Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку на тему

Конспект по русскому языку на тему

МБОУ-лицей







Тема урока:

«Что мы знаем о глаголе?

Обобщение знаний.»









Выполнила

учитель начальных классов

Гиоева З.А.



г.Владикавказ

2014г.



Тема урока: Что мы знаем о глаголе? Обобщение знаний.

Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний о глаголе.

Цель урока:

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;

  • формировать умение определять грамматические признаки глагола,

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

  • развитие самостоятельности;

  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.









Ход урока.

I. Организационный момент.

Я прочитаю стихотворение, а вы должны сказать какое слово спряталось в этом стихотворении.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –

Вы скажите мне кто он?




-О какой части речи говорится в этом стихотворении?


-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели поставим перед собой?

- Сегодня нам предстоит систематизировать все наши знания о глаголе.

- Итогом нашего урока станет заполненный нами кластер-ракета. Детали ракеты представляют собой основные понятия по теме «Глагол».

Составьте устный рассказа о глаголе на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году»

- А поможет вам в этом схема.


Что такое глагол?

1.Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2.Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.

3.Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
4.Глаголы в предложении являются сказуемыми.
5.Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

6. Время глагола.

7.Спряжение.

8.Возвратный глагол.



Напишите число, классная работа.


II. Минутка чистописания.

На доске написаны слова.

ПОДБЕЖАЛ, ВЪЕХАТЬ, УЗНАЕТ

-На чистописании мы напишем три буквы. Первая встречается в приставке глагола прошедшего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук.

-Какая это буква? (Д). - В каком слове? (ПОДБЕЖАЛ)

-Вторая буква находится в приставке глагола неопределённой формы.

-Какая это буква? (В). - В каком слове? (ВЪЕХАТЬ)

-Третья буква - тоже в приставке, но глагола в будущем времени. Какая это буква? (У). В каком слове? (УЗНАЕТ)

- Напишите эти буквы. ДВУ, ВДУ, УДВ


III. Словарно-орфографическая работа.


О
бъявить, помощь, багровый, поздний, тяжёлый, лодка, прилетать, построить.

- Найдите орфограммы в этих словах, объясните написание.

Дети по очереди объясняют все орфограммы.


IV. Обобщение и систематизация изученного.

1. Неопределённая форма глагола.

1.Посмотрите на словарные слова и скажите на какие три группы можно разделить эти слова.

Что объединяют все эти глаголы ( эти глаголы в неопределённой форме)

-Что вы можете сказать о неопределённой форме глагола.

Образуйте из слов ПОБЕДА,ЧЁРНЫЙ, БЕСЕДА глаголы неопределённой формы.

2. Вид глагола

- Какого вида бывают глаголы?

(Совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?

Несовершенного: действие не закончено что делает?)

- Как изменяются глаголы?

(по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)


Задание 1.

Прочитайте текст.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез тихо висит, роса стекает по белым стволам. Хрипло кричит петух в избе лесника. В тишине зарождается рассвет , и озеро дымится белым паром.

Что вам известно о спряжении глагола?

-Найдите глаголы. Определите спряжение глагола.

-В каком времени употреблены глаголы?

-Сделайте синтаксический разбор второго предложения. Определите какую роль выполняют глаголы в предложении.

-Найдите в тексте возвратные глаголы

-Что вы можете сказать о них(орфограмма – буква Ь в глагольных формах)

-Выпишите глагол стекает поставьте его в прошедшее время и сделайте морфологический разбор слова.

Задание 2.

Игра «Четвёртый лишний»

Трещит,скрепит,заскулит,воет

встречает, визжал, поскрипывал, дул

прочитает, удивить, запишет, нарисует

Проверка на экране.

- Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов?

-От чего зависит окончание глагола?

Повторение правила написания личных окончаний глаголов. (Слайд 10)

Отобразим это на нашем кластере-ракете– Следующее задание проверит ваше умение определять спряжение глагола.

3. Упражнение «График»

В этом задании нам надо определить спряжение. Для этого заполнить таблицу. Учитель диктует слова , а дети вписывают их в таблицу. Вызвать два человека к доске и выполнить это задание.

смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет

вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

4. Упражнение в написании личных окончаний глаголов.

Цель: формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте ответ. (Слайд 13)

Зябн…т осинка

Дрож...т на ветру

Стын…т на солнышке

Мёрзн…т в жару.

Какое ещё задание можно дать к этому упражнению?

V.Физминутка

Учитель называет глаголы, а дети выполняют действия, которые они обозначают:

шагаем – стоим;

руки поднимаем – опускаем;

приседаем – тянемся вверх;

смеёмся – плачем;

кричим – молчим;

стоим – садимся.

- Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

(Слова обозначают противоположные действия) 


VI.Формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.


- Запишите самостоятельно глаголы (по вариантам), вставляя нужную букву и определяя спряжение.



СвязатьI спр.- свяжем

ОтдыхатьI спр. - отдыхаешь

ТанцеватьIспр. - танцуем

Зимовать I спр. - зимуешь

ПеребиратьI спр. -перебираем

ПойматьI спр. - поймаешь

Рисовать I спр. - рисуем

ПлатитьII спр. - платишь

Чуять – 1 спр. - чуем

МечтатьI спр. - мечтаешь

УсвоитьII спр. - усвоим

Загорать -I спр. - загораешь

Синеть I спр. - синеет

Затянуть -I спр. - затянет


Проверка. Дети объясняют написание окончания.


VII. Разбор глаголов по составу.

1.Повторим правило разбора глаголов по составу. Слайды 14, 15)

2.Разберите глаголы:

прибежала

вертишься

3. Подберите слова к схемам: (Слайд 16)


hello_html_6931206.png


^

VI. Логическая пятиминутка

Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните что означают эти фразеологизмы? (Работа в группах)..

·        Вставлять палки в колеса.

·        Обвести вокруг пальца.

·        Ловить ворон.

·        Зарубить на носу.

(высказывания детей, а вот как об этом толкует словарь фразеологизмов)

  • Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

  • Обвести вокруг пальца - хитро обмануть

  • Зарубить на носу – запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении.

Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.

  • Ловить ворон - упускать благоприятный случай, момент.


-Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной)

- Составьте предложения, используя данные выражения в переносном значении.

- Дома нарисовать рисунок к одному из фразеологизмов.


VII. Закрепление пройденного материала.


Выполни сам, (у всех на столах карточки разного цвета со стихотворением «Слово о словах») Сейчас я прочитаю вам стихотворение о том, какое важное значение имеет каждое сказанное вами слово.


Слово о словах
Когда ты хоч..ш(?) молвить слово,
Мой друг, подумай – (не) спеши.
Оно быва..т то сурово,
То рождено теплом души.


Оно то жаворонком вьёт(?)ся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвес..ш(?),
(Не) выпускай его в полёт.


Им можно радости пр..бавить
И радость людям отр..вить.
Им можно лёд зимой ра..плавить
И камень в крошку раздр..бить.


Оно одар..т иль ограб..т,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слуша..т тебя.                  

- Вот, как важно бережно относиться к словам.
- Списать 1 столбик. Вставить пропущенные орфограммы.
( разноуровневые задания)
1 – сложный – выписать глаголы 2 спряжения, образовать формы 2 лица, ед.ч и мн.ч.
2 – средний – выписать глаголы, определить спряжение. 
3 –простой – выписать глаголы с пропущенными орфограммами, подчеркнуть их.

- Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.



VIII.Закрепление знаний о глаголе


Тестирование (листочки)

1.Что обозначает глагол?

А) предмет                Б) признак предмета                    В) действие предмета

2.На какие вопросы отвечает глагол?

А) Кто? Что?             Б) Какой? Какая? Какое? Какие?         В) Что делать? Что сделать?

3.Каким членом предложения выступает глагол?

А) главным членом        Б) второстепенным членом

4.Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение – это…»

А) изменение глагола по лицам     Б) изменение глагола по числам

В) изменение глагола по временам                  Г) изменение глагола по лицам и родам.

5.Сколько спряжений у глагола?

А) 1            Б) 2                  В) 3

6.Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

А) к 1 спр.               Б) ко 2 спр.

7.Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________________________



VIII. Итог урока.

-Оцените наш урок.

- Что интересного вы запомнили на уроке?

-Какие задания вам понравились больше и почему? Над чем ещё надо поработать?

IХ. Домашнее задание:




Приложение.(раздать каждому учащемуся)

Задание 1.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез тихо висит, роса стекает по белым стволам. Хрипло кричит петух в избе лесника. В тишине зарождается рассвет , и озеро дымится белым паром.


Задание 2. Игра «Четвёртый лишний»

Трещ..т ,скреп..т, заскул..т, во..т

Встреча..т, визжал, поскрипывал, дул

Прочита..т, удив..ть, запиш..т, нарису..т


Задание 4. Упражнение в написании личных окончаний глаголов.

Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте ответ.

Зябн…т осинка

Дрож...т на ветру

Стын…т на солнышке

Мёрзн…т в жару.


Задание 5. Формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

Запишите самостоятельно глаголы (по вариантам), вставляя нужную букву и определяя спряжение.



I- вариант

II- вариант

свяжем - связатьI спр

отдыхаешь - отдыхатьI спр. -

Танцу...м -

Зимушь

Перебирам

рисум

Поймашь

Платшь

Бре…м

Синет

Мечташь

Загорашь



10



Конспект по русскому языку на тему
  • Начальные классы
Описание:

Это урок по русскому языку для 4 класса по программе Школа"2100" по теме "Что мы знаем о глаголе? Обобщение знаний".

Главная цель учителя систематизировать знания о глаголе, формировать умения определять грамматические признаки глагола, развивать умения употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, овладение нормами русского языка, способность контроливать свои действия, проверять сказанное и написанное.

В конспекте очень много разных видов заданий и работ, которые должны выполнить учащиеся. Дети поэтапно выполняют их. В ходе работы учитель может видеть, где учащиеся легко справляются с работой, а где у них возникает затруднение.

Итогом работы является тест, который должны выполнить учащиеся.

 

 


Автор Гиоева Залина Ахсаровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 424
Номер материала 9207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓