Главная / Классному руководителю / Конспект по технологии по теме "Архангельские козули"

Конспект по технологии по теме "Архангельские козули"


Предварительная работа:

  1. Поиск детьми информации по северным козулям, пользуясь ссылками, предоставленными учителем. (см.Приложение № 1)


Цель: Познакомить детей с северными козулями и техникой их украшения.

Задачи:

Обучающая:

  • Способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Севера.

  • Познакомить детей с элементами северного орнамента.

  • Пополнить словарь детей новыми словами краеведческой тематики «козуля», «козульник», «козульница», «колядка»

Развивающая:

  • Развивать воображение, мышление, творческие возможности детей.

  • Развивать интерес к предмету, познавательный интерес.

  • Развивать у детей навыки и умения работы с пластилином, глазомер, мелкую моторику.

Воспитывающая:

  • Воспитывать эстетику и культуру труда, художественный вкус.

  • Воспитывать аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.

  • Воспитывать любовь к культуре Севера, к традициям своего народа.



Тип урока – комбинированный.

Методынаглядные, словесные, практические, частично-поисковые.

Приёмы и формы работыфронтальная беседа, практическая работа.

Оборудование, наглядность:

  • Архангельская область «Словарь-справочник для младших школьников»

  • Сборочная схема. (см. Приложение № 4)

  • Пластилин, стека, подкладочный лист.

  • Шаблоны (см. Приложение № 2)

  • Термины краеведческого характера.

  • Бумажное изображение козули – «дом» (см. Приложение № 5)

  • Мультимедийная презентация. (см. Приложение № 3)

















Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобятся:

а) пластилин;

б) стека;

в) подкладочный лист;

- Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать своё рабочее место?(Ответы детей). Как правильно пользоваться стекой?

2. Викторина по мультимедийной презентации.

Те из вас, кто посмотрел ссылки в Интернете, посвящённые северным козулям, сможет нам помочь, ответив на вопросы викторины.

1 вопрос: От какого слова образовано название «козули»? (см. Приложение №3, слайд 2)

Точно неизвестно: название «козули» происходит от слова «коза» - коза являлась символом достатка в доме или от «косули», то есть оленя, самого важного в старину зверя на Севере. Изготовление козуль символизировало благополучие семьи.

Посмотрите в «Словаре-справочнике для младших школьников» значение слова «козуля». Как называют людей, делающих козули? (на доске- новые слова)

2 вопрос: Какой район Архангельска является родиной козули? (см. Приложение № 3 , слайд 3)

Родиной архангельского пряника является Соломбала - район мастеровых. Начало развитию этого вида кулинарного искусства было положено когда-то купцом Брандтом, который построил в Архангельске крупный сахарный завод.  Из Америки в Архангельск стали завозить сахарный тростник и город надолго стал центром сахарной торговли в России.  Из сахара делали патоку, которую добавляли в пряничное тесто, от чего то приобретало коричневый оттенок. Первые настоящие "козули" появляются в Архангельске в XIX веке - с цветной глазурью из кармина и амаранта, с коричневым тестом.  Рецепты изготовления "козуль" держались в строгом секрете, но спустя время они были успешно обнародованы и козульный промысел становится всеобщим и общедоступным.  Появляются даже специальные магазины, которые торгуют только всем необходимым для изготовления "козуль" - сахаром, мукой, медом, корицей, имбирем, орехами, яйцами. Архангельск и в наше время трудно представить без "козуль".

3 вопрос: Из чего делают козули? Какой формы они могут быть? Как украшают козулю? (см. Приложение № 3 , слайд 4)

Козули - изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Козуль также принято считать разновидностью пряников - изумительных форм и цвета. Олени и елочки, рыбки и птички, деды морозы и снегурочки, всевозможные домики - с глазурью и без, с медом и корицей - все это архангельские пряники которые, конечно же, надо пробовать, чтобы узнать что же это такое на самом деле.

Изготовление козуль было семейным занятием. Мужчины делали из узких полосок кровельного железа специальные формы-резцы - контурные изображения тех или иных животных, птиц. Женщины готовили замешенное на патоке тесто (теперь для цвета употребляют пережженный сахар). Украшали - "расписывали" пряники всей семьей - взрослые и дети. Секреты приготовления теста, сахарной глазури хранили строго и передавали только родне.

Особенно берегли старинные формы. До сих пор потомственные мастерицы пользуются ими или их копиями, благодаря чему сохранили древнейшие мотивы изображений и особенности стиля старых пряников. Обобщенный выразительный силуэт передает самое характерное в фигуре - человек обычно изображается в фас, животное - в профиль. Изображения монументальны, замкнуты, статичны. Внизу – обязательная полосочка "земли", скрепляющая хрупкий материал. Такой пряник удобно взять в руки, его можно поставить.

4 вопрос: На какой праздник делают это чудесное лакомство? Теперь для чего выпекают козули? (см. Приложение № 3 , слайд 5)

Раньше козули пекли лишь на крупные праздники - Рождество и Новый Год. А ещё клали на стреху избы, дарили молодоженам как залог будущего плодородия и плодовитости. Ну, и просто ели, конечно.

Спрос на козули сегодня большой. Они и своеобразный сувенир, и предмет коллекционирования. Лучшие экспонируются на выставках. Также изготовленные козули детьми используются как игрушки.

5 вопрос: Какие обычаи находят продолжение в архангельских козулях? (см. Приложение № 3 , слайд 6)

Существовал обычай - сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видном месте - в красный угол, на полку с посудой или в буфет.

Козулям приписывали магические свойства. Кто даст пирога - тому - двор живота, а кто даст рогушек - тому - двор телушек! - распевали колядующие ребятишки и славили праздник и хозяев дома. Посмотрите в «Словаре-справочнике для младших школьников» значение слова «колядка».

А тем в ответ приходилось "отдариваться": заранее приготовленные для этого случая козульки уже красовались на столе. Подобные обычаи известны и у других славянских народов и восходят к древнему обряду встречи нарождающегося солнца. Многие старинные северные предания говорят о том, что дневное светило возвращается весной в виде коня или оленя. Вот откуда в народных сказках золотая грива коня и золотые рога оленя - они символизируют свет солнца, дающего жизнь и тепло. Конь, олень, птица, женская фигура - главные "персонажи" пряника, обладающие магическими свойствами. Интересно, что еще в 20-30-е годы нашего века девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его украшения. Считалось, что пряник козуля приносит удачу. Народ верил, что если девушка сама испечёт козулю, а потом подарит ее юноше, то в следующем году она обязательно выйдет замуж. Большую козулю дарили сразу для всей семьи. Считалось, что она принесет в дом удачу, станет его оберегом.

 Сегодня древний смысл пряников забыт, а круг их изображений расширился за счет современной новогодней тематики: Дед Мороз, Снегурочка, усыпанная снегом елка. Сколько потомственных мастериц в городе (а их, как показала прошедшая недавно в Архангельске выставка "Северные козули", около 20 человек), столько и приемов украшения. Появились новые способы украшения козуль (см. Приложение № 3 , слайд 7) Пряники Анастасии Григорьевны Сташевской более утонченные и изысканные по декоративному убранству, хотя сюжеты и стиль остаются традиционными. Она покрывает печенье целиком белой или цветной глазурью и уже по этому фону наводит узоры в виде кружевных сахарных струек, ими же прорисовывая детали. Рельефно выделяются рога оленя, борода и усы Деда Мороза, грива коня. Сказочность пряника дополняется "инеем". У опытных архангельских мастериц есть молодые ученицы: родственницы, соседки, знакомые. Подчас они весьма изобретательны и придумывают не только небывалые сюжеты, но и новые способы украшения. Одни "пишут" по темному фону, добиваясь многоцветной узорности пряника, другие рельефно наращивают кружевной сахарный узор, третьи режут тесто свободно, от руки, давая простор фантазии, а ее им не занимать. Жаль только, что расширение круга тем и свободная трактовка сюжетов приводят нередко к забвению традиционного стиля архангельских пряников.

Подведение итогов викторины.

3. Обсуждение последовательности выполнения работы.

Мы сегодня с вами тоже будем украшать козули орнаментом. Что такое орнамент? (Ответы детей).

- Правильно, в переводе с латинского «орнамент» означает «украшение», «узоры».

- Давайте рассмотрим северный орнамент. Для него характерны криволинейные узоры в виде точек, завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.

- В украшении важное место занимает и цвет.

- Какие цвета используются чаще в северном орнаменте?

(Белый, розовый, желтый, голубой, зелёный.)

Перед вами сборочная схема, (см. Приложение № 4) давайте разберём последовательность действий.


4. Самостоятельная работа учащихся.

Дети выбирают формы по интересам: птичка, лошадка, олень и начинают работу по оформлению козули орнаментом.



4.Выставка работ.


5. Анализ работ.


6. Итог занятия.

Я приготовила для вас всех такую большую козулю – наш «дом», для того, чтобы она принесла всем нам удачу и стала нашим оберегом, украсим её элементами орнамента.

Если вам понравилось украшать козули - украсьте её белыми зигзагами, если вы хотите ещё дома сделать самостоятельно козулю – украсьте её розовыми украшениями, если вам показалось работа трудноватой – украсьте её голубыми точками.

Спасибо всем за ваши красивые изделия! Оберег- «дом» - будет храниться в нашем классе.


Конспект по технологии по теме "Архангельские козули"
  • Классному руководителю
Описание:

Цель: Познакомить детей с  северными  козулями и техникой их украшения.

Задачи:

Обучающая:

  • Способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Севера.
  • Познакомить детей с элементами северного орнамента.
  • Пополнить словарь детей новыми словами краеведческой тематики «козуля», «козульник», «козульница», «колядка»

Развивающая:

  • Развивать воображение, мышление, творческие возможности детей.
  • Развивать интерес к предмету, познавательный интерес.
  • Развивать у детей навыки и умения работы с пластилином, глазомер, мелкую моторику.

Воспитывающая:

 

  • Воспитывать эстетику и культуру труда, художественный вкус.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
  • Воспитывать любовь к культуре Севера, к традициям своего народа.
Автор Алферова Вера Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 383
Номер материала 39062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓