Главная / Начальные классы / Конспект по окружающему миру на тему "Водоёмы" (2 класс)

Конспект по окружающему миру на тему "Водоёмы" (2 класс)

Урок окружающего мира, проведенный во 2 «А» классе

Тема: Водоёмы.

Цель: познакомить с видами и разнообразием водоёмом, научить различать части реки.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление о водоемах и частях реки;

- дать понятие: естественные и искусственные водоемы;

- продолжить обучение по составлению «Синквейна»;

- учиться самостоятельно находить ответы на вопросы и заполнять таблицу, прогнозировать;

Развивающие:

- развивать умения учащихся критически мыслить, внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез);

- развивать действия контроля и оценки учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний (изучение и закрепление нового материала).

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, приемы ТКРМ (Таблица «З – Х - У», СИНКВЕЙН, КЛАСТЕР)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал, физическая карта России, учебник «Окружающий мир 2 класс», рабочая тетрадь к учебнику.


1. Организационный момент.(1 мин)

-Прозвенел опять звонок, начинается урок!

Настроились на работу, улыбнулись друг другу, пусть хорошее настроение будет вам подспорьем в работе.


2. Стадия вызова. Актуализация знаний. Введение в тему урока. (8 минут)

(Читаю детям стихотворение)


Раскинулась картина перед нами:

Волна…. Одна, другая, третья….

Ты посмотри, как бьётся всё о берег,

Сильна она настолько, что и не сказать.

Голубизна прекрасная для глаз твоих….

Как же назвать то чудо,

Что ты видишь в этот миг?

Большой такой наш водоём,

Что не обнять его руками… (слайд 1)


Как вы думаете, о чём будет идти речь на сегодняшнем уроке? (о водоёмах)

Какова же тема нашего урока? (водоёмы)

Воспользуемся приёмом «Кластер».

Описание приема: кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученикам предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

На доске пишу слово «Водоёмы»

Какие водоёмы вы знаете? (На доске по очереди дети выходят и заполняют кластер)

hello_html_5fa81ada.gif




Попробуйте объединить водоёмы в группы. Дети высказывают предположения:

- водоёмы, которые создала природа. (Залив, болото море, озеро, ручей, родник, река);

- водоёмы, которые создал человек (Водохранилище, пруд, канал)

Следовательно, водоёмы, которые создала природа, называются – Естественными (дополняю «Кластер»).

Водоёмы, которые создал человек, называются – Искусственными (дополняю «Кластер»).

Для чего нужны естественные водоёмы? (для существования жизни на земле)

Для чего создаются искусственные водоёмы? ( Каналы для осушения почв, пруд – для разведения рыб; водохранилище – для обеспечения водой людей)

hello_html_m4f5ba0d6.gifhello_html_m23707058.gifhello_html_m17062ea8.gifhello_html_2c09525e.gifhello_html_5ebe9cb6.gifhello_html_m25527105.gif



3. Осмысление. Узнавание нового, поиск решения проблемы (23 минуты)

(Загадка)

Синяя сестрица, быстрая водица

Вдоль дружков, бережков в океан стремится? (река) – слайд 2.

О чем сейчас будет идти речь? (речь пойдёт о реке).

1) Знакомство с частями реки (15 минут)

Посмотрите на географическую карту и попробуйте показать реку (спрашиваю 2 – 3 человека). Все начинают от начала реки и продолжают по течению. Молодцы.

Описание приема заполнения таблицы (1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность).

Использую приём таблицы (З-Х-У).

У каждого на столе лежит таблица.

Знаю

Хочу узнать

Узнал



















Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу. Запишите эти сведения в первой графе таблицы: (проверяем, дополняем)


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Начало исток

Сколько притоков может быть у реки?


Конец

Как определять притоки?


Приток

Как правильно показывать реки на карте?


Устье

Что может быть началом реки?


Русло

Как определить направление течения реки?



Почему на карте разные оттенки синего цвета?


Читаем и дополняем свои таблицы.

- начало. Что это значит? (Место, где рождается река). Это - исток, слайд 4

- конец. Как по-другому можно сказать? (место, где река впадает в другую реку или море), слайд 5

- приток. Что это? (На своем пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в нее и отдают ей воду), слайд 6.

- Как вы думаете, место, где река впадает в другой водоем, как будет называться? (устье), слайд 7. Допишите в таблицу.

- Река протекает по определенному углублению. Предположите, как оно называется? (русло), слайд 8.

Молодцы. Работаем дальше. На интерактивной доске появляется схема частей реки, слайд 9


Во вторую графу таблицы запишите вопросы, которые вы бы хотели узнать по этой теме.

(проверяем, дополняем). Дети читают свои вопросы.

Прочитав текст учебника (с.81), постарайтесь заполнить третью графу таблицы.

Давайте проверим, что у вас получилось. Что же вы нового узнали о реке? Как правильно показать реку на карте? Молодцы.

Физкультминутка для глаз (слайд 10)

Проверим, как вы запомнили основные части реки. Откройте тетрадь на печатной основе, выполните задание №3. Сверьтесь с соседом. У кого были ошибки?

А теперь посмотрите на стол.

С.р. У каждого на столе схема обследования речки Незнаники, Осётрика и озера Круглого. Определите все составные части реки, обращаясь к вашей таблице (З-Х-У). Проверьте, так ли у вас получилось (слайд 11). У кого есть ошибки?


Река может впадать только в озеро? (море, другую реку)

2) Физкультминутка (2 минуты)

3) Знакомство с красотой морей (6 минут)

Сравните иллюстрации (на слайде 12 море и река.) Какой водоём неизведан? Вернёмся к Кластеру. Дайте характеристику этому водоёму.

Прочитайте учебник (с.83).Работая в парах, составьте рассказ о красоте моря. План у вас на столе (работа в парах)

План.

  1. Берега моря

  2. Поверхность моря в разное время

Давайте проверим, что получилось. С этим видом работы вы справились великолепно. Четко и правильно, следуя плану, составили рассказ о красоте моря.


3. Рефлексия (10 минут)

Пришло время подвести итог нашему уроку. Что нового вы узнали на уроке? (познакомились сегодня с водоёмами; узнали, что обозначают слова искусственные и естественные водоёмы; убедились, что река имеет определённые части).

Какое задание вам больше всего понравилось? На каком этапе урока вы испытывали затруднение?

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме урока, написав «Синквейн».

Слово синквейн происходит от французского «пять». Напомню, что «Синквейн» - это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: слайд 13

1-ая строка - тема из одного слова (существ.)

2-ая строка – описание темы в двух словах (прилаг.)

3-ая строка – описание действия в трёх словах (глаг.)

4-ая строка – фраза из четырёх слов, показывающее отношение к теме

5-ая строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Возьмите листочки и запишите свои стихи.

Давайте проверим, что у вас получилось, (дети читают получившееся стихи).

Река.

Широкая, большая, глубокая.

Течет, сливается и превращается.

Естественным путем получается.

Водоем.

С этим видом работы вы справились великолепно. Ваши произведения говорят о том, что тему урока вы усвоили.

4. Домашнее задание, выставление оценок (3 минут).

Нам с вами предстоит еще многое узнать, а урок подходит к концу. Посмотрите на ваше домашнее задание:

- составьте «Синквейн» по теме «Море»;

- подготовьте сообщение о водоёмах нашёй местности (реки, залив, море).

На протяжении всего урока я следила за вашей работой, в своей карточке делала пометки, а теперь могу вам выставить оценку, которую вы получили, потрудившись в течение урока (10 человек).

Конспект по окружающему миру на тему "Водоёмы" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Благодаря оптимальному выбору организации формы учебного процесса, рациональному комбинированию методов и приемов обучения, чередованию индивидуальных, фронтальных и парных форм учебной деятельности результативность урока, на мой взгляд, достаточно высокая.

Важно, чтобы после проведения урока, ученик смог что – то взять из него в свою жизнь.

На протяжении  всех этапов идет смена вида деятельности. Это помогает детям не отвлекаться. Следую такому принципу: все, что ученик может делать сам, он делает на уроке самостоятельно. 

Домашнее задание носит творческий  характер. Оно помогает не ставить точку в изучении этой темы.

Автор Свешникова Марина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1088
Номер материала 30801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓