Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку на тему "Правописание о и е в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц" (3 класс)

Конспект по русскому языку на тему "Правописание о и е в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц" (3 класс)

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова 3 класс



Тема урока: Правописание о и е в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц


Цель: объяснение того, что в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц, под ударением пишется о, без ударения –е.

Задачи: организация деятельности учащихся по:

1) привитию навыка грамотно писать окончания существительных, содержащие буквы о и е после шипящих и ц;

2) развитию внимания, мышления, памяти, логического мышления, орфографической грамотности, речи.

3) воспитанию аккуратности, усидчивости, любви к родному языку.

УУД:

hello_html_m3c905cac.gifЛичностные универсальные учебные действия

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

- интерес к познанию русского языка;

  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

  • предпосылки для готовности само­стоятельно оценить успешность сво­ей деятельности на основе предло­женных критериев;

  • осознание ответственности челове­ка за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Регулятивные универсальные учебные действия

следовать установленным прави­лам в планировании и контроле спо­соба решения;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным матери­алом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- отбирать адекватные средства до­стижения цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- действовать в учебном сотрудниче­стве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные универсальные учебные действия

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклас­сниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познаватель­ных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной за­дачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несу­щественных признаков;

- осуществлять синтез как составле­ние целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объек­тов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указа­нии и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следст­венные связи в изучаемом круге явле­ний;

Коммуникативные универсальные учебные действия

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию парт­нера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и пози­цию;

- договариваться, приходить к обще­му решению (при работе в паре, в группе);

- контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Формирова­ние орфографической зоркости, использова­ние разных способов написания в зависи­мости от места орфограммы в слове.

Применение правил правописания:

  • буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях су­ществительных;

Оборудование: словарь, учебник, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах,алгоритм, карты желаний, презентация

I.Организационный момент.

Берёшь ты ручку и листок.

Фантазий радужных поток

Тебе поможет сотворить

Прекрасный мир и оживить

Ряд строчных правил, строгих слов.

Ну что, дружок, уже готов?

Русский язык – серьёзная страна. Она так долго вас ждала.

Открытия совершить спешим,

В науке новое познать хотим.

- У вас на партах лежат карты желаний. Отметьте на стороне А галочками, чтобы вы хотели получить от нашего урока.

- А теперь отложите их в сторону.

II.Актуализация субъектного опыта учащихся.

1.Каллиграфическая минутка.

Для того, чтобы определить, какую букву мы с вами будем писать, вам нужно найти лишнюю букву. (Слайд 1)

Жж Шш Цц Щщ Щщ Чч

Цц (Слайд 2)

-Прочитайте пословицу, как вы её понимаете?

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Слайд 3)

-Запишите пословицу в тетрадь.

Далее запишите число и классная работа.

2. Словарная работа. («Назовите одним словом») (Вызываю 1 человека).

( В это время несколько детей работают по карточкам)

  • Тёплый свитер. (Джемпер).

  • Цыплёнок такого цвета. (Жёлтый).

  • Работник цирка, который подбрасывает предметы, а потом их ловит.(Жонглёр).

  • Верхушка дерева. (Макушка).

  • Движение по определённой дороге. (Маршрут).

  • Из неё делают муку.(Пшеница).

  • Человек, который разносит письма, газеты, телеграммы (Почтальон).

III. Изучение новых знаний и способов деятельности.

-Разделите буквы на 2 группы: щ ж ш ч ц. (Слайд 4)

- Почему именно эти буквы пришли к нам на урок, мы узнаем с вами позже.

- Какое слово рассыпалось?

А Ж И П Е Д

- Соедините стрелочками падежи и их вопросы. (Слайд 5)

_ Перед вами лежат карточки. Прочитайте задание №1. Выполняете его, работая в парах. (Вызываю 2 человек).

Подчеркните букву, на которую заканчивается корень. А какие гласные стоят в окончаниях?

- Кто же догадался, какая тема урока?

- Для чего нам нужно знать данную тему? С какой целью мы проводим этот урок?

- Я вам предлагаю поработать в парах и самостоятельно сделать вывод: когда же мы в окончании после шипящей и ц пишем о, а когда – е. (Высказывания детей).

- Давайте сравним ваш вывод с правилом в учебнике на стр. 65-66.


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ


IV. Первичная проверка понимания изученного.


- Для закрепления выполним упр. 132.

- Перед вами лежат памятка – алгоритм ваших рассуждений, которые вы должны выполнить прежде чем вставить букву в окончание после шипящей и ц. (Слайд 6)



hello_html_701eb817.gif


V. Закрепление изученного. (Слайд 7)

- Сейчас проведем комментированное письмо. Ниже на ваших карточках записаны слова с пропущенными буквами. Вы должны записать их в тетрадь, вставив буквы. В этом вам поможет памятка – алгоритм. (Вызываю несколько человек.).

Смерч…м, полотенц…м, душ…м, свеч….й, больниц…й, царевич….м, луж….й, ландыш….м, лещ….м, птиц….й.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI.Применение изученного.

- Сейчас по рядам вам будут даны листы. Задача вашего ряда вставить быстро и правильно буквы в окончание существительных после шипящей и ц.

Туч….й, карандаш….м, нож…м, Серёж….й, кож….й, столиц….й, малыш….м, плеч….м, кирпич….м, овц….й, лапш….й, лестниц….й, улиц….й, плащ…м. (Вызываю 1 человека).


VII. Этап обобщения и систематизации знаний.

(Самостоятельная работа) (Слайд 8)

- На ваших карточках записаны словосочетания. Распределите их в 2 столбика.

Наблюдаю за еж…м, тереться полотенцем, гоняться за зайц…м, суп с лапш…й, ездил за багаж…м, угостил борщ….м, пользоваться душ…м, втреча с певиц….й.

А сейчас мы это проверим.

- Составьте одно предложение с любым из этих словосочетаний. Выполните полный синтаксический анализ

VIII. Информация о домашнем задании.

- Дома вы выполните упр. 135:

- по заданию.

- составляете предложения с каждым словосочетанием;

- выполняете синтаксический анализ предложений.

IX. Итог урока.

- Какое же открытие мы сделали с вами на уроке?

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы.

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, живые всходы.


X. Рефлексия.

- А сейчас возьмите вашу карту желаний и отметьте, что у вас исполнилось после нашего урока.

- Я вижу, что у многих желания исполнились. Хочу пожелать, чтобы всегда в жизни исполнялось то, что задумали.


Карта желаний

Сторона А На уроке я хочу

Узнать что-то новое


Красиво писать

Писать без ошибок

Рассуждать


Отвечать на вопросы

Слушать

Работать в паре

Играть в развивающие игры





Конспект по русскому языку на тему "Правописание о и е в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель: объяснение того, что в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц, под ударением пишется о, без ударения –е.

Задачи: организация деятельности учащихся по:

1) привитию навыка грамотно писать окончания существительных, содержащие буквы о и е после шипящих и ц;

2) развитию внимания, мышления, памяти, логического мышления, орфографической грамотности, речи.

3) воспитанию аккуратности, усидчивости, любви к родному языку.

УУД:

Личностные универсальные учебные действия

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

-        интерес к познанию русского языка;

-   ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

-   предпосылки для готовности само­стоятельно оценить успешность сво­ей деятельности на основе предло­женных критериев;

-   осознание ответственности челове­ка за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Регулятивные универсальные учебные действия

следовать установленным прави­лам в планировании и контроле спо­соба решения;

-  контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным матери­алом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

-  отбирать адекватные средства до­стижения цели деятельности;

-  вносить необходимые коррективы в   действия   на   основе   его   оценки и учета характера сделанных ошибок;

- действовать в учебном сотрудниче­стве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные универсальные учебные действия

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклас­сниками разные способы решения учебной задачи;

-  воспринимать смысл познаватель­ных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной за­дачей;

-  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несу­щественных признаков;

-  осуществлять синтез как составле­ние целого из частей;

-   проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объек­тов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указа­нии и без указания количества групп;

-  устанавливать причинно-следст­венные связи в изучаемом круге явле­ний;

Коммуникативные универсальные учебные действия

-  строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию парт­нера в общении и взаимодействии;

-  учитывать другое мнение и пози­цию;

- договариваться, приходить к обще­му решению (при работе в паре, в группе);

- контролировать действия партнера;

-  адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Формирова­ние орфографической зоркости, использова­ние разных способов написания в зависи­мости от места орфограммы в слове.

Применение правил правописания:

-     буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях су­ществительных;

Автор Каширина Лариса Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 456
Номер материала 51535
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓