Тема: Экономическая сущность валового дохода
ПОП
1.Понятие валовой доход
2.Состав валового дохода
3.Измерение валового дохода.
1.Понятие валовой доход
Валовой доход — общая сумма дохода предприятия от всех видов
деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах. Валовой доход
включает: общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе
вспомогательных и обслуживающих производств;
·
доходы от продажи ценных
бумаг;
·
доходы от осуществления
банковских, страховых и других операций по оказанию финансовых услуг;
·
доходы от торговли
валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и
требованиями;
·
доходы от совместной
деятельности и в виде дивидендов.;
·
доходы, не учтенные в
исчислении валового дохода периодов, предшествующих отчетному, и выявленные в
отчетном периоде;
·
сумм безвозвратной
финансовой помощи, полученной предприятием, стоимости товаров (работ, услуг),
безвозмездно предоставленных предприятию;
·
сумм неиспользованной
части денежных средств, которые возвращаются из страховых резервов;
·
сумм средств страхового
резерва, использованных не по назначению;
·
стоимости материальных
ценностей, переданных предприятию согласно договорам хранения и использованных
им в собственном производственном или хозяйственном обороте.
2.Состав валового дохода
В состав валового дохода не включаются:
·
суммы акцизного сбора,
налога на добавленную стоимость, полученные (начисленные) предприятием в
составе цены продажи продукции (работ, услуг);
·
суммы денежных средств или
стоимость имущества, полученные предприятием в качестве компенсации
(возмещения) за принудительное отчуждение государством имущества предприятия;
·
суммы денежных средств в
части излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей;
·
Дополнительное пенсионное
обеспечение (пенсионный план) — это порядок управления и размещения накопленных
пенсионных добровольных взносов работников предприятия.
·
суммы денежных средств или
стоимость имущества, поступающие предприятию в виде прямых инвестиций или
реинвестиций в корпоративные права;
·
суммы доходов,
накапливаемые на пенсионных счетах в пределах механизма дополнительного
пенсионного обеспечения;
·
стоимость основных фондов,
бесплатно полученных предприятием с целью осуществления их эксплуатации.
Величина валового дохода предприятия зависит от
количества продаваемых результатов производства (продукции, товаров, работ,
услуг) и от цены единицы каждого вида продаваемой продукции. Таким образом,
процесс формирования дохода может быть представлен по одному виду продукции
формулой:
Д=ЦxQ
где: Д — доход предприятия, грн.;
Ц — цена продажи продукции (товара, работ, услуг),
грн.;
Q — количество проданной продукции (товара, работ,
услуг), нат. ед. изм.
Данная формула наглядно показывает зависимость дохода
предприятия от цены и объема продажи продукции.
На размер дохода от продажи продукции (товаров, работ,
услуг) оказывают влияние следующие факторы:
·
в сфере производства:
объем производства, цена и качество продукции, ее ассортимент, ритмичность
выпуска и др.;
·
в сфере обращения:
ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных
документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные
формы расчетов, уровень цен;
·
вне сферы деятельности
предприятия: нарушения условий договоров поставщиками материально-технических
ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции
из-за отсутствия у покупателя средств и т. д. Валовой доход предприятия
3.Измерение валового дохода.
Валовой доход предприятия измеряется в абсолютных
и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход
характеризуется суммой, выраженных в денежных единицах, в относительных
величинах- уровнем .Уровень валового дохода рассчитывается как отношение суммы
валового дохода к валовому товарообороту, выраженное в процентах:
У в.д = ВД : ВТ х 100
Где ВД- сумма валового дохода
ВТ- валовой товарооборот
На предприятии питания рекомендуется исчислять
валовой доход по продукции собственного производства и покупным товарам. Расчет
уровня валового дохода по продукции собственного производства рекомендуется
проводить по формуле
У в.д. =_У в.д х А.в.д х 100
Д п.с.п(Ав.д-1)+100
Где А в.д –соотношение уровня валовых
доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по
покупным товарам, %.
Д п.с.п – доля собственной продукции в товарообороте
(базисная), %.
Уровень валового дохода по покупным товарам
можно рассчитать следующим образом :
У в.д (п.т)=У в.д (п.с.п) : А в.д.
Как известно, за счет валового дохода
предприятия питания уплачиваю акцизы, налог на добавленную стоимость,
производят отчисления в различные бюджетные фонды. В связи с этим необходимо
определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия,
или чистый валовой доход. Его величину можно определить так:
ЧВД=ВД-ОС-А-БФ,
Где ЧВД- чистый валовой доход, млн тнг;
ОС- отчисления на пополнение оборотных средств
,млн тнг;
А- акцизный налог;
БФ- отчисления в бюджетные фонды.
Чтобы найти уровень чистого валового дохода,
следует его сумму разделить на валовой товарооборот и умножить на 100:
У в.д =ЧВД : ВТ х 100
Одним из источником дохода предприятия
является торговая надбавка. Её величина должна покрыть величину издержек
обращения предприятия питания. Торговые надбавки устанавливаются в процентах
оптовой свободно-отпускной цене. Предприятие питания самостоятельно
рассчитывает торговую надбавку ( но не выше предлагаемого размера) исходя из
издержек, установленных налогов и налоговых платежей и прибыли. При определении
средней торговой надбавки рекомендуется использовать следующие формулы:
Тн =ИО +К+Р+Н+СО,
Где Тн- уровень торговой надбавки, %
ИО- плановый уровень издержек обращения, кроме
процентов за кредит, %
Н- налоги и отчисления ,% к товарообороту;
СО- отчисления на пополнения собственных
оборотных средств в % к товарообороту;
К- проценты за кредит в % к товарообороту;
Р- рентабельность в % к товарообороту.
Другим важным элементом валового дохода
предприятия питания является наценка на продукцию собственного производства и
покупные товары.
Размер наценок зависит от категории
предприятия, места и времени реализации собственной продукции и покупных
товаров. Наценка на продукцию общественного питания предназначена для покрытия
издержек производства предприятия. Она устанавливается в % к розничной цене.
По размеру наценок предприятия питания делятся
на шесть категорий:
Расчетный уровень наценки может быть определен
на основе себестоимости и нормативного уровня рентабельности:
Унац=РУи+РУр ,
где РУи – расчетный уровень издержек
производства и обращения (РУи=П:Сх100)
РУр- расчетный уровень рентабельности;
И-фактические издержки за период,
предшествующий планируемому;
С-стоимость сырья в розничных ценах за период , предшествующий
планируемому : С=Т-Н,
Где Т-товарооборот за период, предшествующий
планируемому;
Н-наценка за это же период;
Расчетный уровень рентабельности определяется
по формуле
РУр=П:Сх100
Где П -прибыль.
В свою очередь прибыль определяется так:
П=РхТ:100 ,
Где Р- рентабельность товарооборота (норматив
или рентабельность предшествующего периода).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.