Главная / Начальные классы / Конспект по окружающему миру " Вода - растворитель".( 4 класс)

Конспект по окружающему миру " Вода - растворитель".( 4 класс)

Тема урока. Вода – растворитель.

Цель: ознакомление учащихся со свойством воды как растворителя.

Задачи:

образовательная: выявить экспериментальным путем свойство воды - растворителя

развивающая: создать условия для развития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры

воспитательная: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде

Планируемые результаты.

Личностные

- внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-иссле­довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе ана­лиза поступков других людей и собственных поступков;



Регулятивные.

Принимать и сохранять учеб­ную задачу;

Учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале;

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен­ной на наглядно-образном уровне;

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

Адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.





Познавательные.

Анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков Смысловому восприятию познавательного текста

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи

Проводить сравнение и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп

Устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений

Обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно)

Проводить аналогии между изучаемым материалом и соб­ственным опытом

Коммуникативные.

Выбирать адекватные рече­вые средства в диалоге с учите­лем, одноклассниками

Формулировать собственное мнение и позицию, воспринимать другое мнение и позицию

Уметь договариваться, приходить к общему решению

Строить понятные для парт­нера высказывания

Оборудование: учебники, интерактивный плакат, веера с цифрами, химическая посуда для опытов, вещества для опытов (соль, песок, глина),алгоритм выполнения опытов, карточки для самостоятельной групповой работы, карточки для домашней работы, колбы и бумажные капли воды для рефлексии, подсказки использования воды.

Формы работы: фронтальная, групповая работа.

  1. Организационный момент.

- Настроимся на урок. Закройте глаза. Мысленно повторяйте за мной слова.

— Я в школе на уроке.

— Я сейчас начну учиться.

— Я радуюсь этому.

— Внимание моё растёт.

— Я, как разведчик, всё замечу.

— Память моя крепка.

— Голова моя мыслит ясно.

— Я готов к работе.

— Я работаю.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами работники научно - исследовательского института. (Слайд 1) В нашем институте есть экспертный центр, исследовательский центр, экологический центр. Мы должны помнить о том, что в институте работают серьёзные думающие люди. Ведь от наших открытий зависит будущее планеты. А работать мы будем в исследовательских группах.

II. Проверка домашнего задания.

-Прежде, чем мы перейдём к изучению новой темы, давайте вспомним то, что изучали на прошлом уроке. Для этого отправляемся в экспертный центр.

Задание №1.

Соедините понятие с верными высказываниями. (Слайд 2).

имеют 6 лучей

Снежинки замёрзшая капля воды

кристаллики льда

твёрдое состояние воды

имеют одинаковую форму

Задание №2.

Выберите три состояния воды. Расскажите о переходе из одного состояния в другое. (Слайд 3).

Задание №3. (Слайд 4)

Выберите правильный ответ.

Вода – это:

  1. атмосфера;

2) гидросфера;

3) биосфера.


Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное называется:

1) исчезновение

2) расширение

3) испарение


При замерзании вода:

1) расширяется

2) сжимается

3) состояние не изменяется


Впишите номер, соответствующий молекулярному строению воды в определённом состоянии.(Слайд 5)


hello_html_m2074ef18.png

1 2 3

- Итак, кто же догадался, о каком веществе мы будем с вами говорить на уроке?

III. Актуализация знаний учащихся.

Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить.

Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее? (Дети выдвигают свои предположения.)

- Ребята, вы много предположили, а вот какая правильная мы узнаем после проведения опыта. Сегодня на уроке мы расширим знания о воде, ее свойствах, значении воды. Отправляемся в исследовательский центр.

IV. Усвоение нового материала.

У каждой группы лежит карточка – инструкция. Вам предстоит выполнить опыт, чётко следуя инструкции. А затем занести результат в карточку – отчёт.

Учащиеся работают самостоятельно, выполняя строго по инструктивной карточке.

Опыт 1.

  1. Насыпьте в стакан с водой соли и размешайте ложкой. hello_html_m7d302a06.png

  2. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.

  3. Исчезла ли соль?

(Впишите недостающие слова на карточке.)

Кристаллы соли становятся всё _____ и скоро совсем _____. Раствор остался _________.

Вывод: вода для соли _____________. (растворитель/ не растворитель)

Опыт №2. Проделайте тоже самое с речным песком.

Песчинки ___________ на дно стакана и лежат там, не___________.

Вывод: Песок в воде ___________( растворяется /не растворяется).

Опыт №3. Проделайте тоже самое с глиной.

Глина ___________ на дно стакана и лежат там, не___________.

Вывод: Глина в воде ___________( растворяется /не растворяется).

- Можно ли достать кристаллики соли обратно? А песок? Глину?

- От каждой группы выступает представитель.

Физкультминутка

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями.)

- Как нам учёные объясняют, что такое растворение. Откройте свои исследовательские журналы на стр. …

Давайте выясним, как же происходит растворение веществ воде. Чтобы это понять, давайте ещё раз вспомним, из чего состоят все вещества. ( Из молекул)

hello_html_m5e5dad30.gif

- При растворении веществ происходит смешивание молекул одного вещества с молекулами другого вещества. (Показываю на интерактивной доске).

- А как молекулы будут располагаться, если вещество не растворится?

- Как вы думаете, а газы растворяются в воде? ( Слайд 6)

- В воде растворяются газы, например, кислород, хотя и в небольших количествах. Однако этого достаточно, чтобы растворенным кислородом дышали рыбы. Благодаря какому растворенному углекислому газу мы пьем газированную воду? (Слайд 7)


hello_html_m462cfb5e.gif

Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды? Посмотрите, по классу развешаны подсказки. (Ответы детей)

Гимнастика для глаз. (Слайд 8)

- А сейчас мы с вами попробуем очистить нашу воду. Пропустите раствор через фильтр. Сделайте вывод.

- Как нам учёные объясняют, что такое фильтрование. Откройте свои исследовательские журналы на стр. …

- Для чего нужно фильтровать, очищать воду?

- Прочитайте высказывания известного французского писателя и знаменитого учёного.

(Слайд 9)

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…
Тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
Ты самое большое богатство в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери

- Как вы думаете, к чему нас они призывают?

- Отправляемся в экологический отдел.

- Вода - это стихия, которая обладает и мощной разрушительной силой. (Слайд10)

- Наверное, воде иногда не нравится, как мы к ней относимся, поэтому своей разрушительной силой она нам напоминает о том, что к ней нужно бережно относиться.

(Просмотр отрывка фильма)

- А как вы можете беречь воду?


V. Итог урока

- С какими важными свойствами мы познакомились на уроке? (Вода - растворитель, плохой проводник тепла.)

VI. Домашнее задание.

- Заполните карточки.



Разрушительная работа воды

Созидательная работа воды

 

 


- По желанию нарисовать плакат «Берегите воду!»



VII. Рефлексия.


- Перед вами стоят колбы и лежат капельки воды. Если вам на уроке было всё понятно и вам понравилось, как вы работали, то бросаете в колбу синюю капельку. Если вам было что – то непонятно и не очень понравилось, как вы работали на уроке – бросаете серую каплю воды.

Конспект по окружающему миру " Вода - растворитель".( 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель: ознакомление учащихся со свойством воды как растворителя.

Задачи:

образовательная: выявить экспериментальным путем свойство воды - растворителя

развивающая: создать условия дляразвития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры

воспитательная: способствоватьвоспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде

Планируемые результаты.

Личностные

- внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям по курсу   «Окружающий   мир», к школе;

-  интерес к предметно-иссле­довательской    деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

-  ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

-  понимание причин успеха в учебе;

-   понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

-  этические чувства (стыда, вины, совести) на основе ана­лиза поступков других людей  и собственных поступков;

 

Регулятивные.

Принимать и сохранять учеб­ную задачу;

Учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале;

Принимать установленные правила   в   планировании   и контроле способа решения;

Самостоятельно   находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен­ной     на     наглядно-образном уровне;

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

Адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

 

 

 Познавательные.

Анализировать  изучаемые объекты с выделением сущест­венных  и    несущественных признаков Смысловому   восприятию познавательного текста

 Осуществлять  синтез  как составление целого из частей

Ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи

Проводить сравнение и классификацию изучен­ных  объектов   по   самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп

Устанавливать   причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений

Обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно)

Проводить аналогии между изучаемым материалом и соб­ственным опытом

Коммуникативные.

Выбирать адекватные рече­вые средства в диалоге с учите­лем, одноклассниками

Формулировать собственное мнение и позицию, воспринимать  другое мнение и позицию

Уметь   договариваться, приходить к общему решению

Строить понятные для парт­нера высказывания

Автор Каширина Лариса Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 334
Номер материала 51458
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓