Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку "Путешествие по стране слов" ( 3 класс )

Конспект по русскому языку "Путешествие по стране слов" ( 3 класс )

Урок

Литературное чтение

Тема : Согласные звуки р и р и буквы Р р. Чтение слов и слогов с буквой Р р.

Цель: познакомить со звуками р и р , с буквами Р р; учить детей на слух различать в словах звуки р и р ; закрепить умение читать слоги разной структуры с буквой Р ; продолжить обучение чтению; обогащать словарный запас;закреплять навык в определении качественной характеристики звуков по принципу твёрдости – мягкости; упражнять детей в определении позиции в слове; развивать устную речь,память; воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование: магнитная доска,демонстрационные картинки с изображением персонажей из книги Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»,корзинка с овощами;кастрюлька,билетики,слоговые таблицы,иллюстративный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. –Мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком, с новой буквой.Но для того, чтобы наш урок был интересным мы отправимся с вами в гости к героям любимой сказки на поезде.Чтобы сесть в поезд, что нам нужно сделать?( купить билеты).

  4. Актуализация опорных знаний.

–У вас на парте лежат билеты,но для того, чтобы нас впустили в поезд,мы должны прочитать слоги с изученными буквами.

( Чтение хором )


а

у

о

и

м

ма

му

мо

ми

л

ла

лу

ло

ли

с

са

су

со

си

н

на

ну

но

ни



- Все справились с заданием.

-Садимся в поезд. ( включаю запись « звуки стука колёс )

- Повторяем за мной:

Поезд наш бежит, бежит

К друзьям новым он спешит.

( Дети показывают движение поезда )

- Мы подъехали к деревне.

- Кто прочитает название? ( Простоквашино )

- А кто знает как называется сказка ? ( « Трое из Простоквашино»).

Автор этой сказки Эдуард Успенский. ( портрет Успенского).

-Какие сказочные герои живут в Простоквашино? ( называем героев сказки повести : дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, корова Мурка , телёнок Гаврюша, почтальон Печкин),

Открываю картини персонажей.

. Новый материал

-Дядя Фёдор с утра работает на тракторе. Как работает трактор? ( р-р –р)

-Мы сегодня с вами познакомимся с этим новым звуком р и буквой эр.Давайте ещё раз произнесём этот звук.

-Какой это звук? Гласный или согласный? ( согласный ).А теперь проверим он звонкий или глухой? (закройте ушки и произнесите) . Звонкий.

-В слове Мурка , где находится звук р ? ( всередине).

- Какой он здесь ? ( твёрдый., а в слове Гаврюша? ( мягкий).



Конспект по русскому языку "Путешествие по стране слов" ( 3 класс )
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка(3 класс)

Путешествие по стране слов.

 

Тема: О чём могут рассказать приставки.

 

Цель: формировать у учащихся представление о приставке как части основы, служащей для образлвания новых слов, учить осуществлять разбор слов по составу, развивать умения находить и обозначать приставку в ряду слов; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, интерес к языку.

 

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, таблица «Замок», гномик, иллюстрация «дерево», маски для инсценирования сказки, картинный словарь, карточки для дифферинцированной работы, схема «состав слова», карточки-помощницы для для слабых учеников.

                                          Ход урока:

·         Оргмомент.

·         Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над составом слова и узнаем о чём могут рассказать приставки.

- Мы с вами отправимся в путешествие. Давайте мы как настоящие исследователи отметим дату нашего похода.

·         Актуализация опорных знаний.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-У нас в этом году погода непостоянная, очень часто на небе появляются тучки, моросит дождь. Вот и наша минутка чистописания сейчас будет необычная. Мы с вами изобразим тучку с которой будут падать капельки в виде мягких знаков.

А следующее слово нашей минутки чистописания спряталось в загадке. Давайте её отгадаем: Меня часто зовут, дожидаются, а приду-от меня укрываются.

-На следующей строке пропишите слово дождь до конца строки,обращая внимание на правильное соединение.

-После мелкого дождика выглянуло солнышко. Это и будет первым словом в нашем словарном диктанте.

- Записываем с красной строки слово Словарь: солнце, берёза, медведь, орех, заяц, сорока, корова, молоко, карандаш.

- Остальные слова вы должны будете записать  самостоятельно посмотрев на картинку. ( 1 ученик пишет на доске с обратной стороны). Задание : поставить ударение в словах, подчеркнуть орфограммы).

- В походе принято помогать друг другу, мы тоже сегодня проведём взаимо проверку словарного диктанта. Поменяйтесь тетрадями.Возьмите зелёную пасту и проверяем вместе с  .... Ставим балл. ( У доски читает ученик, дети проверяют и оценивают ).

- Продолжаем наше путешествие и выходим на большую поляну, где растёт огромный дуб, на котором растут родственные слова.

- Какие слова мы называем родственными? Приведите примеры.

-А что такое корень?

   Жил-был на свете маленький корень – уч -. Он часто грустил из-за своего одиночества. Но шло время, и маленький, состоящий всего из двух букв корень –уч- превратился в огромное дерево со множеством новых слов – веточек. Давайте попробуем их назвать и расселить на веточки. ( учитель, учёба, учить, завуч, неуч, учение, училище, учительская, учебник, ученик, учёный, заучить, выучить ).

- А ещё я вам назову другие слова с этим корнем. ( слова развешиваем на веточки)

 

·         Новый материал.

    Возле домика лесника мы встретили гномика, который показал нам дорогу в волшебный замок, где можно отдохнуть.

   Итак, гномик из домика ( что сделал?)-вышел, по дороге (что сделал?)-пошёл,через речку (что сделал?)-перешёл,к горе (что сделал?)-подошёл,на гору (что сделал?)-взошёл,с горы (что сделал?)-сошёл,речку (что сделал?)-обошёл,к замку (что сделал?)-дошёл,в ворота (что сделал?)-вошёл,в замок (что сделал?)-зашёл,из замка (что сделал?)-ушёл.

-Давайте запишем эти слова в  тетради. Теперь давайте выделим в них корень (шёл)

-Эти слова родственные?

-Чем отличаются слова друг от друга? (той частью, котороя стоит впереди).

-Где она стоит?

Вывод: Часть слова, которая стоит перед корнем называется приставка. Приставка выделяется таким значкомвыделите приставку в этих словах.

- Гномик приглашает всех нас потанцевать вместе с ним.

·         Физминутка.

«Танец утят»

·         Закрепление.

- А теперь мы вышли из замка и пришли на городскую площадь, где как раз проходило представление.

Инсценировка сказки.

Сказка. «Всегда впереди»

   Корень Бег был очень шустрым: уж как начнёт бежать-никому за ним не угнаться. Если бы не приставка-быть бы ему победителем.

-Ну, это уж черезчур! –возмутилась приставка Через

-Никогда такого не было, чтоб корень впереди приставки бежал!

-Приставки всегда впереди!- заносчиво вставила приставка В-

- Да разве его догнать,- проворчала приставка До,

-Надо его перехитрить!-передумала приставка Пере- и отправилась к корню на переговоры.

Слушай,Бег,-сказала хитрая Пере,-

-Спору нет. Среди всех корней ты самый скорый. Да толку от твоей скорости ни на грош: бежишь-бежишь, а прибежать никуда не можешь.

-Почему?-задумался Бег.

- Потому что ни одной приставки вперёд себя не пропускаешь. С приставкой В-ты бы давно куда-нибудь вбежал, с До-,-добежал,с При-, прибежал, с пере-, -перебежал.

Тут корень-Бег-образовался и закричал:

-А ну, вперёд дорогие приставочки! С вами я стану ещё быстрее!

-Быстрее , да не всегда,- прохихикала приставка Недо,-прошмыгнув перед корнем.

*Прибавьте к слову бежал приставку Недо- и объясните почему она посмеялась над корнем.

Приставка-это часть слова, стоящая перед корнем и придающая слову новое значение.

-Отправляемся в обратный путь. Подошли к нашему дубу.

-Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того,что бездушно истреблялось.

-А мы с вами сегодня в нашем сказочном лесу посадим аллею.

     Раздаю детям деревья с заданиями.

Вы сейчас запишите все слова, которые у вас получатся и посадите своё дерево возле нашего дуба.

Дети выполняют задание и вывышивают деревья на доске, зачитывают по одному слову.

·         Итог урока.

- В сегодняшнее путешествие мы узнали много нового. – О чём же вам рассказали приставки?

Вывод: Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

 

Продолжаем записи в наших журналах.

·         Повторение.

- Вам нужно было дома выучить отрывок из стихотворения В.Степанова. Даю вам 1минуту для того,чтобы его вспомнить.

Письмо по памяти.

Чтение стихотворения хором-1 раз.

Дарит земля нам

Чистые зори

Вешние травы

И птиц на просторе

(В.Степанов).

Раздаю слабым детям карточки-помощницы.

Дети записывают стихотворение в тетрадь. Сдают тетради и выходят из класса

Автор Дудник Наталья Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 366
Номер материала 31088
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓