Главная / Начальные классы / Конспект по окружающему миру на тему

Конспект по окружающему миру на тему

Урок по окружающему миру.


Тема: «Образование почв. Взаимосвязь живой и неживой природы в почве».


Автор разработки конспекта: Румянцева Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов МНО школы №7 , Костромская область, город Галич.

Развивающая система Л.В.Занкова.


Цели урока:

Образовательная: дать представление об образовании почв; продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли.

Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес , развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование:  “Виды почв (таблица); презентация по теме «Образование почв»; учебник, рабочая тетрадь, листы для проведения опроса.



Ход занятия:

  1. Организационный момент. Стихотворение Ириса Ревю читает учащийся.


Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.

Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но, как хорошо — есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.

- Как вы думаете, о чём данное стихотворение?

- Отгадайте загадку:


Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу. (Земля)

- Слово Земля имеет много значений.

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;

  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

- Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

- Кто знает её научное название? (Почва).

II.Основная часть

- Наш урок будет посвящен почве и её образованию.

И высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими корнями в земле, вернее в её верхнем слое, который называется почвой.


- Как же образовалась почва? Основа образования почвы – горные породы Земли. Дно водоёмов, равнины, горы сложены из горных пород, которые в течение миллионов лет разрушались под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов. Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с потоками воды в низкие места. В трещины легко проникают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений. В результате на камнях прорастают пучки трав, мелкие кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая породы. Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через тысячу лет у подножия скал из остатков растений образуется почва. Это верхний плодородный слой земли толщиной до 2 см. На мягком вулканическом пепле этот процесс происходит быстро, всего за 50-60 лет. Животные принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений, а когда гибнут, сами становятся её частицами. Итак, образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов – не будет и почвы. Нет воды и воздуха – почва не образуется.


- Давайте вспомним прогулку в осенний лес. Сможете доказать на основе своих наблюдений, что почва связывает в единое целое неживую и живую природу? Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев падают на землю и скапливаются в самом верхнем её слое. Под опавшими листьями и ветками находятся песок и глина, мелкие камешки, останки животных и растений. Образуется перегной, а это относится к неживой природе.  Всё это скоплено корнями растений, ведь каждое растение берёт из почвы питательные вещества. В почве всегда присутствуют бактерии, грибы, мелкие животные, а это относится к живой природе.


(Физкультминутка)

Ветер

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)

Девять, десять - тихо сядем.



Работа с учебником.

- Ребята, прочитайте материал и назовите фамилию учёного, который занимался исследованием почв. Что интересного вы о нём узнали?


- Кто берёт из почвы питательные вещества, мы знаем. А кто же их вновь пополняет? Ведь если запасы не пополнять, то почва быстро оскудеет. Животные почвы прокладывают в ней ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений, а бактерии, которые всегда живут в почве, превращают эти остатки в перегной. Листья и травы разлагаются в почве сравнительно быстро. Всего через полгода они превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно возвращаются в почву и вновь расходуются растениями.  Происходит почвенный круговорот. Почва связывает в единое целое неживую и живую природу.


- А каких животных можно увидеть в почве? В лесной подстилке замерла божья коровка, что-то перетаскивают в свои подземные жилища муравьи, а вот кроты и дождевые черви проводят в почве всю свою жизнь.



А земляной шмель только зимует. Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары, а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомства. Жуки проникают в почву на глубину до 2 метров, муравьи – до 3 метров. Кроты – до 5 метров, а дождевые черви – до 8 метров.


- Сейчас ребята расскажут о кроте. (На слайде фотография крота).

Обитатели почвы, кроты проводят всю свою жизнь под землёй. В связи с этим, они являются обладателями очень слабого зрения, но острого слуха и обоняния. Глаза крота представляют собой маленькие отверстия, которые не имеют ни ресниц, ни век. Форма тела этого зверька очень удобна для нахождения долгого времени в земле. У крота нет ушных раковин (слуховые отверстия защищены лишь кожной складкой) и длинного хвоста, зато есть мощные передние лапы, которые ему необходимы, также как экскаватору ковш. Они имеют необычное строение и, в отличие, например, от рук человека, ладони у кротов находятся с тыльной стороны, чтобы было удобно разрывать землю.

Крот постоянно трудится под землёй. За сутки этот зверёк может прокопать тоннель в несколько десятков метров. Рытьё земли – это не просто способ интересно провести время. Подземные ходы необходимы кроту, чтобы пропитаться. А кушают эти зверьки довольно много. Каждый день кроту нужно съедать по весу такое же количество пищи, которое равняется его собственной массе. В качестве еды для этого подземного жителя подходят земляные черви, личинки, проволочники, улитки, медведки и т.п.


Работа в тетради.

- Откройте рабочие тетради. Рассмотрите, кто может жить в почве?


- Пользуясь учебником, давайте ответим на вопрос в тетради. (Учащийся читает вопрос, вместе с учителем записываем ответ в рабочей тетради).


- Чем же питаются животные почвы? Они питаются остатками живых организмов, корнями растений и другими мелкими животными. Корни одуванчиков грызут личинки майских жуков, а личинками любят лакомиться кроты. Крот, наевшись, отправляется спать, и спит часа 4, проснувшись, он немедленно отправляется искать себе пищу. Делая глубокие ходы, крот постоянно натыкается на вредных насекомых и их личинок. За сутки крот съедает столько, сколько весит сам и даже больше. Голодать крот не может, 17-18 часов без еды для него губительны. Вот поэтому зимой кроты не могут залечь в спячку.


Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость: корень одуванчика – личинка – крот. Не будет одуванчика – погибнут личинки, не будут личинок – будут голодать кроты. Поэтому ученые считают, что все живые организмы связаны между собой цепями питания.


- Пищевая цепь показывает, кто кого ест. Между обитателями почвы существую очень много цепей питания, но в каждой такой цепи, первое звено – это растение. Ведь только оно способно на свету образовывать питательные вещества из углекислого газа и воды с растворёнными в ней минеральными солями. Второе звено – растительноядные животные, третье звено – хищные и всеядные животные. Когда хищные или всеядные животные погибают, то их останки становятся пищей для бактерий и других мелких животных.


- А теперь давайте ответим на вопросы. Листочки вклеим в тетрадь. (сопровождение слайдом). (Приложение)


Дети ищут ответы на вопросы в учебнике.


III. Итог урока.

- Итак, что нового вы узнали на уроке?


IV. Рефлексия.

Учащиеся рисуют на полях в тетради личико человечка. Если человечек улыбающийся – занятие понравилось и затруднений не вызвало. Безразличный человечек – некоторый материал в понимании вызвал затруднения. Грустное личико – занятие было неинтересным, материал всего урока непонятен.



















Приложение



Что такое почва?

_____________________________________________________________________





Образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием?

__________________________________________________________________



.

Основа образования почвы – это:

__________________________________________________________________





Каких животных можно увидеть в почве?

__________________________________________________________________





Что грызут личинки майских жуков?

__________________________________________________________________















Конспект по окружающему миру на тему
  • Начальные классы
Описание:

Урок по окружающему миру по теме "Образование почв. Взаимосвязь живой и неживой природы в почве" (3 класс, развивающая система Л.В.Занкова).

Цель урока : дать представление об образовании почв; продолжить работу по углублению представлений о почве как о верхнем плодородном слое земли.

 Методическая разработка является приложением к учебнику "Окружающий мир", автор - Дмитриева Н.Я. Так же на уроке использована рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. 

Тип урока : изучение нового материала и закрепление первичных знаний. 

При подготовке к уроку учащимся рекомендуется  изучение дополнительного материала.

 

 

Автор Румянцева Светлана Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 453
Номер материала 26065
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓