Главная / Начальные классы / Конспект по окружающему миру на тему: "Красная книга Москвы" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект по окружающему миру на тему: "Красная книга Москвы" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Красная книга Москвы»

Автор: Ладилова Елена Вячеславовна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1282 с углублённым

изучением английского языка

ВАО г. Москвы

Цель урока: рассказать о Красной книге Москвы, познакомиться с некоторыми исчезающими растениями и животными.

1. Общеобразовательный аспект:

  • а) формировать представление об исчезающих видах растений и животных Москвы;

  • в) необходимости защиты природы ; понимание этой проблемы при рассмотрении ситуации в парке «Сокольники»;

  • г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающий аспект:

  • а) расширять кругозор детей о природе;

  • б) развивать логическое мышление;

  • в) развивать познавательный интерес к предмету;

  • г) развивать память, умение видеть, слушать и слышать.

 3. Воспитывающий аспект:

  • а) воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма;

  • б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать»;

4. Мотивационный аспект:

  • а) создавать мотивацию успеха;

  • б) учитывать индивидуальные особенности.


Ресурсное обеспечение:

"Окружающий мир 4 класс ч.1" А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, рабочая тетрадь ч.1, проектор, презентация «Красная книга Москвы» с методическими пояснениями, рисунки и плакаты учащихся на экологическую тему «Защитим и сохраним».



Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания. Учащиеся приносят в класс книги В. Бианки, Е. Чарушина, Г.Снегирёва, М.Пришвина, Н. Сладкова, К Паустовского и делятся печатлениями от прочитанного.


  1. Актуализация имеющихся знаний.

Изучая природные зоны, мы говорили о различных экологических проблемах. Проблема исчезновения растений и животных характерна для каждой природной зоны.

-Как вы думаете, что  символизирует красный цвет, с чем  ассоциируется красный цвет? ( Цвет крови).

-Почему, мы на красный цвет останавливаемся? (так как можем попасть под машину).

Красная книга - это сигнал опасности, предупреждения. Красная книга –  информирует, призывает, предупреждает, советует.

4. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.

- Ребята, о чем мы будем говорить на уроке? ( О Красной книге).

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( познакомимся какие животные живут в наших лесах, каких животных нужно защищать, вспомним про Красную книгу России, расскажем про Красную книгу Москвы).

На уроке нами будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Что такое Красная книга (общие сведения).
    2. Горностай, орешниковая соня, ёж, красный волк, сивуч, беломордый дельфин, манул - животные Красной книги Москвы.
    3. Исчезающие виды животных и растений в лесопарке "Сокольники": Длиннохвостая неясыть, Водяная полевка (крыса), Бекас, Ветреница лютиковая, Заяц-русак, Медуница неясная.
    4. Организации, которые защищают редкие виды растений и животных.
    5. Стихотворение Светланы Хохловой "Про Красную книгу".
    6. Выводы.


5. Систематизация понятий. Исследовательская деятельность.

Презентация «Красная книга Москвы"

Слайд №3.

Кроме Красной Книги России существуют Красные Книги разных городов. Первое издание Красной Книги Москвы было в 2001 г. В ней было свыше 450 видов растений, животных и грибов.



Было бы ошибкой думать, что в Москве не сохранилось ни диких животных, ни интересных растений. Их на удивление много. Но, к сожалению, они становятся здесь все более редкими и могут исчезнуть вовсе. Наша задача – остановить этот опасный для экологического благополучия города процесс, предпринять все необходимые меры для спасения каждого вида, оказавшегося на страницах Красной книги.

Красная книга города Москвы — официальный документ, содержащий список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов города.

Слайд №4

Сейчас леса занимают около 10%, луга 3%, болота – 0,001% всей площади, а общая площадь зеленых насаждений столицы составляет 28%. Здесь до сих пор живут и выводят потомство такие крупные звери, как лоси, гнездятся птицы : осоед, болотный лунь, канюк, коршун, болотная сова, вяхирь, клинтух. Некоторые из этих видов и дикой-то природе дано стали редкостью и занесены в Красные книги (Московской области и Российской Федерации)

Слайд №5

Горностай – небольшой зверёк с длинным телом, короткими ногами, длинной шеей и треугольной головой с небольшими округлыми ушами. Летом этот зверёк бурый с белым брюшком, зимой – белый. Горностай похож на ласку, но несколько больше её по размерам. Из-за его дорогого меха он стал исчезающим видом.

Слайд №6

Орешниковая соня – зверёк, напоминающий миниатюрную белку. Размерами она с мышь: длина тела 15 см, масса тела 15-25 г. Это одна из самых мелких сонь. Хвост длинный, 6—7 см, с кисточкой на конце. Мордочка слегка притуплённая; уши небольшие, округлые; усы длинные. Окраска верха тела у орешниковой сони охристо-рыжая, иногда с красноватым оттенком; нижней стороны — более светлая с палевым оттенком. На горле, груди и животе могут быть светлые, почти белые пятна. Пальцы белые. Кончик хвоста тёмный или, наоборот, светлый.

Слайд №7

Обыкновенный ёж — животное небольших размеров. Длина его тела составляет 20—30 см, хвоста — около 3 см, масса тела — 700—800 г. Уши относительно небольшие (обычно меньше 3,5 см). Морда вытянутая. Нос у него острый и постоянно влажный. На верхней челюсти у ежей 20 мелких острых зубов, а на нижней — 16. Верхние резцы широко расставлены, оставляя место для прикуса нижним резцам.

Слайд№8

Красный или горный волк

Длина тела до 1 метра, вес от 12 до 21 кг, внешне напоминает лису, собственно за это и пострадал. Горе-охотники, не особо разбирающиеся в тонкостях зоологии, подвергли этот вид массовому отстрелу.

 Слайд №9

Сивуч

Трехметровый тихоокеанский ушастый тюлень, ареал обитания — Курильские и Командорские острова, Камчатка и Аляска. Длина тела взрослого самца сивуча может достигать трех метров, а вес — одной тонны

Слайд №10

Беломордый дельфин

Короткоголовый дельфин с черными боками и плавниками , длина тела около 3 метров. Маленький клювик до 5 см делает их милыми и необычными. В водах России беломордый дельфин обитает только в Баренцевом и Балтийском морях.

Слайд №11

Манул (палласов кот)

Дикий кот с очень пушистой и длинной шерстью — на один квадратный сантиметр тела приходится до 9000 волосков! Водится в Тыве, республике Алтай и Забайкалье.

Слайд №12

Сегодня мы рассмотрим несколько редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, которые упоминаются в лесопарке «Сокольники».

Слайд №13

Длиннохвостая неясыть
Крупная серая сова с многочисленными темными и светлыми пестринами в основном продольными. «Ушей» нет. Питается мелкими грызунами.

Водяная полевка (крыса)
Длина тела до 25 см, хвост достигает до 2/3 длины тела. Крыса очень проворный зверек. Зубы крысы стачиваются и растут на протяжении всей жизни. Полевка водяная считается отличным землекопом. Питается растительной пищей и мелкими грызунами, лягушками и земляными червями.

Слайд №14

Бекас - сравнительно небольшой кулик размером со скворца массой тела 90-200 грамм. Питается слизнями, червями, жуками и их личинками, добывая их во влажной почве своим длинным клювом.


Ветреница лютиковая
Является многолетним растением, у него раздельные или рассеченные листья располагаются на черешках. Цветы ярко-желтые, до 3 см в диаметре, одиночные. Цветет в середине мая в течении 3-х недель.

Слайд №15

Заяц-русак
Среди других зайцев-гигант, весит до 7 кг. Его длинные ушки реагируют на малейший шелест листвы. Заяц поедает травы, кору деревьев, забегает на огороды. Обитает на заросших полынью и другим высокими травами пустырях, в кустарниках, на лугах и лесных опушках.

Медуница неясная
травянистый многолетник с прямостоячим стеблем 30 см. Листья длинночерешковые шершавые, покрыты пушком. Цветки-колокольчики в течение цветения кроме малиновых появляются и синие и фиолетовые. Цветет в апреле-мае.


Слайд№16

Таким образом, чтобы гуляя в парке, слышать пение птиц или увидеть выбежавшего из кустов зайца, покормить с ладошки белочку или синичку и ведется «Красная книга» которая является целью сохранения и восстановления животного и растительного мира.

Слайды 17-18

Организации, которые защищают редкие виды растений и животных.


Слайд №19

Про Красную книгу

Хохлова Светлана

Еду по России –
Рощи да поля.
Велика, красива
Русская земля.

Вижу - щит дорожный,
а на нём слова:
Люди, осторожно –
Редкая трава!

Надпись под картинкой
Требует учесть,
Что сия былинка
В Красной книге есть.

Рядом деревушка –
Тишина, покой…
Никого в избушке,
Никого – в другой…

Припишу курсивом
На щите в ответ:
Жителей России
В Красной книге нет.


  1. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.


-Во всем мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках, национальных парках, зоопарках.

Работа в группах.

Далее класс делится на 2 команды.

Задание для команды№1: объяснить значение слов заповедник, национальный парк.

Задание для команды №2: объяснить значение слов заказник, зоопарк.


Ответы учащихся

Заповедники – это участок дикой природы, на котором охраняются все природные объекты. Здесь запрещена какая-либо хозяйственная деятельность людей, сбор грибов, ягод, лекарственных растений, запрещена охота, рыбная ловля. В заповедниках ведётся научно-исследовательская работа.

Национальные парки – это природный музей под открытым небом. Места отдыха и туризма. Это также охраняемая территория. В древности устраивались псовые гонные охоты на лосей. И в нашем лесу обитает этот лесной великан. Местные охотники заготавливают корм и раскладывают его в лесу в зимнее время.

Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений.

Зоопарки – это убежища для редких, исчезающих животных.

Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу?
– А что вы можете сделать для охраны природы?

Сформулируйте правила поведения в природе.

  1. Не повреждай кору деревьев.

  2. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

  3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

  4. Береги лягушек, жаб, головастиков.

  5. Не лови диких животных и не уноси их домой.

  6. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

  7. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

  8. Не шуми в лесу.

  9. Не ломай ветки деревьев и кустарников.



  1. Физминутка. Четыре стихии.



http://easyen.ru/?_openstat=0KTQsNC50Lst0YHRgdGL0LvQutCwOzs7



  1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Стр.26 №1,2. С помощью учебника сформулируйте и запишите определение (Красная книга- это…). Подписать названия животных из Красной книги, проверить себя по учебнику.


  1. Итог урока. Рефлексия.


Мы познакомились с Красной книгой Москвы, узнали о некоторых исчезающих видах животных.

Для чего была создана Красная книга?
– Как вы думаете, для чего нужно знать растения и животных, занесённые в Красную книгу?
– Какие животные и растения, находящиеся в Красной книге вам запомнились?

И закончить наш урок я хочу стихотворением

Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение о растениях или животных занесённых в Красную книгу ( по выбору).





Используемая литература:

1.     Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера, 2003.-

2.     Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества).1-11классы./Авт.-сост. С.В.Шевченко и др. - Волгоград: Учитель,2003.

3.     Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.- Волгоград: Учитель,2007.

4.     Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.- 4-11 классы.- М.:5 за знания,2005.

5.     Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2005.

6.     Бианки В.В. Лесная газета /Художник В.Курдов.- Л.:Дет.лит., 1990.

7.     Бианки В.В. Рассказы/Художник Е.Подколзин.-М.: Стрекоза, 2008.

8.     Сладков Н. Сорочьи тараторки. Рассказы и сказки./Художники А.В. Коковкин, Т.Н. Чурсинова.- Санкт-Петербург: Изд-во «Тимошка», 1997.




































Конспект по окружающему миру на тему: "Красная книга Москвы" 4 класс УМК "Школа России"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок содержит разделы:
1. Что такое Красная книга (общие сведения).
2. Горностай, орешниковая соня, ёж, красный волк, сивуч, беломордый дельфин, манул - животные Красной книги Москвы.
3. Исчезающие виды животных и растений в лесопарке "Сокольники": Длиннохвостая неясыть, Водяная полевка (крыса), Бекас, Ветреница лютиковая, Заяц-русак, Медуница неясная.
4. Организации, которые защищают редкие виды растений и животных.
5. Стихотворение Светланы Хохловой "Про Красную книгу".
6. Выводы.
Урок содержит краеведческий материал ( лесопарк "Сокольники"),материал может быть использован на уроке окружающего мира и во внеурочной деятельности ( классный час).

Автор Ладилова Елена Вячеславовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1233
Номер материала 18068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓