Урок по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в
предложном падеже.
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями употребления
существительных в предложном падеже и правописанием окончаний. Формировать
навык правописания окончаний существительных в родительном, дательном,
винительном и творительном падежах.
Организационный момент
Игра «Да - нет»
- Отгадайте загадку. Он всегда со своим помощником. И
названия у них очень похожи. Кто он и кто его помощник? (предложный падеж и
предлог)
- Где вы отдыхали летом? (Ответы записываются на доске: в
деревне, на море, в лагере)
- О чем вы мечтаете? (о кукле, о смелости, о медали
на соревнованиях)
- В каком падеже стоят существительные? (в предложном).
- Какие окончания у существительных? (безударные)
- Сформулируйте тему урока (Правописание безударных
окончаний имен существительных в предложном падеже)
Запишите в тетрадь число, сегодня
одиннадцатое декабря, классная работа.
Повторение изученного
Игра «Мои друзья»
У учеников существительные с предлогами в родительном,
дательном, винительном, творительном и предложных падежах.
- Приглашаю друзей – имена существительные 1 склонения в
родительном падеже, 2 склонения в дательном падеже, и т.д.
Работа по теме урока
- Кто не был моим другом? Выходите друзья, давайте
познакомимся с вами. Существительные, какого склонения и в каком падеже? С
каким предлогом употреблены? Вывесить слова на
доску
- Вспомним тему урока – Правописание безударных
окончаний имен существительных в предложном падеже.
- Цель какая на уроке? Научится правильно писать
окончания имен существительных в предложном падеже.
- Что для этого нужно сделать? Составить паспорт
падежа.
паспорта предложного падежа
- Заполните группой те значения признаков, которые уже
знаете.
- Все ли значения получилось заполнить?
С окончаниями должна возникнуть
проблема
- Чтобы узнать окончания каждого склонения, что нужно
сделать? Расселить по склонениям.
- Давайте расселим их по склонениям и выделим окончания. В группах, карточки
жёлтого цвета.
- Проверим. Ученики называют слова каждого склонения, на
доске они помещаются в нужный столбик.
- Что заметили? (в 1 склонении окончание –е, во 2 -
–е, –о, в 3 - –и).
- Что еще заметили? (существительные: пальто, метро –
не склоняются).
- Что значит, не склоняются? (имеют для всех падежей
одну и ту же форму, т.е. не меняют окончание).
- Сделайте вывод об окончаниях существительных в
предложном падеже.
Существительные в предложном падеже 1 и
2 склонения имеют окончание –е, 3 склонения окончание –и.
Записать в тетрадь словосочетания по
склонениям.
- Запишите в тетрадь предложение. Машины служат человеку на
суше и в море.
- Разберите его по членам предложения.
В предложении говорится о машинах – это подлежащее,
машины (что делают?) служат – это сказуемое. Задаем вопросы от подлежащего и
сказуемого к другим членам предложения.
Служат (кому?) человеку – Д.п.
Служат (где? на чём? в чём?) на суше, в море – П.п.
- Каким членом предложения являются существительные в
П.п.? (второстепенным)
- Проверим паспорт падежа.
Объект
|
Имя признака
|
Значение признака
|
Предложный падеж
|
Вопрос
|
О ком? О чём?
|
Предлоги
|
О, в, на, об, при
|
Окончание 1 склонения
|
е
|
Окончание 2 склонения
|
е
|
Окончание 3 склонения
|
и
|
Роль в предложении
|
Второстепенный член
|
Закрепление
Работа в группах игра «Расселение»
Даны существительные в предложном падеже, распределить их
на три групп по склонениям, вставить пропущенные окончания, записать в тетрадь.
на
палуб…
|
на
палубе - 1
|
об
опасност…
|
об
опасности - 3
|
о
местност...
|
о
местности - 3
|
о
жизн…
|
о
жизни - 3
|
на
шлюпк…
|
на
шлюпке - 1
|
в
журнал…
|
в
журнале – 2
|
в
лодк…
|
в
лодке – 1
|
в
команд…
|
в
команде – 1
|
о дружб…
|
о дружбе – 1
|
в океан…
|
в океане – 2
|
в гаван…
|
в гавани – 3
|
на солнц…
|
на солнце – 2
|
на болот…
|
на болоте – 2
|
в
ноч…
|
в
ночи – 3
|
о
солдат…
|
о
солдате - 2
|
- Тарабарские слова – это слова, которые пишутся по
правилам русского языка, т.е. у тарабарских существительных те же падежные
окончания. Но значение тарабарских слов нам неизвестно. Например, я не знаю,
что такое напушка, но я знаю, что в предложном падеже надо писать окончание «Е»
(о напушкЕ) – почему? Потому что тарабарские слова пишутся по тем же правилам,
что и русские. Вам дана копилка тарабарских существительных в предложном
падеже: «О бурдыське, при бутявке, на коруши». Сделайте вывод о том, как могут
звучать эти слова в начальной форме.
Ответ звучит так:
- Первые два слова могут быть сущствительными 1-го или
2-го склонения, т.е. могут звучать «бурдыська», «бутявка» или «бурдыськ» и
«бутявк» или «бурдысько» или «бутявко». При этом первые два слова могут быть
женского или мужского рода, вторые два – только мужского, третьи – только
среднего. А вот слово «корушь» по-другому звучать не может, т.к. на -И
оканчиваются только существительные 3-го склонения.
Если на такой вывод не останется времени можно задать
вопрос иначе:
- Здесь есть одно слово, про которое я точно знаю, как
оно звучит в начальной форме. Найдите его. И это будет уже хорошо, потому что
нам важно, чтобы дети словили четко тот единственный случай, когда в предложном
падеже пишется И.
И не бойтесь того, что дети где-то
поплывут, это нормально. И если они у Вас нигде не поплывут, Вас точно не
поймут наши люди J.
Итог урока
- Существительные какого склонения в предложном падеже имеют
окончание – И? (3 скл.) – Е? (1 и 2 скл.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.