МБОУ «Комсомольская СОШ»
Утверждаю:
_____________
Директор
школы И.Д.Шахова
Урок русского языка
в 4 классе
«Неопределенная форма
глагола»
Трубинова Людмила Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Кунгурского муниципального
района
1 квалификационная категория
2010-2011 г.г.
Тема: Неопределенная форма глагола
Цели: - продолжать
работу по ознакомлению учащихся с глаголами неопределенной формы, с их
составом;
- совершенствовать умение отличать
глаголы неопределенной формы, разбирать их по составу, грамотно употреблять их в
речи;
- развивать орфографическую зоркость,
внимание, память, мышление.
I.
Организационный момент.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
II. Словарно-орфографическая
работа.
1) Знакомство с новым словом:
ЖЕЛАТЬ
-Какие ассоциации возникли со словом?
- Запишите в тетрадь, поставьте ударение, выделите
орфограмму.
- Объясните значение этого слова./Стремиться к
осуществлению чего-либо, хотеть чего-то./
- Подберите и запишите однокоренные слова, используя
разные части речи. /Желание, желанный, пожелать,
желательно./
- Как вы понимаете выражение: оставляет
желать лучшего? /Не
совсем хорош; не удовлетворяет каким-либо требованиям./
Например: /Ваше поведение оставляет желать
лучшего./
2) Работа со словарными словами.
р…сунок – рисовать
адр..с – адресовать
уж…н – ужинать
п…беда – победить
…бед – обедать
-Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите
слова в столбик, вставьте пропущенные буквы.
- От данных слов образуйте глаголы неопределенной
формы.
-Какое слово лишнее? Обоснуйте.
-Разберите по составу.
III.Сообщение темы и цели урока.
-Тема урока? Цель? (На доске открыть)
IV. Работа по теме.
1)Разбор предложения.
Тихо шумели качались деревья и берегли покой в
зимнем лесу.
-Объясните расстановку недостающих знаков препинания.
-Назовите орфограммы. Спишите, разберите предложение
по частям и членам предложения.
- В какой форме употреблены глаголы?
-Запишите эти глаголы в начальной форме и разберите по
составу данные слова. У доски.
2) Проблемная ситуация.
Шуметь, качаться,
беречь
-Какие трудности испытываете?
- Что придает особое значение слову качаться? (Частица
–ся )
-Чтение учеником.
К
глаголам может присоединяться частица -ся. Она образует возвратную
форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое
как бы «возвращается», то есть, направлено на того, кто его совершает:
хвалиться - хвалить себя, умыться - умылся сам.
-Откройте учебник с.62 (Открыть на доске, дополнить
кластер)
3) Выполнение упражнения 26 с. 63.
Замените каждое словосочетание близким по смыслу
глаголом неопределенной формы с частицей –ся(-сь).
Согласиться, интересоваться, подружиться, восторгаться,
надеяться, переписываться, тревожиться.
-Прочитайте глаголы. Что заметили? (При произношении
слышится [ца], а писать нужно –ться.). Полученные слова сразу разобрать по
составу.
4) Групповая работа.
Найдите
закономерность и распределите слова в два столбика. Обоснуйте свой выбор.
Бои[ца],
мы[ца], слушаю[ца], закрывае[ца], улыба[ца], старае[ца], интересова[ца],
пасу[ца], роди[ца], одева[ца], причесыва[ца], слушае[ца].
Проверка.
Физминутка
Раз –
подняться, потянуться,
Два –
нагнуться, разогнуться,
Три - в
ладоши три хлопка,
Головою
три кивка.
На четыре
– руки шире
Пять –
руками помахать,
А на шесть
– тихо сесть.
-Назовите
глаголы. В какой форме употреблены глаголы?
5) Работа с текстом.
-Вернемся к слову беречь. А решить данную задачу вам поможет текст.
Чтение текста с пометками:
+ - я знаю;
- - не знаю совсем;
! - это меня удивило;
? - хотел бы узнать подробнее
В древнерусском языке
неопределенная форма всех глаголов оканчивалась на -ти: ПИСАТИ, ХОДИТИ, ЗЪВАТИ.
Потом конечное безударное [и] исчезло, и осталась лишь мягкость конечного
согласного [т,]: ПИСАТЬ, ХОДИТЬ, ЗВАТЬ. В то же время конечное и
сохранилось под ударением: НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПЛЕСТИ.
Ученые-языковеды не пришли к
единому мнению, что же такое -ть и -ти в неопределенной форме -
суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные
обозначения.
Неопределенная форма некоторых
глаголов в древнерусском языке оканчивалась на -чи: ПЕЧИ, БЕРЕЧИ, СЕЧИ. После
исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы ПЕЧЬ,
БЕРЕЧЬ, СЕЧЬ. Таких глаголов в русском языке совсем немного: беречь, влечь,
печь, запрячь, лечь, мочь, сечь, стеречь, стричь, течь, толочь.
(В. Иванов, З. Потихе.)
- ЧЬ образовалась благодаря чередованию согласных в корне г/ч
-Так почему в глаголе беречь пишется
мягкий знак?
-Дома списать глаголы неопределенной формы на –чь и
запомнить их написание. По желанию можно разобрать слова по составу.
V.Самостоятельная работа по карточкам с
дифференцированными заданиями.
-У вас на партах лежат карточки разного цвета. Выполните задние по
карточкам и вложите их в тетради.
1.Задание для сильных учащихся (розовый):
Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на
вопрос что сделать? Напишите.
думать
- придумать
строить
-
учить
-
хранить
-
петь
-
шуметь
-
решать
-
красить
-
мечтать
-
дружить
–
2. Задание для средних учащихся (желтый):
К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите.
строить
– разрушать
соединять
–
увеличивать
–
разговаривать
–
веселиться
–
брать
–
продавать
–
подходить
–
внести
–
3. Задание для слабых учащихся (голубой):
Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.
бегу
– бежать
жалею
–
молчу
–
говорю
–
смотрю
–
хожу
–
несу
–
решаю
–
служу
–
VI. Аукцион.
А теперь - аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.
-На
продажу выставлена поистине бесценная «вещь» Начальная форма (Инфинитив). А
купить ее может любой из вас в обмен на знания.
-Кто
последний держит слово, тот и покупает.
-Торг
начался! Удар молотком.
-В
завершении урока Инфинитив желает поделиться стихотворением собственного сочинения.
Начальной формой быть
приятно,
Начало лучше, чем конец.
Ин-фи-ни-тив – звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
Вид у меня бывает разный.
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени!
Так, где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!
-Почему
начальная форма, которую еще называют инфинитивом, не хотела знать, который
час?
-Почему
инфинитив носит маску?
-Почему
начальная форма – неопределенная форма глагола?
-На полях луч
успеха оцените себя.
Самоанализ урока
Тема: Неопределенная форма
глагола
Тип урока: урок применения знаний и
умений, изучения нового (комбинированный)
Вид урока по форме проведения: урок - практикум
Урок приготовлен на основе знаний детей предшествующего
материала. Это второй урок по теме «Неопределенная форма глагола». Урок
тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие, так как начальная
форма глагола - основа всего раздела «Глагол – часть речи». При подготовке к
уроку мною был использован учебник Зелениной Л.М. «Русский язык» 4 класс. Выбранный
ход считаю логичным и наиболее оптимальным. Исходя из темы и типа урока,
ставились следующие цели:
Образовательные:
-формирование общих представлений по
ознакомлению с неопределенной формой глагола, с ее составом;
- формирование навыков распознавать
неопределенную форму глагола и грамотно употреблять ее в речи;
Развивающие:
-развитие орфографической зоркости, внимания,
памяти, мышления;
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения друг к
другу; к мнению других; умения отстаивать свою точку зрения
Урок проходил по следующим этапам:
1.Выявление
темы урока шло вместе с учащимися с использованием приема «Мозгового штурма»:
-
выяснение того, что знают дети по теме;
-набрасывание идей, предположений по теме;
-активизация имеющихся знаний
Использовала
данный прием технологии критического мышления с целью активизации имеющихся
знаний на стадии «вызова».
2.При
словарной работе была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся,
которые понадобились им для изучения дальнейшей темы.
3.Была
создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения нового
материала.
4. Известно, что с 5-й и по 24-ю минуту урока ученики
усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился
материал повышенной трудности. При объяснении новой темы ставились проблемные
вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали
правильность результата и делали выводы. При изучении нового материала на
стадии осмысления использовала метод развития критического мышления «Инсерт» -
чтение текста с пометками.
5.На
уроке предлагались дифференцированные задания учащимся по степени сложности.
-
Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что
сделать?
- К каждому глаголу
подберите противоположный по смыслу глагол.
- Напишите глаголы в
неопределенной (начальной) форме.
6.На этапе рефлексии
для проверки целостного осмысления и обобщения полученных знаний использовала
прием «Аукцион».
Осуществлялось
создание здоровьесберегающего пространства на уроке.
Каждый
предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам является
базой.
Новым вызовом к
дальнейшему изучению темы стал «Кластер».
Удалось ли избежать перегрузки учащихся?_________
Причины неудач?____________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.