ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДЯТ ВОДА, ГАЗ,
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Задачи урока:
формировать представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме —
результат труда человека, использующего богатства неживой природы; обобщить
имеющиеся у учащихся сведения о бытовых приборах и мерах безопасности при
обращении с ними.
Планируемые достижения
учащихся: узнать о способах получения воды, газа, электричества, их
доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми
приборами.
Оборудование. У
учителя — магнитофон, кассета с записью песни Ю. Антонова «Под крышей дома
твоего», бытовой фильтр для воды, схема добычи природного газа.
Ход урока
Проверить усвоение
материала предыдущего урока можно в ходе конкурса «Природа в доме». Детям
предлагается отгадать загадки:
1. Это что за странный ежик,
Нет ни головы, ни ножек,
Пьет не молоко, а воду,
С места не сдвигался сроду.
(Кактус) 2. Какой рыбий хвост
В речке не живет?
(Сансевьера)
3. Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается?
(Собака) 5. Беленький шарик
Вокруг себя шарит,
Крошку найдет —
Тут же украдет.
(Белая мышь)
4. Мордочка усатая,
Спинка полосатая,
Ловко умывается,
Хоть с водой не знается.
(Кошка) 6. У крошечной скотинки
Куча серебра на спинке.
(Рыбка)
Музыкальной «визитной
карточкой» данного урока, как и других уроков по разделу «Наш дом и семья»,
может служить песня Ю. Антонова «Под крышей дома твоего».
Изучение нового материала
можно начать с вопроса: «Что происходит в вашем доме по утрам, когда все
просыпаются?» (Мы включаем свет, умываемся, мама зажигает газ и готовит завтрак
и т. д.) При необходимости учитель задает уточняющие вопросы, подводя детей к
теме урока. Затем учитель говорит: «Сегодня на уроке мы выясним, откуда в наш
дом приходят вода, газ, электричество. Но сначала давайте обсудим, зачем они
нужны в доме». Обсуждение проводится коллективно с опорой на иллюстрации
учебника (с. 58).
После этого учитель
предлагает выяснить, откуда в наш дом приходит вода. Пусть дети сначала сами
скажут, что им об этом известно. Затем проводится работа по рисунку на с. 59
учебника (внизу).
Учитель: «Действительно,
человек берет воду из реки. А что изображено рядом с верхней стрелочкой? (Дети
высказывают догадки.) Это фильтр для очистки речной воды. В речной воде много
загрязнений (глина, песок, плавающие предметы, сточные воды). Посмотрите, как
работает фильтр. (Учитель демонстрирует работу бытового фильтра, налив в него
загрязненную воду.) Разумеется, для очистки воды для целого города фильтры не
такие маленькие, они огромные и установлены на специальных станциях. Небольшие
фильтры используют дома для дополнительной очистки воды.
На рисунке видно, что вода
приходит в дом не только из реки, но и другим путем. Посмотрите, что изображено
на нижней картинке слева. Как вы думаете, что это за сооружение? (Ответы
детей.) Подземная вода более чистая, чем речная. Ее сразу подают в дома. А как
называются трубы, по которым вода поступает в дом?» (Водопровод.)
Далее учитель говорит: «Мы
выяснили, откуда в наш дом приходит вода. А кто знает, как добывают природный
газ? (Дети высказывают предположения.) Природный газ залегает под землей.
(Учитель демонстрирует схему добычи газа.) Там, где обнаружено месторождение
газа, бурят скважину, а потом газ по трубам подается туда, где он нужен».
Затем выясняется, откуда в
наш дом приходит электричество. Для этого анализируется рисунок на с. 59
учебника (вверху). Учитель: «Да, это река, перегороженная плотиной. А зачем ее
перегородили? (Как правило, дети этого не знают.) На электростанции, которую вы
видите справа от плотины, для выработки электричества должен крутиться особый
механизм — ротор турбины. Вот люди и придумали, чтобы падающая с высоты плотины
вода крутила этот ротор. От электростанции по проводам электрический ток бежит
туда, где он нужен».
Полученные знания
обобщаются с помощью задания на с. 58 учебника (внизу). Делается вывод, что
вода, газ, электричество в нашем доме — результат труда человека, использующего
богатства неживой природы.
Для закрепления знаний
используется задание № 1 в рабочей тетради (с. 44—45). Его можно выполнить в
парах по рядам (каждый из трех рядов получает свой вариант задания), а затем
коллективно проверить.
Заключительная часть урока
посвящается безопасности обращения с водопроводом, газовой плитой,
электроприборами. При этом выполняется задание № 2 в рабочей тетради (с. 45).
Оно предлагается для индивидуальной работы, а затем коллективно обсуждается.
После этого зачитывается вывод на с. 59 учебника.
В конце урока учитель
просит детей коротко ответить на вопрос: «Откуда в наш дом приходят вода, газ,
электричество?»
Физкультминутки. Можно
выполнить движения, имитирующие плавное течение воды в реке, падение воды с
плотины, «бег» электрического тока по проводам, а также различное использование
воды (моем посуду, поливаем цветы и т. д.).
Рекомендации для занятий в
семье. Продемонстрируйте детям работу бытовых электроприборов. Обсудите
опасности, которые таят в себе электроприборы, газ, водопровод, и меры
безопасного обращения с ними.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.