Главная / Другое / Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему предметы движутся»

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему предметы движутся»


Конспект поисково-исследовательской деятельности

«Почему предметы движутся»

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

  1. Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «сопротивление» «трение»;

  2. Познакомить детей с приборами для наблюдения — лупой. Закрепить умение работать с лупой.

  3. Познакомить детей с физическим свойством предмета — понятие об электрических зарядах, показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

  4. Развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

  5. Доставить детям радость от показанных опытов и вызвать желание познавать окружающий мир.

  6. Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Материал и оборудование: небольшие машины. Пластмассовые или деревянные шары. Книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки. Кусочки мыла, стекла от микроскопа, листы бумаги, простые карандаши. Картинки с изображениями, подтверждающими пользу силы трения. Воздушный шарик. Шерстяной свитер. Пластмассовые ручки, палочки, кусочки бумаги. Чайная ложка молотого перца.   Чайная ложка соли. Бумажное полотенце.

Предварительная работа: с родителями - раздача буклетов, беседы о физических явлениях, просмотр мультфильмов, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций

Ход:

Воспитатель:

Вот уже несколько дней мне не дает покоя вопрос, почему предметы движутся? Вот, например, машина (показываю на примере игрушечной машинки) сейчас стоит, но может и двигаться. Что же заставляет ее двигаться?


Дети дают разные ответы

Воспитатель: давайте в этом разбираться:

1 научный стол: «Наши машины стоят, давайте заставим их двигаться».

 Дети толкают машины, тянут за веревочку.

Воспитатель: - Что заставило машину начать движение? (Мы потянули, толкнули.)

Как заставить двигаться шарик? (Надо его толкнуть.) Дети толкают шарик, наблюдают за движением.


- Игрушка-неваляшка стоит неподвижно, как она умеет двигаться? (Толкнуть, и она будет качаться.) Что заставило двигаться все эти игрушки? (Мы толкали, тянули, двигали).


F:\Гиззатулина 2015\DSCN2638.JPGF:\Гиззатулина 2015\DSCN2640.JPG


Воспитатель : - Кто заставлял сейчас двигаться машину, неваляшку, шарик? (Мы.)

Мы с помощью своей силы заставляли двигаться предметы, толкая их.

Мы поняли: сила — это то, что заставляет двигаться предметы.

Тогда почему, когда мы хотим заставить двигаться предметы, у которых нет колес, например стул, он сопротивляется и царапает пол?


2 научный стол: Дети  пробуют толкнуть слегка стул. Что наблюдаем:

(Тяжело двигается.)

- Попробуем подвинуть, не поднимая, любую игрушку. Почему тяжело перемещается? Попытайтесь легонько подвинуть книгу по столу. Почему она вначале не тронулась с места?

Стол и пол, стул и пол, игрушки и стол, книга и стол, когда мы их толкаем, трутся друг о друга. Возникает другая сила — сила сопротивления.

Она называется «трение». Царапины на полу от стула возникают из-за трения.

Никакая поверхность не бывает идеально ровной.

А поверхности мыла, стекла ровные и гладкие?

3 научный стол:

Воспитатель: Это надо проверить. Что нам может помочь рассмотреть поверхность мыла, стекла? (Лупа.) Посмотрите на поверхность мыла. На что она похожа? Зарисуйте, как выглядит поверхность мыла под лупой. Рассмотрите поверхность стекла и тоже зарисуйте.


- Вы убедили нас, что никакая поверхность не бывает идеально ровной. Почему на листе бумаги хорошо видны следы от карандаша, а на стекле — почти нет никаких следов? Попробуем написать на стекле.

Дети рисуют карандашом на стекле, а потом на бумаге.

F:\Гиззатулина 2015\DSCN2643.JPGF:\Гиззатулина 2015\DSCN2648.JPG


Где лучше виден след от карандаша — на стекле или бумаге? Почему? (Трение на шероховатых поверхностях сильнее, чем на гладких. Трение на стекле слабее, поэтому карандаш не оставляет на стекле почти никаких следов.)

Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам:

начинаем по – порядку нашу дружную зарядку!

Физминутка:

Начинаем бег на месте, финиш метров через 200!

Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали!

Руки вверх, руки вниз, на носочки потянись.

Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок.

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились!


- Как вы думаете, трение может быть полезным? В чем его польза?

Дети: (Шероховатые резиновые подошвы обуви позволяют нам двигаться по, не скользя; дороги и шины автомобилей имеют шероховатую поверхность — это препятствует заносам автомобиля и т. д.)

Дети рассматривают картинки о пользе силы трения.

«Что бы было, если бы не было силы трения?»

А в заключение я хочу вам показать несколько фокусов-опытов связанных с трением между предметами.


Опыт №1. Понятие об электрических зарядах. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд: положительный и отрицательный



Вывод:  В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Предлагаю детям самим поучаствовать в эксперименте. У детей лежат пластмассовые ручки и кусочки бумаги. Дети выполняют опыт-фокус трут ручку о волосы и прикладывают к бумаге.

F:\Гиззатулина 2015\DSCN2657.JPGF:\Гиззатулина 2015\DSCN2662.JPG

Опыт №2. Способ разделения перемешанных соли и перца.

Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Стелим на столе бумажное полотенце. Высыпаем на него перец и соль и тщательно их перемешиваем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на стол

 Вывод:  В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Рефлексия:

Ребята, мне очень понравилось с вами исследовать и

на память о сегодняшней встрече я хочу подарить вам фото о наших экспериментах, которое мы сейчас сделаем.











Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему предметы движутся»
  • Другое
Описание:

Предлагаемый конспект поисково-исследователькой деятельности показывает, насколько интересна может быть работа с детьми. Дети активно откликаются на экспериментирование, им очень нравится проводить опыты, участвовать в этом самостоятельно. У них непроизвольно рождаются интересные выводы, умозаключения. В обсуждении проявляются ненстандартные решения. Данный материал может вызвать интерес у практических работников, его можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной с воспитателем или самостоятельной деятельности детей. Материал может быть полезен и родителям.

Автор Гиззатулина Наталья Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1006
Номер материала 43320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓