Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку на тему "Изменение глагола по числам" (3 класс).

Конспект по русскому языку на тему "Изменение глагола по числам" (3 класс).

Урок русского языка 3 класс.

Ломакина Галина Михайловна,

МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов,

г. Архангельск


Тема: Изменение глагола по числам.


Цель: Формирование умения изменять глаголы по числам.

Задачи: - ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола с согласованием существительного и глагола в числе;

- развивать умение изменять глагол по числам;

- совершенствовать изученный материал о глаголе;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать навыки зрительного ориентирования в пространстве, зрительного и слухового внимания;

- воспитывать умение работать в группах и микрогруппах;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  1. Картинки (березка с одним листом, берёзка с несколькими листьями).

  2. Таблички:

- слов: ОДИН, МНОГО,

- карточки для работы в парах,

- карточки для работы в группах,

- карточки слов (ориентация в пространстве),

- карточки для самостоятельной работы.

3. Тряпичный мяч.

4. Листочки для рефлексии.

5. Птица – солнце (щепная птица).

6. Два кораблика: мн.ч., ед.ч.

7. Картинки фигур для физкультминутки.

8. Музыка.

9. Презентация о весне.

10. Мешочки с горохом.



Ход урока:


  1. Организационный момент:

  1. Раз, два, три, четыре, пять

Прозвенел звонок опять.

Перерыв кончается,

Работа начинается…

  1. Дыхательная гимнастика:

- свежий воздух: вдох - выдох, вдох – выдох порциями, вдох - выдох с задержкой.

3) Прослушивание загадки (презентация):

Я превращаю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, а зовут меня……..ВЕСНА.

4)Подготовим руки к работе и поздороваемся с весной:

Здравствуй, весна!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, теплый ветерок!

Здравствуй, маленький листок!

Все живём в одном краю,

Всех я вас приветствую.

Записать число и классная работа в тетрадь.

  1. Минутка чистописания:

На доске: в е__________н а_______

_________с______________ (с завитками вокруг букв)

III. Актуализация знаний:

  1. Игра с мячом. Дети встают в круг:

- Какие ассоциации возникают при слове ВЕСНА? Называете слово и ставите вопрос к нему.

Каких перелётных птиц знаете? (скворец, грач, ласточка, чайка, журавли, гуси, утки, галка, иволга….).

  1. А у нас на Севере есть ПТИЦА-СОЛНЦЕ. Это игрушка из сосновых щепочек, которые сложно переплетены «в замок» на берёзовом стержне, щепная птица. Птицу – солнце подвешивают на нитке к потолку. Говорят, что это птичка «различает» хороших и плохих людей. Войдёт в комнату хороший человек – птица к нему головой повернётся, а плохой – хвостом. Ещё иногда её называют птицей -счастья. Будем надеяться, что и нам она принесёт всем счастья и весеннего солнышка, тепла. (Птица – солнце несёт людям счастье.)

  2. Что делает весна? По классу разложены слова – существительные. Найдите их и поставьте вопрос от этого слова:

капель

звенит, капает, шумит

птицы

поют, прилетают

почки

лопаются, набухают

листья

распускаются, появляются

ручьи

звенят, журчат, текут

солнце

светит, греет, радует

веснушки

появляются, рыжеют

лужи

разливаются, высыхают

снег

тает, сыреет, рыхлеет

травка

вырастает, зеленеет

проталины

появляются, растаивают

деревья

просыпаются, растут


  1. - Вопросы какой части речи мы вспомнили? (глагола)

- Что ещё вы знаете о глаголе? (обозначает действие, изменяется по родам, числам)

IV. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи:

  1. Рассмотрите картинки на доске:

- Чем похожи? (березки)

- Чем отличаются? (количеством листочков)

- Сколько листочков на первой? (ОДИН)

- Сколько листочков на второй) (четыре, или МНОГО)

- Составьте предложения по картинкам и записать в тетрадь:

На березе распустился ЛИСТОЧЕК. (что сделал?)

На березе распустились ЛИСТОЧКИ. (что сделали?)

- В каком числе стоят глаголы в предложениях? (ед.число, мн.число)

- Сформулируйте тему урока.

- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

Физкультминутка №1 (под музыку):

а) для глаз (закрыть), представьте, что вы в лесу и вокруг много зелени.

Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох – выдох. Вообразите, что летит бабочка медленно и кругами от окна к двери. Пытайтесь проследить за её движениями. Вот она села вам на нос, не упустите её из виду. Бабочка улетает вдаль…..

б) учитель показывает человечков, дети изображают их позу.

  1. «Запусти кораблик» - любимое увлечение детей весной.

Работа в группах (слова на карточках):

На доске: два кораблика: мн. ч. и ед. ч.

(группа работает сначала самостоятельно, выбирая слова своей группы, потом эти слова ищут на столе и крепят слова на доску)

Течёт, поют, журчал, капает, прилетают, пробивалась, лопаются, заливаются, проснулись, пахнет, грело, разбудила, бегут, расцветут.

- Прочитайте слова.

- Подчеркните слова: 1 группа глаголы в ед.ч., 2 группа – во мн.ч.

- Затем найдите эти слова на столе и прикрепить (запустить свой кораблик) их к кораблику.

- Какие вопросы вы ставили к словам? (ОЗВУЧИТЬ ВОПРОС)

- ПРОВЕРКА (с вопросами): одна группа читает слова в ед.числе, другая – во мн.числе.

3) ВЫВОД: чтобы определить число глагола, надо поставить к

нему вопрос; если речь идёт о действии одного предмета,

то это ед.ч., а если речь идёт о двух или более предметах,

то это мн.ч.

4)Учебник с.79. Прочитать правило шепотом. Сравните его с тем выводом, который сделали мы с вами.

Физкультминутка №2: (приглашается 1 ученик)

Он прыгает, мы прыгаем,

Он топает, мы топаем,

Он хлопает, мы хлопаем,

Он идёт, мы идём,

Очень дружно все живём!

V. Работа по теме. Первичное закрепление:

1) Самостоятельная работа. Выписать глагол с существительным, с которым он связан, указать число.

  • Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

  • Апрельские ручьи землю будят.

  • В апреле снег от земли, лёд от воды тает.

  • Апрель землю красит.

- Проверка.

2) Работа в парах. Вставить букву, объяснить орфограмму. Найти глаголы, определить число. Прочитайте текст, изменив число глаголов.

Апрель – в . сенний месяц. Вес . ло звенит к . пель. Во дв . ре разл . лась б . льшая лужа. В . р . бей задорно чирикает.

- Для чего же нужно уметь изменять глаголы по числам? (На примере можно показать: Пришли весна на улице. Пригреют теплое солнышко.)

VI. Итог:

- Над какой частью речи мы сегодня работали?

- Какую роль выполняют глаголы в русском языке?

- Какую учебную задачу ставили на уроке перед собой? Достигли ли её?

- Какое правило вывели и узнали?

- Что вам понравилось?

- Легко ли было вам?

Рефлексия:

Выбрать листочек и приклеить его на берёзку:

ЗЕЛЁНЫЙ – все только хорошо было, легко и интересно.

ЖЁЛТЫЙ – неплохо, но волновался или не все получилось.

КРАСНЫЙ – сложно было (что?)

VII. Д/з: Нарисовать словесную картину весны,

в которой «слышны» звуки весны.


Спасибо за урок!



Конспект по русскому языку на тему "Изменение глагола по числам" (3 класс).
  • Начальные классы
Описание:

 

Урок  построен в форме ознакомления  учащихся с особенностями формы числа глагола с согласованием существительного и глагола в числе, учились изменять глагол по числам. Из загадки - презентации дети определили тему, которая прошла через весь урок "весна". Из ассоциаций к этому слову ученики повторили изученные части речи. Дети подбирали слова - действия к "весенним"  словам и вывели учебную задачу урока. В игровой форме проходила работа  в группах. Интересен региональный материал о птице - счатья, а  также и домашнее задание: составить словесный рассказ о звуках весны.

Автор Ломакина Галина Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1046
Номер материала 24353
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓