Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже"

Конспект по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже"

Урок по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями употребления существительных в предложном падеже и правописанием окончаний. Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах.

Организационный момент

Игра «Да - нет»

- Отгадайте загадку. Он всегда со своим помощником. И названия у них очень похожи. Кто он и кто его помощник? (предложный падеж и предлог)

- Где вы отдыхали летом? (Ответы записываются на доске: в деревне, на море, в лагере)

- О чем вы мечтаете? (о кукле, о смелости, о медали на соревнованиях)

- В каком падеже стоят существительные? (в предложном).

- Какие окончания у существительных? (безударные)

- Сформулируйте тему урока (Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже)

Запишите в тетрадь число, сегодня одиннадцатое декабря, классная работа.

Повторение изученного

Игра «Мои друзья»

У учеников существительные с предлогами в родительном, дательном, винительном, творительном и предложных падежах.

- Приглашаю друзей – имена существительные 1 склонения в родительном падеже, 2 склонения в дательном падеже, и т.д.

Работа по теме урока

- Кто не был моим другом? Выходите друзья, давайте познакомимся с вами. Существительные, какого склонения и в каком падеже? С каким предлогом употреблены? Вывесить слова на доску

- Вспомним тему урока – Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

- Цель какая на уроке? Научится правильно писать окончания имен существительных в предложном падеже.

- Что для этого нужно сделать? Составить паспорт падежа.

паспорта предложного падежа

- Заполните группой те значения признаков, которые уже знаете.

- Все ли значения получилось заполнить?

С окончаниями должна возникнуть проблема

- Чтобы узнать окончания каждого склонения, что нужно сделать? Расселить по склонениям.

- Давайте расселим их по склонениям и выделим окончания. В группах, карточки жёлтого цвета.

- Проверим. Ученики называют слова каждого склонения, на доске они помещаются в нужный столбик.

- Что заметили? (в 1 склонении окончание –е, во 2 - –е, –о, в 3 - –и).

- Что еще заметили? (существительные: пальто, метро – не склоняются).

- Что значит, не склоняются? (имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончание).

- Сделайте вывод об окончаниях существительных в предложном падеже.

Существительные в предложном падеже 1 и 2 склонения имеют окончание –е, 3 склонения окончание –и.

Записать в тетрадь словосочетания по склонениям.

- Запишите в тетрадь предложение. Машины служат человеку на суше и в море.

- Разберите его по членам предложения.

В предложении говорится о машинах – это подлежащее, машины (что делают?) служат – это сказуемое. Задаем вопросы от подлежащего и сказуемого к другим членам предложения.

Служат (кому?) человеку – Д.п.

Служат (где? на чём? в чём?) на суше, в море – П.п.

- Каким членом предложения являются существительные в П.п.? (второстепенным)

- Проверим паспорт падежа.

Объект

Имя признака

Значение признака

Предложный падеж

Вопрос

О ком? О чём?

Предлоги

О, в, на, об, при

Окончание 1 склонения

е

Окончание 2 склонения

е

Окончание 3 склонения

и

Роль в предложении

Второстепенный член

Закрепление

Работа в группах игра «Расселение»

Даны существительные в предложном падеже, распределить их на три групп по склонениям, вставить пропущенные окончания, записать в тетрадь.

на палуб…

на палубе - 1

об опасност…

об опасности - 3

о местност...

о местности - 3

о жизн…

о жизни - 3

на шлюпк…

на шлюпке - 1

в журнал…

в журнале – 2

в лодк…

в лодке – 1

в команд…

в команде – 1

о дружб…

о дружбе – 1

в океан…

в океане – 2

в гаван…

в гавани – 3

на солнц…

на солнце – 2

на болот…

на болоте – 2

в ноч…

в ночи – 3

о солдат…

о солдате - 2


- Тарабарские слова – это слова, которые пишутся по правилам русского языка, т.е. у тарабарских существительных те же падежные окончания. Но значение тарабарских слов нам неизвестно. Например, я не знаю, что такое напушка, но я знаю, что в предложном падеже надо писать окончание «Е» (о напушкЕ) – почему? Потому что тарабарские слова пишутся по тем же правилам, что и русские. Вам дана копилка тарабарских существительных в предложном падеже: «О бурдыське, при бутявке, на коруши». Сделайте вывод о том, как могут звучать эти слова в начальной форме.


Ответ звучит так:

- Первые два слова могут быть сущствительными 1-го или 2-го склонения, т.е. могут звучать «бурдыська», «бутявка» или «бурдыськ» и «бутявк» или «бурдысько» или «бутявко». При этом первые два слова могут быть женского или мужского рода, вторые два – только мужского, третьи – только среднего. А вот слово «корушь» по-другому звучать не может, т.к. на -И оканчиваются только существительные 3-го склонения.

Если на такой вывод не останется времени можно задать вопрос иначе:

- Здесь есть одно слово, про которое я точно знаю, как оно звучит в начальной форме. Найдите его. И это будет уже хорошо, потому что нам важно, чтобы дети словили четко тот единственный случай, когда в предложном падеже пишется И.

И не бойтесь того, что дети где-то поплывут, это нормально. И если они у Вас нигде не поплывут, Вас точно не поймут наши люди .


Итог урока

- Существительные какого склонения в предложном падеже имеют окончание – И? (3 скл.) – Е? (1 и 2 скл.)

Конспект по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже"
  • Начальные классы
Описание:

Урок по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями употребления существительных в предложном падеже и правописанием окончаний. Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах.

Организационный момент

Игра «Да - нет»

- Отгадайте загадку. Он всегда со своим помощником. И названия у них очень похожи. Кто он и кто его помощник? (предложный падеж и предлог)

- Где вы отдыхали летом? (Ответы записываются на доске: в деревне, на море, в лагере)

- О чем вы мечтаете? (о кукле, о смелости, о медали на соревнованиях)

- В каком падеже стоят существительные? (в предложном).

- Какие окончания у существительных? (безударные)

- Сформулируйте тему урока (Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже)

Автор Подопригора Татьяна Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 814
Номер материала 22523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓