Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект по русскому языку на тему "Склонение имен прилагательных" (4 класс).

Конспект по русскому языку на тему "Склонение имен прилагательных" (4 класс).

Скачать материал

                                                                                                 Урок русского языка 4 класс.

Ломакина Галина Михайловна,       

                       МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов,

                                                                 г. Архангельск.

Тема: Склонение имен прилагательных.

Цель: совершенствование умения склонять имена прилагательные в единственном числе с приемом распознавания падежа.

Задачи: - совершенствование умения правильно ставить вопросы к именам существительным и определять падежи;

- развивать умение определять падежи у имен прилагательных;

- пополнять словарный запас;

- воспитывать интерес к предмету и умение видеть красоту природы;

- развивать ориентацию в пространстве и тактильность;

- соблюдать зрительный режим.

Оборудование:

1.     Карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.

2.     Кроссворд «Снеговик».

3.      Мяч тканевый.

4.     Таблички для физкультминутки (изобрази).

5.     Игрушка Снеговик.

6.     Поделки детей – снеговички (на обратной стороне буквы:     

                                                                                           МОЛОДЦЫ!).

7.     Мешочки с горохом.

8.     Музыка.

                      ХОД    УРОКА

I.      Организационный момент.

1). Психологический настрой:

     - Поздоровайтесь с гостями.

     - Улыбнитесь друг другу.

2). Дыхательная гимнастика:

     Чтобы настроится на работу, успокоим свое дыхание-

                          - вдох – выдох

                          - вдох – (порциями) выдох

                          - вдох – (задержка дыхания) выдох.       Садятся дети.

3). Приготовим пальчики к работе:

                   Здравствуй, русская зима!

                   Здравствуй, солнце золотое!

                   Здравствуй, небо голубое!

                   Здравствуй, зимний ветерок!

                   Здравствуй, зимний холодок!

                   Все живем в одном краю,

                   Всех я вас приветствую!

II.  Постановка УЗ. Мотивация.

1). Запись числа и классная работа в тетради.

2). Минутка чистописания (на доске):

       ая     яя     ое     ее     ий    ый     ой     ие

- Что объединяет эти сочетания букв? (окончания прилагательных)

- Какое лишнее? (-ие  - это мн.число)

(на доске примеры словосочетаний в разных падежах)

- Чем похожи словосочетания?

- Чем отличаются? (разные окончания)

- Почему? (разные падежи)

3). - Как называется изменение слов по падежам? (склонение)

- тема урока: Склонение имен прилагательных.

- Какую УЗ поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (распознавать падежи имен прилагательных; показать, что умеем пользоваться падежными вопросами; научиться  правильно склонять прилагательные всех родов; правильно писать окончания прилагательных).

 - Для чего вам это нужно?

III.           Работа над темой.

1). Наблюдение над склонением имен прилагательных:

- Как имена прилагательные зависят от имен существительных? (стоят в том же числе, роде, падеже)

2). Работа в группах. Просклонять словосочетания, выделив окончания:

И. (какой?) зимний день, (какая?) зимняя стужа, (какое?) зимнее утро.

Р. (какого?) зимн__ д__, (какой?) зимн__ стуж_, (какого?) зимн__ утр__.

Д. (какому?) зимн__ д__, (какой?) зимн__ стуж_, (какому?) зимн__ утр__.

В. (какой?) зимн__ д__, (какую?) зимн__ стуж_, (какое?) зимн__ утр__.

Т. (каким?) зимн__ д___, (какой?) зимн__ стуж__, (каким?) зимн__ утр__.

П. (о каком?) _  зимн__ д__,  (о какой?) _  зимн__ стуж_,  (о каком?)

     _ зимн__ утр__.

- Можно ли определить падеж имен прилагательных по его □? (нет)

- Почему? (Вывод в учебнике)

- А как быть? Как определить падеж имен прилагательных? (Учебник)

3). Игра «МЯЧ». Определи падеж имен прилагательных:

     В зимнюю стужу, под снежной шапкой, в зимнем лесу, по крепкому льду, с крутой горки, на быстрых санках, в снежную пыль, холодная погода, при сильном ветре, из глубокого сугроба, пушистым снежком.

4). Вывод:

- Как же определить падеж имен прилагательных? Алгоритм:

                                            1.найти им.сущ., с которым связано им.прил.

                                            2.задать вопрос и указать падеж им.сущ.

                                            3.по падежу сущ. определить падеж прилаг.

5). Разбор предложения у доски (по членам предложения и указать падеж имен прилагательных):

     В зимнюю морозную ночь на небе сверкают яркие звезды.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - для глаз:  а). Снежинки летят и кружатся: от окна 

                                                                      к  потолку, от потолка к дверям, от

                                                                      дверей  на пол. И обратно по кругу.

                                                                  б). Снежинка села на нос, посмотрите

                                                                       на нее, пока не растаяла, дуньте.

                                               - «изобрази фигуру».

6). Работа в парах: Вставить подходящие имена прилагательные, указать падеж.

            Наступил _____________ день.  Дети пошли на ______________ озеро. С неба падал  _______________  снежок.  Это был ________________ пух зимы.  Ребята восхищались _________________ красотой природы зимой.

ПРОВЕРКА

IV.            Кроссворд.

1). Мы сегодня много говорили о зиме. А на  это время года приходится самый красивый праздник НОВЫЙ ГОД, когда свершаются чудеса и сказочные сюрпризы от Деда Мороза. Вам он тоже отправил испытание в форме  кроссворда.

Отгадайте загадку, запишите отгадку в клеточки кроссворда, образуйте устно однокоренные имена прилагательные от отгадки всех родов.

                                                              9

                             1

С

у

г

р

о

б

                        2

и

Н

е

й

 

                        3

в

Е

т

е

р

 

            4

с

н

е

Г

 

                      5

м

О

р

о

з

 

                           6

В

ь

ю

г

а

 

       7    с

н

е

г

И

р

ь

 

      8     т

р

е

с

К

а

 

 

1.     Наметенная ветром большая куча снега   (сугроб).

2.     Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт (иней).

3.     Гуляет в поле – да не конь,

Летает на воле – да не птица (ветер).

4.     Бел, да не сахар.  Ног нет, да не идёт (снег).

5.     Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).

6.     Вьюжит, воет, бурчит.

На весь мир ворчит.

По сёлам, городам летает,

Знать никого не желает (вьюга).

7.     Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой (снегирь).

8.     (Частушка)

Славен Север наш лесами,

Славен удалью морской.

Холмогорскими коровами,

Да и рыбкою …. (треской).

Прилагательные: сугробный, сугробная, сугробное;

                                инеевый, инеевая, инеевое;

                      ветреный, ветреная, ветреное;

                      снежный, снежная, снежное;

                      морозный, морозная, морозное;

                      вьюжный, вьюжная, вьюжное;

                      снегириный, снегириная, снегириное;

                      тресковый, тресковая, тресковое.

9.     Какое слово получилось на пересечении всех слов? (Снеговик)

- Почему это слово у нас? (Архангельск – родина снеговика)

2). Игрушка СНЕГОВИК:

Я – веселый снеговик.                      Я в Архангельске живу

К зиме холодной я привык.              И со всеми я дружу!

3). Найдите снеговиков в классе (крепят на доску магнитиком).

4). Подберите свои снежные прилагательные Снеговику.

5) Домашнее задание от Снеговика: написать рассказ «Снеговик» с элементами описания, в этом вам помогут имена прилагательные. Желаем вам удачи в мире фантазии. Подарите Снеговику свои «теплые» снежные слова.

V.  Закрепление изученного.

1). Индивидуальная карточка №1. Найди и подчеркни имена прилагательные, укажи их падеж.

                  Зимой.

       Чудесный был вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. Мороз взял влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем.  На скатерти снегов видны запутанные следы зверей и птиц. Склонив тяжёлую голову, застыла вековая ель. От ёлки к ёлке прыгала шустрая белочка.  С деревьев посыпалась снежная пыль. В лесу пахло смолой и хвоей. Вот повалил пушистый снежок. Быстро наступал зимний вечер.

2). Индивидуальная карточка №2. Используя словосочетания и предлог, запишите это словосочетание в нужном падеже, указав падеж имени прилагательного, выдели их □:

        Морской берег (на),  ласковое солнышко (про),   зимняя сказка (в),

холодный ветер (от),   новогодняя ёлка (к),  чудесный  узор (о),  снежная шапка (под).

   ПРОВЕРКА.

3) Сам. работа. Выписать из словаря слова на тему «Зима».

VI. Итог:

- Чему мы хотели научиться?

- Достигли цели?

- Написание имен прилагательных мы еще будем изучать и доказывать почему пишем так, а ни иначе.

VII. Рефлексия:

- Оцените свою работу – нарисуйте снеговичка в тетради ниже работы:

      голубого – у вас все получалось,  вам было все понятно;

      желтого –  были затруднения, и вы чувствовали неуверенно себя;

      красного –  работать было трудно, не справлялись с заданием.

- Зимой сказочно красиво, когда идет снег. Можно слепить снеговика.
У нас много снеговиков. Поверните их обратной стороной. Там буквы. Какое слово можно сложить из букв:  МОЛОДЦЫ!

 

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по русскому языку на тему "Склонение имен прилагательных" (4 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка на изучение нового материала по учебнику В.П. Канакиной и В.Г.Горецкого. Перед учащимися встал проблемный вопрос, они сами вывели алгоритм определения падежа у имени прилагательного, сделали вывод. Работали в группах, парах, индивидуально. Через весь урок прошла тема о зиме, что развивало словарный запас детей на всем уроке: нахождение имен прилагательных в тексте, подборка подходящих имен прилагательных, отгадывание кроссворда и образование однокоренных имен прилагательных к каждой отгадке. И даже домашнее задание стало продолжением развития речи учащихся...

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 574 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 691
    • DOCX 63 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ломакина Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ломакина Галина Михайловна
    Ломакина Галина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 23631
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе