Главная / Начальные классы / Конспект практического занятия «Чудо – ягода брусника».

Конспект практического занятия «Чудо – ягода брусника».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» с.Летка










Конспект практического занятия

«Чудо – ягода брусника».














Подготовила и провела

воспитатель

Попова Татьяна Павловна




2015г.

Конспект практического занятия «Чудо – ягода брусника».



Цель: Расширять представления детей о блюдах коми национальной кухни.


Задачи: Дать детям знания о ягодном кустарнике – брусника, о её ценных качествах. Конкретизировать знания о коми национальной пище. Воспитывать желание самим участвовать в приготовлении коми национальных блюд.


Предшествующая работа:

Беседа с детьми, рассматривание альбома с растениями (брусники) и составление описательного рассказа, чтение познавательной литературы, рисование растений нашего леса.


Словарная работа:

Брусника, брусничник, толокно, «тэська пув», «шома кисель», сочная, ароматная, горьковатая, рубиновая.


Ход занятия:

(Воспитатель встречает детей в коми сарафане).

В.- Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У коми народа принято гостей угощать да ласковым словом привечать. Припозднилась я сегодня, не успела приготовить угощение , чем же мне вас угостить? А чем можно угощаться? А что вы умеете делать? Может мы с вами вместе что - то приготовим?

В.- Я собиралась сегодня приготовить любимое лакомство моих внучат - бруснику с толокном (тэська пув) и хочу пригласить вас самим поучаствовать в приготовлении этого блюда. Если вы согласны, то милости прошу!

В.- Скажите, в какой республике мы с вами живём? (ответы детей).

Посмотрите на мою карту и скажите мне, почему наша коми край обозначен зелёным цветом? (ответы детей).

Наша коми земля богата лесами, вот поэтому и обозначена зелёным цветом. Какие растения встречаются в наших лесах? А какие растения мы видели в нашем лесу, когда ходили в гости к берёзоньке?

Посмотрите сюда и скажите мне, что за растение у меня есть?

(показываю кустик брусники). Что вы знаете об этом растении?

- Вы не представляете, какое это чудесное растение брусника. Брусника – это вечнозелёное растение. Зимой, раскопав снег, можно найти её кустики с блестящими живыми листиками. Весной, когда сойдёт снег, на кустиках появляются молодые побеги со светло – зелёными листочками. Цветёт брусника мелкими белыми цветочками, на месте которых появляются бледно – зелёные ягоды. За лето ягода наливается соком, а осенью ягоды станут ярко – красными .и только тогда их можно собирать.

Про чудесную ягоду брусничку народ создал легенду. Вот и вы послушайте.

Жил – был чёрт. Решил он сотворить чёрное дело, нашёл в лесу укромный уголок и принялся колдовать. Вначале появилось маленькое деревце с блестящими листьями. Затем его веточки чёрт украсил яркими красными ягодами. Красиво получилось! Но не красоты хотелось чёрту. Он замыслил злое дело и добавил в ягоды яд. Узнали об этом добрые силы, нашли опасный кустик и на каждой ягодке нарисовали крестик. И произошло чудо! Перестали ягоды быть ядовитыми, наоборот, стали полезными, и не только для лесных жителей – зверей и птиц, но и для человека.

Присмотритесь, и вы увидите на каждой ягодке брусники маленький крестик.

(ставлю на стол блюда с брусникой – свежей, мочёной, пареной).

В. -Бруснику можно есть и свежей, и мочить на зиму, и парить в печке – все витамины остаются в ягоде. Попробуйте бруснику со всех блюд и скажите, какая она на вкус, цвет? Какую форму имеют свежие ягоды (овальная, круглая, тёмно – красная, бордовая).

В. - А ещё про эту ягоду говорят, что она рубиновая, т.е. похожи на рубины, драгоценные камни ярко – красного цвета.

А может кто - то слышал о полезных свойствах брусники?

-Брусника считается лекарственным растением. Её ягоды содержат много витаминов, а чай, заваренный из листьев, помогает при различных заболеваниях.

- Вспомните, какие блюда можно приготовить, используя эти ягоды?(ответы детей).

- Мои детки очень любят чай с брусничным вареньем, пироги с брусникой, а брусничник готовы есть каждый день.

- Заговорила я вас. Давайте уже приготовим любимое лакомство моих внучат. Это блюдо очень полезное, сытное. Вкусное, легкое в приготовлении. А мы с вами знаем, что коми кухня легка в приготовлении. Пока я готовлю посуду, вы мне скажите, какие коми блюда вы знаете? (ответы детей).

В.- Для приготовления этого блюда я беру бруснику – можно мочёную, пареную, свежую. Мы приготовим из всех ягод. Затем я беру толокно. А вы знаете, что такое толокно? (ответы детей). Посмотрите оно похоже на муку, только светло – коричневого цвета. Его делают из овса, овёс сушат, прожаривают в печке, а затем перемалывают на жерновах и получается вот такая мука. Бруснику с толокном смешала – вот и готовое блюдо. Попробуйте! По коми это блюдо звучит вот так – «тэська пув». А ещё к этому блюду подавали кислый кисель. По коми называли –«шома кисель».

Он тоже очень лёгок в приготовлении. Я ставила опару –тесто для пирогов, пироги пекла с брусникой, а на донышке оставляла тесто, разбавляла немного водой, а затем заваривала крутым кипятком. Ела этот кисель сладкой водой от брусники. Вкуснота – то какая! Вот и мы сейчас его приготовим вместе с вами. (совместно с детьми делаем эти блюда).

- Вот и чай из листьев брусники поспел. Приглашаю всех за стол – чай пить с пирогами из брусники, «тэська пув» да «шома кисель» кушать.

(после чаепития дети делятся впечатлениями).

- Ну что, ребята, понравилось ли вам у меня в гостях. Если вам понравилось, то я вас приглашаю в следующий раз ко мне в гости. Научу я вас печь пироги на тонкой корке. Приходите не пожалеете, сами научитесь и других научите.



Конспект практического занятия «Чудо – ягода брусника».
  • Начальные классы
Описание:

Воспитание любви к родному краю, животному и растительному миру начинается с самого раннего возраста.Постепенное знакомство детей с жизнью и бытом коми народа подвело  меня к мысли познакомить детей с коми кухней. Одно из блюд коми народа - это чудо ягода брусника.Детям дала знания о ягодном кустарнике - брусника, о ее ценных качествах, конкретизировала знания о национальной пище, воспитывала желание участвовать самим в приготовлении коми блюд. Беседы с детьми во время рассматривания альбома с растениями , и составление описательных рассказов, чтение познавательной литературы. рисование растений нашего леса вызвало интерес детей.На занятии дети узнали какие блюда можно приготовить из брусники , о ее качествах,полезных свойствах.

Автор Попова Ангелина Егоровна
Дата добавления 23.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 413
Номер материала 56957
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓