Главная / Начальные классы / Конспект по окружающему миру

Конспект по окружающему миру

Фестиваль педагогического творчества

«Новая идея»







Тема урока: «Осторожно, мусор!»








Автор: Прохорова Ю.И.,

Учитель начальных классов

высшей категории,

МОУ «Средняя школа №36» ,

г. Петрозаводск


















Предмет: окружающий мир

Автор учебного комплекта «Наша планета земля» А. А.Вахрушев

Раздел: «Наша маленькая планета земля»

Класс:2

Тип урока: открытие новых знаний с элементами исследовательской деятельности

Тема: "Осторожно, мусор!"


Автор: Прохорова Юлия Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №36

г. Петрозаводск, республика Карелия


Цель урока:

Наблюдение негативного влияния человека на природу

Задачи урока:

- организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира;

-учить применять полученные знания в классификации данных предметов с целью предполагаемой формулировки возможного решения проблемы окружающего мира;

- развивать сенсорные возможности (обоняние, осязание) детей для активизации познавательных действий в овладении знаниями об окружающем мире;

- учить детей взаимодействию при работе в подгруппах как одной из форм исследовательской деятельности;

- развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты;

-развивать образное мышление учащихся на основе эмоционального восприятия элемента системы гуманистических ценностей: окружающая природа как условие жизни и здоровья людей;

- воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

Демонстрационный материал: презентация по теме урока; штатив, горючее для демонстрации опытов; ёмкости с заранее заложенными опытами (4 шт.).

Раздаточный материал: бумажные листы; использованные упаковки (мусор) для этапа мотивации учебной деятельности, учебник для этапа организации пробного действия, рабочая тетрадь учащихся, карандаши для этапа выявления места и причины затруднения.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Содержание урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация учебной деятельности

Ребята, о чём мы сегодня будем говорить – я загадала игрой «Да-нетка». Вам нужно задавать вопросы. Я могу отвечать только да или нет. Но так как вы это делаете первый раз, позвольте вам помочь схемой. (слайд 1)

Проверяем ваш ответ (слайд 2)

А что это за место, где очень много разнообразных деревьев? Подскажу, что они там даже растут этажами?


Давайте воспользуемся своим воображением: попробуем уже не видеть парт, и нет белого потолка, и из крана уже не течёт вода. А кругом прекрасный лес. (Слайд 3-4)

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Закончи предложение: Лес – это….(слайд 5)


Посмотрите под партами, что у вас? А в лесу?

Рефлексия: что вы видите, чувствуете, слышите…(слайд 6)

Дети, пользуясь схемой «Да-нетки» догадываются, что загадано слово ДЕРЕВО.





Ученики вспоминают признаки экологического сообщества «лес»


Дети слушают звуки леса, воображают и представляют обычные вещи – лесными




Примерные ответы учеников: лёгкие планеты, дом животным, топливо, пища, лекарство, строительный материал и т. д.

Ученики смотрят на слайд с изображением мусора и описывают свои чувства

Тезисы: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей.

  1. Актуализация знаний по теме

А нам стоит об этом поразмышлять и поговорить? Или это не очень важная тема? Почему? (Человек - часть природы, часто не соблюдает правила поведения в природе, обижает её, не заботится о своём будущем)

Для вас прислали совет, что там написано?

Хотели бы вы поспорить с автором этого письма?

-Какие вы знаете правила поведения в природе?

(слайд 7-8)


Ребята, учёные подсчитали, что Россия стоит на 1 месте по природным богатствам. О чём это говорит?

И только на 11 месте по бережному и экономному отношению к ним? О чём это говорит?

Конверт с письмом прикреплён к крышке парты, ученики, обнаружившие у себя конверт, вскрывают его и читают:

Если вам нужны пакеты
Их не стоит покупать,
Мы советуем вам рано
В парк пойти насобирать
Разноцветные пакеты
Ветер носит их туда
Только встать придется рано
Сэкономить все хотят.

Кучи мусора - отражение человеческой жизни

3. Организация пробного действия

А какого мусора больше всего? Возьмите полоску. Сложите её пополам. Это будет 50%, каждую половинку ещё пополам. Каждая часть стала 25%. Покажите мне 75%.Если представить, что это весь мусор в Росси- то 75-80%. Это бумажный мусор.

Работа с учебником (с. 93, 2 часть)

Дети работают с бумажной полоской

4.Выявление места и причины затруднения. Выход на проблему


Упаковка составляет большую часть мусора; ½ мусора - самая большая часть из названных; примеры упаковочных материалов

5.Выход на цель урока. Формулировка проблемы

Так ли прекрасна наша Земля, когда она завалена грудами мусора? Как сохранить красоту Земли?


6. Первичное закрепление. Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о возможности поиска путей ответа на вопрос


Предлагаю судить бумажный мусор, а конкретнее бумагу.


Чтоб бороться с проблемой бумажного мусора надо знать свойства бумаги, если мы будем больше о ней знать - будем понимать, как на неё лучше воздействовать.


Учащиеся играют в игру «СУД». Класс делится на 2 команды. 1 часть «адвокаты» защищают бумагу, а 2 часть «прокуроры» обвиняют. Дети на доске каждый аргумент в свою пользу отмечают +

7. Физкультминутка

8. Выдвижение гипотез (с записью их на доске)


Закопать мусор, сжечь, увезти, запретить мусорить, переработать

9. Выход на формулировку возможности решения проблемы. Экспериментальная работа в группах

Учитель предлагает 1 свойство бумажного листа, а ученики в группе придумывают как его изменить

-) Широкая – измените свойство ( узкая)

-) Большая – маленькая

-) плоская – трубочка

-) белая - покрасить

-) быстро намокает – пропитать воском (восковой мелок)

-) Лёгкая – приклеить, намочить

-) горит – намочить

-) Шла киносъёмка, свинью нужно было заставить съесть чистый белый лист бумаги. Она никак не хотела. Но, наконец, режиссёр придумал. Что же он придумал? (слайд 9)

-)Эксперимент со статическим напряжением

Группе 1 даётся задание:

И тут мы можем помочь человечеству, в вашем классе появиться изобретение. Особенная машина которая помогает собирать мусор во всех местах! Не смейтесь, если б Учитель Циолковский не мечтал Гагарин так бы и не полетел в космос! Всё начинается с мечты.

Группе 2 дается задание:

Почему человечество не тревожится о надвигающейся экологической катастрофе? Что делать? Как обратить внимание?

Как важно не молчать, а говорить всему человечеству, предупреждать об опасности! Как это сделать?

Группе 3 дается задание:

И есть ещё интересный способ. Почему бумагу выкидывают? Проведём эксперимент. Как вы будите её выкидывать?

Вы её выкидывали без сожаления. Не жалко!!! Не нужна!!! Как сделать так, чтоб люди не хотели её вовсе выкидывать? (Слайд 12)


Ученики сгибают листы бумаги, красят, пропитывают воском, делают мокрой.









Предполагают разные варианты, режиссер пропитал лист сгущёнкой.


Дети рвут бумагу на мелкие кусочки, берут расчёску, расчёсываются и подносят предмет к кусочкам бумаги. Бумага притягивается с расчёске.

Дети выдвигают разные решения. (Слайд 10)






Дети находят способ: написать в газету, выступить с передачей, СМИ. Готовят репортаж. (Слайд 11)






Предложения учащихся: Придумали делать нужные вещи из ненужной бумаги. Стоит помочь природе сэкономить ее ресурсы, да ещё поднять экономику страны.

Дети придумывают бизнес - план

10. Рефлексия

Какова была цель урока? Достигли ли мы этой цели? Какими способами? (Слайд 13)

Мы сами могли бы принести пользу планете.

Грамотная утилизация мусора; природная чистота в окружающем мире.

11. Итог урока

Меньше слов – побольше дела!!! Спасибо вам за урок! (слайд 14)

Появилось желание создать проект по данной теме


Конспект по окружающему миру
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока:

Наблюдение негативного влияния человека на природу

Задачи урока:

- организовать деятельность детей  на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира;

-учить применять полученные знания в классификации данных предметов с целью предполагаемой формулировки  возможного решения проблемы  окружающего мира;

- развивать сенсорные возможности (обоняние, осязание) детей для активизации познавательных  действий в овладении знаниями об окруж

 

 

 

 

 

 

Автор Прохорова Юлия Ивановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 427
Номер материала 18900
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓