Главная / Обществознание / Конспект по обществознанию на тему "Глобальные проблемы современности"

Конспект по обществознанию на тему "Глобальные проблемы современности"

Урок по обществознанию в 10 классе.

Глобальные проблемы современности.

Дебаты между сторонниками глобализации и противниками глобализации.

Цель урока:

Познакомить учащихся с основными глобальными проблемами современности, с позициями сторонников глобализации современного мира (Дж. Сороса, Д. Бхагвати) и противников (И. Валлерстайна, А. В. Бузгалина, А. И. Колганова) - антиглобалистов на основе изучения и анализа источников - материалов СМИ, научно-популярных статей учёных-социологов Хачатуряна В. М., Чижевского А. Л., Шутова Д. А.

Задачи урока:

- формирование понимания актуальности и значимости взаимосвязи и взаимообусловленности глобальных проблем современности;

- формирование представления о сущности спора сторонников и противников глобализации;

- формирование компетентностей критического мышления учащихся, научного подхода в понимании обществоведческих проблем, работы с источниками, сбора и анализа материалов из различных источников, коммуникации и сотрудничества, ведения дебатов, групповой деятельности.

Тип урока.

Урок применения знаний и формирования компетентностей учащихся.

Форма урока.

Урок – ролевая игра «Дебаты».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Современный мир многообразен, но он становится всё более взаимосвязанным и взаимозависимым в силу происходящего процесса глобализации. Люди планеты Земля всё больше осознают себя как единую общность, каждый член которой связан с другими людьми тысячами нитей.

В XX веке мир менялся как никогда быстро. Уже в 1913 году французский писатель Шарль Пеги заметил: «Со времён Иисуса Христа мир изменился меньше, чем за последние 30 лет». Понятно, что после 1913 года изменения в мире происходят ещё стремительнее. И вместе с этими изменениями зарождался и развивался процесс глобализации.

Мы присутствуем в зале, где состоятся дебаты между сторонниками и противниками глобализации.

Для подготовки к уроку ребята выполнили опережающие задания, предварительно познакомившись с источниками, научной и научно-популярной литературой по теме: «Глобальные проблемы современности».

2. Команды спикеров выступают в роли сторонников и противников глобализации.

3. Первые спикеры приводят аргументы – факты и научные доказательства положительного влияния на развитие человечества глобальных процессов.

4. Вторые спикеры приводят доказательства выдвинутых аргументов об отрицательном воздействии глобализации на современный мир.

5. Третьи спикеры отражают понимание этой проблемы в современной исторической науке и социологии.

6. Судьи выявляют сильные и слабые стороны каждой из представленных точек зрения, делают вывод о том, какой подход им кажется наиболее обоснованным.

7. Остальные учащиеся могут задавать вопросы спикерам, в конце урока проголосовать цветными фишками за понравившуюся команду спикеров.

8. Подведение итогов урока.


Регламент игры.


Порядок выступлений

Спикер

Время выступления

Роль спикера

1.

Первый спикер команды сторонников глобализации (СГ1)

6 мин.

- Заявляет позицию своей команды.

- Объясняет ключевые понятия темы выступления.

- Выдвигает все аргументы, затрагивающие важные аспекты положительного влияния глобализации.


2.

Третий спикер команды противников глобализации (ПГ3) задаёт вопросы СГ1.

3 мин.

- Задаёт вопросы с целью принизить значение аргументов СГ1.

- СГ1 отвечает на вопросы.

3.

Первый спикер команды противников глобализации (ПГ1)

4 мин.

- Заявляет позицию своей команды.

- Объясняет ключевые понятия темы выступления.

- Выдвигает все аргументы, затрагивающие важные аспекты отрицательного воздействия глобализации.

4.

Второй спикер команды социалистов (ПГ2)



4 мин.

- Объясняет ключевые понятия темы выступления.

- Выдвигает все аргументы, затрагивающие важные аспекты отрицательного воздействия глобализации.

5.

СГ3 задаёт вопросы ПГ1 и ПГ2

3 мин.

- Задаёт вопросы с целью принизить значение аргументов ПГ1 и ПГ2.

- ПГ1 и ПГ2 отвечают на вопросы.

6.

Второй спикер команды сторонников глобализации (СГ2)

5 мин.

- Усиливает защиту сторонников глобализации помощью аргументов и фактов.

7.

ПГ 2 задаёт вопросы СГ2

3 мин.

- Задаёт вопросы с целью принизить значение аргументов СГ2.

- СГ 2 отвечает на вопросы.

8.

Четвёртый спикер команды сторонников глобализации (СГ 4)

5 мин.







- Усиливает защиту процесса глобализации с помощью аргументов и фактов проявления положительного воздействия глобализации на общество.

9.

Итоги дебатов

7 минут

Результаты дебатов озвучивают судьи. Свое мнение высказывают зрители























Документ № 1.

Д. А. Шутов. Глобализация, интернационализация, интеграция. – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007, № 4, с. 63-66.


В широком смысле глобализацию можно определить как одну из основных характеристик социально-исторического развития. Закономерным результатом этого развития может быть появление «глобальной общности».

Глобализация в значительной мере тождественна самому историческому процессу, поскольку до сих пор развитие человечества в общем и целом шло по пути прогресса.

В философской литературе под прогрессом обычно понимается развитие от более простых форм организации к более сложным. Прогресс прослеживается во многих аспектах человеческой деятельности: технике, технологии, общественных отношениях, социальных институтах и т. д.

Социальное пространство расширяется, а отношения людей внутри его усложняются. Если сегодня человечество делится на народы и нации, то логично утверждать, что это – не вершина и не конец эволюции, а лишь очередная промежуточная стадия, за которой последуют другие. Можно предположить, что следующей господствующей формой общности будет некая наднациональная структура, территориально охватывающая либо всю планету, либо крупный регион.

Современные интеграционные процессы в масштабах планеты также получили название «глобализация».

В узком смысле под глобализацией следует понимать нынешний этап развития человечества, который пришёл на смену периоду «холодной войны», базируется на достижениях современной информационной революции, начавшейся в 1970-е гг.

Современная глобализация протекает в капиталистической форме.

Глобализация – это усиление взаимозависимости и взаимосвязи частей мира, иначе говоря, она представляет собой всемирную интеграцию и интернационализацию мирового хозяйства, т. е. мировой экономики.

Это качественный скачок в развитии человечества. Глобализация подразумевает относительную однородность общественных систем разных стран.

Сегодня процесс глобализации находится в начальной стадии своего развития.







Документ № 1.

Кандидат исторических наук МГУ им. М, В. Ломоносова В. И. Бартенев. «Война с терроризмом»: опыт администрации Р. Рейгана. – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2009, № 6, с. 3-12.

Сегодня проблема терроризма – одна из самых серьёзных угроз международной безопасности. Резкое повышение рейтинга этой проблемы стало прямым следствием крупнейших в истории терактов, произошедших в США 11 сентября 2001 года. Организованные «Аль-Каидой» атаки потребовали от США быстрого и решительного ответа, и он не заставил себя ждать. Представив теракты как «акт войны», США реализовали закреплённое в Уставе ООН право государства на применение силы в целях самообороны, администрация Джорджа Буша-младшего объявила «глобальную войну с терроризмом».

Первым из американских президентов, предложивших «войну с терроризмом» был Рональд Рейган. В 1981 году он пришел к власти в США и обещал осуществлять «быстрое и эффективное возмездие», т. е. применение силы против организаторов терактов в отношении американских граждан.

«Первая война с терроризмом» связана с поддержкой террористической деятельности исламских организаций государствами : Ираном, Ливией, Сирией, Южным Йеменом, Ираком.

4 ноября 1979 года в Иране были взяты в заложники сотрудники американского посольства. Дипломатический кризис продолжался 444 дня. 27 января 1981 года заложники вернулись в США. На церемонии в честь возвращения заложников Р. Рейган пообещал: «Пусть террористы знают, что, когда нарушаются нормы международного права, нашей политикой будет быстрое и эффективное возмездие». Госсекретарь А. Хэйг поспешил заявить: «Во внешней политике новой администрации международный терроризм займет место проблемы прав человека, ибо является высшим проявлением нарушения этих самых прав».

В 1980-е гг. организаторами терактов против граждан европейских стран и США были Корпус стражей исламской революции , «Хезболла» и «Исламский Джихад» (Иран), группа Абу Нидаля (Палестинское движение сопротивления, получавшее поддержку из Сирии и Ливии). Эти организации устраивали массовые теракты в Ливане, Кувейте, осуществляли захваты пассажирских судов в Средиземном море и самолётов. 27 декабря 1987 года группы вооружённых боевиков ворвались в здания аэропортов Вены и Рима и расстреляли пассажиров. Погибли 18 человек и более 100 были ранены.

США в ответ полностью прекратили торговлю с Ливией, запретили выезд в эту страну американских граждан, заморозили ливийские активы в американских банках. 15 апреля 1986 г. американские ВВС подвергли бомбардировке объекты «террористической инфраструктуры» в Триполи и Бенгази в Ливии. В ответ по базе США на итальянском острове Лампедуза ливийцы выпустили несколько ракет.

«Первая война с терроризмом» закончилась призывом лидеров стран Западной Европы сесть за стол переговоров, вернуть дискуссию в дипломатическое русло.


Документ № 2.

О конституционно-демократической партии народной свободы. Из книги: И. И. Долуцкий. Отечественная история. XX век. Часть 1: Учебник для X кл. сред. шк. – М.: Мнемозина, 1994, с. 68-69.


Программа Партии народной свободы (конституционно-демократической партии - КДП). Выработана съездом партии в октябре 1905 г.

«1. Права граждан: равенство перед законом без различия пола, вероисповедания, национальности. Свобода совести и вероисповедания. Воля каждого высказывать устно и письменно свои мысли и распространять их. Упразднение цензуры. Право устраивать собрания, составлять союзы, общества. Неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижений, отмена паспортной системы. Право культурного самоопределения для сохранения языка и культуры каждой народности, русский язык общегосударственный.

2. Государственный строй: конституционное устройство, народное представительство в виде одной или двух палат, всеобщее, равное, прямое избирательное право и тайная подача голосов. Развитие местного самоуправления, автономия Польши и Финляндии.

3. Суд: несменяемость, независимость, гласность суда; равенство всех перед судом; суд присяжных, состязательный процесс, защита на предварительном следствии, отмена смертной казни.

4. Аграрное законодательство: отмена выкупных платежей, увеличение площади землепользования крестьян государственными, удельными, монастырскими землями и отчуждением за счёт государства частновладельческих земель в потребных размерах по справедливой (не рыночной) оценке.

5. Рабочее законодательство: свобода союзов и собраний, право стачек. Восьмичасовой рабочий день, охрана труда, государственное страхование от болезней и несчастных случаев.

6. В просвещении: всеобщее, обязательное, бесплатное начальное образование; преемственность школ разных ступеней, рост числа учебных заведений, развитие профессионального образования, свобода преподавания.»







Документ № 3.

Программа Российской социал-демократической рабочей партии. Принята на II съезде РСДРП в 1903 г.

«Развивающийся капитализм создаёт во всём мире материальную возможность замены капиталистических производственных отношений социалистическими, т. е. социальной революции, которая представляет конечную цель всей социал-демократии как выразительницы классовых интересов пролетариата.

Заменив частную собственность на средства производства общественною и введя планомерную организацию общественно- производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и положит конец всем видам эксплуатации.

Необходимое условие этой социальной революции – диктатура пролетариата, которая позволит ему подавит всякое сопротивление эксплуататоров. Социал-демократия во всём мире организует пролетариат в самостоятельную политическую партию, руководит его классовой борьбой. В силу особенностей развития России ближайшие политические задачи РСДРП:

  1. Низвержение самодержавия и замена его демократической республикой, конституция которой обеспечит самодержавие народа, всеобщее, равное, прямое избирательное право для всех 20-летних, тайное голосование, 2-годичные парламенты, жалованье народным представителям.

  2. Неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижений, промыслов, уничтожение сословий и равноправие всех граждан, право получать образование на родном языке, введение родного языка наравне с государственным.

  3. Право на самоопределение за всеми нациями.

  4. Замена постоянного войска всеобщим вооружением народа.

  5. Выборность судей.

  6. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

  7. Даровое и обязательное общее и профессиональное образование до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счёт государства.

  8. 8-часовой рабочий день, запрет сверхурочных, ночного труда, детского труда, забота о работающих женщинах; государственное страхование рабочих; запрет штрафов, охрана труда.

  9. Отмена и возвращение выкупных платежей, конфискация для этих целей монастырских, удельных имений, обложение особым налогом землевладельцев-дворян; учреждение крестьянских комитетов для возвращения отрезков.

Осуществление указанных преобразований достижимо лишь путём низвержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, свободно избранного всем народом.»

Документ № 4.

Программа партии социалистов-революционеров. Принята I съездом партии в январе 1906 г.

«Современная Россия входит во всё более тесную связь с передовыми странами цивилизованного мира, сохраняя при этом ряд особенностей.

Социальный прогресс человечества выражается в установлении общественной солидарности и всестороннем и гармоническом развитии человеческой личности. Его условие – рост власти человека над естественными силами природы в соответствии с ростом потребностей. В современном буржуазном обществе этот рост осуществляется не на началах планомерно организованного общественного хозяйства, а на основе частной собственности на средства производства, поэтому современному хозяйственному развитию присущи присущи отрицательные стороны: анархия производства и кризисы, бедствия и необеспеченность рабочих масс, власть денег, своекорыстная борьба всех против всех за существование. Но развитие коллективных форм труда всё-таки происходит. В этом положительная сторона современного хозяйственного развития, которая подготавливает некоторые элементы для будущего социалистического строя.

Изживая всё своё былое прогрессивное содержание, буржуазный строй ведёт к полному вырождению господствующих в нём классов, отталкивая от себя лучшие умственные и моральные силы в противоположный лагерь угнетённых и эксплуатируемых, который сплачивается в борьбе во имя полной экономической, политической, духовной эмансипации. Наиболее последовательным выражением этого движения является социализм.

Социализм ведёт к тому, чтобы все слои трудового эксплуатируемого населения, от промышленного пролетариата до трудового крестьянства, осознали себя единым рабочим классом, подчиняли все свои задачи великой задаче социально-революционного переворота. Его программа: обобществление труда, собственности, хозяйства через экспроприацию капиталистической собственности, уничтожения деления общества на классы, планомерная организация всеобщего труда на всеобщую пользу. Это предполагает полную победу рабочего класса, организованного в социально-революционную партию, над самодержавием, и, в случае надобности, установление его временной революционной диктатуры. Вся тяжесть борьбы с царизмом падает на пролетариат, трудовое крестьянство и революционно-социалистическую интеллигенцию.

До полной победы П. С. Р. борется за:

  1. Свободу совести, слова, собраний, печати и союзов, свободу стачек; неприкосновенность личности и жилища; всеобщее и равное избирательное право с 20-летнего возраста, прямые и тайные выборы. За установление на этих началах демократической республики с широкой автономией областей и общин и федеративными отношениями между национальностями; признание права на самоопределение; прямое народное законодательство (референдум и инициатива), выборность, сменяемость и подсудность всех должностных лиц; введение родного языка во всех учреждениях; обязательное, равное, светское, бесплатное образование, уничтожение постоянной армии и замена её народным ополчением.

  2. 8-часовой рабочий день, заработную плату по соглашению между органами самоуправления и профсоюзами рабочих, государственное страхование, охрану труда, особенно женщин и подростков.

  3. Социализацию земли, т. е. изъятие её их товарного оборота и обращение из частной собственности в общенародное достояние без выкупа. Это значит, что все земли поступают в ведение органов народного самоуправления, пользование землёй должно быть уравнительно- трудовым, недра земли остаются за государством. В поземельных отношениях П.С.Р. опирается на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства и на убеждение его, что земля ничья и право пользования ею даёт лишь труд.

Партия, ведя борьбу с самодержавием, агитирует за созыв Учредительного собрания на указанных выше началах для переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, личных свобод и защиты интересов труда.»


Список используемой литературы.

1. «Война с терроризмом»: опыт Администрации Р. Рейгана. – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2009, № 6, с. 3-12.

2. Дорошина О. А. Изучение темы «Глобальные проблемы современности». – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007, № 4, с. 45-47.

3. Итоговая конференция по проекту Совета Европы. – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007, № 2, с. 63-66.

4. Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 192 с.

5. Люкшин Д. И. Уроки американского. – «Родина», 2002, № 3, с. 8-13.

6. Попова Л. В. Урок обществознания «Мир в начале III тысячелетия». – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007, № 4, с. 48-51.

7. Хачатурян В. М. Цивилизации в современном мире. – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2008, № 6, с. 3- 8; № 7, с. 3-8.

8. Чижевский А. Л. Психические «эпидемии» и солнечные «взрывы». – Родина, 1992, № 4, с. 28-33.

9. Шелюбская Н. В. Европейский Союз на пороге третьего тысячелетия. – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2001, № 3, с. 2-7.

10. Шутов Д. А. Глобализация, интернационализация, интеграция. – «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007, № 4, с. 63-66.


Конспект по обществознанию на тему "Глобальные проблемы современности"
  • Обществознание
Описание:

Урок по обществознанию в 10 классе в форме ролевой игры -

дебатов между сторонниками глобализации  и противниками глобализации. По типу  - урок применения знаний и формирования компетентностей учащихся.

Целью урока является ознакомление учащихся с основными глобальными проблемами современности, с  позициями сторонников глобализации современного мира (Дж. Сороса, Д. Бхагвати) и противников (И. Валлерстайна, А. В. Бузгалина, А. И. Колганова) - антиглобалистов на основе изучения и анализа  источников -  материалов СМИ, научно-популярных статей учёных-социологов    Хачатуряна В. М., Чижевского А. Л., Шутова Д. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Попова Ирина Геннадьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1160
Номер материала 39776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓