Главная / Технология / Конспект по технологии на тему

Конспект по технологии на тему

5 класс

Тема: «Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления»

Цели урока:

  1. сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ;

  2. познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ;

  3. воспитывать чувство ответственности;

  4. прививать навыки аккуратности в работе.

Материальное обеспечение:

  • плакаты по технике безопасности,

  • инструкции,

  • журнал по технике безопасности,

  • ручные иглы,

  • ножницы,

  • напёрсток,

  • сантиметровая лента,

  • лекала,

  • манекен,

  • колышек,

  • булавки,

  • резец,

  • портновские мелки.

Техническое обеспечение:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, наблюдение, практическая работа.

Словарная работа: ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

1.Оргмомент. 2. Повторение пройденного материала. 3.Объявление темы урока. Постановка учебных задач. 4.Объяснение нового материала. 5.Практическая работа «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемые при выполнении ручных работ». 6.Организация рабочего места.

7. Закрепление изученного материала. 8.Анализ и оценка урока.



Ход урока



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

  • Приветствие;

  • Контроль посещаемости;

  • Заполнение учителем классного журнала;

  • Проверка рабочей одежды и готовности к занятию;

  • Настрой учащихся на работу;

  • Доведение до учащихся плана урока.


2.Повторение пройденного материала.

- Вопросы для повторения:

  1. Из каких растений можно получить ткань?

  2. Какие ткани получают из конопли и крапивы?

  3. Что такое ткачество?

  4. Что такое основа, уток, кромка?





  1. Как переплетаются нити?



  1. Сколько сторон у ткани?

  2. Как определить направление нити основы?




-Из льна и хлопка.

- Натуральные.

- Это получение ткани.

- Основа-это нити, идущие вдоль ткани.

- Уток- это поперечные нити в ткани.

- Нити переплетаются вдоль и поперек.

- Две стороны.

- Нити основы ткани можно определить по кромке, по степени растяжения и по основной нити.

3.Объявление темы урока. Постановка учебных задач.

- Это первый урок нового раздела, поэтому начать его следует со знакомства с понятием “ручные работы”, правильной посадкой при их выполнении, с правилами безопасного труда. А так же, с инструментами (ручные иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента) и приспособлениями (манекен, лекала, колышек, булавки, резец) для выполнения ручных работ.


4.Объяснение нового материала.

- Ручные работы – это операции временного назначения по соединению деталей до обработки их на швейной машине:

  • смётывание различных срезов;

  • примётывание мелких деталей к основным;

  • замётывание низа изделия и т.д.

- К ручным работам относят также операции постоянного назначения – пришивание пуговиц, обмётывание срезов и др.

Презентация. Инструменты и приспособления. (Во время презентации – демонстрация инструментов и приспособлений, имеющихся в мастерской)

- (Слайд №1) Для ручных работ необходимы инструменты и приспособления. Давайте подробнее познакомимся с ними, их применением.

- (Слайд №2) Отгадайте загадку и вы узнаете название главного инструмента, без которого не может обойтись швея.

Тонка, одноуха, остра. (Игла)

- Игла — это тонкий металлический стержень, изготовленный из высококачественной стали, с заостренным концом и ушком для вдевания нити. Иглы должны быть острыми, упругими, неломкими, гладкими.

- Иглы различают по диаметру (толщине), длине, по величине ушка. В зависимости от диаметра стержня иглы бывают различных номеров: №1-3 – для изготовления изделий из плательных тканей (шёлк, хлопок, шерсть); № 3-5 – для изготовления изделий из костюмных тканей.

- Иглы нечётных номеров длиннее, чем иглы чётных номеров.

- (Слайд №3) Следующая загадка:

Два конца, два кольца, посередине гвоздь, да и тот насквозь. (Ножницы)

- Ножницы. Это инструмент, предназначенный для раскроя деталей одежды, отрезания концов ниток. Ножницы должны закрываться без резкого звука, а их лезвия — хорошо резать по всей длине

- (Слайд №4) Виды ножниц. А, знаете ли вы, что первые ножницы были изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.

- Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя “специализация”: для кожевников, парикмахеров, лекарей... Различаются они и по размеру — от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.

- Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метров в минуту.

- Самые совершенные — лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам.

- (Слайд №5) Следующая загадка:

Из этого ведёрка,

Нельзя воды напиться. (Напёрсток)

- Напёрсток. Это колпачок, выполненный из пластмассы или стали, покрытый тонким слоем меди или алюминия. Наперсток – это инструмент, предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань.

- (Слайд №6) На поверхности наперстка имеются углубления, расположенные в шахматном порядке, которые препятствуют соскальзыванию иглы. Наперсток подбирают соответственно толщине среднего пальца правой руки так, чтобы он плотно охватывал палец.

- (Слайд №7) К инструментам также относится - сантиметровая лента.

- Сантиметровая лента. Это мягкая лента с нанесёнными на ней сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Длина ленты равна 150 см. Применяют её для снятия мерок с фигуры человека, измерения ткани и деталей изделия.

- (Слайд №8) При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.

- (Слайд №9) Загадка.

Остра, как игла,

А шить не годится. (Булавка)

- Булавки - это приспособление. Это иглы с металлическими или стеклянными головками. Их используют для скалывания, смётывания деталей при переводе линий с одной детали на другую. Длина булавок – 3-4 см. Они должны быть тонкими, хорошо отшлифованными (гладкими).

- (Слайд №10) Виды булавок.

- (Слайд №11)

- Лекала- это детали изделия, вырезанные из картона или плотной бумаги. Данное приспособление применяют для нанесения контрольных знаков на ткани, линий карманов, вытачек, мягких складок и т.д.

- (Слайд №12) Виды лекал.

- (Слайд №13)

- Колышек- это костяной, деревянный или металлический стержень с заострённым концом. Это приспособление применяют для выправления углов пояса, бретели, воротника, петель, различных фигурных швов, а также для удаления ниток.

- (Слайд №14)

- Резец- это приспособление в виде металлического диска с острыми зубцами, прикреплённого к рукоятке.

- Применяют для перенесения линий и знаков с лекал из бумаги или с деталей из тонких тканей на соответствующие парные детали.

- (Слайд №15)

- Портновские мелки- приспособление. Это небольшие плоские кусочки мела треугольной или круглой формы разных цветов. Применяют для нанесения линий на ткань или другой материал во время раскроя и примерки. Для получения тонких линий края мелков затачивают.

- (Слайд №16) Виды мела. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом.

- (Слайд №17)

- Манекен- приспособление. Это фигура в виде человеческого туловища. Используют для примерки одежды как при шитье, так и в готовом виде. На манекенах проверяют правильность стачивания боковых и плечевых швов, в горловину, рукавов в проймы.

Физминутка «Это я»

Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб.

Движения
Показывают сначала левый глаз, потом -правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого.
Левой рукой показывают рот, правой — нос. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.
Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.


- Смотрят на экран и слушают.

























































































































































































































































































































- Выполняют движение.

5.Практическая работа «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ».

Закрепление изученного материала.

Таблица. Классификация инструментов и приспособлений.

Приложение 1.

- Заполните таблицу.

- Заполняют таблицу на листочках, которые раздал учитель.

6.Организация рабочего места.

- Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Рабочим местом принято называть участок мастерской, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.

Презентация. Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

- (Слайд №1) Следует помнить, что при выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности.

- (Слайд №2) 1.Опасности в работе:

  • повреждение пальцев иглой или булавкой;

  • травма руки ножницами;

  • травма глаз.

- (Слайд №3) 2.Что нужно сделать до начала работы:

  • сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;

  • положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

- (Слайд №4) 3.Что нужно делать во время работы:

  • следить за правильной посадкой;

  • содержать в чистоте и порядке рабочее место;

  • вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

  • надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

  • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

  • передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

- (Слайд №5) 4. Что нужно сделать по окончании работы:

  • посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;

  • убрать рабочее место.


7.Закрепление изученного материала.

- Беседа с учащимися по общей технике безопасности с последующей росписью учащихся в журнале по технике безопасности.


- Расписываются в журнале по технике безопасности.

8.Анализ и оценка урока.

Анализирует урок, делает необходимые замечания. Ставит оценки в журнал и дневники, аргументируя их .


- Убирают рабочее место.

Домашнее задание: § 3, стр.14 – 21. Повторить общие правила по технике безопасности. Инструменты и приспособления.







Конспект по технологии на тему
  • Технология
Описание:

5 класс

Тема: «Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления»

Цели урока:                                                                                                

  1. сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ;

  2. познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ;

  3. воспитывать чувство ответственности;

  4. прививать навыки аккуратности в работе.

Материальное обеспечение:

  • плакаты по технике безопасности,
  • инструкции,
  • журнал по технике безопасности,
  • ручные иглы,
  • ножницы,
  • напёрсток,
  • сантиметровая лента,
  • лекала,
  • манекен,
  • колышек,
  • булавки,
  • резец,
  • портновские мелки.

Техническое обеспечение:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, наблюдение, практическая работа.

Словарная работа: ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

1.Оргмомент.                                                                                                                                                                                                      2.  Повторение пройденного материала.                                                                                                                                      3.Объявление темы урока. Постановка учебных задач.                                                                                                               4.Объяснение нового материала.                                                                                                                                              5.Практическая работа «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемые при выполнении ручных работ».                                                                                                                                                             6.Организация рабочего места.

7. Закрепление изученного материала.                                                                                                                                                                                     8.Анализ и оценка урока.

Автор Никитина Анастасия Анатольевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 441
Номер материала 13440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓