Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку "Работа с текстом" (2 класс)

Конспект по русскому языку "Работа с текстом" (2 класс)







Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Лицей №1»

г.Салават республика Башкортостан






Урок русского языка во 2 классе

УМК «Школа 2100»



Тема:

«Работа с текстом»













Подготовила:

Петрова Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1»

г. Салават

2014 г.










  • развивать навык орфографической зоркости, словарный запас учащихся, устную и письменную речи; ассоциативного мышления;

  • формировать потребность грамотного письма, навыки сотрудничества и воспитание учебной активности.


Вид урока: закрепление пройденного материала.

Цель урока:

  • систематизация знаний учащихся о тексте на основе осознания его основных признаков.

Задачи урока:

  • систематизировать знания учащихся о тексте;

  • развивать навык орфографической зоркости, словарный запас учащихся, устную и письменную речи; ассоциативного мышления;

  • формировать потребность грамотного письма, навыки сотрудничества и воспитание учебной активности.

  • воспитывать культуру общения и любовь к природе.


Оборудование: текст «», компьютер , интерактивная доска, ЦОР.


Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.



Работа с деформированным текстом.

Цель:

1. Актуализация знаний.

Слайд 1:

- Прочитайте девиз сегодняшнего урока:


С маленькой удачи начинается большой успех!


- Как понимаете это выражение?

- Какое отношение наш девиз имеет к уроку? (маленькие открытия, которые мы

делаем на уроке, ведут нас к большим достижениям)


2. Повторение изученного.

- У вас на столах лежат листочки с записями.

- Переверните и прочитайте написанное.

- Можно ли это назвать текстом?

- Почему? Докажите.

Слайд 2 – по щелчку:

- Давайте все вместе вспомним признаки текста.


- Какое задание предстоит выполнить?

- Это задание вы будете выполнять в парах.

Слайд 3:

- Вспомним правила работы в парах:


1. Работать надо вместе, сообща, на общий результат.

2. Слушать говорящего внимательно.

3. Не понял – переспроси.

4. Свое недовольство выражай вежливо.


Слайд 4:

(Проверка текста на доске по щелчку. Дети отвечают парами, учитель уточняет, есть ли другие варианты, делает щелчок появляется точка и заглавная буква следующего предложения)


- Можем ли теперь сказать, что это текст?

- Почему?

- Озаглавьте. (Лебединая семья.) - щелчок.


3. Работа с текстом.

Слайд 5:

  • Понимание прочитанного

- Где построили лебеди гнездо?

- Как долго высиживала лебедушка яички?

- Какое радостное событие произошло в лебединой семье?

- Какие заботы теперь у родителей?

  • Работа над однокоренными словами.

- Встретились ли в тексте однокоренные слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Выпишите однокоренные слова.


(при проверке дети дописывают слова ,которые пропустили, а учитель

вывешивает слова-таблички на доску)


  • Работа над безударной гласной в корне слова

- Какие опасные места в этих словах?

- Назовите слова с двумя безударными гласными в корне слова (лебедята,

лебединая)

- Какое слово проверяет первую безударную гласную в корне слова?

- Почему?

- Какое слово проверяет вторую безударную гласную в корне слова?

- Почему?


  • Работа над парной согласной в корне слова

- Подчеркните слова, которые будут проверочными для парной согласной в корне

слова.

- Какие слова подчеркнули?

- Почему?


  • Словообразование

- Какое слово в этом ряду состоит только из корня?

- При помощи чего образованы остальные слова?

- Выделим суффиксы, при помощи которых образованы слова этого ряда.


  • Морфология

- Что еще объединяет эти слова? (имена существительные, отвечающие на вопрос

КТО?, слова в единственном числе)

- Какое слово «лишнее»? Обоснуйте. (Лебедята – мн. число, лебединая – имя

прилагательное)


  • Синтаксис

- Составьте предложение со словом «лебединая»

При затруднении:

- О ком говорится в тексте?

- Где жила семья?


Слайд 6:


пр. сущ. глаг. прил. сущ.

На озере жила лебединая семья.

hello_html_1cbd7991.gifhello_html_m2bddf96.gifhello_html_m2bddf96.gifhello_html_m73cd9bc.gif

- Подчеркните опасные места в словах предложения. По щелчку.

- Какое опасное место встречается во всех словах?

- Подчеркните главные члены предложения. По щелчку.


  • Фонетика

- Выполним звуко-буквенный анализ слова «семья» По щелчку.

(в транскрипции, с полной характеристикой звуков)


Работа в группах (если позволяет время)

- Вспомним правила работы в группах

Слайд 7:


1. Работать надо вместе на общий результат.

2. В группе должен быть организатор.

3. Слушать говорящего внимательно.

4. Не понял – переспроси.

5. Свое недовольство выражай вежливо.

1 группа работает с первым абзацем текста –

выписать слова, где звуков меньше, чем букв.

2 группа работает со вторым абзацем текста –

выписать слова ,где количество звуков и букв совпадает или одинаково.


3 группа работает с третьим абзацем текста –

выписать слова, где все гласные обозначают мягкость согласных звуков.


4 группа работает с первым абзацем текста –

выписать слова, где звуков больше, чем букв.


  • Выделение главной мысли текста

- Как по-разному автор называет:

Лебедя - … (лебедь, отец)

Лебедку - … (лебедка, лебедушка, мать)

Лебедят - … (лебедята, ангелочки, малыши, птенцы).

- Дети – это радость или забота?

- В чем проявляется забота родителей о своих детенышах?

- В чем выражается главная мысль этого текста?


Слайд 8:

- Выберите пословицу, которая наиболее точно выражает главную мысль:

* В хорошей семье хорошие дети растут.

* Добрая семья прибавит разума – ума.

* Дети не в тягость, а в радость.

* Семья сильна, когда над ней крыша одна.


4. Итог урока.

Коллективная творческая работа «Составление синквейна на тему

«Семья»



Слайд 9:


Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму и состоит из пяти нерифмованных строк.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Щелчок:

Правила составления синквейна:

1 строка – одно имя существительное, выражающее главную мысль синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с темой).



Слайд 10: Примеры синквейнов.

Слайд 11: Правила составления синквейна.

(Родители подходят к своим детям, оказывают помощь в составлении синквейна)

-Какая должна быть семья, чтобы всем кто живёт в ней, хотелось быть дома, идти в родной дом?

Слайд 12: Благодарю!






















Приложение к уроку (рабочий лист)


hello_html_m6829b281.gif


Слова на доску

лебедь

лебединая

лебёдка

лебедята

лебёдушка

стих

Нет любви нежнее и вернее,
Чем у диких белых лебедей.
Нет сердец ранимей, горячее,
Не найти любви похожей у людей.

Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто – бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,
То другому тоже не прожить,
В высоту поднимется, застынет,
Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

И о землю лебедь разобьется,
А душа и сердце в небеса скорей,
Там на небесах, я слышу, льется,
Плачем тихим песня лебедей




Используемые источники:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В

Русский язык. Учебник для 2-го класса. Изд. 5-е, перераб. – М. : Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.

Русский язык.2-й класс. Методические рекомендации для учителя.

Изд. 3-е, доп. – доп. – м. : Баласс, 2012 (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

3 http://school-collektion.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»


Конспект по русскому языку "Работа с текстом" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Через работу с текстом учащиеся выполняют различные виды заданий, обобщая тем самым свои знания о тексте. При работе с текстом имеет место межпредметная связь с литературой, окружающим миром. Так как ребята  «вычитывают» информацию из текста, применяют знания о лебедях. В конце урока учащиеся составляют синквейн к слову «семья», подбирают пословицы. Урок имеет большое воспитательное значение, поэтому урок можно провести для родителей.                                                                           

Автор Петрова Елена Алексеевна
Дата добавления 16.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1834
Номер материала 54215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓