Главная / Начальные классы / конспект по познанию мира на тему: "Кожа и её защитная функция"

конспект по познанию мира на тему: "Кожа и её защитная функция"




Тема. Кожа и ее защитная функция


Цели: повторить условия, необходимые для жизни на Земле; подвести учащихся к пониманию важности здоровья для человека; сформировать начальные представления о том, как следует заботиться о своем здоровье; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.


Задачи:

способствовать формированию понимания учащимися знаний о коже как о защитном наружном покрове тела человека и ее других функциях;

развивать мышление, память, внимание, умение сравнивать и делать выводы;

содействовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни и соблюдению правил гигиены;

воспитывать чувство уважения и доброжелательное отношение к окружающим.


Планируемые результаты:

предметные: знать о коже человека и ее функциях; соблюдать правила здорового образа жизни;

личностные: проявлять стремление к сохранению здорового образа жизни, умение самостоятельно соблюдать правила личной гигиены;

системно-деятельностные: уметь анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.


Виды работ: работа с учебником, работа в тетради, работа в группе.


Оборудование: учебник, карточки, демонстрационный материал, лупы, настольная лампа, листы бумаги, карандаши.


Межпредметные связи: русский язык, музыка.


Проблемный вопрос. Какова роль кожи в организме человека?




Ход урока:

  1. Организационный момент.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые,

А учёные большие.

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит

В мир чудеснейших познаний,

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти.


Деление на группы ( резинки)


Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.


2. Проверка домашнего задания (тест)


Органы человека


1 Какая наука изучает строение тела человека?

а) анатомия

б) медицина

в) гигиена

2) Какую систему образует пищевод, желудок и кишечник?

а) нервную б) пищеварительную

в) кровеносную

3)Какой орган расположен внутри черепа?

а) головной мозг     б) почки     в) желудок;

4)Какую систему организма составляют кости и мышцы?

А)неподвижную б)опорно-двигательная в) двигательная

5. Какой орган помогает человеку дышать?

а) желудок б) легкие в) сердце

6. Что приводит скелет в движение?

А)сердце б) мышцы в) желудок

7. Сколько пар рёбер у человека?

А) 6 б)12 в)10

8 Что не относится к внутренним органам?

а) печень б) почки в) шея

9 Какой орган помогает человеку видеть окружающий мир?

а) ухо б) нос в) глаз

10 Какой орган помогает определить вкус пищи?

а) нос б) кожа в) язык


Взаимопроверка

  1. А 2) б 3) а 4) б 5) б 6) б 7) б 8) в) 9) в 10) в


Критерии оценивания :

«5» - без ошибок

«4»-1-2 ошибки

«3»- 3-4 ошибки

«2»- 5 ошибок


  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Отгадайте загадку:

Какой самый большой орган у человека?

- Может быть, поможет с ответом другая загадка:

Вот одежда, так одежда!

В ней уютно и тепло,

Под дождём не промокает

И не мнётся ни за что!

А ещё не выцветает,

И дышать легко нам в ней,

И носить её мы можем,

Не снимая много дней!     (кожа)

- Удивились?

- «Познание  начинается с удивления тому, что обыденно», - говорили древние греки.

- Действительно, площадь поверхности кожи у взрослого человека составляет около 2 м², а масса от 2 до 4 кг.

- Сформулируйте тему нашего урока.

«Кожа. Особенности кожного покрова»

- Что вам уже известно о коже? (орган осязания, разного цвета, разная толщина)

- Что хотите узнать?


  1. Выявление места и причины затруднения.

- А поможет нам в этом легенда.


В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел “золотой мальчик”. Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. Что же произошло с мальчиком?


Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать строение кожи и ее функции.

- Значит, какие цели мы ставим перед собой?



План: 

- её свойства и функции

- познакомится со строением кожи

- ответить на проблемный вопрос



  1. Чтобы ответить на первый пункт .


- Начнём исследование с наблюдения и эксперимента.

Будем Заполним таблицу «Свойства и функции кожи».







Свойства кожи

Функции кожи














- Как, с помощью чего будем наблюдать?

- Посмотрите на кожу ваших рук, потрогайте её. Что можете сказать?   Какая она? (заполнить таблицу)

1. мягкая,

2. прочная,

3. Бежевая, бледно-розовая тонкая, упругая

4.тонкая ( на веках 1мм, толстая на стопах 4 мм


Возьмите лупу и посмотрите


5. Имеет отверстия -поры, волоски, складки, линии (рисунок).

-  Как думаете, зачем они? (через них выделяется кожный жир и пот, кожа дышит)


- 2) Потрите крепко пальцы по коже лба. Возьмите зеркальце и плотно прижмите палец. Что видите? Осталось жирное пятно. Значит, кожа выделяет жир и пот.


-3) Что ещё увидели? (волоски) Зачем они? (Защищают кожу от пыли, информируют о прикосновении, защищают от соприкосновения с одеждой, иначе бы она стирала наш кожный жир и кожа бы пересыхала)


Первичное закрепление во внешней речи.

Проверим, как заполнили первую часть таблицы. 

Свойства кожи

Мягкая..

Прочная

Бледно-розовая.

Тонкая.

Имеет отверстия -поры, волоски, складки, линии (рисунок).

 

- Продолжим наше исследование. Проведём опыт. Поставим свой отпечаток указательного пальца на листе бумаги, сравним отпечатки. Какой вывод сделаем?

- Все отпечатки разные, линии индивидуальны и являются своеобразным «паспортом».

- Где используется это свойство кожи – иметь разный рисунок?

В криминалистике – дактилоскопия;

- Неграмотные люди в старину вместо подписи ставили на документах отпечаток смазанного краской пальца.

- Мы изучили свойства кожи, а после небольшого отдыха продолжим наше исследование.

  1. Физкультминутка.

Самостоятельная работа учащихся по выяснению функций кожи.

- Сейчас вам в группах предстоит выяснить и сформулировать, какие же функции выполняет кожа.

- Наше исследование продолжим с помощью изучения познавательного текста. У вас в группах разные тексты, рассказывающие о различных функциях, которые выполняет кожа. Прочитав свой текст, используя пометы на полях, договоритесь в группе, о какой функции кожи вы читали, сформулируйте её название и запишите в таблицу. Приготовьтесь доказать свой ответ, выберите, кто будет озвучивать ответ для класса. Все группы должны записать это название функции в свою таблицу.

Чтение текста с пометами.

Выступления групп, сопровождение . Заполнение таблицы.


Функции кожи

1. Осязательная функция

2. Защитная функция.

3. Регулирует температуру

4. Дыхательная функция.

5. выделительная функция

1группа – осязательная функция

2 группа – защитная функция

3 группа – регулирует температуру

4 группа – дыхательная функция

5 группа – выделительная функция


-  Что же помогло вам получить информацию о функциях кожи, какой источник? (познавательный текст, речь одноклассников)

 Включение в систему знаний и повторение.

- Кратко познакомимся со строением кожи. Поможет нам в этом рисунок.  Рассмотрите его, ответьте на вопросы:


1. Как называется верхний слой?

2. Что входит во внутренний слой?

3. Клетки какого слоя кожи постоянно шелушатся, отпадают и заменяются новыми?

4. Назовите железы находятся во внутреннем слое?

5. Какая железа играет роль при выделении пота?



«Что же произошло с мальчиком?» Используя сегодняшние новые знания о коже, сформулируйте ответ.

(Поры на коже мальчика были закрыты краской, кожа не дышала, не выделяла жир и пот, не выделялись вредные вещества. Мальчик провёл много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно простыл и умер, по – видимому, от воспаления лёгких)


- Иногда кожу человека изображают в виде средневековой крепости. Почему? 

- А что защищает нежные кончики пальцев рук, ног? (ногти – особые роговые образования кожи)

- А что защищает кожу головы от вредного излишнего воздействия солнечных лучей? (волосы)

- Древние египтяне говорили: «Лучше быть опрятным, чем красивым»

           

Домащнее задание

  1. Составить кроссворд на тему «Кожа»

  2. Стр 9-10 пер + тетр с 5-6

  3. Стр 9-10


Рефлексия учебной деятельности. «Дерево настроения»



1 группа

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает.

Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый, какова его форма, размер?  

Это можно определить на ощупь – с помощью кожи.

Кожа предупреждает нас и об опасности.

Способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод называется осязанием.

Кожа – орган осязания.

Старайся не ранить кожу., не допускать ожогов, обморожения.

Функция осязательная








2 группа

    Плотный слой роговых клеток кожи непроницаем для воды (иначе кожа впитывала бы её как губка), он защищает нижележащие слои кожи от воздействия вредных веществ, механических повреждений, спасает глубокие слои кожи от высыхания.

   Дело в том, что рядом с потовыми железами находятся крохотные сальные железы.

Они выделяют жир. Покрывая кожу тонкой плёнкой, жир препятствует проникновению жидкости и бактерий внутрь тела, а также делает кожу эластичной (упругой и гибкой).

   Кожа надёжно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги.

   Кожа защищает тебя и от жары, и от холода. Под горячими лучами солнца она загорает – делается более плотной и смуглой и не даёт перегреваться внутренним органам.

Защитная функция









3 группа

Тело человека постоянно выделяет тепло.

За один час его образуется столько, что можно вскипятить 1 литр ледяной воды.

Кожа регулирует температуру тела, не даёт ему перегреваться или переохлаждаться. Если вы много физически работали – вам станет жарко и ваша кожа покраснеет.

Так как кровеносные сосуды кожи расширились, и к ней притекло много крови.

   А при понижении температуры воздуха кожные кровеносные сосуды сужаются, уменьшается приток крови – кожа бледнеет.

   Таким образом, поддерживается нормальная температура  тела, равная 36,6°С

Регулирует температуру






4 группа

   Кожа помогает тебе дышать.

Через свои поры она впитывает свежий воздух, который так необходим каждой клеточке.

Кожа  поглощает кислород  и выделяет углекислый  газ.

Через неё выделяется примерно 2% углекислого газа, выделяемого лёгкими за сутки, а поглощается около 1% всего вдыхаемого воздуха.

   Кроме того, кожа вырабатывает под лучами солнца необходимый для жизни витамин D.

   Через кожу в человеческий организм впитываются животные и растительные жиры. Именно поэтому кожу можно питать различными питательными кремами.

Но нельзя их излишне употреблять, так как это приведёт к закупорке сальных желёз, нарушению газообмена.

Дыхательная функция







5 группа

    Кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ.

В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых желёзок, выделяющих капли пота. Капельки пота, наверное, не раз попадали вам в рот, и вы знакомы с его солоноватым вкусом.

Потовых желёз в нашем организме около 3 млн.

Пот выделяется через поры.

   Пот – это вода и растворённые в ней вещества.

Пот испаряясь с поверхности кожи, он охлаждает организм, а заодно удаляет ненужные ему вещества – отходы.

   А другие крохотные желёзки – сальные – выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой плёнкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь всяким микробам.

Выделительная функция







7


конспект по познанию мира на тему: "Кожа и её защитная функция"
  • Начальные классы
Описание:

Я хочу предложить конспект урока  "Кожа и её функции". Данный урок поможет подвести учащихся к важности здоровья для человека; сформировать начальные представления о том, как следует заботиться о своем здоровье; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Даёт возможность пониманию учащимися важность о защитном покрове тела. В начале урока даётся памятка "Правила группы". Тестовый материал для повторения. Класс разделён на 5 групп, даны критерии оценивания и таблица оценивания, выбран бригадир. Дан план урок по которому учащиеся работают. Учащиеся сами проводят опыты и делают выводы.

Автор Трусова Оксана Николаевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1300
Номер материала 13363
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓