная. Спина, крылья, хвост у него черные, будто на нём фрак надет. Горло, грудь, брюшко белые, а на голове яркая красная шапочка. Сидит на стволе дерева, вцепившись коготками в кору, и еще на хвост опирается. Хвост у дятла необычный: с заостренными на концах, очень твердыми перьями. Упираясь хвостом в неровности коры, дятел прочно держится на отвесном стволе. Такая прочность ему нужна, чтобы сильно долбить дерево. Ведь питается дятел червяками, жуками и другими насекомыми, которые портят дерево, прогрызая ходы в глубь ствола. Кроме того, у дятла есть удивительный язык, помогающий достать насекомое или личинку из любой узкой щели. Язык у дятла длиннее головы, тонкий и гибкий. Кончик языка острый, с зубчиками, направленными назад, похожий на рыболовный крючок. Проколотое таким языком насекомое не соскочит, и дятел его из любой щели вытащит.

Сорока.

Птица ловкая, умная, осторожная. Близко заметив человека, сразу поднимает шум. Далеко слышен её характерный стрекот. А затем видишь, как в воздух поднимается птица с белыми грудью и брюшком, чёрными крыльями и длинным чёрным хвостом. Такой хвост, длиннее тела, ни с каким другим не спутаешь.

Воробьи.

По – своему очень красива эта птичка. Чёрные пятна, коричневые полоски, беловатое брюшко – узор очень симпатичный. Воробей птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Если найдет где-нибудь что – то съедобное, то и сразу других воробьёв зовёт. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка. Когда воробью холодно, он распушает перышки, становясь похожим на меховой шарик. Не сразу сквозь пушистую защиту мороз доберётся. Воробей оставляет на снегу следы – крючочки, совершая прыжки сразу двумя лапками.

Голуби.

Перья на теле у неё тёмно – серые, с синеватым отливом – сизые. Так и называют городских голубей – сизари. Шея и грудь переливаются металлическим блеском, то изумрудно – зелёными, то нежно – розовыми оттенками. Ярко – оранжевый ободок у глаз и красные лапки довершают этот наряд.

Галки.

У галки голова как бы одета в большую пепельно – серую шапочку из перьев. По этой шапочке её сразу узнаешь. Остальное оперение – черное, с синеватым блеском.

Грач.

Грач весь в чёрном оперении, с пурпурно – синеватым отливом. Только белая кожица вокруг клюва.

Ворона.

У вороны голова, крылья и хвост черные, а всё тело серое. О воронах разговор особый. Нам кажется, что вороны в посёлке весь год одни и те же. Ученые с помощью кольцевания птиц установили, что многие наши вороны осенью улетают в более теплые места. Вот почему они в это время года собираются большими стаями. На их место к нам из северных краёв на зимовку прилетают другие вороны. А так как окраска у этих птиц одинаковая, то нам отличить их невозможно. Так что есть среди ворон и перелётные, и кочующие, и оседлые, то есть постоянно на одном месте живущие.

Снегири.

Настоящий снегирь с ярко – красной грудкой, в черной шапочке, с черным хвостом и крыльями. Приметная птица. Любит покормиться ягодой калины и рябины.

Весну, лето и осень снегири проводят в тени густых дремучих северных лесов, там и строят птицы свои гнезда. Гнездышко снегиря свито из тонких сухих прутиков, мха, лишайников и выстлано пухом и перьями. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, семена конского щавеля.

Синицы.

Чувствует приближение весны и большая синица. В феврале можно услышать её первую песню. Звук этой песенки такой, точно звонкий маленький молоточик стучит по стальной наковальне. Оперение синицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила темной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.



Конспект проекта по теме
  • Начальные классы
Описание:

Урок защита проекта  по окружающему миру"Зимующие птицы нашего посёлка" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века.Тип проекта информационно- исследовательский.Целью работы было  изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Задачи, которые ставили: изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем посёлке; провести наблюдения заповедением зимующих птиц; сделать анализ и обобщить результат.Метод проектов – новый метод, который -позволяет осуществлять личностно –ориентированное образование,  индивидуальный подход, - формирует активную  самостоятельность и инициативную позицию учащихся, -развивает исследовательские, рефлексивные умения и навыки; -развивают познавательный интерес учащихся; - реализует принцип связи обучения с практической деятельностью;

 

 

 

 

Автор Шнайдер Наталия Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 519
Номер материала 25657
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓