Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (4 класс)

Конспект по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (4 класс)

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Утверждаю: _____________

Директор школы И.Д.Шахова









Урок русского языка

в 4 классе

«Неопределенная форма глагола»





Трубинова Людмила Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Кунгурского муниципального района

1 квалификационная категория





2010-2011 г.г.

Тема: Неопределенная форма глагола

Цели: - продолжать работу по ознакомлению учащихся с глаголами неопределенной формы, с их составом;

- совершенствовать умение отличать глаголы неопределенной формы, разбирать их по составу, грамотно употреблять их в речи;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.

I. Организационный момент.

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело!

II. Словарно-орфографическая работа.                 

1) Знакомство с новым словом:   ЖЕЛАТЬ

-Какие ассоциации возникли со словом?

- Запишите в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

- Объясните значение этого слова./Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то./

- Подберите и запишите однокоренные слова, используя разные части речи.      /Желание, желанный, пожелать, желательно./

- Как вы понимаете выражение:  оставляет желать лучшего?         /Не совсем хорош; не удовлетворяет каким-либо требованиям./

Например: /Ваше поведение оставляет желать лучшего./ 

2) Работа со словарными словами.

р…сунок – рисовать

адр..с – адресовать

уж…н – ужинать

п…беда – победить

бед – обедать

-Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите слова в столбик, вставьте пропущенные буквы.

- От данных слов образуйте глаголы неопределенной формы.

-Какое слово лишнее? Обоснуйте.

-Разберите по составу.

III.Сообщение темы и цели урока.

-Тема урока? Цель? (На доске открыть)

IV. Работа по теме.

1)Разбор предложения.

Тихо шумели качались деревья и берегли покой в зимнем лесу.

-Объясните расстановку недостающих знаков препинания.

-Назовите орфограммы. Спишите, разберите предложение по частям и членам предложения.

- В какой форме употреблены глаголы?

-Запишите эти глаголы в начальной форме и разберите по составу данные слова. У доски.

2) Проблемная ситуация.

Шуметь, качаться, беречь

-Какие трудности испытываете?

- Что придает особое значение слову качаться? (Частица –ся )

-Чтение учеником.

К глаголам может присоединяться частица -ся. Она образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается», то есть, направлено на того, кто его совершает: хвалиться - хвалить себя, умыться - умылся сам.

-Откройте учебник с.62 (Открыть на доске, дополнить кластер)

3) Выполнение упражнения 26 с. 63.

Замените каждое словосочетание близким по смыслу глаголом неопределенной формы с частицей –ся(-сь).

Согласиться, интересоваться, подружиться, восторгаться, надеяться, переписываться, тревожиться.

-Прочитайте глаголы. Что заметили? (При произношении слышится [ца], а писать нужно –ться.). Полученные слова сразу разобрать по составу.

4) Групповая работа.

Найдите закономерность и распределите слова в два столбика. Обоснуйте свой выбор.

Бои[ца], мы[ца], слушаю[ца], закрывае[ца], улыба[ца], старае[ца], интересова[ца], пасу[ца], роди[ца], одева[ца], причесыва[ца], слушае[ца].













Проверка.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать,

А на шесть – тихо сесть.

-Назовите глаголы. В какой форме употреблены глаголы?

5) Работа с текстом.

-Вернемся к слову беречь. А решить данную задачу вам поможет текст.

Чтение текста с пометками:
   + - я знаю;
- - не знаю совсем;
   ! - это меня удивило;
   ? - хотел бы узнать подробнее

В древнерусском языке неопределенная форма всех глаголов оканчивалась на -ти: ПИСАТИ, ХОДИТИ, ЗЪВАТИ. Потом конечное безударное [и] исчезло, и осталась лишь мягкость конечного согласного [т,]: ПИСАТЬ, ХОДИТЬ, ЗВАТЬ. В то же время конечное и сохранилось под ударением: НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПЛЕСТИ.

Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое -ть и -ти в неопределенной форме - суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения.

Неопределенная форма некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на -чи: ПЕЧИ, БЕРЕЧИ, СЕЧИ. После исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы ПЕЧЬ, БЕРЕЧЬ, СЕЧЬ. Таких глаголов в русском языке совсем немного: беречь, влечь, печь, запрячь, лечь, мочь, сечь, стеречь, стричь, течь, толочь.

(В. Иванов, З. Потихе.)

- ЧЬ образовалась благодаря чередованию согласных в корне г/ч

-Так почему в глаголе беречь пишется мягкий знак?

-Дома списать глаголы неопределенной формы на –чь и запомнить их написание. По желанию можно разобрать слова по составу.

V.Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.

вас на партах лежат карточки разного цвета. Выполните задние по карточкам и вложите их в тетради.

1.Задание для сильных учащихся (розовый):

Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Напишите.

думать - придумать

строить -

учить -

хранить -

петь -

шуметь -

решать -

красить -

мечтать -

дружить –

2. Задание для средних учащихся (желтый):

К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите.

строить – разрушать

соединять –

увеличивать –

разговаривать –

веселиться –

брать –

продавать –

подходить –

внести –

3. Задание для слабых учащихся (голубой):

Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.

бегу – бежать

жалею –

молчу –

говорю –

смотрю –

хожу –

несу –

решаю –

служу –

VI. Аукцион.

А теперь - аукцион,

Подведет итоги он.

Тот, кто больше знает,

Тот награды получает.

-На продажу выставлена поистине бесценная «вещь» Начальная форма (Инфинитив). А купить ее может любой из вас в обмен на знания.

-Кто последний держит слово, тот и покупает.

-Торг начался! Удар молотком.

-В завершении урока Инфинитив желает поделиться стихотворением собственного сочинения.

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Ин-фи-ни-тив – звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
Вид у меня бывает разный.
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени!
Так, где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!


-Почему начальная форма, которую еще называют инфинитивом, не хотела знать, который час?

-Почему инфинитив носит маску?

-Почему начальная форма – неопределенная форма глагола?

-На полях луч успеха оцените себя.










































Самоанализ урока

Тема: Неопределенная форма глагола

Тип урока: урок применения знаний и умений, изучения нового (комбинированный)

Вид урока по форме проведения: урок - практикум

Урок приготовлен на основе знаний детей предшествующего материала. Это второй урок по теме «Неопределенная форма глагола». Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие, так как начальная форма глагола - основа всего раздела «Глагол – часть речи». При подготовке к уроку мною был использован учебник Зелениной Л.М. «Русский язык» 4 класс. Выбранный ход считаю логичным и наиболее оптимальным. Исходя из темы и типа урока, ставились следующие цели:

Образовательные:

-формирование общих представлений по ознакомлению с неопределенной формой глагола, с ее составом;

- формирование навыков распознавать неопределенную форму глагола и грамотно употреблять ее в речи;

Развивающие:

-развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления;

Воспитательные:

-воспитание уважительного отношения друг к другу; к мнению других; умения отстаивать свою точку зрения

Урок проходил по следующим этапам:

1.Выявление темы урока шло вместе с учащимися с использованием приема «Мозгового штурма»:

- выяснение того, что знают дети по теме;
-набрасывание идей, предположений по теме;
-активизация имеющихся знаний

Использовала данный прием технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

2.При словарной работе была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобились им для изучения дальнейшей темы.

3.Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения нового материала.

4. Известно, что с 5-й и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При изучении нового материала на стадии осмысления использовала метод развития критического мышления «Инсерт» - чтение текста с пометками.

5.На уроке предлагались дифференцированные задания учащимся по степени сложности.

- Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать?

- К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол.

- Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.

6.На этапе рефлексии для проверки целостного осмысления и обобщения полученных знаний использовала прием «Аукцион».

Осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке.

Каждый предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой.

Новым вызовом к дальнейшему изучению темы стал «Кластер».

Удалось ли избежать перегрузки учащихся?_________

Причины неудач?____________________

Конспект по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 4 классе по теме "Неопределенная форма глагола" по программе «Школа 21 века». Использован учебник «Русский язык», 4 класс. Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. 

На уроке была организована исследовательская деятельность учащихся с целью определения неопределенной формы глагола. Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся, оценку и самооценку выполненной работы.

 

Данная методическая разработка может быть полезна учителям начальных классов.

Автор Трубинова Людмила Ивановна
Дата добавления 12.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1786
Номер материала 53889
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓