Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект проблемно-эвристического урока по ИЗО на тему "Жанры станковой живописи" (6 класс)

Конспект проблемно-эвристического урока по ИЗО на тему "Жанры станковой живописи" (6 класс)

Скачать материал

Конспект проблемно-эвристического урока.

 

Тема урока: Жанры станковой живописи

 

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; проектор; экран; интернет и энциклопедии по искусству, учебник Л. А. Неменская,  Изобразительное искусство,  Искусство в жизни человека, 6 класс.

 

Время реализации занятия: 45 минут

 

Цель урока:  расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

 

Задачи урока:

- Развитиие познавательных и творческих интересов у учащихся,

-  Активизация художественно-творческой деятельности учащихся;

 - Воспитание нравственно-эстетических чувств учащихся через знакомство с шедеврами мирового искусства.

 

Занятие проводится с использованием кейс-метода.

На уроке учитель исполняет роль ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли тьютора процесса сотворчества.

 

Ход урока

I.                   Организация класса

 

II.                Основная часть

1.     Постановка цели урока:

- Тема нашего урока «Жанры станковой живописи», мы вспомним известные вам жанры и их виды, познакомимся с новыми жанрами, а также создадим свою картинную галерею.

 

2.                 Повторение  прошлого материала:

Объяснение значения слов «станковая» , «живопись».

- Станко́вая жи́вопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).

 

-Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»

- Как вы думаете, что означает выражение «писать с живства»?

-Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

 

3.       Работа обучающихся с кейсом: (Приложение № 1. Кейс)

- Изучив материал кейса, мы должны ответить на вопрос:  «На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве?»

 

1).  Изучение материалов кейса;

 

Лист № 1. Пейзаж и его виды.

Пейзаж – это изображение природы, вида местности, ландшафта.

 

Лист № 2.  Портрет и его виды.

Портрет это изображение одного человека или группы людей.  Название этого жанра произошло от старо-французского выражения – воспроизводить что-либо точно, черта в черту, но живописец не только переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет, для художника важно не только выражение лица, но и состояние души, внутренний облик портретируемого.

Подумай. Почему один и тот же человек изображается разными      художниками по- разному?

Что мы называем автопортретом?

Автопортрет позволяет взглянуть на человека его же глазами. Рисуя автопортрет, художник никогда не лукавит, не льстит себе – ведь он тут и заказчик, и исполнитель.

 

Лист № 3. Натюрморт.

Натюрморт – это изображение вещей, своеобразный «портрет» вещи.

 Что еще может изображаться в натюрморте?

 

Лист № 4. Анималистический жанр это изображение животных. Это один из самых древнейших жанров в истории изобразительного искусства. В этом жанре работали такие знаменитые художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Петр Карлович Клодт.

 

Лист № 5. Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику

Исторический жанр. « Дела давно минувших дней» и герои прошлого оживают перед нами в произведениях этого жанра. Народ всегда славил своих защитников, об их подвигах еще в древности сложены песни и былины и в искусстве они так же нашли свое отражение. Таким образом, появился еще один жанр.

Батальный жанр. Его можно назвать «старшим братом» исторического жанра. Название произошло от французского слова «батай», что означает «битва» Что изображают картины батального жанра?

 

Лист № 6.  Мифологичекие, библейские жанры.

Мифологический жанр. Издавна люди поклонялись богам, приписывая их воле все, что не могли объяснить сами. Так рождались мифы. Чтобы выразить богам признательность, люди строили в их честь храмы, которые украшались фресками, мозаиками, скульптурами. Так в изобразительном искусстве возник мифологический жанр.

Библейский жанр. Он тесно связан с предыдущим – ведь в основе его темы сюжеты Библии, священной книги христиан.

 

2).  Формулировка проблемы

- Для чего же нужно  деление искусства на жанры?

 

Ответ, к которому нужно подвести:

- Понятие жанра в изобразительном искусстве помогает нам сравнить произведения между собой по содержанию, размышлять о них.

 

3). Выработка пути решения как правильно определить жанр станковой живописи.

- определить, что изображено;

- узнать содержание картины;

- вспомнить классификацию жанров станковой живописи.

 

Физминутка

Упражнения для улучшения осанки и упражнения для глаз.

 

Игра. Представьте, что вы хранители музейных ценностей. Необходимо картину, которая лежит у вас на столе, поместить в соответствующий зал. Название залов на магнитной доске (Пейзажи, Натюрморты. Портреты, Анималистический жанр,  Бытовой жанр, Исторический жанр, Батальный жанр, Мифологический жанр, Библейский жанр).    Репродукции, раздаются каждому учащемуся.

Учащиеся проверяют правильность размещения картин, дискутируют, доказывают свою правоту. Учитель должен подвести учащихся к мысли, что надо воспользоваться интернетом,  энциклопедиями для справок, чтобы уточнить содержание картины.

 

 Решение к которому нужно подвести учащихся:

- Границы между всеми жанрами условны, и всегда существуют произведения, определение жанров которых носит условный характер.

 

Практическое задание:

 Сегодня мы вспомнили основные жанры станковой живописи. И уяснили разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения? 

- Какой жанр вам понравился, запомнился, заинтересовал больше всех?

Используя в практическом задании  этот  жанров станковой живописи,   как художник расскажите нам о любимом времени года.  

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, её объём и качество.

 

Рефлексия:

-Что дает нам деление искусства на жанры?

- Что для вас было самым важным на этом уроке?

- Нарисовать смайлик, какое у тебя настроение в конце нашего  урока.

 

Используемые источники для разработки урока:

Власов В. Г., Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства,  т. 1, М., Лита, 2000, 864

Ф.С. Капица, Т.М. Колядич., Справочник школьника. История мировой культуры.            АСТ, Слово, Полиграфиздат , 2010, 608

Учебник Л. А. Неменская.  Изобразительное искусство.  Искусство в жизни человека. 6 класс. М., Просвещение, 2009, 175

Поисковые системы: Яндекс

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект проблемно-эвристического урока по ИЗО на тему "Жанры станковой живописи" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Занятие проводится с использованием кейс-метода.

 Конспект проблемно-эвристического урока.

 

Тема урока: Жанры станковой живописи

 

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; проектор; экран; интернет и энциклопедии по искусству, учебник Л. А. Неменская,  Изобразительное искусство,  Искусство в жизни человека, 6 класс.

 

Время реализации занятия: 45 минут

 

Цель урока:  расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

 

Задачи урока:

- Развитиие познавательных и творческих интересов у учащихся,

-  Активизация художественно-творческой деятельности учащихся;

 - Воспитание нравственно-эстетических чувств учащихся через знакомство с шедеврами мирового искусства.

 

Занятие проводится с использованием кейс-метода.

На уроке учитель исполняет роль ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли тьютора процесса сотворчества.

 

Ход урока

I.                   Организация класса

 

II.                Основная часть

1.     Постановка цели урока:

- Тема нашего урока «Жанры станковой живописи», мы вспомним известные вам жанры и их виды, познакомимся с новыми жанрами, а также создадим свою картинную галерею.

 

2.                Повторение  прошлого материала:

Объяснение значения слов «станковая» , «живопись».

- Станко́вая жи́вопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).

 

-Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»

- Как вы думаете, что означает выражение «писать с живства»?

-Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

 

3.       Работа обучающихся с кейсом: (Приложение № 1. Кейс)

- Изучив материал кейса, мы должны ответить на вопрос:  «На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве?»

 

1).  Изучение материалов кейса;

 

Лист № 1. Пейзаж и его виды.

Пейзаж – это изображение природы, вида местности, ландшафта.

 

Лист № 2.  Портрет и его виды.

Портрет это изображение одного человека или группы людей.  Название этого жанра произошло от старо-французского выражения – воспроизводить что-либо точно, черта в черту, но живописец не только переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет, для художника важно не только выражение лица, но и состояние души, внутренний облик портретируемого.

Подумай. Почему один и тот же человек изображается разными      художниками по- разному?

Что мы называем автопортретом?

Автопортрет позволяет взглянуть на человека его же глазами. Рисуя автопортрет, художник никогда не лукавит, не льстит себе – ведь он тут и заказчик, и исполнитель.

 

Лист № 3. Натюрморт.

Натюрморт – это изображение вещей, своеобразный «портрет» вещи.

 Что еще может изображаться в натюрморте?

 

Лист № 4. Анималистический жанр это изображение животных. Это один из самых древнейших жанров в истории изобразительного искусства. В этом жанре работали такие знаменитые художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Петр Карлович Клодт.

 

Лист № 5. Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику

Исторический жанр. « Дела давно минувших дней» и герои прошлого оживают перед нами в произведениях этого жанра. Народ всегда славил своих защитников, об их подвигах еще в древности сложены песни и былины и в искусстве они так же нашли свое отражение. Таким образом, появился еще один жанр.

Батальный жанр. Его можно назвать «старшим братом» исторического жанра. Название произошло от французского слова «батай», что означает «битва» Что изображают картины батального жанра?

 

Лист № 6.  Мифологичекие, библейские жанры.

Мифологический жанр. Издавна люди поклонялись богам, приписывая их воле все, что не могли объяснить сами. Так рождались мифы. Чтобы выразить богам признательность, люди строили в их честь храмы, которые украшались фресками, мозаиками, скульптурами. Так в изобразительном искусстве возник мифологический жанр.

Библейский жанр. Он тесно связан с предыдущим – ведь в основе его темы сюжеты Библии, священной книги христиан.

 

2).  Формулировка проблемы

- Для чего же нужно  деление искусства на жанры?

 

Ответ, к которому нужно подвести:

- Понятие жанра в изобразительном искусстве помогает нам сравнить произведения между собой по содержанию, размышлять о них.

 

3). Выработка пути решения как правильно определить жанр станковой живописи.

- определить, что изображено;

- узнать содержание картины;

- вспомнить классификацию жанров станковой живописи.

 

Физминутка

Упражнения для улучшения осанки и упражнения для глаз.

 

Игра. Представьте, что вы хранители музейных ценностей. Необходимо картину, которая лежит у вас на столе, поместить в соответствующий зал. Название залов на магнитной доске (Пейзажи, Натюрморты. Портреты, Анималистический жанр,  Бытовой жанр, Исторический жанр, Батальный жанр, Мифологический жанр, Библейский жанр).    Репродукции, раздаются каждому учащемуся.

Учащиеся проверяют правильность размещения картин, дискутируют, доказывают свою правоту. Учитель должен подвести учащихся к мысли, что надо воспользоваться интернетом,  энциклопедиями для справок, чтобы уточнить содержание картины.

 

 Решение к которому нужно подвести учащихся:

- Границы между всеми жанрами условны, и всегда существуют произведения, определение жанров которых носит условный характер.

 

Практическое задание:

 Сегодня мы вспомнили основные жанры станковой живописи. И уяснили разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения? 

- Какой жанр вам понравился, запомнился, заинтересовал больше всех?

Используя в практическом задании  этот  жанров станковой живописи,   как художник расскажите нам о любимом времени года.  

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, её объём и качество.

 

Рефлексия:

-Что дает нам деление искусства на жанры?

- Что для вас было самым важным на этом уроке?

- Нарисовать смайлик, какое у тебя настроение в конце нашего  урока. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 796 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1177
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 739
    • DOCX 49.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кан Лариса Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кан Лариса Алексеевна
    Кан Лариса Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 61615
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Педагог по изобразительной деятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 31 региона

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 122 человека из 54 регионов

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 198 человек из 61 региона

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов