Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже"

Конспект по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже"

Скачать материал

Урок по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями употребления существительных в предложном падеже и правописанием окончаний. Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах.

Организационный момент

Игра «Да - нет»

- Отгадайте загадку. Он всегда со своим помощником. И названия у них очень похожи. Кто он и кто его помощник? (предложный падеж и предлог)

- Где вы отдыхали летом? (Ответы записываются на доске: в деревне, на море, в лагере)

- О чем вы мечтаете? (о кукле, о смелости, о медали на соревнованиях)

- В каком падеже стоят существительные? (в предложном).

- Какие окончания у существительных? (безударные)

- Сформулируйте тему урока (Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже)

Запишите в тетрадь число, сегодня одиннадцатое декабря, классная работа.

Повторение изученного

Игра «Мои друзья»

У учеников существительные с предлогами в родительном, дательном, винительном, творительном и предложных падежах.

- Приглашаю друзей – имена существительные 1 склонения в родительном падеже, 2 склонения в дательном падеже, и т.д.

Работа по теме урока

- Кто не был моим другом? Выходите друзья, давайте познакомимся с вами. Существительные, какого склонения и в каком падеже? С каким предлогом употреблены? Вывесить слова на доску

- Вспомним тему урока – Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

- Цель какая на уроке? Научится правильно писать окончания имен существительных в предложном падеже.

- Что для этого нужно сделать? Составить паспорт падежа.

паспорта предложного падежа

- Заполните группой те значения признаков, которые уже знаете.

- Все ли значения получилось заполнить?

С окончаниями должна возникнуть проблема

- Чтобы узнать окончания каждого склонения, что нужно сделать? Расселить по склонениям.

- Давайте расселим их по склонениям и выделим окончания. В группах, карточки жёлтого цвета.

- Проверим. Ученики называют слова каждого склонения, на доске они помещаются в нужный столбик.

- Что заметили? (в 1 склонении окончание –е, во 2 - –е, –о, в 3 - –и).

- Что еще заметили? (существительные: пальто, метро – не склоняются).

- Что значит, не склоняются? (имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончание).

- Сделайте вывод об окончаниях существительных в предложном падеже.

Существительные в предложном падеже 1 и 2 склонения имеют окончание –е, 3 склонения окончание –и.

 Записать в тетрадь словосочетания по склонениям.

- Запишите в тетрадь предложение. Машины служат человеку на суше и в море.

- Разберите его по членам предложения.

В предложении говорится о машинах – это подлежащее, машины (что делают?) служат – это сказуемое. Задаем вопросы от подлежащего и сказуемого к другим членам предложения.

Служат (кому?) человеку – Д.п.

Служат (где? на чём? в чём?) на суше, в море – П.п.

- Каким членом предложения являются существительные в П.п.? (второстепенным)

- Проверим паспорт падежа.

Объект

Имя признака

Значение признака

Предложный падеж

Вопрос

О ком? О чём?

Предлоги

О, в, на, об, при

Окончание 1 склонения

е

Окончание 2 склонения

е

Окончание 3 склонения

и

Роль в предложении

Второстепенный член

Закрепление

Работа в группах игра «Расселение»

Даны существительные в предложном падеже, распределить их на три групп по склонениям, вставить пропущенные окончания, записать в тетрадь.

на палуб…

на палубе - 1

об опасност…

об опасности - 3

о местност...

о местности - 3

о жизн…

о жизни - 3

на шлюпк…

на шлюпке - 1

в журнал…

в журнале – 2

в лодк…

в лодке – 1

в команд…

в команде – 1

о дружб…

о дружбе – 1

в океан…

в океане – 2

в гаван…

в гавани – 3

на солнц…

на солнце – 2

на болот…

на болоте – 2

в ноч…

в ночи – 3

о солдат…

о солдате - 2

 


- Тарабарские слова – это слова, которые пишутся по правилам русского языка, т.е. у тарабарских существительных те же падежные окончания. Но значение тарабарских слов нам неизвестно. Например, я не знаю, что такое напушка, но я знаю, что в предложном падеже надо писать окончание «Е» (о напушкЕ) – почему? Потому что тарабарские слова пишутся по тем же правилам, что и русские. Вам дана копилка тарабарских существительных в предложном падеже: «О бурдыське, при бутявке, на коруши». Сделайте вывод о том, как могут звучать эти слова в начальной форме.

 

Ответ звучит так:

- Первые два слова могут быть сущствительными 1-го или 2-го склонения, т.е. могут звучать «бурдыська», «бутявка» или «бурдыськ» и «бутявк» или «бурдысько» или «бутявко». При этом первые два слова могут быть женского или мужского рода, вторые два – только мужского, третьи – только среднего. А вот слово «корушь» по-другому звучать не может, т.к. на -И оканчиваются только существительные 3-го склонения.

Если на такой вывод не останется времени можно задать вопрос иначе:

- Здесь есть одно слово, про которое я точно знаю, как оно звучит в начальной форме. Найдите его. И это будет уже хорошо, потому что нам важно, чтобы дети словили четко тот единственный случай, когда в предложном падеже пишется И.

И не бойтесь того, что дети где-то поплывут, это нормально. И если они у Вас нигде не поплывут, Вас точно не поймут наши люди J.

 

Итог урока

- Существительные какого склонения в предложном падеже имеют окончание – И? (3 скл.) – Е? (1 и 2 скл.)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями употребления существительных в предложном падеже и правописанием окончаний. Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах.

Организационный момент

Игра «Да - нет»

- Отгадайте загадку. Он всегда со своим помощником. И названия у них очень похожи. Кто он и кто его помощник? (предложный падеж и предлог)

- Где вы отдыхали летом? (Ответы записываются на доске: в деревне, на море, в лагере)

- О чем вы мечтаете? (о кукле, о смелости, о медали на соревнованиях)

- В каком падеже стоят существительные? (в предложном).

- Какие окончания у существительных? (безударные)

- Сформулируйте тему урока (Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 809 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 372
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Подопригора Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 18892
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 20 регионов

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе